|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Трубное дело
Система Комплексного Снабжения «МеТриС» объединяет 15 филиалов на территории России в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Краснодар, Волгоград, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Нальчик, Тюмень. Под торговой маркой «МеТриС» в российских регионах также работают 16 представительств.
По объемам реализации труб ЗАО СКС «МеТриС» входит в тройку ведущих российских металлоторговцев, общий объем реализации металлопродукции превышает 200 тыс. тонн в год.
ЗАО СКС «МеТриС» входит в «Группу ЧТПЗ», которая объединяет ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинский цинковый завод», компанию по производству и реализации трубодеталей ЗАО «ЧТПЗ-Комплексные Трубные Системы» (входят предприятия ЗАО «Соединительные Отводы Трубопроводов», ОАО «Магнитогорский завод механомонтажных заготовок», ОАО «Завод специальных монтажных изделий»), ЗАО Торговый Дом «Уралтрубосталь», компанию по заготовке и переработке металлолома ЗАО «ЧТПЗ-Мета». В текущем году под управление Группы ЧТПЗ предполагается переход Первоуральского новотрубного завода.
В российской чёрной металлургии с середины 90-х гг. идёт процесс структурного изменения всей отрасли. Это коснулось и металлоторговых компаний: с 2001 года в этом сегменте происходит укрупнение бизнеса, сетевые металлоторговые компании занимают самые прочные позиции на этом рынке. Компания ЗАО СКС «МеТриС», созданная в конце 2002 года на базе сети региональных складов ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», представляет новый для российского рынка подход к организации продаж металлопроката и труб, основанный на опыте зарубежных торговых сервисных центров.
О развитии металлоторгового рынка корреспонденту журнала «Время Сбережений» рассказал генеральный директор компании «МеТриС» Вадим Груднев:
Вадим Юрьевич, что представляет собой сегодня российский рынок металлопроката? Какие игроки действуют на рынке?
Картина достаточно прозрачная. Крупнейшие игроки Сталепромышленная компания, Брок-Инвест-Сервис, Дипос. Помимо крупных компаний присутствует несколько тысяч средних и мелких региональных оптовиков, у которых есть свои сильные стороны это прежде всего знание тонкостей местного рынка. На рынок выходят и западные компании: полгода назад один из крупнейших западных производителей ТhyssenKrupp основал в России свой торговый дом.
Что должна предложить компания, подобная Вашей, чтобы занять нишу на региональных рынках?
В первую очередь, это высокая эффективность работы с клиентом, комфортные условия самого процесса сделки; быстрая отгрузка, широкий спектр услуг от сервиса до инжиниринга, конкурентные цены, качество. Ну и нацеленность на будущее.
Как показывает опыт развития мировой металлоторговли, рано или поздно простая «перепродажа» металла уходит на второй план. Нужны качественные изменения в этом бизнесе. На западе конечному потребителю металлопродукции и в голову не придет обратиться напрямую к производителю. По всему миру торговля металлом осуществляется через сервисные металлоцентры (СМЦ). СМЦ объединяет в себе функции склада, производства и розничного магазина. В большей части западные СМЦ ориентированы на производство, включающее переработку металла: там не принято, например, чтобы автомобильный завод закупал металл, делал из него заготовки, штамповал детали. Западные СМЦ на собственных производственных площадях и собственном оборудовании изготавливают «полуфабрикат» практически готовые детали. Доставляют металл уже не на склад, а непосредственно в производственное подразделение и именно в тот момент, когда деталь должна быть введена в производственный цикл металлообрабатывающего предприятия (так называемый принцип «just in time»).
У нас пока действует схема, практиковавшаяся во времена СССР, когда каждое предприятие имело полный цикл переработки: транспортный цех, токарный и так далее... Эти мощности никуда не ушли, поэтому предприятия стараются использовать их, а не задействовать СМЦ. И на сегодняшний день в странах СНГ сервисных металлоцентров практически нет.
А в перспективе?
Появление СМЦ в России вопрос времени. Наш рынок должен быть готов воспринять это явление, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения принятой ментальности. Прежде всего, к заводам-изготовителям должно прийти понимание того, что надо отдавать большую часть продукции на переработку сторонним организациям, что самим этим заниматься неэффективно. Второе подобных сервисных металлоцентров должно быть несколько, они должны конкурировать между собой, чтобы потребитель мог выбрать поставщика услуг исходя из цены, качества, сроков поставки. Должен возникнуть рынок СМЦ.
Так как в реальности должен выглядеть СМЦ?
На площадке с нуля строится складской производственный комплекс, который позволяет предприятию, нуждающемуся не только в черном металлопрокате и трубах, но и в каких-либо металлоконструкциях, оформить заявку и получить через определенное время уже готовую конструкцию. В идеале это должно делаться еще на стадии формирования проекта мы предлагаем инжиниринговые услуги по выбору металлоконструкций в соответствии с условиями применения и производим их под конкретный проект.
