Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март 2005
Другие материалы номера:
Без границ
Еврообувь для всей семьи
«Езжу только сам…»
От квартир до магистралей
Комплекс «Олимп» - очередная вершина сотрудничества

Длинная дистанция

Чугун сегодня у большинства людей ассоциируется со стариной. Это своеобразный символ времени - чугунные ванны, сковороды и батареи (радиаторы) для многих стали уже атрибутами советского прошлого. Появились новые, современные материалы и технологии. И все же этот удивительный материал, тяжелый и хрупкий одновременно, считается лучшим в производстве самых необходимых предметов нашего быта. Прежде всего, благодаря своей долговечности.

«Чугун» - слово, пришедшее из тюркских языков. Искусство выплавки чугуна считается достижением китайской цивилизации: китайцы открыли технологию его производства еще в 5 веке до нашей эры. В Европе первые доменные печи появились в 14 веке, в России - около 1630 года. Привычный черный цвет чугуна - это краска, его «природный» цвет - серый или белый. Основная масса чугуна, как известно, перерабатывается в сталь, остальная идет на изготовление фасонного литья. Из чугуна отливались артиллерийские орудия, ядра, пушки, колокола, мосты; бытовые предметы - посуда, котлы для русских бань, первые утюги и почтовые ящики. Искусство художественного литья запечатлено в чугунных решетках садово-парковой архитектуры.

Любохонский чугунолитейный завод с 1775 года производит тонкое чугунное литье. 1 мая 2005 года завод отметит свое 250-летие. Современное название завода - ОАО «Сантехлит». В 2002 году ОАО «Сантехлит» вошло в рейтинг 120 лучших предприятий «Лидеры строительного комплекса России», стало обладателем диплома «100 лучших товаров России». Генеральный директор ОАО «Сантехлит» Виктор Николаевич Ковалев рассказывает о предприятии-долгожителе.

- ОАО «Сантехлит» - одно из старейших предприятий не только в Брянской области, но и в России. За два с половиной века существования завод претерпел много разных изменений. Производство начиналось с литья домашней утвари; позже пришлось перейти к выпуску отопительных радиаторов и тормозных колодок для железной дороги. После 1993 года произошел обвал: резко упал спрос на радиаторы. Работали по 10-15 дней в месяц. Нужно было реализовать продукцию, выплатить налоги, зарплату. В 1996 году было принято решение войти в объединение ОАО «Санто-Холдинг» - одну из ведущих российских компаний. Сегодня вместе с нами в этом холдинге 15 предприятий из разных регионов страны. Все они занимаются производством санитарно-технического оборудования. На протяжении последних трех лет ОАО «Сантехлит» устойчиво занимает первое место в отрасли и входит в пятерку сильнейших предприятий области по объему производства.

- Сколько процентов строящихся сейчас домов оборудовано вашими радиаторами?

- 2004 год трудно взять за основу. По оценке 2003 года порядка 50% всего жилья, которое сдается, ремонтируется по стране, комплектуется приборами нашего предприятия.

- В чем чугун превосходит другие материалы для изготовления радиаторов и в чем уступает новым разработкам? Зимы в России холодные, возможно, кому-то из наших читателей понадобится практический совет, как лучше устроить отопление.

- Сегодня применяются более легкие и более дорогие технологические материалы - все они есть на рынке в достатке. Отечественных производителей отопительных приборов не так много: это предприятия Нижнего Тагила, Луганска, Колпино. Из зарубежных много турецких и итальянских фирм, делающих в том числе и чугунные радиаторы. Но ни алюминий, ни сталь, ни композиционные материалы не способны сравниться с чугуном по теплоотдаче и срокам старения материала. На наши радиаторы гарантия 30 лет, а прослужить они могут и 40, и 50. У нагревательных приборов есть свойство поглощать кислород. Основная особенность чугунных радиаторов - они практически не поглощают кислород, только выделяют тепло. Это самый оптимальный и надежный материал. Радиатор состоит из секций, по внутренним каналам которых циркулирует теплоноситель (вода, пар). Известно, что в наших системах отопления теплоноситель часто имеет повышенную загрязненность, агрессивность. У чугунных радиаторов к этому «иммунитет».

- Почему же тогда не все дома комплектуются чугунными радиаторами? Реализация основного вида вашей продукции напрямую зависит от ЖКХ?

- В новых домах устанавливается либо самый дешевый стальной конвектор, либо, в элитном жилье - более дорогостоящий электроприбор. Срок службы конвектора - 3-5 лет, потом человек все равно начинает искать «нормальный» радиатор. Строители зачастую просто не хотят затаскивать в квартиру тяжелый чугунный радиатор и возиться с его установкой - констатирует заместитель генерального директора Смирнова Нина Ивановна. - Предприятие сегодня непосредственно зависит от строительного комплекса и ЖКХ. Но госзаказа как такового нет: есть определенный спрос и постоянные его перепады. За последний 2004 год объемы реализации резко упали; мы «сработали» практически на уровне 2003 года, хотя намеренно брали кредиты, чтобы пополнить оборотные средства, сделать запас к сезону.

- Раньше за нашими радиаторами были очереди по всей стране, их не хватало, все строилось, - вспоминает Нина Ивановна. - На первый взгляд кажется, что в настоящее время строительство переживает такой же бум. Но если сравнить с 90-ми годами, когда сдавалось 75-80 миллионов квадратных метров нового жилья в год, то сейчас Департамент строительства сдает лишь 33-36 миллионов кв. метров. Соответственно, радиаторов требуется меньше. Все говорит о том, что на этом рынке произошел какой-то застой.

- В таком случае, на какую часть мощности работает завод?

