|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
«Барс» готовится к очередному прыжку
По результатам опроса, проведенного на одном рязанском интернет-форуме, 47% жителей города делают свои покупки в магазинах торгового дома «Барс». А согласно данным самого торгового дома, основанных на общем количестве чеков, выданных покупателям в 2004 году, за прошлый год торговые точки «Барса» посетило более 5 миллионов покупателей, что в десять раз превышает общую численность населения самой Рязани. С директором торгового дома «Барс» Александром Ивановичем Лемдяновым побеседовал наш корреспондент.
В прошлом году торговый дом «Барс» отпраздновал двадцатилетний юбилей. С чего начиналось ваше предприятие?
В конце 1984 года впервые отрыл свои двери для покупателей центральный рязанский универмаг. Знакомое всем рязанцам здание, которое теперь вполне может считаться одним из символов города, строилось по совместному проекту советских и германских архитекторов. С момента открытия универмаг считался самым современным и самым крупным торговым предприятием области.
С приходом рыночных отношений коллектив универмага стал добиваться хозяйственной самостоятельности. Так в 1991 году появилось акционерное общество, а универмаг получил название «Рязанский торговый дом «Барс».
Долго ли вы работаете в «Барсе»?
В конце 2000 года наше торговое предприятие влилось в крупный рязанский финансово-промышленный холдинг "Инвест" и к руководству предприятием пришла новая команда управленцев во главе со мною.
С чего вы начали свою деятельность?
Может, это покажется вам на первый взгляд странным, но… мы решили начать с парковки. Имеющуюся возле торгового дома стоянку благоустроили, осветили и установили светофор на въезде с Московского шоссе. Средства на это были потрачены большие, но мы добились главного набирающий в городе силу средний класс потянулся туда, где для людей были созданы комфортные условия. Внутри наших покупателей тоже ожидал приятный сюрприз: торговые ряды универмага были полностью модернизированы и оснащены современным торговым оборудованием. Произошли большие изменения и в организации торговли, одним словом она приобрела системность. До этого на площадях рязанского центрального универмага преобладали арендаторы, комплексного развития не было, отделы были расположены в хаотичном порядке. Тем не менее, это было наиболее популярное место, где жители города и области приобретали товары. В результате было принято решение: не останавливая работы «Барса», произвести его основательную реконструкцию.
Сейчас торговый дом «Барс» это не только один универмаг…
Да, сейчас мы осуществляем несколько направлений деятельности. Кроме торгового комплекса на Московском шоссе, в начале 2004 года на улице Есенина открыт новый продуктовый супермаркет «Барс-2». Торговый центр оборудован новейшим торговым, холодильным и прочим оборудованием, установлено 19 кассовых терминалов. В этом же здании работает клуб-ресторан, который включает в себя мини-бары, ресторан «Иван Васильевич» и бильярдную. Всего в системе торгового дома работают 8 кафе. Также у нас есть свой большой складской комплекс на 5 тысяч тонн продукции. Кроме того, в 2003-2004 годах открыты элитные отделы: салоны «Калигула», «Орхидея» и «Версаль». А вот какой вид деятельности мы никогда не будем развивать в нашей системе так это залы игровые автоматов. К нам неоднократно обращались люди, занимающиеся таким видом бизнеса, предлагали платить арендную плату, в разы превышающую обычную, но мы непреклонны. Я считаю, что с этим явлением нужно вести борьбу. К сожалению, это беда не только Рязани, но и всей России. И этому пороку подвержены все, невзирая на пол и возраст. Сам видел, как пенсионеры проигрывали своим пенсии, продолжая опускать и опускать в автомат пятирублевые монеты.
Зато у вас запущен довольно необычный проект книжный супермаркет…
Да, он открылся в сентябре 2003 года и расположен на третьем этаже универмага на Московском шоссе. Сразу после открытия он стал одним из крупнейших книжных супермаркетов страны. К услугам покупателей более 65 тысяч наименований книг. Все сто продавцов-консультантов имеют высшее образование и могут ориентировать книголюбов, как по книжным новинкам, так и в целых направлениях литературы. Кроме того, в рамках книжного супермаркета регулярно проводятся семинары и встречи с писателями. Нашими гостями уже стали Дашкова, Тополь, Константинов и Устинова. Кроме книг, выпускаемых большими тиражами, у нас можно приобрести и книжные редкости ценой в несколько десятков тысяч рублей.
