|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Умные эмоции
Материал «Дело в шляпе» в нашем прошлом номере был посвящен идее о том, что творчество — это навык, который можно развивать. Эмоции — это такой же навык. Сегодня необычайно популярна теория EQ — эмоционального интеллекта. Большинство книг на тему эмоционального интеллекта, так или иначе, связано с понятием лидерства.
В США даже популярно такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру). Теория эмоционального интеллекта опровергла одну из главных идей успеха в XX веке: «Эмоциям не место на работе».
Высокие показатели IQ не являются гарантией карьерного успеха. На протяжении десятилетий много времени уделялось логическому мышлению, математическим способностям, пространственному мышлению, пониманию аналогий, навыкам вербального общения и т. п. Тест на IQ демонстрировал значительный уровень академических познаний, и, в какой-то степени, мог предсказать профессиональную и личную состоятельность. Однако люди с высоким IQ не сильно преуспели в жизни. Они растрачивали свой потенциал на тот образ мыслей, поведения и общения, который на самом деле сокращал их шансы на успех.
От незаменимого сотрудника требуется быстрота реакции, способность брать инициативу в свои руки, доверять интуиции. По разным причинам и благодаря широкому кругу возможностей, люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно более успешны, чем люди с высоким IQ и средним EQ.
Как часто мы слышим фразу: «не обращай внимания, это все эмоции, нужно быть умнее». Для того чтобы адекватно реагировать на чувства окружающих, нужно и впрямь обладать определенным интеллектом. Понимать, что стоит за эмоциями других людей, уметь справляться с собственными и обращать их себе на пользу. Ведь эмоции — выражение наиболее глубинной, иррациональной части нашего существа. Это обуревающие нас страсти, фурии — если ими пренебрегать, гнать их, они рано или поздно вырвутся наружу. Только в искаженном виде. Мы будем действовать под влиянием эмоций. Нужно уметь их распознавать и управлять ими. Нельзя позволять себе подолгу жить под воздействием отрицательных переживаний, которые в итоге заставляют действовать себе во вред — ссориться, замыкаться в себе. Нужно не копить, перебирая в уме случаи несправедливости и недовольства, а обращать их в диалог: «я обеспокоен», «меня смущает», и т. п.
Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в критический момент способен взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям — гневу, раздражению или унынию. Если человек наделен подобными качествами, то они помогают ему во всех жизненных ситуациях. Еще в 1970-х в психологии были сделаны важные выводы о том, что процессы саморегуляции влияют на мотивацию и успешность личности. Психологи заявили, что представления человека о себе влияют на его интерпретации социального мира и мотивируют его поведение.
Теория EQ
Впервые аббревиатуру EQ (emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта), ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On). В 1990 году Джон Мэйер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». В России из исследователей EQ наиболее известен журналист «New York Times» Дэниэл Гоулман. Именно он популяризировал научную новинку в своих книгах и статьях на эту тему. Его книга «Emotional Intelligence» произвела в 1995 году в США настоящий фурор. За 10 лет ее тираж составил более 5000000 экземпляров в США, книга была переведена на большинство языков мира.
Рувен Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». То есть ученый вообще отказался относить к EQ познавательные способности. Дэниэл Гоулман считает эмоциональный интеллект «способностью осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Четыре главных компонента EQ — самосознание, самоконтроль, эмпатия (умение понимать чувства других), навыки отношений. Дэниел Гоулман выделяет еще и пятую: мотивация — умение продолжать двигаться вперед, несмотря на неуспех.
Иными словами, эмоциональный интеллект — это умение понимать сложные, амбивалентные чувства, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, различать истинные и ложные проявления чувств других людей, определять изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой, и возможное дальнейшее развитие эмоции.
Можно ли повысить EQ?
На этот счет в психологии существует два мнения. Ряд ученых (к примеру, Джон Мейер) считает, что повысить уровень ЭИ невозможно. Это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать — нервные пути мозга развиваются вплоть до середины человеческой жизни. В отличие от IQ, уровень которого во многом определён генами.
На уровень эмоционального интеллекта личности также влияет уровень ЭИ родителей. Но в большей мере ЭИ складывается под влиянием социальной среды, здесь важны такие факторы, как уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, степень развития самосознания и т. д.
Как измерить EQ?
Основной метод — тестирование. Тесты на уровень EQ предназначены для желающих узнать о себе новую информацию, людям, нацеленным на самопознание. Всегда интересно, как ты выглядишь со стороны!
