Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2005
Другие материалы номера:
Эра потребления
Розница в Туле
Европейская деревня
Стерлядь должна быть породистой
Книга на добрую память

«Барс» готовится к очередному прыжку

По результатам опроса, проведенного на одном рязанском интернет-форуме, 47% жителей города делают свои покупки в магазинах торгового дома «Барс». А согласно данным самого торгового дома, основанных на общем количестве чеков, выданных покупателям в 2004 году, за прошлый год торговые точки «Барса» посетило более 5 миллионов покупателей, что в десять раз превышает общую численность населения самой Рязани. С директором торгового дома «Барс» Александром Ивановичем Лемдяновым побеседовал наш корреспондент.

 — В прошлом году торговый дом «Барс» отпраздновал двадцатилетний юбилей. С чего начиналось ваше предприятие?

 — В конце 1984 года впервые отрыл свои двери для покупателей центральный рязанский универмаг. Знакомое всем рязанцам здание, которое теперь вполне может считаться одним из символов города, строилось по совместному проекту советских и германских архитекторов. С момента открытия универмаг считался самым современным и самым крупным торговым предприятием области.

С приходом рыночных отношений коллектив универмага стал добиваться хозяйственной самостоятельности. Так в 1991 году появилось акционерное общество, а универмаг получил название «Рязанский торговый дом «Барс».

 — Долго ли вы работаете в «Барсе»?

 — В конце 2000 года наше торговое предприятие влилось в крупный рязанский финансово-промышленный холдинг "Инвест" и к руководству предприятием пришла новая команда управленцев во главе со мною.

 — С чего вы начали свою деятельность?

 — Может, это покажется вам на первый взгляд странным, но… мы решили начать с парковки. Имеющуюся возле торгового дома стоянку благоустроили, осветили и установили светофор на въезде с Московского шоссе. Средства на это были потрачены большие, но мы добились главного — набирающий в городе силу средний класс потянулся туда, где для людей были созданы комфортные условия. Внутри наших покупателей тоже ожидал приятный сюрприз: торговые ряды универмага были полностью модернизированы и оснащены современным торговым оборудованием. Произошли большие изменения и в организации торговли, одним словом — она приобрела системность. До этого на площадях рязанского центрального универмага преобладали арендаторы, комплексного развития не было, отделы были расположены в хаотичном порядке. Тем не менее, это было наиболее популярное место, где жители города и области приобретали товары. В результате было принято решение: не останавливая работы «Барса», произвести его основательную реконструкцию.

 — Сейчас торговый дом «Барс» — это не только один универмаг…

 — Да, сейчас мы осуществляем несколько направлений деятельности. Кроме торгового комплекса на Московском шоссе, в начале 2004 года на улице Есенина открыт новый продуктовый супермаркет «Барс-2». Торговый центр оборудован новейшим торговым, холодильным и прочим оборудованием, установлено 19 кассовых терминалов. В этом же здании работает клуб-ресторан, который включает в себя мини-бары, ресторан «Иван Васильевич» и бильярдную. Всего в системе торгового дома работают 8 кафе. Также у нас есть свой большой складской комплекс на 5 тысяч тонн продукции. Кроме того, в 2003-2004 годах открыты элитные отделы: салоны «Калигула», «Орхидея» и «Версаль». А вот какой вид деятельности мы никогда не будем развивать в нашей системе — так это залы игровые автоматов. К нам неоднократно обращались люди, занимающиеся таким видом бизнеса, предлагали платить арендную плату, в разы превышающую обычную, но мы непреклонны. Я считаю, что с этим явлением нужно вести борьбу. К сожалению, это беда не только Рязани, но и всей России. И этому пороку подвержены все, невзирая на пол и возраст. Сам видел, как пенсионеры проигрывали своим пенсии, продолжая опускать и опускать в автомат пятирублевые монеты.

 — Зато у вас запущен довольно необычный проект — книжный супермаркет…

 — Да, он открылся в сентябре 2003 года и расположен на третьем этаже универмага на Московском шоссе. Сразу после открытия он стал одним из крупнейших книжных супермаркетов страны. К услугам покупателей — более 65 тысяч наименований книг. Все сто продавцов-консультантов имеют высшее образование и могут ориентировать книголюбов, как по книжным новинкам, так и в целых направлениях литературы. Кроме того, в рамках книжного супермаркета регулярно проводятся семинары и встречи с писателями. Нашими гостями уже стали Дашкова, Тополь, Константинов и Устинова. Кроме книг, выпускаемых большими тиражами, у нас можно приобрести и книжные редкости ценой в несколько десятков тысяч рублей.

