Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2004
Другие материалы номера:
Тихая охота
Сыграем в карты, господа
Персональный менеджер: скорая помощь для бизнеса
Дворец под ключ
Яхта или катер?
Дмитров: город-семья

Ступени в космос

Начало его истории можно считать зарождением отечественной ракетно-космической отрасли. 15 мая 1929 года в составе Ленинградской Газодинамической лаборатории было организовано подразделение по разработке ракетных двигателей и ракет. Его возглавил молодой В.П. Глушко. “Основной задачей при разработке ракетной проблемы является задача создания мощного и надежно действующего ракетного мотора на жидком топливе…”, писал Б.С. Петропавловский, начальник Газодинамической лаборатории. К 1931 году были изготовлены первые отечественные жидкостные ракетные двигатели – ОРМ (опытный ракетный мотор), ОРМ-1 и ОРМ-2.

В годы второй мировой войны под руководством В.П. Глушко были разработаны двигатели РД-1 и РД-1Х3 для установки на боевые самолеты в качестве ракетных ускорителей. В 1947-1953 гг. появились первые в стране ЖРД большой тяги – кислородно-спиртовые двигатели РД-100, РД-101 и РД-103, нашедшие применение в ракетах дальнего действия.

За 75 лет деятельности НПО Энергомаш разработало свыше 50 типов мощных жидкостных ракетных двигателей. С их помощью был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, работала система “Энергия-Буран”, обеспечиваются пуски практически всех современных российских ракет-носителей, а также американских ракет Atlas 3 и Atlas 5.

"Методом проб и ошибок мы быстро усвоили формулу мирового успешного бизнеса: если у тебя нет рынка – создай его, если есть – расширяй его!" – утверждает генеральный директор и генеральный конструктор НПО Энергомаш, действительный член Российской Академии наук Борис Каторгин. Успешное продвижение Энергомаша на мировой рынок ракетной техники сегодня и эффективная работа по созданию перспективных двигателей во многом являются его заслугой. Одним из самых громких событий в истории отечественной промышленности последнего десятилетия стала сенсационная победа Энергомаша в объявленном американцами тендере. Б.Каторгин рассказывает об этом достижении со скромной улыбкой:

Перебрав все страны, где наша продукция могла бы вызвать интерес, мы остановились на США. На уровне правительства нам разрешили открыть свои разработки, раньше недоступные иностранному потребителю. Лидеры мирового двигательного ракетостроения поняли, что НПО Энергомаш довольно сильно обошло их в классе двигателей для первых ступеней ракет. К нам сразу появился интерес, мы тоже начали развивать связи с партнерами. И вот в 1995 году американцы из компании Lockheed Martin объявляют тендер на разработку двигателя для новой ракеты “Атлас-3”. Мы выиграли его. Это было прорывом на высокотехнологичный рынок США. 24 мая 2000 года двигатель РД-180 совершил свой первый космический полет в составе ракеты “Атлас 3”.

За это время была проделана гигантская работа, помимо документации и сертификации надо было согласовать американские стандарты с российскими, провести испытания. На сегодня НПО Энергомаш поставило Америке 23 двигателя, 8 из которых успешно вывели на орбиты космические аппараты.

– Борис Иванович, а когда, по-вашему, легче работалось – лет 20 назад или сейчас?

Если говорить о производственной деятельности, то в 1984 году она была более легкой с точки зрения финансового обеспечения: отпускались довольно приличные средства на госзаказ, никаких задержек. Вообще, тогда нашей главной задачей было создать качественный жидкостный ракетный двигатель для первой ступени ракет – это тот, который отрывает ракету от земли. Причем создать к сроку – за этим строго следили. Сегодня сложнее – существует рынок и надо искать на нем заказы. Госзаказ сейчас практически нулевой, так что мы вынуждены искать работу по нашему профилю по всему миру. И хорошо, что правительство дало нам разрешение выйти со своей продукцией на внешний рынок. Мы знаем реальное состояние этого рынка и сумели отвоевать на нем свою, пока еще небольшую, нишу. Это обеспечивает нам доходы, за счет которых предприятие живет и платит налоги.