В 2003 году предприятие работало практически на полную мощность, мы могли делать миллион секций в месяц. Сейчас один литейный цех вообще законсервирован. Параллельно пытаемся переориентировать часть производства, следим за рынком. С 1995 года производим тормозные колодки, сейчас снова пошел на них спрос. Занимаемся пластмассами. Освоили выпуск полиэтиленовых труб: газопроводных, водонапорных и канализационных, со всеми фасонными частями. Когда губернатор области объявил о газификации, мы старались продвинуться со своими газопроводными трубами хотя бы на рынок области, брали льготные кредиты в администрации. В прошлом году мы выиграли тендер по области, пришлось даже отказаться от ряда позиций, предприятие просто не успевало справляться с такими объемами.

- Что дало предприятию вступление в холдинг?

Прежде всего, это позволило нам не потерять профильность. Сохраняется отраслевая договоренность с другими заводами - не занимать чужую нишу. У всех предприятий, вошедших в холдинг, были огромные задолженности по налогам, зарплате, недостаточно оборотных средств - руководство холдинга им в этом помогло. За 9 лет, что мы работаем в системе «Санто-Холдинг», никто не получил ни копейки дивидендов, зато люди получают тринадцатую зарплату. Самое важное – это эффективное управление. Раз в месяц проходит совет директоров, где мы подводим итоги рабочего периода, ставим задачи на следующий; как правило, есть понимание во всех вопросах. Контрольные пакеты акций шести заводов из тринадцати принадлежат холдингу, что позволяет сохранить отрасль. Глава холдинга А. Яковлев всю жизнь занимается вопросами сантехнической промышленности; многие предприятия он сам строил и поднимал. Производство, политика - все переплетено, когда дело касается выживаемости. А вместе выживать всегда легче.

- Какова география реализации вашей продукции?

- Вся Россия, Узбекистан, Казахстан, Молдавия.

- Каким вы видите путь развития для предприятия?

Единственное, что всегда спасало предприятие - увеличение объема производства. Но рынок радиаторов объемами «не возьмешь». Цена тоже перестает определять спрос. Потребителю нужно представить отопительный прибор современного дизайна, который хорошо вписывается в интерьер, выдерживает высокое давление и имеет малую строительную глубину, что позволяет использовать его в зданиях с узкими и низкими подоконниками. Самое важное - это качество. Современные технологии позволяют его добиться. Работа технологических служб предприятия направлена на создание возможно более дорогостоящего, элитного прибора, который сможет конкурировать не только с отечественными производителями, но и с ведущими зарубежными фирмами. Одной из таких перспективных новинок стали чугунные радиаторы МС-110-500 и МС–110-300 (110 мм - это строительная глубина, а 500 и 300 мм - монтажная высота). Небольшая емкость секции снижает расход теплоносителя и, как следствие, топлива на его прогрев. МС-110-300 подходит как для высотных зданий, так и для малоэтажных, а также для отдельных домов и коттеджей. Он прошел аттестацию, сертифицирован, вошел в 100 лучших товаров России.

- Как складываются ваши отношения со Сбербанком России?

- Мы достигли определенного уровня развития и закладываем 5-8 % роста. Когда возникает ситуация невостребованности продукции на рынке, эти проценты оседают на складах. Для бизнеса это плохо - деньги не работают. Поэтому нам нравится схема кредитования в Сбербанке: вне сезона мы берем кредиты на пополнение оборотных средств, чтобы было чем платить зарплату и налоги; делать определенные запасы. Ведь может получиться и наоборот: когда начинаются сдача жилья, ремонтные работы по замене теплоприборов, происходит резкий всплеск и продукции не хватает. Хотелось бы также поблагодарить Сбербанк за доверие и помощь в освоении новых видов производства - говорит Виктор Николаевич. - Чтобы дальше развивать тот или иной продукт, быть конкурентоспособными, нужно резко увеличить объемы производства – а для этого необходимы серьезные инвестиции. Со Сбербанком мы работаем уже 30 лет, пользуемся карточным зарплатным проектом, лизингом, овердрафтом, на предприятии установлен банкомат.

- Ваше предприятие является градообразующим. Расскажите о своих планах, каким бы вы хотели видеть в будущем завод, поселок…

250 лет живет завод, вместе с ним живет и поселок. Население поселка Любохна – всего 5 тысяч человек, 2000 работают у нас. В прошлом году мы вложили 50 миллионов рублей в развитие своего поселка: придумали схему, как выделить людям жилье и как они будут с нами рассчитываться; построили 2 жилых дома, современное кафе, стадион, провели капитальный ремонт Дома культуры, планируем сделать там культурно-спортивный центр. На свои деньги купили асфальтовый завод, провели асфальтирование, обновили газоны, к 60-летию Победы восстановили мемориал. В поселке есть лыжная база и бассейн. Для нормальных условий жизни здесь есть все. В ближайшее время планируем участвовать в конкурсе «Лучший поселок России». Средняя зарплата на заводе 5 тысяч, в феврале принято решение поднять ее на 25%. Завод содержит четыре футбольные команды, три из которых играют на первенство области. У нас первая футбольная команда девочек в области; лучшая баскетбольная команда мальчиков - недавно они выиграли в «Славянской лиге».

- Жизнеспособность- главное качество чугуна. То же самое можно сказать и о самом заводе. Самое главное, что банк идет нам навстречу. Проблема, с которой мы не хотели бы столкнуться – остановка предприятия. Должен быть определенный ритм, темп. Любохонский чугунолитейный завод как бегун на длинную дистанцию, который спотыкается, но бежит дальше - падать нельзя.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100