Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2005
Другие материалы номера:
Эра потребления
«Барс» готовится к очередному прыжку
Европейская деревня
Стерлядь должна быть породистой
Книга на добрую память

Розница в Туле

Магазины самообслуживания захватили пятую часть рынка

Что нужно для того, чтобы выстроить торговую сеть европейского уровня? Как живут сетевики в провинции — Тульская область. Какой магазин нужен среднему россиянину? На вопросы нашего корреспондента отвечал директор по стратегии Группы компаний «Посольский дом» (г. Тула) Алексей Валериевич Павлов.

 — Задачу холдинга «Посольский дом» мы определяем как «развитие потребительского рынка». В недавнем прошлом такого рынка товаров и услуг в нашей стране просто не существовало, жизнь общества в «тисках» существенного дефицита товаров и отсутствия возможности цивилизованно отдохнуть была нормой. С тех пор многое изменилось, наши соотечественники пользуются все большим и большим числом товаров и услуг. В провинции появляются продовольственные магазины с высоким уровнем сервиса, широким ассортиментом товаров, доступных всем слоям населения. Мы считаем, что в Тульской области наш холдинг внес свой вклад в этот процесс. И мы видим результаты: жители Тульской области, приобретая продукты питания, без труда могут найти все необходимое и получить качественное обслуживание. Никаких дополнительных хлопот, траты времени, стрессовых ситуаций. Наша миссия — «делать жизнь людей достойной» отражается в реальности.

Буквально недавно, в 2003 году в Туле начался активный переход от устаревших и стихийных форм торговли — то есть от магазинов с обслуживанием через прилавок, уличных рынков, палаток, развалов, к современным форматам — сетевой торговле с самообслуживанием. Холдинг «Посольский Дом» в Туле занял лидирующие позиции в этом секторе. В 2005 году мы оцениваем долю современных форматов в продуктовой рознице как 20%. На розничном рынке Тульской области компания развивает сеть экономичных магазинов «Семейная копилка». Обычно, это универсам площадью 400-500 кв.м, с ассортиментом товаров в 5000 наименований, охватывающих всю потребительскую корзину.

 — Почему был выбран именно этот формат?

 — Нельзя сказать, что он был выбран изначально. Сначала мы позиционировали себя как дискаунтер — то есть магазин с низкими ценами и ограниченным количеством товаров: свежих фруктов, охлажденного мяса, салатов, гастрономической и колбасной продукции. Мы считали, что в Туле недостаточная покупательская способность и нужен именно такой магазин. Но как выяснилось, дискаунтеру в России очень трудно конкурировать с открытыми рынками. Какие бы низкие цены ни были в магазине самообслуживания, выигрывает неорганизованная форма торговли — рынок, так как там себестоимость реализации продуктов гораздо ниже. Чтобы захватить большую долю рынка, наш формат стал «дрейфовать» от дискаунтера к универсаму, где основное конкурентное отличие — комфортные условия приобретения продуктов питания при паритетных ценах. Вот так сложился формат экономичного универсама.

 — Какова география розничной сети «Семейная копилка» и какие еще направления на потребительском рынке развивает «Посольский Дом»?

 — Сеть состоит из 18 магазинов, все расположены в Тульской области: 14 в Туле, четыре в Ефремове и Алексине. До конца года магазинов будет 30 — строительные проекты уже запущены. Также в состав холдинга входит сеть пиццерий «Подкрепицца» — демократичные рестораны быстрого обслуживания. Идея все та же — чтобы посещение заведений общественного питания вошло в привычный досуг туляков. Кроме того, в холдинг входит развлекательный клуб «Премьер» — это бары, клубы и кинотеатр. Мы первыми сделали в Туле развлекательный комплекс, в котором обеспечен высокий уровень сервиса для семейного отдыха, желающих отдохнуть в шумной компании или посетить модную тусовку.

Ну, а кроме того, наш холдинг запустил пилотный проект — супермаркет «Семь столиц». Это формат уже не экономичного универсама, а супермаркета, рассчитанного на аудиторию со средним и высоким доходом. Здесь широко представлены свежие продукты, есть цех производства мясных полуфабрикатов, салатов, готовых блюд и мини-пекарня. Это попытка создать в Туле знаковый супермаркет с высоким уровнем сервиса. Магазин работает чуть более полугода, и сейчас с уверенностью можно сказать, что мы верно определили формат, и ниша эксклюзивных магазинов существует и в городах России с населением менее 1 миллиона жителей. Но приоритетным в нашей стратегии является развитие сети «Семейная копилка».