– А что представляет собой сегодня мировая конкурентная среда, в которой вы находитесь? И, кстати, насколько быстро происходит ее развитие?

До начала 90-х этого рынка просто не существовало – никто такими изделиями, как ракетные двигатели, на внешнем рынке не торговал, хотя бы из политических соображений. Сегодня, у нас есть конкуренты – и не только традиционные США и Франция, но и Китай, Япония, сейчас активно действует Индия, рвется в космос Бразилия. За короткое в историческом отношении время сформировался настоящий рынок космических услуг: здесь и осуществление запусков, и создание ракет-носителей... И покупатель теперь придирчиво выбирает, какая ракета более надежная для запуска, а какая обойдется дешевле – “Протон”, “Атлас” или “Дельта”.

– Кто, по-вашему, благодаря своим идеям, наиболее заметен в современной ракетной индустрии?

Сегодня на рынке успешно работает российская ракета “Протон”, которая запускает достаточное количество коммерческих спутников; ракета “Союз”, которая, видимо, будет запускаться не только с космодромов “Байконур” и Плесецк: есть совместный проект ее полета с французского “Куру”, находящегося в Южной Америке, практически на экваторе. Это очень выгодно: на экваторе динамика вращения Земли используется как дополнительная энергия для запуска спутника. Очень активно работает европейская ракета “Ariane”, сейчас уже новое поколение – тяжелый ракетоноситель Ariane 5. Все зависит от того, какую задачу выполняет спутник, на какой орбите будет работать, какую массу имеет. Под это соответственно подбирается ракета-носитель.

– Принципиальный вопрос: сегодняшний уровень, на котором находится российская ракетная промышленность – это использование знаний и разработок, накопленных в советское время, или все же результат работы проделанной в период 90-х – начала 2000-х годов? То есть развивается ли отрасль по нарастающей, либо используются прежние ресурсы?

Безусловно, используется огромный интеллектуальный и творческий запас, сделанный до 1991 года в рамках СССР... Но ничто не стоит на месте, в том числе и ракетно-космическая техника. Приведу пример: двигатель РД-180, разработанный НПО Энергомаш базируется на двигателе, который был сделан для первой ступени программы “Энергия-Буран” и ракеты-носителя “Зенит”. Но это уже новый класс двигателя улучшенной схемы, большой шаг вперед – работа по трем видам циклограмм полетов. Или проект “Морской старт”, осуществляемый международным консорциумом и Ракетно-космической корпорацией "Энергия": запуск с подвижной морской платформы ракеты “Зенит” с нашими двигателями для первой и второй ступеней. Это огромное научно-техническое достижение, в которое сначала мало кто верил.

Сейчас разрабатывается новейшая российская ракета “Ангара”, которая будет решать вопросы доступа в космос тяжелых спутников с космодрома Плесецк. Саму ракету разрабатывает Государственный научно-технический центр имени Хруничева, а двигатели первой ступени – НПО Энергомаш. Конечно, все новое делается на старом заделе, знания накапливаются и используются, идет поступательное движение. Космическая эра началась не так давно, а сейчас она уже приносит определенные плоды, экономические результаты. Правительство и президент считают космос локомотивом прогресса, для России это положительный факт.

– Какое время можно считать пиком развития вашего предприятия?

Наиболее бурный период начался в 1946 году – фирма переехала в Химки, и под ее развитие был отдан 456-й самолеторемонтный завод. Постановлением Совета министров было определено, что работы по развитию реактивной техники являются первоочередной государственной задачей. Достаточно быстро мы создали боевые ракеты дальностью действия до 4600 км и межконтинентальные. Одна из боевых, Р-7, превратилась в космическую ракету, на которой были запущены в космос в 1957 году первый спутник, а в 1961 – первый в мире космонавт Ю.Гагарин.

