|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Книга на добрую память
Известный российский историк и литературовед Ю. М. Лотман как-то сказал: «Время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дороге истории». Мы сохраняем верность традициям, когда находим вдохновение не только в настоящем, но и в прошлом. Недаром существует замечательный обычай дарить вещи «на память». Вещь с историей, с воспоминаниями сама собой включает человека в традицию личную, семейную или даже национальную.
Экономика Древнего мира
Доходная книга это, пожалуй, древнейший образец деловой документации. Он возник еще тогда, когда люди, не зная денег, просто обменивались товарами. Первейшая функция такой книги (как бы она ни выглядела) личная бухгалтерия семьи или целого рода.
Необходимость учетных записей оказалась фундаментальной потребностью хозяйственной деятельности. Нельзя вести хозяйство без меры, веса, счета, не сопоставляя доходы с расходами, не добиваясь превышения первых над вторыми. Это было важно всегда, во все времена. Учет помогал поддерживать порядок. Понятия «приход-расход», расчеты и учет взаимных обязательств, оценка материальных ценностей, составление счетов известны со времен Вавилона а это 4-6 тыс. лет до нашей эры. Там впервые стали вести учет на глиняных карточках в виде пластинок-«таблеток». На этих пластинках делали надписи тростниковой палочкой и хранили их в глиняных кувшинах или тростниковых корзинах. Древняя Греция стала родиной первого счетного прибора абака, доски с желобами, по которым передвигались камешки. В Древнем Египте на свитках папируса регистрировались факты хозяйственной жизни, проводилась инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба и др.
У римлян (как известно, более зажиточных и очень рациональных) обычай вести домовые книги достиг еще большего размаха. Историкам известны два типа таких книг: adversaria (или журнал) и tabulae accepti et expensi приходо-расходная книга. Эта практика, по-видимому, была заимствована из Греции и уже к VI в. от основания Рима получила очень широкое распространение. Adversaria имели значение памятной книги. По словам Цицерона, они заводились на каждый месяц, по истечении которого уничтожались. Книгу, предназначенную для ежедневных записи фактов хозяйственной жизни, стали называть «мемориал». Некоторые записи из нее переносились потом в приходо-расходные книги, которые имели значение постоянных и достоверных. Как именно велись эти книги, как производились в них записи точно неизвестно; предполагается, что на одну сторону заносился приход, на другую расход. В домашних приходно-расходных книгах делались долговые записи. Эти книги имели юридическую силу: запись в книге о выдаче тому или иному лицу указанной суммы денег являлась основанием и давала право на требование ее возврата. Запись помещалась в разделе издержек. Ей соответствовала запись в книге должника, в разделе получения.
Что написано пером…
Нет сомнения, что домовая книга отражает не только материальные ценности, но и духовные. Доходная книга практически памятник культуры и быта, не только деловой, но и семейной письменности. Например, в Германии и Голландии учет велся как семейная хроника. Семья коллективный носитель традиции, создающий собственное культурное пространство. Письменность имеет исключительное значение в истории рода. Семейная письменность это рукописная традиция. Прежде всего, это изложение родословия, перечень членов семьи с датами рождения и важнейшие события истории рода женитьбы, разделы имущества.
Быт это не только вещи, но и ритуал поведения, являющийся очень важной частью национальной культуры. Быт дает нам представление о том, как жили люди ушедших эпох; какой мир их окружал, каковы были общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежды. Это и распорядок дня, и время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, праздники и обряды. Домовая книга регулировала повседневный строй жизни человека, отражала его вкусы, привычки, увлечения, мельчайшие штрихи жизни.
В России доходные книги были в монастырях, поместьях, домашнем хозяйстве, торговле и ростовщичестве, строительстве и промышленном производстве. В монастырях для денежных доходов открывалась книга, где указывались дата, источник поступления, расход, совершенный смотрителем или казначеем. Велись книги сведений об урожае, списании продуктов.
Русское народное домоводство
В любой семье есть свои законы и правила, большинство которых вырабатывается столетиями. В XVI веке Сильвестр, протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовник царя Ивана Грозного, создает «Домострой». Это было своеобразное руководство по укладу домашней жизни. Домострой состоял из трех разделов: духовное строение, мирское и домовое ведение хозяйства. Учет в поместьях начинается только с XVII века. Проводилась инвентаризация людей и ценностей. Записи велись или на бирках, или в книге. Отработанное на барщине время регистрировалось в табеле. Кроме табеля, велись хлебная книга; журналы полевых работ; денежная тетрадь; тетрадь учета поборов с мужиков; домашний журнал о жалобах, побегах, о рождении и смерти крестьян. Те самые «мертвые души» из одноименного гоголевского произведения были записаны в ревизской сказке, документе переписи крестьян. Понятие усадьбы утверждается только в XVIII столетии. Помещик вел приходную и расходную шнуровые книги денежных оборотов. По долгу хозяина, он вносил пометки о судебных делах, тяжбах, о посеве и умолоте хлеба, о покосе сена, о содержании скота и птицы, о продаже и покупке лошадей, о поставках вина. Во второй половине XVIII века появляется особая наука домоводство. В усадьбах ведется ежедневная книга-журнал с записями о выделении провизии для господ и слуг. По окончании месяца «выводились остатки», то есть подводились итоги.
Горожане, занимающиеся торговлей купцы, впервые упоминаются в летописях XX века. Купеческие дома имели сразу несколько торговых книг: товарную, кассовую, расчетную, документальную, где перечислялись акции, векселя и т.д. В оптовых предприятиях необходимо было вести журнал хронологической регистрации, книги счетов, книги корреспонденции и главную книгу. В общем, целая библиотека.
Доходная книга всегда была принадлежностью домашнего хозяйства во все времена и у всех народов. Она тесно связана с институтом частной собственности, с материальной стороной жизни семьи. Индустриализация, компьютеризация и прочие прелести нашей цивилизации, в конце XIX века окончательно свернувшей на путь технического развития, вымыли из нашего обихода традицию вести подобный хозяйственный журнал, летопись ежедневных забот. Но во все времена, даже когда приход и расход не баловали разнообразием, мы записывали, что посадили и вырастили на приусадебном участке, меню и сценарии семейных застолий (сколько человек придет и чего сколько надо купить) и многое другое.
Увы, сам ритуал подвести итог дня, месяца, года, исчез. Остались разрозненные воспоминания, записки на листочках, старые телефонные книжки с давно не существующими номерами, брошенные на первых листах казенные ежедневники, следы нерегулярной переписки с дальними родственниками. Исчез неповторимый аромат домашних вечеров за письменным столом, в кабинете, с боем часов, треском огня в камине и посапыванием уставшей от бурной встречи хозяина собаки. И собственную генеалогию почему-то стало модно заказывать какой-нибудь фирме. Невольно задаешься вопросом, неужели нашим потомкам никогда не подержать в руках тех листов, каких касались и мы, поверяя свои мысли вечному спутнику размышлений бумаге. И они не смогут насладиться тайной, пытаясь разгадать в линиях нашего почерка характер и чувства своего прадеда, который всегда был так хмур и нелеп на фотографиях, носил смешную одежду и ездил на неуклюжей громоздкой машине с доисторическим двигателем внутреннего сгорания, совсем не думая о вреде его для окружающей среды.
|