Это проект не возник на пустом месте. Нами было проведено маркетинговое исследование, по результатам которого мы выяснили, что книжный рынок в России — один из самых перспективных. Недаром мы самая читающая страна в мире и эту позицию нужно удерживать.

 — А что строится рядом с первым «Барсом»?

 — Это будущий торгово-деловой центр. В прошлом году мы начали реконструкцию семиэтажного недостроенного здания — «долгостроя», в котором когда-то хотели сделать склад. Планируем ввести его в эксплуатацию уже в конце этого года. Общая площадь проекта после проведения ремонта будет более 12 тысяч квадратных метров. Помимо «старых» семи этажей, сверху будет еще один, восьмой этаж, на котором будет располагаться конференц-зал. Это будет самый современный торговый комплекс в плане систем инженерных коммуникаций, подобные проекты еще называют «умный дом». Все у нас будет в одном комплексе: вентиляция, кондиционирование, освещение, своя газовая котельная. И за работой всего этого будет следить оператор.

Помимо конференц-зала, на последних двух этажах будут находиться залы для занятий фитнесом и атлетической гимнастикой, а также косметический салон. Так что будущий центр можно назвать не только торгово-деловым, но еще и спортивным. Торговая часть, в частности, будет представлена супермаркетом бытовой техники на 3000 квадратных метров, кафе и мебельным салоном. В строительстве мы используем весь передовой зарубежный опыт и много импортных стройматериалов — итальянский металлический профиль, немецкое стекло. К услугам посетителей будут предоставлены 10 эскалаторов и 2 лифта. А когда-то два первых эскалатора в центральном рязанском универмаге казались жителям города диковинкой! Введение в строй нашего нового проекта даст региону еще 300 рабочих мест, плюс к этому ожидается порядка 500 рабочих мест от арендаторов. На подходе — благоустройство окружающей здание территории.

 — На чей опыт вы опираетесь в своих проектах?

 — Трудно ответить однозначно. Конечно, ездим в Москву, за границу, смотрим, как там организована цивилизованная торговля. Однако мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что переносить столичный и, тем более, иностранный опыт на рязанскую почву нельзя. Наш народ еще не отвык от походов на рынок, где с любым продавцом можно поторговаться, ему больше по нутру совсем иная атмосфера. Сейчас на Рязань «наступают» столичные и зарубежные сетевики: в скором времени начнется строительство торговых комплексов «Метро» и «Седьмой континент», уже работают «Дикси» и «Копеечка». Мы готовимся к тому, что скоро здесь у нас появится много сильных конкурентов и готовимся к этому. В частности, большой склад с холодильными и морозильными камерами — одна из фаз этой подготовки. Также в наших планах — открыть торговые точки не только в самой Рязани, но и в области.

Если говорить о местных, рязанских конкурентах, то многие из них пошли по пути аренды — строят здание и сдают его площади для коммерческой деятельности мелким предпринимателям. Мы же считаем, что Рязань не такой уж большой город, чтобы делать много крупных магазинов.

А что касается кадров, то привлеченные специалисты налаживают и подготавливают только сам «скелет» очередного проекта, а работают потом те, у кого есть настоящее желание работать, а образование и опыт предыдущей работы здесь не главное. К слову, среди наших сотрудников много бывших военных и учителей.

 — Интересная у вас кадровая политика…

 — Возможно, но главное, на что мы обращаем внимание — это, повторюсь, желание работать. Нас не интересуют те, кто может работать только «от звонка до звонка». Нам нужны такие люди, кто живет работой и вкладывает в нее душу. Работники торгового дома «Барс», ежедневно контактирующие с покупателями — его лицо, о престиже которого руководство предприятия заботится особо. Отбор сотрудников ведется на основе социально-психологической оценки. Конечно, учитывается не только заявленное соискателем желание работать, тем более что у нашего отдела кадров всегда очередь, но и уровень образования и квалификации, стаж работы, опыт практической работы с людьми, соответствие возрастному уровню, стремление к карьерному росту.

Повышение квалификации осуществляется в собственном учебном центре предприятия, где организованы курсы по программам: профессиональное обучение вновь принятых сотрудников, курсы для работников массовых профессий, специальные курсы по оперативному консультированию, инструктажу специалистов и подготовке кадрового состава.