– Расскажите об использовании разработок после войны, в какой мере они способствовали продвижению советской программы развития? А насколько справедливы утверждения, что эти достижения стали возможны только благодаря использованию знаний пленных немецких ученых?

Нет, ну конечно же не "только"!.. В России всегда хватало умных голов. Хотя действительно, в первые послевоенные годы Энергомаш воспроизводил и модернизировал с использованием отечественных материалов немецкую ракету А-4 (или ФАУ-2). Это исторический факт, отрицать здесь нечего. Однако потом стало ясно – продолжение этих работ заведет нас в тупик. Так что, используя собственный довоенный опыт и опыт работы с немцами, наши инженеры стали искать свой путь. Сразу после окончания работы с немецкими двигателями был сделан резкий скачок – созданы новые четырехкамерные кислородно-керосиновые двигатели РД-107 и РД-108. Хотя за все время они прошли ряд модернизаций, на этих двигателях и сейчас летают все космонавты.

Следующим важным этапом, как говорит генеральный конструктор, стала гонка вооружений времен "холодной войны" с конца 50-х по 80-е года – когда наращивались возможности боевых стратегических ракет. А дальше начались работы с ракетно-космической системой “Энергия-Буран”, на которой НПО Энергомаш устанавливал 4 сверхмощных двигателя тягой 800 тонн каждый – достаточно представить, что в таком двигателе сгорало 2,5 тонн топлива в секунду.

– После прекращения программы “Энергия-Буран” в развитии российской космической техники наступил "мертвый сезон"... Но только ли российской? Возможен ли в обозримом будущем переход на качественно иной уровень в мировой ракетной индустрии?

Ожидать какого-либо рывка сейчас трудно. Чтобы его сделать, нужно сделать резкий рывок в энергетике. Удельный импульс тяги – один из важнейших показателей эффективной работы двигателя. Сейчас его максимальная величина– 500 секунд. А вот если бы увеличить его до 2.500 секунд... Тогда отпадет необходимость в нескольких ступенях – это будет одноступенчатая ракета, которая просто взлетает и просто садится. Но такое качество требует какого-то иного вида энергии, чем известные сейчас. Ведь, например, та же ядерная еще не до такой степени изучена, чтобы быть безопасной. Но тем не менее, ученые работали над этой проблемой еще в 70-х годах, и сейчас возможна реализация двигателей ракеты с ядерным твердым топливом, которое применяется на атомных электростанциях, но композиционно более эффективным.

– В этом году Энергомашу исполняется 75 лет, а Вам – 70. О предприятии Вы рассказали немало... А вот каким был ваш собственный, личный путь в ракетостроении? Что привело вас к двигателям?

Я закончил с отличием МВТУ им. Баумана в 1958 году, и меня оставили ассистентом на кафедре “Теории машин и механизмов”. Но для себя я решил, что буду инженером, в тот же год я пришел в Энергомаш. Так как интересовался агрегатами и процессами горения, то попал в бригаду камер сгорания ракетных двигателей. Затем В.П.Глушко создал отдел перспективных разработок, в который выделили по одному человеку из конструкторских бригад, в том числе и меня. Мы проектировали перспективные двигатели, непрерывные химические лазеры. Одновременно, по совместительству, я читал лекции в институте. И в 1991 году мне доверили руководство родным предприятием в качестве генерального директора и генерального конструктора. Я работаю здесь уже сорок седьмой год. 46 лет живу в Химках, – кажется, вся жизнь прошла здесь.

– По Вашему мнению, какие черты должен иметь руководитель большого производства, что он в первую очередь должен принимать в расчет и какие качества в себе развивать?

Помимо собственного высокого уровня знаний и опыта, умения подобрать кадры, фантастического терпения и внимательного отношения к специалистам, самое главное в ракетном деле – это постоянно учиться предвидеть последствия своих действий, чутье и интуиция. Не нужно шарахаться из стороны в сторону, а, выбрав линию, строго ее проводить, исправляя ошибки по ходу. Надев “ярмо” руководителя, нужно понимать, что ты уже наполовину не человек, а "функция". Работа продолжается и на отдыхе – нельзя отключить мысль, она работает безостановочно.

