|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
С картой на кассу
Основной инструмент привлечения клиентов – цены. Договориться с поставщиком, сбросить хоть на чуть-чуть (599 уже не 600), всегда заботиться об ассортименте и улыбаться. Постоянный клиент обеспечен. Опять же качество товара/услуги не должно страдать. Вот дело завертелось, но рано или поздно потребуется придумать что-то новое, чтобы любимый постоянный клиент не устал от улыбок. Сервис - значит, надо угодить. А люди все разные, разные желания и привычки, и требования с каждым днем все выше. Хочет клиент – самообслуживание – пожалуйста. Пакетик там фирменный, скидку к празднику, дисконтную карту. Это для постоянных клиентов, а для тех, кто зашел случайно, приехал на отдых или по делам? Вчера из столицы или из-за границы – упустить таких клиентов никак нельзя. На то она и сфера обслуживания, чтобы каждому по потребности “плюс” угадать, что еще нужно человеку, о чем он пока не подозревает. И часто бывает так, кто платит – тот заказывает музыку и… форму оплаты.
Современные гостиницы, магазины, автосервисы при том количестве пластиковых карт, которым сегодня обладает население, даже не находясь в туристическом центре, просто обязаны предлагать клиенту возможность оплаты услуг по банковской карте, безналично. Давно известный факт, что с картой клиент предрасположен к большим тратам – посидеть подольше в ресторане, прикупить подарки и жене, и секретарю, и спортивному инструктору. И в поездках народ вполне обосновано не любит рисковать наличными.
Если концепция вашей торговой или сервисной фирмы и клиентская база предполагают оказание услуг класса VIP, продажу дорогостоящих товаров, круглосуточную работу и т.п. – организовать прием карт необходимо. Чтобы ваши двери и кассы украсились пестрыми и радующими взгляд любого владельца карты стикерами платежных систем, первым делом следует определиться с банком, которому вы доверите реализацию этого процесса. На языке специалистов называется он – торговый эквайринг. И включает следующие пункты, на которые следует обратить внимание, принимая решение.
Разумеется, этот сервис платный – то есть торгово-сервисная точка платит банку за предоставление услуги эквайринга комиссию от объема проведенных с картами сделок. Понятно, комиссию выбирают пониже. Но главное - сроки возмещения банком денежных средств, списанных с карточных счетов, должны быть минимальны. В Среднерусском банке Сбербанка России предлагаются следующие условия: деньги по операциям с картами поступают на счет предприятия не позднее следующего рабочего дня при передаче данных в банк до 19 часов текущего дня, не позднее двух рабочих дней при передаче данных в банк после 19 часов текущего дня.
Затем идет бесплатная установка и техническое обслуживание электронных терминалов и бесплатное обучение персонала вашей организации. Специалисты банка должны проконсультировать вас по всем техническим вопросам и выбрать наиболее подходящую модель оборудования. Наибольший интерес представляет возможность работы с картами международных платежных систем VISA International, Europay International и American Express – они самые распространенные. То есть необходимо устройство для приема карт с магнитной полосой. Не следует забывать и о будущем: платежные системы недавно начали внедрять карты, основанные на микропроцессорной технологии, на период смены технологического решения полоса и чип будут соседствовать на карте для облегчения жизни владельцев и торгово-сервисных предприятий.
Кроме того, немаловажен критерий надежности банка, который в случае с торговым эквайрингом надо понимать еще и как простоту связи с банком в любое время дня и ночи, когда бы не возникли вопросы у вас или вашего клиента. В Сбербанке России в режиме “горячей линии” работает круглосуточная бесплатная служба помощи, которая решает возникающие вопросы владельцев карт по их использованию и консультирует работников торгово-сервисной сферы, проводящих операции с картами.
Нелишним будет и то, что банк за свой счет разместит информацию о вашей фирме в СМИ и на своем сайте, и кроме того, снабдит вас информационными материалами и теми же стикерами.
Среднерусский банк Сбербанка России уже несколько лет работает с эквайринговыми проектами, опыт позволил отработать технологию и сократить до минимума сроки возмещения денежных средств по проведенным операциям на счет предприятия. Банк работает с крупными торговыми центрами и ритейловыми сетями, с предприятиями малого бизнеса и разных специализаций.
Одним из направлений деятельности является обслуживание гостиничного бизнеса. Ситуация, сложившаяся в регионе, подчеркивает необходимость внедрения приема карт к оплате в местах отдыха, в отелях, развлекательных центрах. Часто подталкивает внедрение эквайринга предпринимательская активность, создание новых производств с привлечением иностранных инвестиций, специалистов и управляющего звена из головной компании, из центра или соседних областей. Как это случилось в Калуге, где гостиницы “Приокская”, а затем “Ташир” перешли на прием банковских карт после анализа пожеланий клиентов. Сейчас уже нет ничего необычного в том, что человек предпочитает жить за границей, а дело имеет у нас, но обременять себя недвижимостью ради дежурных поездок на свои производственные площади не хочет, предпочитая гостиничный сервис и безналичную оплату.
