Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2003
Другие материалы номера:
Бриллиантовых дел мастера
Перевооружение
Кредитование - помощь в бизнесе
Еще раз про… вексель
Как открыть "металлический" счет
Финансовый и производственный рычаг

Вагоны из Мытищ - по рельсам трех веков

Завод был основан в 1897 году в г. Мытищи Московской области и первой его продукцией были пассажирские, товарные и почтовые вагоны для Северной железной дороги России. В 1903 году началось производство трамвайных вагонов для г. Москвы. Первые электрические пассажирские поезда для России были изготовлены в 1929 году, в 1934 году - первые вагоны для метро. С тех пор "Метровагонмаш" обеспечивает подвижным составом метрополитены России, стран СНГ, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехии. Сейчас завод разрабатывает и осваивает производство перспективных конкурентоспособных машин, по своим техническим характеристикам не уступающих лучшим зарубежным образцам.

С 1942 года завод производит самоходные артиллерийские установки и тягачи для военных целей. В том же году было создано конструкторское бюро, где вот уже полвека создаются и совершенствуются гусеничные машины для армии. В 1946 году завод осваивает новое для него направление - производство автосамосвалов, которое быстро развивается и в настоящее время наряду с метровагонами является визитной карточкой завода.

"Метровагонмаш" – это крупнейшее, градообразующее предприятие нашего района, - рассказывает о предприятии начальник финансового управления ЗАО "Метровагонмаш", Валерий Иванович Панин. - В состав ЗАО "Метровагонмаш" помимо головного завода в Мытищах входят два производственных филиала: "Шполянский завод запасных частей" в городе Шпола, на Украине и "Вышневолоцкий машиностроительный завод" в городе Вышний Волочок - это у нас, в России, в Тверской области.

Наше предприятие находится всего в 4-х км от Москвы и занимает площадь более 80 га. Здесь у нас есть все необходимое для машиностроительного производства. Проектирование техники осуществляют 3 специализированные конструкторские фирмы. Испытательные станции, полигоны для ходовых испытаний могут дать высокую гарантию качества продукции. "Метровагонмаш" имеет собственные железнодорожные и автомобильные подъездные пути с выходом на магистральные линии.

На сегодняшний день, как вы видите, сложились и динамично развиваются 3 основных направления деятельности завода: метровагоностроение, производство автосамосвалов и производство бронированных гусеничных машин.


— Но все же, пожалуй, вагоны метро - наиболее известная широкой публике ваша продукция.

— Это не просто самая известная наша продукция, сделавшая заводу имя, но и наиболее успешно развивающееся и перспективное направление нашего производства с экономической точки зрения. Уже сейчас, на Люблинской ветке Московского метрополитена курсирует наше новое детище – вагоны метро "Яуза". Кроме этого, активно идёт производство принципиально новой продукции - можно сказать, техники будущего. Речь о вагонах лёгкого наземного метро и рельсовых автобусах. В них воплощены новейшие технические решения.


— А рельсовые автобусы – это что такое?

— Ну, по сути, это обычный вагон, только не на электрической тяге, а на дизеле. Мы устанавливаем на них высококачественные двигатели германского производства. Рельсовый автобус предназначен для перевозки пассажиров на неэлектрофицированных участках железных дорог.

Вообще же, огромную долю в нашей деятельности занимает модернизация и ремонт подвижного состава, который уже находится в эксплуатации. Огромный парк вагонов требует постоянного ремонта и обновления, это очень большая и экономически выгодная ниша для предприятия нашего профиля. Поэтому, хоть мы, прежде всего, предприятие производящее, а не ремонтное, этот вид нашей деятельности считаем обоснованным и рентабельным. И эти слова вполне справедливы. Значительная часть (около 40%) действующих вагонов метрополитена России и стран СНГ потребует в ближайшие 5-6 лет замены или капитального ремонта из-за длительной эксплуатации. Кроме того, московский метрополитен, работающий практически на грани своих возможностей, нуждается в коренной реконструкции и значительном расширении. Вот выдержки из недавнего Постановления Правительства Москвы "О Программе развития Московского метрополитена до 2015 года": "Москва - один из крупнейших мегаполисов мира с объемом перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта 10,4 млрд пассажиров в год. Основным видом городского пассажирского транспорта является Московский метрополитен, который выполняет около 47% работы транспортной системы и занимает важнейшее место в решении социально-экономических задач развития города и региона. Численность населения, проживающего в периферийных районах и не обслуживаемого метрополитеном, достигает 1,9 млн человек, дефицит линий метрополитена составляет в настоящее время около 100 км. Условия перевозок пассажиров на метрополитене в наиболее напряженный период утреннего часа "пик" превышают нормативные условия в 1,3-1,7 раза".

Согласно постановлению, за период 2002-2015 гг. требуется построить не менее 80 км линий и довести протяженность сети до 340 км. На данный момент численность парка вагонов метро составляет 4420 штук. Нетрудно представить тот объём работ, который предстоит проделать коллективу Метровагонмаша уже в скором времени.


— Останутся ли силы на работу по двум другим направлениям?