В тестах на EQ много вопросов «с подвохом». Здесь вы выступаете в роли судьи для самого себя. Например — какие чувства наиболее уместны при знакомстве с родителями невесты/жениха? Это оценка способности вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.
Бесплатный британский тест на английском языке http://www.queendom.com состоит из 70 вопросов и занимает около 40 минут. Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы подробно описывают каждый фактор. Например, поведенческий аспект эмоционального интеллекта — это то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции.
Попыткой адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей является отечественная разработка, тест «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные технологии».
Платный тест MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests) http://www.emotionaliq.org/MSCEIT.htm можно проходить, если Вы старше 17 лет. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам. Первая шкала — «Распознавание эмоций». Нужно угадать, какие эмоции «закодированы» в объектах искусства, музыкальных произведениях и т. п. Например, что чувствует человек, изображенный на портрете? Вторая шкала — Facilitating Thought (буквальный перевод — «облегчающее мышление». Это способность вырабатывать, использовать и испытывать эмоции для выражения определенных чувств или в других познавательных процессах. Третья и четвертая шкалы — «Понимание эмоций» и «Управление эмоциями». Последнее касается способности быть открытым для чувств, навыка модулирования их в себе и других для личностного понимания и роста.
Эмоциональный интеллект — очень интересное поле для исследований. Конечно, не хотелось бы, чтобы в будущем эмоции свелись к автоматизму: захотел — заплакал, захотел — засмеялся, захотел — полюбил. Развитие эмоционального интеллекта должно прибавить человечеству проницательности и мудрости, но не сделать из нас машин. Сколь угодно высокие показатели EQ никогда не заменят профессиональной компетентности, умения взвешивать все «за» и «против» и делать рациональные выводы.
Место, которое мы отводим эмоциям в повседневной жизни, несомненно, влияет на наш способ существования в этом мире. Каковы наши цели и приоритеты? Как мы заботимся о себе? Какое место в жизни мы отводим интуиции, творчеству, непосредственности? Эмоциональный интеллект показывает, насколько мы предрасположены к удовлетворенности жизнью.
«Зефирный тест»
Психолог Уолтер Мишел из Стэнфордского университета в 1960-х проводил известный «зефирный» тест (marshmallow experiment) с четырехлетними детьми. Ребенка приводили в комнату, где на тарелке лежал один кусочек зефира, и предлагали либо получить его сразу, либо «продержаться» 20 минут, не покушаясь на сладость. В награду за самообладание детям обещали целых два кусочка. Скрытая камера записывала поведение ребенка. Какую гамму эмоций можно было наблюдать на лицах детей, пытающихся не польститься на зефиринку! Некоторые съедали зефир сразу. Другие пытались подождать, но не выдерживали и через несколько минут брали зефир. Те, кто твердо решил выстоять до второго кусочка, всячески отвлекали себя — кто-то пел, кто-то закрывал глаза, кто-то играл, кое-кто даже засыпал, лишь бы избежать искушения. Интересно, что дети, которые смогли долго ждать, в дальнейшем лучше справлялись со стрессом и получали высшие баллы на экзамене по выявлению академических способностей (SAT — Scholastic Aptitude Test показывает, готов ли ребенок к обучению в колледже, тест длится 3 часа 45 минут).
|
Американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин Селигман разработал концепцию «ученого оптимизма». Ее суть — в том, чтобы выместить абстрактное недовольство в случае неудачи конструктивной самокритикой. Нужно взять листок бумаги и проанализировать собственные недочеты. Что было сделано так, как надо, а что — не так? Уныния поубавится, в следующий раз вы будете осмотрительнее.
|
Один из самых поразительных экспонатов в Каирском национальном музее — знаменитая скульптура Писца из раскрашенного известняка с незабываемыми, глубоко посаженными глазами, инкрустированными кварцем и обведенными бронзой. Его взгляд вроде бы устремлен прямо на вас, но в то же время как бы уходит в сторону, мимо. Посетители подолгу всматриваются в лицо Писца, как завороженные. Гиды объясняют его взгляд очень просто — скульптура изображает человека, который всего лишь поднял голову от письма, и задумался.
|
Некоторые исследователи полагают, что основная функция эмоций состоит именно в том, чтобы выступать в качестве быстрого и надежного невербального канала связи.
|
Управляющий директор исследовательской компании Gallup Organization Джим Клифтон ежедневно рассылает более чем тысяче своих сотрудников письма, в которых просит оценить, насколько позитивно их состояние, по шкале от 1 до 5. У него всегда есть возможность увидеть первые признаки негативных изменений и быстро принять меры.
|
|