– А как же вы все-таки отдыхаете?

Очень просто: лес, с собакой погулять, на лыжах покататься. Стараюсь почаще выбираться за город, если есть возможность. Физическая культура нужна каждому человеку, а моя работа тем более требует колоссального здоровья. Я мастер спорта по самбо, выходил на ковер до 50 лет, создавал в Химках две секции, сейчас создаем школу боевых искусств. Многие мои бывшие ученики сейчас большие люди…

– Должно быть, этот вопрос интересует многих людей: насколько вредны для экологии запуски ракет, существуют ли для них стандарты экологического характера?

Ракет запускается относительно мало по сравнению с самолетами, так что о вреде ракеты при взлете говорить не приходится. Но в отработавших ступенях, которые падают на сушу и в море, может содержаться токсичное топливо. С этой проблемой борются во всем мире, и сейчас есть два пути: либо полностью перейти на экологически чистое топливо, либо принимать такие меры: один из компонентов топлива вырабатывается полностью, а остатки второго компонента дожигаются в атмосфере или распыляются, не долетая до Земли. Сгорание обоих компонентов, пока работает двигатель, менее опасно, чем само топливо – эта задача вполне реальная и уже решена в некоторых проектах.

– Особенность советской военной промышленности всегда состояла в высокой квалификации работников. Существует ли проблема смены кадров, смены поколений? Растет ли сейчас смена?

Для оборонных предприятий период 90-х был очень трудным. Стала уходить молодежь, был большой кадровый провал. Но как только мы вышли на международный уровень, сразу расплатились с большим количеством долгов, накопившихся за годы простоя, и отток кадров тут же прекратился. Во время развала у нас шло некоторое возрождение: был создан ученый совет, возрожден выпуск научных трудов. Кандидаты и доктора, которые у нас были, никуда не убегали, ждали и верили, что руководство справится с трудностями и выведет предприятие на правильный путь. И дождались! Сейчас у нас 11 докторов наук и 74 кандидата; за прошедший год вырастили 7 молодых кандидатов; к защите готовятся 3 докторские диссертации. За ученую степень доплачивается надбавка к окладу. Мы создали компьютерный центр, полностью компьютеризированы все виды проектирования, закупаем самое современное оборудование. Рядом находится филиал МАИ, где наши сотрудники читают лекции старшекурсникам – мы готовим для себя кадры. В ближайшем времени планируем создать центры обучения, у нас есть программа привлечения кадров на все должности. Интеллектуальный потенциал растет, мы делаем все для того, чтобы он у нас был.

– Закончить нашу беседу хочется попыткой философского осмысления деятельности оборонных предприятий. Какое развитие актуально для НПО Энергомаш: в области мирных технологий или военных?

Четко разделить эти два вопроса нельзя: наука движется по своим законам, но, безусловно, теоретические и практические разработки в военной области сильно продвинули науку вперед. Главное – это человеческий мозг, разум человечества, который должен питаться поиском неизвестного, иначе он погибнет. Науку нельзя остановить, и это говорит о ее развитии по нарастающей. Знания накапливаются все быстрее, численность людей сильно увеличилась – в 1830 году на Земле был 1 миллиард человек, через сто лет– 2 миллиарда, а в 1999 году уже 6 миллиардов человек.

Нынешний вектор развития предприятия – совершенствование его высокотехнологичной продукции, ее эффективности. Есть у нас новые разработки, которые пока держаться в секрете. Например, по лазерной тематике. Там, можно сказать, как в фокусе сошлись самые передовые идеи разных наук. Химический лазер дает направленную энергию большой мощности. На этой развивающейся базе будут рождены новые решения многих сегодняшних научно-технических проблем. Все зависит от интеллекта человека, но прежде экономика должна позволить направить наши усилия на развитие науки и техники.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100