|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
В гостях у «Сытого кота»
Дар предпринимательства — большая созидательная сила. Ей невозможно сопротивляться.
Эта хрупкая на вид женщина — предприниматель со стажем, начинавшая еще на заре 90-х. Наверно, поэтому она и не побоялась в разгар кризиса открыть в подмосковном Ступино даже не кафе, а целый ресторанный дворик общей площадью 850 кв. метров. В конце сентября он открылся и занимает весь второй этаж нового городского торгового центра «Ока». «Страшно ли было открываться в кризис? Всю жизнь было страшно открывать что-то новое, даже маленькую торговую точку. Но еще более сильный страх — страх перед тем, что кто-то тебя опередит, кто-то это сделает раньше», — говорит руководитель ООО «Клото» Надежда Алексеевна Зубенко.
В открывшемся ресторанном дворике можно поесть на любой вкус. Это и кафе быстрого питания «Сытый кот», и кофейня «Золотая плюшка», и ресторан «Нескучный сад», и спорт-бар. А дети, пока родители носятся по магазинам, не будут скучать в игровых комнатах под присмотром аниматоров.
«Мы с самого начала хотели воплотить идею семейного отдыха, — рассказывает Надежда Зубенко. — Чтобы пришедшая в торговый центр семья нашла, как и чем себя занять. Ребенок будет занят играми, мама — покупками, папа — футболом в спорт-баре. А потом они бы все вместе собрались и покушали в одном из наших кафе или ресторане. Я знаю, что нужно семье, потому что у самой большая семья (Надежда — мама троих детей, — прим. автора). И еще: по опыту своей работы могу сказать, что если что-то мне не по душе — то и дело не пойдет».
— Вы занимаетесь бизнесом давно, а с чего начинали?
— Начинали с ателье по изготовлению трикотажных изделий. Но как сейчас, так и тогда невозможно по данному направлению конкурировать с Турцией или Китаем с их дешевой одеждой. Получалось так, что наш трикотаж по себестоимости выходил дороже, чем аналогичный турецкий товар уже по отпускной цене на рынке. Поэтому через два года перешли в торговлю, открыли продуктовый магазин. Затем одними из первых в Ступино открыли здесь кафе-бар, который назывался «Лазурный». Принесли из дома свой телевизор, так и жили без него, зато в кафе он был. А в 2005 году появился первый «Сытый кот». В итоге сейчас у нас в Каширском и Ступинском районах три ресторана «Сытый кот», пять магазинов розничной торговли продуктами, магазин по продаже одежды, два ресторана, кофейня, детские развлечения, а также организация питания на трех заводах. Все это — за 15 лет.
— Кстати, почему ваш бренд называется «Сытый кот»? «Сытый» — понятно, но почему кот, а не, скажем, пес?
— Названия этого еще не было, а наша реклама с лежащим и подмигивающим глазом котом на стене уже висела. А когда принесли новый проект фасада на утверждение в администрацию, то по предложению дизайнеров хотели назвать наше заведение «Ночной город» или типа того, как-то «по-гламурнее». А глава города говорит: «А мне старая картинка нравится больше». Я с этим была совершенно согласна. И мы решили кота оставить. А как назвать лежащего кота? Он довольный, а мы — заведение общественного питания, значит — он наелся и поэтому сытый.
— Вы все время развиваете дело, воплотили такой дорогой и интересный проект... Без займов, конечное, не обошлось?
— Конечно, сколько существуем, столько берем у банков деньги. С деньгами всегда тяжело, у предпринимателя они, как правило, все в деле. И на этом фоне очень хорошее предложение сделал нам Сбербанк, новый продукт — инвестиционный кредит. Согласно его условиям, можно не сразу отдавать сумму основного долга, и первые полгода мы платим только проценты. Правда, кризис дает о себе знать: с залогом сейчас тяжело, недвижимость и в цене упала, и дают под нее меньше. В прошлом году Сбербанк дал кредит в размере 70% от оценки недвижимости, а в этом — только на 50%. И мне пришлось «добираться» в других банках, но львиную долю, около 6,5 млн. руб., дал Сбербанк. Эти деньги пошли на отделку помещений, оборудование. Вот, например, новая и дорогущая специальная печь для приготовления гриля на углях.
— В чем, по-вашему, состоят основные трудности у предпринимателей?
— Нет денег на развитие. Часто бизнесмены пользуются не своими, а арендованными помещениями. Отсюда — проблема с залогами. В этом году многие банки вообще отказались давать под залог оборотных средств. А раз помещение не в собственности, бывшее в употреблении оборудование никому не нужно, поэтому залога не хватает на то, чтобы развиться по-настоящему.