Кроме того, психологами проводятся тренинги по формированию в коллективе единой команды, тренинг делового общения и методов продажи.

Первое требование, которое мы предъявляем — чтобы продавцы были вежливы и улыбались. Если подходит покупатель — все свои остальные сопутствующие дела нужно бросить и бежать к нему. Человек, пришедший на работу в «Барс», должен оставить все плохое дома, за территорией торгового дома.

В процессе обучение продавца со стажером работают наставники, продавцы первой категории, и за 2 месяца испытательного срока подводят итог — может ли этот человек дальше работать в системе торговых предприятий «Барса». Мы — лидеры торговли в Рязани и одна из наших задач — поднять имидж профессии продавца, с чем мы, как я считаю, справляемся уже 20 лет.

К тем людям, кто у нас работает, мы стараемся относиться чутко, и как положительный показатель, могу сказать, что текучки кадров у нас практически нет, люди идут к нам охотно. Это жители Рязани и области. Весь положенный законом соцпакет мы им обеспечиваем. Кстати, с помощью кредитов Сбербанка за последние полтора года мы создали 600 рабочих мест, а всего сейчас в торговом доме «Барс» работает 1500 человек.

 — Я смотрю, в числе ваших покупателей немало пенсионеров…

 — То, что малоимущие жители Рязани спокойно могут посещать наши магазины можно отнести к результатам нашей ценой политики. Мы открыто заявили о своем курсе на максимальное ограничение торговых наценок. Товары в «Барсе» должны быть как можно дешевле для потребителя. Сейчас этого удается добиться различными путями — в основном за счет активности снабженцев торгового дома, путем исключения посредников, заключения прямых договоров поставки. Продукция большинства известных фирм-производителей ведется строго по рекомендованным дистрибьюторами ценам. Существенную помощь в снижении общего уровня цен оказывает ставка на отечественную продукцию, которая при этом должно соответствовать стандартам качества. Сейчас у нас все основные продукты, например — хлеб и молоко, вообще продаются по цене заводов — изготовителей.

Раньше, когда появлялись новые современные торговые комплексы, люди стеснялись в них заходить — мол, это все только для богатых.

Мы этот стереотип ломаем из года в год и получили этого покупателя. Наши магазины — для всех, все найдут у нас то, что им нужно. Но все равно, очень приятно, когда к тебе подходит бабушка и говорит, что она и не думала, что возможно такое, когда продавцы не хамят и вокруг все так чисто.

 — Насколько мне известно, вы занимаетесь и благотворительностью.

 — Торговый дом «Барс» является одним из крупнейших налогоплательщиков отрасли и при этом мы учредители благотворительной организации «Фонд во имя святителя Василия Рязанского» и спортивной организации «Родной край». Регулярно участвуем в финансировании культурных и спортивных городских мероприятий.

 — Как вы стали сотрудничать со Среднеруским банком?

 — Средства во все наши проекты требуют немаленьких капиталовложений, и вы понимаете, что без сотрудничества со Сбербанком России осуществить львиную долю задуманного было бы невозможно. А другого такого банка в Рязани, который дает кредиты в таких суммах и так надолго, нет. А Среднерусский банк нашел возможность дать нам в рамках одного кредита на 5 лет 250 млн. рублей!

Наша совместная работа длится уже почти четыре года. Да, когда-то коммерческие банки работали пошустрее, быстро и часто предлагали все новые и новые услуги, но крупный банк с надежной репутацией — это дорогого стоит, и никакими новинками такую репутацию не заработаешь.

Всего со Среднерусским банком у нас заключено 7 кредитных договоров на общую сумму 450 миллионов рублей. А финансирование затрат по новому проекту семиэтажного торгово-делового центра банк взял на себя на 70%. Кроме кредитов, мы пользуемся и другими услугами Сбербанка — расчетно-кассовое обслуживание, инкассация, эквайринговые услуги, установлены банкоматы.

О том, что сотрудничество со Среднерусским банком идет нам на пользу, говорят цифры: 4 года назад у нас работало 300 человек, сейчас — 1500. В 2004 году годовой товарооборот составил 1 миллиард 800 миллионов рублей, то есть 150 миллионов в месяц. Четыре года назад — в месяц мы продавали товара только на 12 миллионов, и если сумма «среднего» чека составляла тогда 30 рублей, то сейчас — 300.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100