Одна из лучших гостиниц Твери, отель “Оснабрюк” был построен в 1998 году. Первый терминал Сбербанка России в нем установлен в 2001. В 2003 году эта гостиница стала победителем совместного конкурса Среднерусского банка Сбербанка России и международной платежной системы VISA. Тогда призами были отмечены 6 организаций Тверской области, которые активно принимают к оплате банковские карты. Кстати, отель “Оснабрюк” – единственное предприятие торгово-сервисной сети региона, где клиенты могут расплатиться пластиковыми картами сразу трех систем - VISA, MasterCard, American Express. В отеле установлено 3 банковских терминала. Два из них обслуживают клиентов расплачивающихся за проживание в гостиничном комплексе, один расположен в ресторане. По словам заместителя генерального директора ОАО “Отель “Оснабрюк” Натальи Лазаревой, наибольшее количество операций по банковским картам проходит через терминалы расположенные в отеле. Наталья Лазарева считает, что несмотря на то, что в 1998 году “Оснабрюк” стал одним из первых региональных предприятий, где был установлен банковский терминал, и система эквайринга в Тверской области только начинала работать, проблем с обслуживанием пластиковых карт у сотрудников отеля не было. Его работники сразу почувствовали все удобства приема к оплате пластиковых карт. Например, администратор, принимающий платеж, не возится со сдачей и не считает деньги, более того, он полностью застрахован от приема поддельных купюр.
Система торгового эквайринга в Новомосковске (Тульская область) действует с 1999 года. Одной из первых организаций, начавших практику принятия банковских карт для оплаты приобретаемых товаров, стала Новомосковская сеть автозаправочных станций “Пентол” (ПБОЮЛ Новиков Валерий Викторович). Руководство “Пентола” с самого начала было заинтересовано в развитии этой услуги на своих автозаправочных станциях и принимало самое активное участие в ее популяризации среди жителей и организаций г.Новомосковска. В настоящее время 5 заправочных комплексов под маркой “Пентол” оборудованы торговыми терминалами и принимают к оплате как международные пластиковые карты, так и микропроцессорные карты “Сберкарт” Сбербанка России. Торговый оборот по картам, эмитированным Сбербанком России, составляет здесь около 500 тысяч рублей ежемесячно.
- Я считаю, что торговый эквайринг – безусловно необходимая услуга на автозаправочной станции, - говорит управляющий “Пентола” Алексей Геннадьевич Папилов. – Благодаря ему мы сегодня соответствуем современным цивилизационным требованиям, одновременно создавая конкурентное преимущество, что привлекает к нам дополнительных клиентов, а, следовательно, увеличивает наши обороты и прибыль. Более 50-ти тысяч жителей Новомосковска и близлежащих городов являются владельцами банковских карт. Многие из них – автолюбители, то есть наши потенциальные клиенты, которых мы должны заинтересовать. Для этого всем расплачивающимся за наши услуги с помощью банковских карт мы предоставляем скидки.
Наличие скидок привлекательно не только для частных водителей, но и для юридических лиц. Основная часть наших оборотов по “пластику” обеспечивается корпоративными клиентами, многие из которых стали постоянными. Для них практика оплаты ГСМ с помощь корпоративной банковской карты - это еще и формирование более четкого контроля и улучшение системы отчетности. Тоже самое можно сказать и о нас: имея список постоянных клиентов, нам легче вести учет и планировать свою деятельность.
Сегодня многие заправки в нашем регионе практикуют торговый эквайринг, - продолжает Алексей Геннадьевич, - поэтому для “привязки” клиента требуется четкое конкурентное преимущество. Им для “Пентола” стала широкая сеть автозаправок. Для покупки бензина владельцу карты не нужно ехать на какую-то определенную АЗС: наши заправки расположены по всему городу, поэтому практически в любой его части можно с помощью карты заправиться качественным бензином. В то же время практически все наши АЗС - это не просто заправки, а торговые комплексы, предлагающие все необходимые для обслуживания автомобиля товары.
Сегодня в Новомосковске с помощью пластиковых карт можно не только заправить свой автомобиль, но и приобрести различные товары: мебель, бытовую и оргтехнику, продукты питания, канцтовары, а также воспользоваться услугами кафе. Торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, в Новомосковске уже 34. Причем некоторые, освоившие торговый эквайринг только в 2003 году, уже добились значительных успехов. Так, две организации – кафе-бар “Клеопатра” (ПБОЮЛ Ибрагим Мохаммед) и компания “Эльф-Ойл” (генеральный директор Александр Викторович Лысенко) по результатам прошлогодней совместной рекламной кампании платежной системы “Visa International” и Среднерусского банка Сбербанка России получили дипломы за особые достижения в продвижении банковских карт “Visa”.
Выводы делайте сами, а наблюдения такие…
Да, безналичные платежи предполагают аккуратность, прозрачную бухгалтерию и надежную телефонную линию. Карт в мире и в России столько, что по теории вероятности 5-6 раз за день минимум их владельцы обязательно посетят вашу фирму. Скоро молодые кадры, претендующие на то, чтобы получить работу в вашем новом магазине, прямо на кастинге поинтересуются, научат ли их здесь работать с банковскими картами. Банкоматы устанавливаются и оправдывают себя только в очень крупных универсальных торговых комплексах, где есть и кафе, и кинотеатр, и продукты, и промтовары. В другом случае они будут стоять где-нибудь на центральной и самой оживленной улице. И, наверное, не стоит рисковать потерять клиента, которые побежит снимать наличные и по дороге встретит магазин поуютнее или бизнес-ленч подешевле. Также иногда непонятно, почему достаточно демократичное по ассортименту и ценовой политике заведение, вводя торговый эквайринг по определенному типу карт, пренебрегает весьма большой аудиторией в лице держателей дебетовых карт – Maestro и VISA Electron. Кроме того, нормальным людям обычно не хочется снимать недостающую на покупку сумму в банкомате другого банка, а торговый эквайринг владельцу карты никакой комиссией не угрожает.
На сегодня в Центральной России эмитировано свыше 5 млн банковских карт. Прием карт в качестве средства платежа с течением времени становится у населения все более востребованной услугой.
|