Кроме того — частному бизнесу на западе сотни лет, а нашему сколько? Ну, максимум лет 20. Первыми предпринимателями были кто угодно, это люди, которые обучались совершенно другим видами деятельности. Поэтому основных проблем у многих предпринимателей сейчас две: нет денег и профессиональной подготовки.
Развиваться трудно, но можно, если помогают. Вот, нам помогли — и результат на лицо, ресторанный дворик. Цены, кстати, у нас очень низкие, потому что в Ступино дороже нельзя, да и к тому же — кризис, у людей денег мало.
— Тем не менее, несмотря на кризис и трудности, предпринимателю нельзя останавливаться на достигнутом...
— Да, поэтому мы Сбербанку уже объявили — вы сильно не расслабляйтесь, нам еще деньги понадобятся (смеется — прим. автора). Помещение, которое сейчас в закладе у Сбербанка, был одним из первых в нашем городе павильоном. Но мы понимаем, что сейчас павильон — это уже не актуально, не красиво, как не актуальными стали ларьки-палатки. И мы не можем сидеть на месте. Плохо нам, если мы в какой-то год не сделали ремонт или не открыли какого-нибудь нового дела, это просто как болезнь (смеется — прим. автора)! Поэтому в наших планах — сломать старый павильон и построить новое современное здание.
— Кто ваши конкуренты?
— Если вы имеете в виду одну известную сеть быстрого питания, то у них свое направление и дай им Бог развиваться дальше. Мы предлагаем людям свой собственный продукт. Никто из крупных сетевиков не может похвастаться тем, что у них нет никаких пищевых добавок. Я везде заявляю — ни для вкуса, ни для запаха, ни для цвета продукта, ни для продления срока хранения никаких добавок мы не используем. Я горжусь тем, что мой пирожок на завтрашний день черствеет! Но, замечу, в продаже пирожки у нас всегда свежие, вчерашними мы не торгуем.
А ведь почему сетевики привлекают к себе массу народа, особенно детей и молодежь? Все дело в добавках. В России есть куча заводов, которые себя никак не рекламируют, но без них не может жить практически не один пищевик. Заводы эти производят отдушки, как для зубной пасты или бытовой химии, так и, скажем, для пиццы.
Вспомните: в СССР тоже были чипсы, но за ними так не гонялись, потому что они пахли обыкновенной картошкой с маслом. А современные чипсы чем только не пахнут, хотя они рядом с рыбой или с мясом и не лежали. Дети же зачастую еще не умеют оценивать разумом — они идут на запахи, на рефлексы. В ресторанах и кафе, кстати, порой применяют специальные устройства для распыления запаха, например — кофе, который возбуждает аппетит. Запахи и пищевые добавки привлекают посетителей, но как это скажется на следующих поколениях — неизвестно.
— Каковы особенности вашей кухни?
— Мы всегда стараемся делать то, чего хотят люди. А что русский человек хочет? Мясо свежее на гриле, борщ, блины, грибы. На такие моменты я всегда обращаю внимание. Все блюда «проходят» через меня. Если я куда-то уеду, то новое блюдо не запускается без меня, пока я его не попробую.
— У вас в меню нет суши, с чем это связано?
— Суши сейчас не занимается только ленивый. Сейчас начать, как все, на «гребне волны», «лепить» суши — это не то чтобы неинтересно. Но сырая рыба — это настолько сложно с точки зрения как кулинарии, так и санитарии, для настоящего качественного суши рыбу надо покупать свежую и дорогую. Не все суши-бары идут на это, а покупают что-то подешевле, что особенно опасно в случае сырой рыбы. Тем не менее у нас в планах есть обучить сотрудников и закупить хорошее сырье и ввести в меню суши. Это дело времени.
— Где вы учились, если можно так выразиться, общепиту?
— Общепиту я нигде не училась, я закончила юридический институт. В начале своей предпринимательской деятельности мне помогла мой первый бухгалтер в «Лазурном», которая всю жизнь проработала в общепите. Я училась и у своего первого продавца, я даже не знала, что такое накладная. Кстати, этот магазин до сих пор есть, и хотя он и не прибыльный, я его не брошу, потому что это мое первое «дитя». Училась у всех своих сотрудников, кого набирала. Я считаю, что самый хороший руководитель тот, который сам может заменить любого сотрудника. А хорошие сотрудники — это все. Люди, коллектив, костяк — именно они развивают предприятие. Я построила, начала новое дело, а их работа — развивать его, холить и лелеять. А мне больше нравиться начинать что-то новое.
|