Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», январь–февраль 2010
Другие материалы номера:
Будущее — в новых технологиях
Всё — на карту
Кредиты малому бизнесу
В гостях у «Сытого кота»
Умные эмоции

«Налетай, не скупись, покупай живопись»

Деньги, как известно, должны работать, а азбучная истина гласит: инвестиции — это долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Искусство давно является одной из областей, где деньги часто находят подобное применение. В случае с классическим проверенным временем искусством все понятно — наряду с поистине бесценными творениями, другие шедевры год от года просто стабильно прибавляют в цене. А вот насколько рискованно вкладываться в искусство наших с вами современников?

Чтобы понять это, корреспондент «Времени сбережений» посетил в конце прошлого года уже 14-ю по счету художественную ярмарку Арт Манеж, которая традиционно собирает под своей крышей галереи и студии современного искусства. В этот раз на 5000 кв. метрах разместилось более 80-ти участников. Сразу подчеркнем: Арт Манеж — это не выставка, а именно ярмарка, так как ко всем произведениям, представленным на ней, можно было прицениться и купить. Впрочем, желающих просто «увидеть картины» тоже всегда хватает.

Арт Манеж никогда не стеснялся своей коммерческой направленности. Как отмечается в пресс-релизе к мероприятию, «многие из представленных на выставке-ярмарке произведений давно и бесспорно перешли в «раздел» антиквариата... и интересов крупных инвесторов. Но, помимо всякого рода инвестиций, тут всегда можно пополнить свое собрание работой именитого автора или начать коллекцию с произведения хорошего современного художника. В конце концов, приобрести себе что-то вполне интерьерное».

И действительно, одно дело — вкладываться в Матисса или Энди Уорхолла, а другое — в никому неизвестного художника. Любые вложения можно условно разделить на надежные, когда со временем вам «капает» хороший и стабильный процент, и рискованные, но сулящие возможность сорвать большой куш. Инвестиции в современное искусство порою приносят до 100%, а то и 300% годовых. Но если вы ошибетесь в выборе своего «Да Винчи», то можно и потерять все вложенные деньги.

Хрестоматийный пример прозорливости и особенно удачного инвестирования в искусство имеет уже полуторавековую историю. В XIX веке фабрикант Сергей Щукин начал скупать картины никому неизвестных и ненужных тогда импрессионистов. Прошли годы, импрессионизм оказался вдруг самым модным течением, из-за чего коллекция Щукина изрядно поднялась в цене. Сейчас она оценивается в 3 млрд. долларов. Таким образом, фабрикант заработал на вкусе, интуиции и времени.

В настоящее время музеи, биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства, подобные Арт Манежу, постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестицией в туристический бизнес или даже частью государственной политики.

Попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства предпринимают и коммерческие корпорации. На их средства проводятся выставки современного искусства, иногда для этого используются даже площади компании, организуют и спонсируют премии в области современного искусства и приобретают работы художников, собирают большие коллекции.

Купить произведение современного искусства можно как в галереях, аукционных домах так и «на производстве» по «цене производителя» — то есть прямо у художника. Отметим, что так, без посредников, оно будет дешевле. Разница порой может составлять и 100, и 200%.

Галерист же, связывающий интересы покупателя и продавца, не только занимается выявлением талантов, финансирует их «муки музы», но также и занимается раскруткой и продажей их произведений. Что, в свою очередь, сказывается на ценообразовании. То есть, галерея — это что-то вроде инвестиционного банка. С одной стороны, галерист помогает художнику-эмитенту в продаже его картин-акций. С другой стороны, галерист — хороший советчик для инвестора и без его советов ваше участие в инвестировании современного искусства может влететь вам «в копеечку».

Поэтому, отметим сразу, что при покупке у автора все же стоит сделать свой выбор в пользу художника, другие работы которого все-таки выставлены в галереях, как дополнительную гарантию инвестиционных перспектив покупки.

Возвращаясь в этой связи к Арт Манежу, заметим, что и к бизнесу сами художники и галереи относятся по-разному. Так, на момент нахождения на ярмарке нашего корреспондента, не на всех стендах авторских студий находились люди. Особенно умилял листок с написанным от руки номером телефона, заменивший хозяина стенда. А вот на стендах галерей кипела работа, везде были люди, готовые проконсультировать и ответить на вопросы. И снова объявление, на этот раз в виде красивой таблички с адресом галереи, находящейся в районе Рублевского шоссе.

Но для того, чтобы стать инвестором в современное искусство, не обязательно быть обитателем элитного района. И если на Арт Манеже назывались цены на картины начиная от 25-30 тыс. рублей, то работу непризнанного гения, не имеющего средств на аренду стенда в одном из престижных выставочных залов столицы, можно купить и за несколько тысяч. Вопрос, опять же, упирается в одно — насколько такая инвестиция будет выгодной или вы просто купите (снова цитата из пресс-релиза Арт Манежа 2009) «что-то вполне интерьерное», не дав художнику умереть с голоду.

За сравнительно небольшие деньги унести с Арт Манежа можно было лишь настенные календари (от 400 до 1500 рублей), футболки (300 рублей), а также альбомы художников (очень разные цены). Особенным успехом пользовались календари с репродукциями творений художника Андрея Будаева в стиле «политической пародии».

