|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Заповедник души
Поленов оказался счастливым архитектором: все, что он спроектировал, через несколько лет увидел построенным. Усадьба стала неотъемлемой частью окружающей природы, на свет появилось уникальное явление - музей-заповедник русского пейзажа. В мае 1918 года он был взят под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации. Русская культура, духовное богатство русского человека, мир его души воплотились в Поленово как нигде.
Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. О современной жизни музея, его традициях, целях, мечтах, которые хотелось бы осуществить, мы попросили рассказать его директора, заслуженного работника культуры РСФСР, вице-президента ИКОМ России Наталью Николаевну Грамолину .
- Территория музея составляет 14,1 га; включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В.Д. Поленова в конце Х I Х - начале ХХ века, усадебный парк, в котором большинство сосен было посажено его руками, и 850 га заповедника. Желанное место для будущей усадьбы художник увидел, проплывая на теплоходе со своим другом и учеником К. Коровиным в 1887 году. Усадьба построена на деньги, полученные от продажи Александру III знаменитой картины Поленова “Христос и грешница”, к написанию которой он готовился 20 лет, собирая материал в путешествиях по Сирии, Палестине, Египту, Греции.
- Все Поленовы вели просветительскую работу в округе. В усадьбу приходили крестьянские ребятишки, для которых устраивались рождественские праздники, спектакли, чаепития. С 1913 года в Страхове был создан крестьянский театр. По собственным проектам художник выстроил две школы на свои средства в соседних деревнях, одна существует до сих пор. Именно в этой страховской школе он сконструировал два класса по принципу сцены и зрительного зала. 70% ее выпускников летом работают в музее-усадьбе, водят экскурсии. Такое единение музея и окружающих, особенно детей, работники усадьбы считают очень важным.
- Мы стареем, и кто-то должен прийти к нам на смену, - говорит об этом Наталья Николаевна. - А ведь вряд ли сюда заманишь дачника. Нелегко найти человека, который хотел бы жить в деревне. Сейчас у нас работают целые династии. Это трудно, это достаточно серьезная и тяжелая работа. Наши девочки просто падают вечером, работают с величайшей отдачей.
- С помощью специалистов мы разрабатываем специальные программы, - продолжает директор музея-усадьбы. – И работаем с детьми, больными психическими, нервными расстройствами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. У нас существуют две реабилитационные программы: иппотерапия, работа с лошадьми, и экспериментальный курс арттерапии совместно с Тульским “Валеоцентром” - это общение с предметом искусства, которое помогает ребенку войти в этот мир. Я не могу сказать, что мы берем детей на излечение, иногда с двумя-тремя детьми нужно работать год или два, но если ты помог хотя бы одному ребенку, это очень важно.
- Как бы вы описали портрет человека, который сюда приезжает в последнее время?
Абсолютно среднестатистический, любой. Хотя, я вот замечаю, появляется новая “популяция” посетителей. Это те, кого можно назвать вечно влюбленными . Иногда летом, часов в 11 вечера, можно встретить целую семью. Они говорят: от Москвы к вам совсем недолго ехать, а у вас такое чудное место, река, трава, ароматы, тихо. Таких людей очень много: кто приезжает купаться; кто на весеннее цветение сакуры; кто на цветение сирени, аромат липы; кто на ландыши; сейчас мы возрождаем очень редкие у нас прекрасные горные анемоны.
Что касается экспозиции - она действительно замечательная, ее собирали четыре поколения рода Поленовых. Это и образцы русской живописи, и западно-европейской, коллекция декоративно-прикладного искусства , мебели; древнерусской классики, библиотека. Это совершенно живой дом, по которому ходишь с ощущением возвращения, может быть во что-то давно забытое. Или это приобщение к тому, о чем читал когда-то. Поленово - это всегдашняя пристань. Может быть, дело в аромате старых вещей, букетов, в той жизни, которую ведет дом, и в традициях, от которых здесь не собираются отступать.
- Если взрослый вообще хочет показать ребенку мир в его многообразии, мир, в котором люди не просто отдыхают, а что-то создают, обогатить духовно своего ребенка - надо приезжать в Поленово, - уверена Грамолина. - Детям здесь особенно интересно - они могут поработать на конюшне, им разрешат поухаживать за лошадьми или пони. Ребенок может пойти покосить сено, поработать в музее, пойти в мастер-класс и посмотреть, что он может сделать своими руками - ему дадут расписать матрешку, слепить филимоновскую игрушку. Если же он будет приезжать каждую неделю , он сможет увидеть совершенно различные виды народного мастерства, которые только есть - и гончарное дело, и плетение из лозы, и картины на бересте, вышивку, вязание крючком, батик… Со временем у нас появится так называемый биологический туризм. Или можно , например, присоединить своего ребенка к пленэрной практике, которую проводят московская и тульская художественные школы.