 — Давайте вернемся к сетевой торговле, какова конкуренция на рынке современной розничной торговли в Туле?

 — В Туле работает сравнимая с нами по размерам сеть магазинов «Дикси», открываются супермаркеты Spar, в самом крупном торговом центре города открыт GROSSMART, существует чуть больше десятка независимых магазинов самообслуживания. Вообще, я считаю, что жесткая конкуренция в Туле еще не началась, в данный момент решающим фактором является удобное месторасположение торговой точки. Да и дифференциация по торговым форматам только начинается.

 — В связи с этим, какие сложности существуют для роста торговой сети, подобной вашей, в регионах России?

 — Основная проблема — отсутствие недвижимости. Инфраструктура провинциальных городов России не предполагала большого количества предприятий розничной торговли. Уровень и характер потребления был другим. Нет нормальной, хорошей недвижимости для организации торговли в городе. Можно смело утверждать, что 2005 год — год начала масштабного строительства коммерческой недвижимости, приспособленной для размещения современных розничных предприятий торговли.

Соответственно, с одной стороны, мы можем удваивать, удесятерять сеть — но тогда это будут магазины формата 100-150 кв. м. На такой площади невозможно предоставить тот уровень ассортимента и услуг, который сейчас необходим клиенту. То есть мы можем быстро развиваться маленькими магазинами — но они не имеют будущего. Это факт. Самый перспективный формат для российских регионов — 400-600 кв. м.

 — Из 18-ти существующих магазинов, сколько пришлось строить заново?

 — Пять. Остальные либо приобретали, либо брали в аренду. Сначала у нас была стратегия захвата рынка именно через строительство собственных магазинов, из панельных конструкций. Теперь мы в основном проводим реконструкцию недвижимости под магазин.

 — Насколько известно, в ваших магазинах используется эквайринг — обслуживание покупателей с пластиковыми картами. Нам, как банковскому изданию, естественно, весьма интересно услышать об этом опыте… Что побудило к переходу на эквайринг?

 — На мой взгляд, этот процесс только начался. Пока у нас установлено 3 терминала для оплаты по картам, установка началась с супермаркета «Семь столиц». Знаете, вы удивитесь, конечно, но я многие годы был противником эквайринга. Поясню почему: я считал, что лишь малый процент населения обладает пластиковыми картами. А если и обладает, то остаток на них минимальный. Информация по статистике, которую нам предоставляли финансовые организации и банки, была слишком общей и не удовлетворяла нас. Мы пошли опытным путем: когда начали устанавливать банкоматы у себя в торговой сети, то договорились с банками о предоставлении информации об оборотах и количестве транзакций. Откровенно говоря, для меня стало большим открытием, какие обороты делаются на банкоматах. После этого правление «Посольского Дома» приняло решение от простых разговоров об эквайринге перейти к анализу конкретных предложений и установке оборудования. И здесь нашим партнером выступил Сбербанк. Одним из мотивов была уверенность в том, что у большинства российских потребителей уже появились пластиковые карты. Это не принадлежность «элиты». Пластик «пошел» в народ — это очевидно!

 — А почему выбор остановился на Среднерусском банке Сбербанка РФ?

 — Потому что Сбербанк — наш основной финансовый партнер. Кроме того, Среднерусский банк согласился удовлетворить наши требования о скорости транзакций. Это основной момент розничной торговли. Скорость прохождения карточки в супермаркете «Семь столиц» — 2 секунды. Мы добились этого вместе со Сбербанком. Я надеюсь, так же будет и в магазинах «Семейной копилки».

Сегодня в Туле на поле сетевой торговли появляются новые игроки — супермаркеты и универсамы экономичного класса. Буквально недавно федеральная сеть «Копейка» открыла два магазина, и планирует открывать дальше. Сеть «Магнит» тоже «шагает» по Тульской области. Так что руководство холдинга «Посольский Дом» прекрасно понимает: 2006 год будет годом серьезной конкуренции в розничной торговле Тулы.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100