Это проект не возник на пустом месте. Нами было проведено маркетинговое исследование, по результатам которого мы выяснили, что книжный рынок в России один из самых перспективных. Недаром мы самая читающая страна в мире и эту позицию нужно удерживать.
А что строится рядом с первым «Барсом»?
Это будущий торгово-деловой центр. В прошлом году мы начали реконструкцию семиэтажного недостроенного здания «долгостроя», в котором когда-то хотели сделать склад. Планируем ввести его в эксплуатацию уже в конце этого года. Общая площадь проекта после проведения ремонта будет более 12 тысяч квадратных метров. Помимо «старых» семи этажей, сверху будет еще один, восьмой этаж, на котором будет располагаться конференц-зал. Это будет самый современный торговый комплекс в плане систем инженерных коммуникаций, подобные проекты еще называют «умный дом». Все у нас будет в одном комплексе: вентиляция, кондиционирование, освещение, своя газовая котельная. И за работой всего этого будет следить оператор.
Помимо конференц-зала, на последних двух этажах будут находиться залы для занятий фитнесом и атлетической гимнастикой, а также косметический салон. Так что будущий центр можно назвать не только торгово-деловым, но еще и спортивным. Торговая часть, в частности, будет представлена супермаркетом бытовой техники на 3000 квадратных метров, кафе и мебельным салоном.
В строительстве мы используем весь передовой зарубежный опыт и много импортных стройматериалов итальянский металлический профиль, немецкое стекло. К услугам посетителей будут предоставлены 10 эскалаторов и 2 лифта. А когда-то два первых эскалатора в центральном рязанском универмаге казались жителям города диковинкой! Введение в строй нашего нового проекта даст региону еще 300 рабочих мест, плюс к этому ожидается порядка 500 рабочих мест от арендаторов. На подходе благоустройство окружающей здание территории.
На чей опыт вы опираетесь в своих проектах?
Трудно ответить однозначно. Конечно, ездим в Москву, за границу, смотрим, как там организована цивилизованная торговля. Однако мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что переносить столичный и, тем более, иностранный опыт на рязанскую почву нельзя. Наш народ еще не отвык от походов на рынок, где с любым продавцом можно поторговаться, ему больше по нутру совсем иная атмосфера. Сейчас на Рязань «наступают» столичные и зарубежные сетевики: в скором времени начнется строительство торговых комплексов «Метро» и «Седьмой континент», уже работают «Дикси» и «Копеечка». Мы готовимся к тому, что скоро здесь у нас появится много сильных конкурентов и готовимся к этому. В частности, большой склад с холодильными и морозильными камерами одна из фаз этой подготовки. Также в наших планах открыть торговые точки не только в самой Рязани, но и в области.
Если говорить о местных, рязанских конкурентах, то многие из них пошли по пути аренды строят здание и сдают его площади для коммерческой деятельности мелким предпринимателям. Мы же считаем, что Рязань не такой уж большой город, чтобы делать много крупных магазинов.
А что касается кадров, то привлеченные специалисты налаживают и подготавливают только сам «скелет» очередного проекта, а работают потом те, у кого есть настоящее желание работать, а образование и опыт предыдущей работы здесь не главное. К слову, среди наших сотрудников много бывших военных и учителей.
Интересная у вас кадровая политика…
Возможно, но главное, на что мы обращаем внимание это, повторюсь, желание работать. Нас не интересуют те, кто может работать только «от звонка до звонка». Нам нужны такие люди, кто живет работой и вкладывает в нее душу. Работники торгового дома «Барс», ежедневно контактирующие с покупателями его лицо, о престиже которого руководство предприятия заботится особо. Отбор сотрудников ведется на основе социально-психологической оценки. Конечно, учитывается не только заявленное соискателем желание работать, тем более что у нашего отдела кадров всегда очередь, но и уровень образования и квалификации, стаж работы, опыт практической работы с людьми, соответствие возрастному уровню, стремление к карьерному росту.
Повышение квалификации осуществляется в собственном учебном центре предприятия, где организованы курсы по программам: профессиональное обучение вновь принятых сотрудников, курсы для работников массовых профессий, специальные курсы по оперативному консультированию, инструктажу специалистов и подготовке кадрового состава.