На ваш взгляд, когда в России рынок СМЦ будет создан, цены вырастут или снизятся? Или здесь выгода будет определяться в иных категориях?
Сложно сказать. Для потребителя, естественно, это будет выгоднее иначе никто на это и не пойдет.
Кстати, говоря о потребителе: каков портрет вашего среднестатистического клиента?
Мы работаем на рынке разовых продаж еще он называется спотовым, большей частью он состоит из мелких снабженческих организаций. Наш непосредственный клиент заводы металлоконструкций, строительные организации, частные лица, ЖКХ, государственные, муниципальные службы.
В вашем бизнесе есть сезонность?
Обязательно. Это связано с климатом большая часть продукции идет на строительство, имеющее сезонный характер. Зимой происходит спад, летом начало роста, осенью его фиксация первые признаки спада. В бюджетных организациях в первом полугодии идет принятие финансового плана, затем его наполнение и процедурное выполнение. Поэтому в нашей работе важны два фактора: сезонно-климатический и бюджетно-финансовый.
За счет чего вы достигли сегодняшнего уровня? Есть ли у вас какая-то продукция, имеющая уникальный статус, поставляемая на рынок только вами?
Рынок металлоторговли достаточно прозрачен с точки зрения сортамента, никаких специфических продуктов мы не продаем. В то же время, мы стараемся предоставить всю линейку поставляем большую часть того сортамента труб, который есть в России. Наше конкурентное преимущество зона покрытия. Мы можем доставить товар в любую точку России, непосредственно со своих складских площадей, так как имеем в наличии достаточно большой товарный запас. Человеку не нужно размещать заказ на заводе-изготовителе и ждать месяц или два; мы можем мобильно загрузить требуемые материалы, изделия из нескольких филиалов.
«МеТриС» занимается универсальным спектром продукции. Это листовой металл, сортовой прокат арматура, труба разных сортаментов, диаметров и т.д. Попутно мы продаём переходы, фитинги, метизы, проволоку... Вскоре мы готовим расширение перечня строительных материалов в сторону неметаллической части. Сейчас отслеживаем современные технологии в этом направлении.
А если говорить в общем: изменилось ли производство труб в течение последних, скажем, 50 лет? И составляют ли современные пластиковые трубы конкуренцию основному виду вашей продукции?
Конечно, все меняется, как и в любой индустрии. Трубы это инвестиционный товар, к нему предъявляются повышенные требования, диктуемые временем, географическими условиями, экологической безопасностью, чем угодно соответственно, под эти потребности меняются и технологии. Есть полимерные покрытия, разные сплавы и т.д. Что касается пластиковых труб, то они не являются конкуренцией металлическим. В системе строительства есть утвержденные нормы, СНИПы, в которые заложена определенная продукция, их никто не имеет право менять. В тех областях, где идет наибольшее потребление ЖКХ, строительство жилых и нежилых помещений там конкуренции металлическим трубам нет. И пока значительных изменений в этой ситуации мы не предвидим.
Кредиты оказывают самое непосредственное влияние на развитие любой компании: идут на пополнение оборотных средств, на поддержку товарного запаса, на инвестиции в оборудование и многое другое. Чем обусловлен выбор Сбербанка России в качестве стратегического партнера?
Сбербанк России это финансовая структура, имеющая широкую филиальную сеть, охватывающую все регионы перспективного присутствия компании. Планы у нас серьезные, соответственно и потребности в ресурсах серьезные, поэтому, надеемся, что наше взаимовыгодное сотрудничество со Сбербанком будет продолжаться. Сейчас осуществляется перевод оборотов денежных средств большинства наших филиалов на расчетный счет Сбербанка. Интересны операции по факторингу, хотелось бы поработать в этом направлении.
Всегда считалось, что российский трубопрокат занимает одно из самых значимых мест в мире… Каким вы видите будущее российского рынка труб?
И сейчас это так. Отечественное трубное производство обеспечивает на 100% российские потребности и осуществляет поставки на экспорт. Это растущий рынок, у него огромный потенциал. Но любой игрок отдает себе отчет в том, что ситуация на рынке меняется. Например, помимо продажи черного проката, есть спрос на трубы из нержавеющей стали, которые в России пока не производятся, либо производятся, но не того качества. На этом основано наше желание присматриваться к рынку, развиваться дальше, предлагать потребителю комплексные решения. Мы смотрим в будущее с оптимизмом. В идеале мы стремимся создать сеть сервисных металлоцентров по России, в этом направлении рассчитываем бизнес-планы, развиваем сотрудничество со Сбербанком.
|