|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Объединение ресурсов – шаг к развитию
Наверное, будет логичным сначала задать Вам вопрос, так сказать, "исторический" об основных вехах в развитии компании?
Как группа компаний, мы на рынке полных три года, а как юридическое лицо, предлагающее услуги по продаже техники клиенту, мы ведем свою деятельность с начала 1997 года. Есть сотрудники, которые проработали в этом бизнесе 10 и 15 лет. В 2000 году в компании работало всего 80 человек, в 2001- 150, в 2002 - свыше 200, в 2003 - за 400, так как каждый год мы начинаем заниматься новым видом деятельности, к нам в холдинг вливаются целые компании, для того, чтобы использовать объединенные ресурсы. Я думаю, что холдинг - это тенденция, веяние времени. Принцип объединения больше не технологический, а в интересе использования общих ресурсов (человеческих, финансовых, собственные возможности, наработки с предприятиями-партнерами).
А какие были приоритеты и цели при образовании "Дизайн-Моторс"? Можно ли сегодня сказать, что со временем они изменились?
Наша философия – в поддержке российской экономики, отечественного производителя. И в первую очередь это помощь в развитии бизнеса небольших заводов, производящих навесное оборудование к автомобильной технике: фургоны, краны, автобетоносмесители, коммунальную технику. У них не всегда есть возможность участвовать в каких-то больших программах, и мы, как товаропроводящая сеть, как дилеры крупных заводов, можем помочь им, например, товарными кредитами. Кроме того, у нас есть собственное конструкторское бюро, имеются уникальные фирменные разработки. Кстати, что касается появления конструкторского бюро – в свое время к нам влилась фирма, где это бюро существовало уже 10 лет. И это, на мой взгляд, неплохой пример современной формы внутрикорпоративного сотрудничества и объединения сил.
В самом начале, при образовании "Дизайн-Моторс" цель создания интегрированной системы взаимопомощи еще не была так четко выражена. Мы просто старались оперативно отслеживать изменения в экономике и вообще ситуацию на рынке, и пытались отреагировать наиболее адекватно и правильно. Но в создании автотехнических комплексов по профилям, с широким спектром услуг за счет объединения ресурсов, мы, наверное, были первыми. Появились услуги, которые раньше были невозможны - например, доставка запчастей - у многих других фирм, занимающихся ими, нет собственного развозного транспорта, в нашем сервисе он есть.
Так что такое сегодня финансово-промышленное объединение "Дизайн-Моторс"?
По сути, сегодня ЗАО "Дизайн-Моторс" является официальным дилером заводов РУП МАЗ, АМО ЗИЛ. Плюс включает в себя: Торговый дом "АИСТ", занимающийся реализацией продукции ЗИЛа; ООО "ИнтерМАЗ" - профиль деятельности автотехника МАЗ и все, что с ней связано, и ООО "Автоспецназ", которое занимается реализацией специальной техники - автокранов, прицепов и полуприцепов, автобетоносмесителей, коммунальной и дорожной техники. Еще есть компания "Ober-Motors", основной деятельностью которой является реализация подержанной грузовой техники и техники специального назначения из Европы. В июне 2002 года на территории "ИнтерМАЗА" были открыты сервисный центр "ИнтерМАЗ-сервис" и оптовый склад запчастей "ДМ-запчасти". Сейчас центр готов принять к ремонту любую сложную технику. Вообще, конечно, со временем мы планируем все это перевести по профилю: ЗИЛ - в одном месте, МАЗ – в другом, спецтехника - в третьем…
Далее, компания "Автокам" осуществляет автомобильные перевозки грузов по территории России, СНГ и Европы. Также у нас есть несколько совместных предприятий по собственному производству топливозаправщиков и фургонов - с ООО "ПКФ Баррель", входящей в структуру "Дизайн-Моторс", с российскими заводами, итальянской фирмой.
А в чем отличие вашего предприятия от других участников рынка? Ведь исходя из факта наличия собственного конструкторского бюро, вы могли бы реализовывать какие-то оригинальные технические разработки?
Я думаю, в нашем секторе рынка особых отличий у нас нет… Ну, может быть мы одними из первых поняли, что будущее - за законченными автотехкомплексами. И первыми создали этот довольно сложный механизм, в одном месте разместив большую стоянку, большие производственные площади, складские помещения для запчастей. Потом у нас появились собственные производственные мощности: есть два завода, с которыми мы очень плотно работаем – это Алексеевка-Химмаш и Плавский АРЗ (Тульская область). Само собой, стали реализовываться и конструкторские разработки. Вот, например, в дизайне для "бычка": увеличенная кабина со спальником и хитрой конструкцией задвижки. Из всяческого ежедневного тюнинга и доукомплектации у нас появился большой проект "Автохолод" - с Плавским АРЗ у нас будет совместное предприятие с итальянской фирмой UNICAR-furgonature s.p.a по производству изотермических фургонов, аналогов которым нет в России, да и в Европе встретишь нечасто. Мы в большей степени работаем на перспективу: рынок, мне кажется, еще не готов адекватно воспринять их - цена достаточно высокая. Скорее всего, будем предлагать этот продукт по специальной цене, чтобы показать, насколько хороша эта техника, и, может быть, как-то убедим наших партнеров покупать то, что прослужит лет 15, а не выйдет из эксплуатации через 2-3 года.
