|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Вагоны из Мытищ - по рельсам трех веков
Завод был основан в 1897 году в г. Мытищи Московской области и первой его продукцией были пассажирские, товарные и почтовые вагоны для Северной железной дороги России. В 1903 году началось производство трамвайных вагонов для г. Москвы. Первые электрические пассажирские поезда для России были изготовлены в 1929 году, в 1934 году - первые вагоны для метро. С тех пор "Метровагонмаш" обеспечивает подвижным составом метрополитены России, стран СНГ, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехии. Сейчас завод разрабатывает и осваивает производство перспективных конкурентоспособных машин, по своим техническим характеристикам не уступающих лучшим зарубежным образцам.
С 1942 года завод производит самоходные артиллерийские установки и тягачи для военных целей. В том же году было создано конструкторское бюро, где вот уже полвека создаются и совершенствуются гусеничные машины для армии. В 1946 году завод осваивает новое для него направление - производство автосамосвалов, которое быстро развивается и в настоящее время наряду с метровагонами является визитной карточкой завода.
"Метровагонмаш" – это крупнейшее, градообразующее предприятие нашего района, - рассказывает о предприятии начальник финансового управления ЗАО "Метровагонмаш", Валерий Иванович Панин. - В состав ЗАО "Метровагонмаш" помимо головного завода в Мытищах входят два производственных филиала: "Шполянский завод запасных частей" в городе Шпола, на Украине и "Вышневолоцкий машиностроительный завод" в городе Вышний Волочок - это у нас, в России, в Тверской области.
Наше предприятие находится всего в 4-х км от Москвы и занимает площадь более 80 га. Здесь у нас есть все необходимое для машиностроительного производства. Проектирование техники осуществляют 3 специализированные конструкторские фирмы. Испытательные станции, полигоны для ходовых испытаний могут дать высокую гарантию качества продукции. "Метровагонмаш" имеет собственные железнодорожные и автомобильные подъездные пути с выходом на магистральные линии.
На сегодняшний день, как вы видите, сложились и динамично развиваются 3 основных направления деятельности завода: метровагоностроение, производство автосамосвалов и производство бронированных гусеничных машин.
Но все же, пожалуй, вагоны метро - наиболее известная широкой публике ваша продукция.
Это не просто самая известная наша продукция, сделавшая заводу имя, но и наиболее успешно развивающееся и перспективное направление нашего производства с экономической точки зрения. Уже сейчас, на Люблинской ветке Московского метрополитена курсирует наше новое детище – вагоны метро "Яуза". Кроме этого, активно идёт производство принципиально новой продукции - можно сказать, техники будущего. Речь о вагонах лёгкого наземного метро и рельсовых автобусах. В них воплощены новейшие технические решения.
А рельсовые автобусы – это что такое?
Ну, по сути, это обычный вагон, только не на электрической тяге, а на дизеле. Мы устанавливаем на них высококачественные двигатели германского производства. Рельсовый автобус предназначен для перевозки пассажиров на неэлектрофицированных участках железных дорог.
Вообще же, огромную долю в нашей деятельности занимает модернизация и ремонт подвижного состава, который уже находится в эксплуатации. Огромный парк вагонов требует постоянного ремонта и обновления, это очень большая и экономически выгодная ниша для предприятия нашего профиля. Поэтому, хоть мы, прежде всего, предприятие производящее, а не ремонтное, этот вид нашей деятельности считаем обоснованным и рентабельным. И эти слова вполне справедливы. Значительная часть (около 40%) действующих вагонов метрополитена России и стран СНГ потребует в ближайшие 5-6 лет замены или капитального ремонта из-за длительной эксплуатации. Кроме того, московский метрополитен, работающий практически на грани своих возможностей, нуждается в коренной реконструкции и значительном расширении. Вот выдержки из недавнего Постановления Правительства Москвы "О Программе развития Московского метрополитена до 2015 года": "Москва - один из крупнейших мегаполисов мира с объемом перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта 10,4 млрд пассажиров в год. Основным видом городского пассажирского транспорта является Московский метрополитен, который выполняет около 47% работы транспортной системы и занимает важнейшее место в решении социально-экономических задач развития города и региона. Численность населения, проживающего в периферийных районах и не обслуживаемого метрополитеном, достигает 1,9 млн человек, дефицит линий метрополитена составляет в настоящее время около 100 км. Условия перевозок пассажиров на метрополитене в наиболее напряженный период утреннего часа "пик" превышают нормативные условия в 1,3-1,7 раза".
Согласно постановлению, за период 2002-2015 гг. требуется построить не менее 80 км линий и довести протяженность сети до 340 км. На данный момент численность парка вагонов метро составляет 4420 штук. Нетрудно представить тот объём работ, который предстоит проделать коллективу Метровагонмаша уже в скором времени.
Останутся ли силы на работу по двум другим направлениям?
Непростой, но актуальный вопрос. Если не говорить о военном производстве, то еще одно наше основное направление – самосвальное производство, находится сейчас в некотором - надеюсь, что временном - упадке. Наши мощности позволяют восстановить былые объёмы, но дело все же не в нас. Недостаточна покупательская способность потребителей данного товара. Плюс к этому, наблюдаются определённые сложности и с поставщиком шасси, на базе которых мы монтируем самосвальное оборудование.