Кроме того, психологами проводятся тренинги по формированию в коллективе единой команды, тренинг делового общения и методов продажи.
Первое требование, которое мы предъявляем чтобы продавцы были вежливы и улыбались. Если подходит покупатель все свои остальные сопутствующие дела нужно бросить и бежать к нему. Человек, пришедший на работу в «Барс», должен оставить все плохое дома, за территорией торгового дома.
В процессе обучение продавца со стажером работают наставники, продавцы первой категории, и за 2 месяца испытательного срока подводят итог может ли этот человек дальше работать в системе торговых предприятий «Барса». Мы лидеры торговли в Рязани и одна из наших задач поднять имидж профессии продавца, с чем мы, как я считаю, справляемся уже 20 лет.
К тем людям, кто у нас работает, мы стараемся относиться чутко, и как положительный показатель, могу сказать, что текучки кадров у нас практически нет, люди идут к нам охотно. Это жители Рязани и области. Весь положенный законом соцпакет мы им обеспечиваем. Кстати, с помощью кредитов Сбербанка за последние полтора года мы создали 600 рабочих мест, а всего сейчас в торговом доме «Барс» работает 1500 человек.
Я смотрю, в числе ваших покупателей немало пенсионеров…
То, что малоимущие жители Рязани спокойно могут посещать наши магазины можно отнести к результатам нашей ценой политики. Мы открыто заявили о своем курсе на максимальное ограничение торговых наценок. Товары в «Барсе» должны быть как можно дешевле для потребителя. Сейчас этого удается добиться различными путями в основном за счет активности снабженцев торгового дома, путем исключения посредников, заключения прямых договоров поставки. Продукция большинства известных фирм-производителей ведется строго по рекомендованным дистрибьюторами ценам. Существенную помощь в снижении общего уровня цен оказывает ставка на отечественную продукцию, которая при этом должно соответствовать стандартам качества. Сейчас у нас все основные продукты, например хлеб и молоко, вообще продаются по цене заводов изготовителей.
Раньше, когда появлялись новые современные торговые комплексы, люди стеснялись в них заходить мол, это все только для богатых.
Мы этот стереотип ломаем из года в год и получили этого покупателя. Наши магазины для всех, все найдут у нас то, что им нужно. Но все равно, очень приятно, когда к тебе подходит бабушка и говорит, что она и не думала, что возможно такое, когда продавцы не хамят и вокруг все так чисто.
Насколько мне известно, вы занимаетесь и благотворительностью.
Торговый дом «Барс» является одним из крупнейших налогоплательщиков отрасли и при этом мы учредители благотворительной организации «Фонд во имя святителя Василия Рязанского» и спортивной организации «Родной край». Регулярно участвуем в финансировании культурных и спортивных городских мероприятий.
Как вы стали сотрудничать со Среднеруским банком?
Средства во все наши проекты требуют немаленьких капиталовложений, и вы понимаете, что без сотрудничества со Сбербанком России осуществить львиную долю задуманного было бы невозможно. А другого такого банка в Рязани, который дает кредиты в таких суммах и так надолго, нет. А Среднерусский банк нашел возможность дать нам в рамках одного кредита на 5 лет 250 млн. рублей!
Наша совместная работа длится уже почти четыре года. Да, когда-то коммерческие банки работали пошустрее, быстро и часто предлагали все новые и новые услуги, но крупный банк с надежной репутацией это дорогого стоит, и никакими новинками такую репутацию не заработаешь.
Всего со Среднерусским банком у нас заключено 7 кредитных договоров на общую сумму 450 миллионов рублей. А финансирование затрат по новому проекту семиэтажного торгово-делового центра банк взял на себя на 70%. Кроме кредитов, мы пользуемся и другими услугами Сбербанка расчетно-кассовое обслуживание, инкассация, эквайринговые услуги, установлены банкоматы.
О том, что сотрудничество со Среднерусским банком идет нам на пользу, говорят цифры: 4 года назад у нас работало 300 человек, сейчас 1500. В 2004 году годовой товарооборот составил 1 миллиард 800 миллионов рублей, то есть 150 миллионов в месяц. Четыре года назад в месяц мы продавали товара только на 12 миллионов, и если сумма «среднего» чека составляла тогда 30 рублей, то сейчас 300.
|