Спрос - регулируемый параметр. Можно сделать вещь дешевле, а можно сделать по оптимальной цене более качественную вещь. Мы идем вторым путем, так как удешевление, как правило, связано с потерей качества.
А кого из постоянных клиентов "Дизайн-Моторс" можно назвать? И какова география интересов и сотрудничества?
Очень не хочется кого-то забыть и тем обидеть – улыбается присутствующая при разговоре помощник по связям с общественностью Юлия Викторовна Бердник. – Но если говорить об основных, то, пожалуй, "Юкос", "Баррель", ряд крупных нефтяных компаний, строительное управление г.Москвы; особо теплые отношения с Управлением механизации № 4, №37; Мосфундаментстрой, Мосинжстрой, Мосинжбетон, Доринвест…
О сфере интересов… Основным направлением – кроме Подмосковья и Москвы - мы выбрали юг и восток России. У нас есть филиал в Ростове-на Дону – "Дизайн-Моторс Дон", который сейчас вышел на хороший объем продаж, начинает заниматься запчастями. Думаем в следующем году построить там станцию техобслуживания.
Чем был определен такой выбор?
Прежде всего, наверное, хорошим знакомством с регионом: в Каменск-Шахтинске есть старый надежный партнер - завод КОМЗ-экспорт. Мы провели маркетинговые исследования, посмотрели, как оказывается услуга, и решили хотя бы личным примером исправить ситуацию. Год проводили рекламную политику, обустраивали территорию. В перспективе собираемся включить в сферу своих интересов Самару: оба города примерно в 1000 км от Москвы. Будем строить здесь полноценные станции техобслуживания, проводить в эти регионы торговые марки наших заводов.
Как вообще можно охарактеризовать сегодняшнее состояние рынка грузовой техники? Можно ли говорить о серьезной конкурентной борьбе?
Рынок грузовой техники на настоящий момент оздоравливается, - считает А.Л. Иванов. - Титаническими усилиями заводы привели в порядок свое хозяйство, ушел бартер, взаимозачет; стали прозрачными отношения между предприятиями-производителями и дилерами. Потребители уже требуют определенного качества обслуживания, отечественные предприятия испытывают жесткую конкуренцию со стороны иностранного производства – на рынке присутствуют не только б/у иномарки, но и новые Scania, Volvo со своими программами, лизингом, специальными условиями для клиентов. Это подстегивает нашего производителя улучшать качество, а дилеров в сотрудничестве с банками искать схемы кредитования российского бизнеса, для того, чтобы подъем российской экономики осуществлялся более интенсивно. Мы считаем, медлить опасно: пока импортная техника дорогая, мы еще выдерживаем конкуренцию по соотношению цена-качество, но ситуация постоянно меняется.
Раньше Москва была финансовым центром России: товарный поток шел через нее. Сейчас акцент сместился на регионы: там появились ресурсы, и заводы автомобильной техники стараются развить не центральных дилеров, а территории. Конкуренты вынуждены были обратить на это внимание; так получилось, что нет городов, где московские дилеры жестко конкурируют, но так или иначе присутствуют практически везде – в Европейской части России, за Уралом.
А как сотрудничество со Среднерусским банком Сбербанка России сопутствовало росту предприятия? Кстати, какими услугами в настоящий момент пользуется предприятие?
К сожалению, испытывая дефицит оборотных денежных средств, наши предприятия – МАЗ и КамАЗ не в состоянии подтянуть качество, инвестируя достаточное количество денег. Мы стараемся отработать хотя бы свою часть с банками, именно предоставлением машин в лизинг. Очень сильно помогает Сбербанк России - практически у всех фирм открыты счета в нем, достаточно приличная кредитная история, у нас есть и возобновляемые кредиты, и овердрафты. Сейчас мы рассматриваем очень крупный на наш взгляд проект: лизинг "Дизайн-Моторс" вместе с Мытищинским отделением Сбербанка России и Военно-страховой компанией – мы считаем, что нам предложены наиболее выгодные условия для лизинга. Договорились первые сделки провести в виде эксперимента, чтобы отладить документооборот. Опять же в сотрудничестве с Мытищинским отделением участвуем в ряде проектов, например, сейчас подготавливаем комплект документов по зарплатной программе с электронными картами. Управляющая компания первой перейдет на "пластик", потом потихоньку - и все остальные.
Мы очень довольны нашей совместной работой. Впрочем, есть, конечно, несколько пожеланий. Если бы у территориальных отделений банков было больше полномочий, не приходилось бы обращаться в вышестоящую инстанцию, и тогда часть, может быть, не очень важных и не ключевых вопросов решалась на месте.
Что касается инвестиционных кредитов: ряд заводов в 200-250 км от Москвы – в Тульской, Воронежской, Тамбовской областях, не смогли пережить несколько кризисов подряд. Участие Сбербанка в реконструкции, перепрофилировании, организации новых производств на этих заводах будет способствовать еще и развитию регионов. Не секрет, что уровень оплаты труда очень дифференцирован. Мы стараемся расширяться не в Москве, а в регионах, имея в виду и определенные выгоды в этом плане, и достаточно серьезные перспективы. Не секрет, размещать какие-то производства в Москве иногда просто нерентабельно из-за очень высокого уровня оплаты труда, а ведь сейчас очень много специалистов, которые находятся без работы. Я призываю не только Сбербанк инвестировать эти проекты, но и предприятия, которые нуждаются в дополнительных производственных мощностях.
|