Вопрос об опыте сотрудничества со Сбербанком был встречен благодарной улыбкой:
Спасибо за вопрос. Он переводит наш разговор в финансовую сферу, а это мне как-то ближе. Да и к тому же есть, что сказать. Сотрудничаем мы уже очень давно, с тех пор, когда Сбербанк начал активно работать с юридическими лицами. А в последние полтора-два года вообще можно назвать этапом тесного взаимодействия. Мы пользуемся практически всеми видами банковских услуг, предоставляемых Сбербанком. Все наши филиалы и дочерние предприятия – Торговый дом "Метровагонмаш", комбинат питания, предприятия социальной сферы - имеют там счета. Охотно работаем по сбербанковским векселям, особенно это часто практикуется при поставках автосамосвальной продукции покупателям.
Недавно внедрили наш совместный зарплатный проект – теперь более 95 % работников нашего предприятия получают заработную плату на свой счёт в Сбербанке и обналичивают её при помощи пластиковых карт. Кроме того, так как наша продукция имеет широкое распространение, то немалое количество наших сотрудников постоянно выезжают в командировки для обслуживания техники, необходимых консультаций. Для более удобного расчёта с ними, перевода денег, пополнения счёта и прочих финансовых моментов, мы, при помощи Сбербанка, внедрили систему корпоративных пластиковых карт, которые действуют по всему миру.
Кстати, как работники предприятия встретили идею о перечислении и выдаче заработной платы при помощи пластиковых карт?
Честно говоря, проект продвигался в жизнь достаточно трудно. Пришлось столкнуться с непониманием со стороны рабочего коллектива. В этом направлении проводились необходимые мероприятия – собрания, своего рода семинары, где перед работниками предприятия выступали специалисты из Сбербанка, объясняющие суть и удобства новой системы выплат заработной платы. Внедрение пластиковых карт было поэтапным. Для начала мы оформили карточки на сотрудников конструкторских бюро и инженеров, потом, постепенно, по мере изменения отношения к этой идее, процесс коснулся и работников других подразделений. Чтоб форсировать события, на нашем предприятии была сформирована группа сопровождения проекта. Данный орган решает прямо тут, на месте, вопросы, связанные с использованием пластиковых карт, таких, как утеря, переоформление, получение новых карт и прочее.
И в завершение – о перспективах развития предприятия.
В наших ближайших планах – развитие автосамосвального производства, выведение его из существующего на данный момент "полуспящего" существования. Ну, а основное наше направление - вагоностроение - будет и дальше идти по пути дальнейшего развития, ибо возможности и пространство для этого есть.
Добавить к этой беседе несколько слов любезно согласилась Управляющий Мытищинским отделением Сбербанка России Нина Артемьевна Цапко. Она заострила внимание на развитии рынка банковских пластиковых карт и внедрении зарплатных проектов:
Реализация таких проектов в нашем районе, где численность работающего населения составляет 120 тыс. человек – глобальная задача. За два года мы добились того, что на сегодняшний день заработную плату таким образом получают около 14 тысяч работников предприятий и организаций Мытищинского района.
В случае с "Метровагонмашем" на первом этапе реализации проекта нам встретилось немало трудностей. Прежде всего, это человеческий фактор – опаска, недоверие, традиционное предпочтение только "настоящих бумажных" денег. Немало проблем доставило и отсутствие необходимой технической базы – терминалов, банкоматов, эквайринга. Почти год шла предварительная подготовка – общение с руководством предприятия, с сотрудниками. Надо отметить, что на данном этапе, особенно со стороны трудовых коллективов, ответом на наши предложения перейти на более прогрессивную и удобную систему оплаты труда было твёрдое и безоговорочное "нет". Пришлось приложить немало усилий, чтобы люди перестали бояться этого нового, но, объективно, более перспективного направления банковского обслуживания. Сейчас иначе. Как показательный момент: если поначалу, едва попав на карточку клиента, заработная плата тут же обналичивалась до копейки, то сейчас уже наблюдается некоторая "оседаемость" денежных средств. Это говорит о возросшем доверии клиентов к такому способу хранения своих капиталов и о положительных результатах разъяснительной работы, которую постоянно ведут специалисты отделения. Кроме того, многие из клиентов увидели реальную возможность преумножить свой вклад за счёт процентов.
На каких ещё предприятиях Мытищинского района осуществляются подобные проекты?
Полностью перешли на перечисление заработной платы своим работникам на открытые для них счета банковских карт ЗАО "Цериус" - производители ПЭТ-преформ; Трест газового хозяйства; Теплосеть; Перловский опытный завод, руководство которого само обратилось к нам с таким предложением после длительного обдумывания, взвешивания всех "за" и "против". Идут переговоры с Институтом Потребительской кооперации.
Каково общее количество банкоматов на территории Мытищинского района?
Всего их восемь, в самих Мытищах три, в гипермаркете "Ашан" - три и по одному в Лобне и Долгопрудном.
|