- Зимой ажиотаж спадает, а летом, в субботу и воскресенье бывает до 20 групп в день, - рассказывает Саша Ландина, одна из тех самых молодых экскурсоводов, работу которых высоко ценит директор усадьбы. - В летнее время у нас открыты практически все объекты.
- А какие темы экскурсий?
- Прежде всего, обзорная экскурсия по музею, несколько выставок, посвященных жизни и творчеству В.Д.Поленова, отдельная тема - Поленов и театр, художественные традиции и вообще традиции рода Поленовых. Это рассказ и о героях войны 1812 года, и об архитекторе Львов и поэте Державине, Поленовых - историках, военоначальниках, врачах. Также тема для отдельного разговора - выставочный зал, где показывают свои работы современные художники и летом, в режиме нон-стоп, идут мастер - классы лучших мастеров Тулы, Калуги, Рязани.
- У нас в мыслях очень много всего, - делится планами на будущее Н.Н. Грамолина. - Это и возрождение усадьбы Старое Бехово на месте пионерлагеря - ведь положа руку на сердце, можно сказать, что заповедник должен служить только интересам заповедника, ты приходишь сюда за этим. Хотим обязательно реконструировать бывший дом причта в деревне, за пределами усадьбы, и приспособить его под маленькую гостиницу. Ведь музей – это не только дом, в котором ходят и смотрят, это серьезное научное учреждение. Мы ведем издательскую работу, принимаем участие в различных разработках, проектах. Нам есть, о чем сказать, и мы нередко собираем здесь единомышленников на различных конференциях, “круглых столах”.
А п омимо того, что мы, говоря официальным языком, культурно-просветительское учреждение, мы еще и дом, который не может позволить себе отойти от своих традиций. Иначе мы утратим тот самый мир, который отличает наш музей от остальных. Кроме всего прочего, это заповедник. Мы взяли в нашу зону ландшафт, воспетый Поленовым в своих произведениях. В чем смысл этого заповедника? Нам важно, чтобы Поленово был оплотом стабильности, и мы стараемся достичь этого всеми возможными способами, основываясь на теперешнем, почти не работающем законодательстве. Мы стараемся встряхнуть этот закон для того, чтобы государство встало на защиту своей собственности, государственной ценности, имеющей колоссальный духовный потенциал.
Картина Поленова “Золотая осень”, которая для нас всех хрестоматийна, - это излучина Оки, поворот к Серпухову, противоположный берег – Калужский, и высокий берег - поленовский, с кладбищем и церковью, построенной по проекту самого художника. Хочется, чтобы наши дети, внуки и правнуки увидели этот пейзаж не только на картине, но и воочию. Это должно остаться. Потому руководство музея изо всех сил борется со строительством особняков на берегу Оки, и старается максимально очистить зону заповедника от всех сторонних организаций. Иначе очарование этого места пропадет. Музей действительно уникален, потому что он единственный сохранен в абсолютной чистоте. И он всегда находится в состоянии борьбы.
- Кто сейчас финансирует поленовскую усадьбу?
- Мы относимся к Министерству культуры, находимся на федеральном бюджете, плюс те небольшие деньги, которые мы зарабатываем сами. Вы можете мне сказать: культуре трудно, земли у вас много - продайте ее и сохраняйте музей. Но ведь тогда мы будем проедать все это по частям, рубить сук, на котором сидим. Или: - у вас чистая вода, почему бы не разливать ее в бутылки. Но ведь это, считай, маленький завод, внедрение в эту самую природу, в хрупкое равновесие, которое существует здесь, за которым и приезжают люди.
Я боюсь слова “спонсор”, потому что спонсор обязательно что-нибудь потребует взамен; я боюсь слова “инвестор”, потому что инвестиционная программа подгоняет любого инвестора к скорейшему возвращению средств, вложенных в какое-то дело. Такие музеи, как Поленово, ждут своих меценатов - людей, которые доросли уже до такого состояния, которое позволило бы им вкладывать деньги в интеллектуальную собственность. Мы надеемся, появятся люди, которые относились бы к своим деньгам как средству, инструменту, призванному сыграть добрую роль не только в истории одной семьи, но и в истории отечества. Вспомним, на картине Чюрлениса “Сказка королей” среди деревьев изображены два седобородых старца, которые внимательно рассматривают полусферу, целый мир, который они очень бережно держат в руках. Хотелось бы, чтобы к российской культуре относились как к маленькому миру, и охраняли бы его. Ведь это единственное, во что можно со спокойным сердцем вкладывать деньги, потому что тем самым ты служишь вечности.
И в этом смысле мне вдвойне приятно давать интервью именно Сбербанку, - признается Наталья Николаевна. - Потому что такая меценатская политика, на мой взгляд, должна быть поставлена им во главу угла. Ведь Сбербанк - народный банк, и кому как не ему осуществлять политику по поддержке нашей отечественной интеллектуальной собственности и культурного наследия?!
|