— Непростой, но актуальный вопрос. Если не говорить о военном производстве, то еще одно наше основное направление – самосвальное производство, находится сейчас в некотором - надеюсь, что временном - упадке. Наши мощности позволяют восстановить былые объёмы, но дело все же не в нас. Недостаточна покупательская способность потребителей данного товара. Плюс к этому, наблюдаются определённые сложности и с поставщиком шасси, на базе которых мы монтируем самосвальное оборудование.

Вопрос об опыте сотрудничества со Сбербанком был встречен благодарной улыбкой:

— Спасибо за вопрос. Он переводит наш разговор в финансовую сферу, а это мне как-то ближе. Да и к тому же есть, что сказать. Сотрудничаем мы уже очень давно, с тех пор, когда Сбербанк начал активно работать с юридическими лицами. А в последние полтора-два года вообще можно назвать этапом тесного взаимодействия. Мы пользуемся практически всеми видами банковских услуг, предоставляемых Сбербанком. Все наши филиалы и дочерние предприятия – Торговый дом "Метровагонмаш", комбинат питания, предприятия социальной сферы - имеют там счета. Охотно работаем по сбербанковским векселям, особенно это часто практикуется при поставках автосамосвальной продукции покупателям.

Недавно внедрили наш совместный зарплатный проект – теперь более 95 % работников нашего предприятия получают заработную плату на свой счёт в Сбербанке и обналичивают её при помощи пластиковых карт. Кроме того, так как наша продукция имеет широкое распространение, то немалое количество наших сотрудников постоянно выезжают в командировки для обслуживания техники, необходимых консультаций. Для более удобного расчёта с ними, перевода денег, пополнения счёта и прочих финансовых моментов, мы, при помощи Сбербанка, внедрили систему корпоративных пластиковых карт, которые действуют по всему миру.


— Кстати, как работники предприятия встретили идею о перечислении и выдаче заработной платы при помощи пластиковых карт?

— Честно говоря, проект продвигался в жизнь достаточно трудно. Пришлось столкнуться с непониманием со стороны рабочего коллектива. В этом направлении проводились необходимые мероприятия – собрания, своего рода семинары, где перед работниками предприятия выступали специалисты из Сбербанка, объясняющие суть и удобства новой системы выплат заработной платы. Внедрение пластиковых карт было поэтапным. Для начала мы оформили карточки на сотрудников конструкторских бюро и инженеров, потом, постепенно, по мере изменения отношения к этой идее, процесс коснулся и работников других подразделений. Чтоб форсировать события, на нашем предприятии была сформирована группа сопровождения проекта. Данный орган решает прямо тут, на месте, вопросы, связанные с использованием пластиковых карт, таких, как утеря, переоформление, получение новых карт и прочее.


— И в завершение – о перспективах развития предприятия.

— В наших ближайших планах – развитие автосамосвального производства, выведение его из существующего на данный момент "полуспящего" существования. Ну, а основное наше направление - вагоностроение - будет и дальше идти по пути дальнейшего развития, ибо возможности и пространство для этого есть.


Добавить к этой беседе несколько слов любезно согласилась Управляющий Мытищинским отделением Сбербанка России Нина Артемьевна Цапко. Она заострила внимание на развитии рынка банковских пластиковых карт и внедрении зарплатных проектов:

— Реализация таких проектов в нашем районе, где численность работающего населения составляет 120 тыс. человек – глобальная задача. За два года мы добились того, что на сегодняшний день заработную плату таким образом получают около 14 тысяч работников предприятий и организаций Мытищинского района.

В случае с "Метровагонмашем" на первом этапе реализации проекта нам встретилось немало трудностей. Прежде всего, это человеческий фактор – опаска, недоверие, традиционное предпочтение только "настоящих бумажных" денег. Немало проблем доставило и отсутствие необходимой технической базы – терминалов, банкоматов, эквайринга. Почти год шла предварительная подготовка – общение с руководством предприятия, с сотрудниками. Надо отметить, что на данном этапе, особенно со стороны трудовых коллективов, ответом на наши предложения перейти на более прогрессивную и удобную систему оплаты труда было твёрдое и безоговорочное "нет". Пришлось приложить немало усилий, чтобы люди перестали бояться этого нового, но, объективно, более перспективного направления банковского обслуживания. Сейчас иначе. Как показательный момент: если поначалу, едва попав на карточку клиента, заработная плата тут же обналичивалась до копейки, то сейчас уже наблюдается некоторая "оседаемость" денежных средств. Это говорит о возросшем доверии клиентов к такому способу хранения своих капиталов и о положительных результатах разъяснительной работы, которую постоянно ведут специалисты отделения. Кроме того, многие из клиентов увидели реальную возможность преумножить свой вклад за счёт процентов.


— На каких ещё предприятиях Мытищинского района осуществляются подобные проекты?

— Полностью перешли на перечисление заработной платы своим работникам на открытые для них счета банковских карт ЗАО "Цериус" - производители ПЭТ-преформ; Трест газового хозяйства; Теплосеть; Перловский опытный завод, руководство которого само обратилось к нам с таким предложением после длительного обдумывания, взвешивания всех "за" и "против". Идут переговоры с Институтом Потребительской кооперации.


— Каково общее количество банкоматов на территории Мытищинского района?

— Всего их восемь, в самих Мытищах три, в гипермаркете "Ашан" - три и по одному в Лобне и Долгопрудном.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100