Рассуждая об инвестициях в современное искусство, нельзя не обратить внимания на то, что оно, собственно, сейчас из себя представляет. Как правило, в воображении обывателя при словах «современное искусство» рисуются картины разгульных перформансов, шокирующих инсталляций, непонятной абстракции и много обнаженной натуры. Гуляя по Арт Манежу, можно было отметить, что всего этого было мало, а перформансы, говорят, были только на открытии. Стоит предположить, учитывая специфику ярмарки, что сейчас это не продается. И действительно: на стендах висели, в большинстве своем, спокойные и главное — «интерьерные» вещи. «Для организаторов Арт Манежа важно показать корни нынешнего пластического искусства, берущего свои истоки в традициях и русского реализма и русского авангарда», — считает куратор ярмарки Ирина Мелешкевич.

Итак, из запомнившегося. Прямо у входа в выставочный зал можно было натолкнуться на необычный, особенно для данного мероприятия, проект. Хотя и он связан с деньгами. «12 хороших работ» — так называется благотворительный арт-проект в поддержку Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря. Это идея, которая начиналась с того, что 12 современных авторов изображали современными средствами образ Святого Георгия. Сейчас авторов стало в несколько раз больше. Посетители ярмарки впервые увидели фигуру Георгия Победоносца, созданную Татьяной Назаренко, автором идеи передвижных памятников. Это скульптуры, вырезанные из фанеры, которые могут быть поставлены в любом месте города.

Представлена на Арт Манеже была уже и настоящая классика — гравюры и скульптуры Сальвадора Дали, которые приехали в Москву из Парижа. Арина Емелина создала из керамики объемные сюжетные картины на зимние сказочные темы, а на стенде галереи «Сегодня» можно было увидеть остроумные коллажи из мелких (и не очень мелких — например, присутствовал чемодан и ракетка для бадминтона) бытовых предметов. Привлекает внимание поставленный на монструозный, перепачканный краской мольберт жидкокристаллический телевизор. Правда, до конца художественную задумку понять было невозможно, так как телевизор с подключенным к нему DVD-плеером не работал.

Ню и шок, как уже и было сказано, представлены были мало. Но вызывала улыбку картина, изображающая занимающихся любовью мужчину и женщину. Причем туфли женщины стояли в натуральном виде перед картиной. Практически целиком обнаженной натуре был посвящен только стенд Максима Аксенова, представляющий скульптуры и черно-белые фотографии с участием, по всей видимости, одной и той же модели.

Привлекали внимание посетителей и две скульптурные композиции, изображающие одни из «популярных» в нашей стране причин смерти. Скульптура «Инфаркт» представляла собой сердце, пронзенное железнодорожным костылем, а композиция «Инсульт» — мозг, пробитый куском металлической арматуры. Мечту всех автолюбителей изобразил на своих полотнах Александр Сорокин. На них можно увидеть во всех подробностях автодорожные развязки, но совершенно без машин.

Как бы в пику традиционному восприятию многими современного искусства как некого изобразительного экстрима, на Арт Манеже можно было выбрать неплохие сюжеты даже для детской комнаты. Например, серия картин изображала целый ряд сцен, героями которых стали мишки-печенья.

И, какое же современное искусство без самоиронии? Помните, мы говорили о том, что инвестируя в него, можно потерять все вложенные средства? Об этом как бы предупреждает картина, где реалистично изображенные истопники жгут в котельной пачки денег разных стран.

Современное искусство (по англ. contemporary art, где contemporary — современник, сверстник, ровесник, одного возраста, одной эпохи) — так называют ряд художественных практик, сложившихся на рубеже 1960-70-х годов. Творческие люди того времени искали альтернативы модернизму, новые образы, новые средства и материалы выражения. В 60-х «модным» стало развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х усилилась социальная направленность, а в 80-е годы художники возобновили свой интерес к изобразительности и цвету, активно стали использоваться образы массовой культуры. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве, а в 90-е на арт-процесс большое влияние оказало развитие компьютерных технологий.

Первое десятилетие XXI века привело многих художников к мысли, что «современное искусство» становится инструментом власти и товаром.

Британец Дэмиен Херст считается художником современного арта № 1. Во всяком случае, один интересный рекорд ему принадлежит: в 2007 году его работа «Во имя любви к Богу» была продана группе инвесторов за рекордную для еще не ушедших в мир иной художников сумму — 100 млн долларов. Правда, хитрый британец поступил, с человеческой точки зрения, не совсем честно, но зато совершенно в своем стиле и в духе рынка современного искусства.

Сам объект искусства, купленный за столь немалые деньги, представляет собой копию черепа юноши, реально жившего 300 лет назад. Платиновый череп украшен 8601 бриллиантом, которые стоят 20 млн долларов и мило скалится натуральными зубами. А одним из покупателей черепа оказался... сам Дэмиен Херст. Во всяком случае, он точно вложил немалую долю своих средств в эти 100 млн долларов, и его цель — извлечение прибыли впоследствии, после продажи ставшего знаменитым платинового черепа уже за новую рекордную цену.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100