|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Живописная Россия
Подмосковный Серпухов отмечает в этом году 670 лет со дня своего основания. За без малого семь веков этот древний город накопил для потомков немало интересных исторических, культурных и даже природных памятников. Например, в окрестностях Серпухова находится уникальный Приокско-террасный биосферный заповедник с ледниковыми озёрами, вековыми лесами, живописными ландшафтами и зубровым питомником. А Серпуховский историко-художественный музей, в котором мы с вами сегодня побываем — крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья.
В 2008 году праздновалось 90-летие музея, но можно смело сказать, что годом рождения Серпуховского областного историко-художественного музея стоит считать 1896 год. Именно в этом году серпуховская фабрикантша, старообрядка Анна Васильевна Мараева сделала два важных дела, прославившие ее больше, чем весь ее текстильный бизнес. Во-первых, в этом году Анна Мараева приобретает художественную коллекцию московского коллекционера Юрия Всеволодовича Мерлина, послужившую началом музейного собрания. Коллекция включала в себя ряд замечательных произведений западноевропейской и русской живописи, скульптуры, графики. А во-вторых — в этом же году по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна было возведено парадное крыло дома Мараевых, где, частично, и находится ныне музейная коллекция.
Но зачем набожной купчихе-старообрядке коллекция искусства? Существует версия, согласно которой брат покойного мужа Анны Мараевой — хозяйки особняка — претендовал на часть наследства. И немалую, в ущерб вдове. Юрий Мерлин был не только коллекционером произведений искусства, но и камер-юнкером императорского двора, служил чиновником по особым поручениям при московском губернаторе. Возможно, что высокопоставленный чиновник избавил Анну Мараеву от судебных посягательств брата покойного мужа и благодарность Анна Мараева весьма поправила своей покупкой финансовые дела Ю.В.Мерлина.
В 1920 году в национализированном особняке был открыт Музей старины. Основа собрания — коллекция Мараевой, в 20-30-х годах стала пополняться за счет произведений искусства и бытовых предметов, как из окрестных усадеб, так и из центральных музейных хранилищ. А с 1957 года музей имеет историко-художественный профиль.
Что интересного можно увидеть ныне в музее? Экспозиция начинается с двух парсун, изображающих царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Парсуна — это своего рода переходный этап от иконописи к светскому портрету. В этом же зале можно увидеть парадные и камерные портреты 18 века. И если на парадных портретах персонаж представлялся в эффектной позе, в мундире с наградами и регалиями, то на камерном портрете художник старался передать уже не «послужной список», а лицо, и с ним — внутренний мир человека.
Потом идут портреты 19 века, когда круг портретистов расширяется. Причем часто — за счет дилетантов-любителей. При каждой усадьбе стало принято иметь портретиста, который бы воссоздавал лики домочадцев, причем не всегда в этих изображениях были даже соблюдены пропорции.
В Серпуховском историко-художественном музее можно увидеть, помимо живописи, и немало интересных бытовых предметов. Например, в зале портретов 19 века стоит стол орехового дерева с зеркалом, которое — внимание! — осталось целым до наших дней и никогда не менялось. Так как этот предмет мебели принадлежал когда-то родственникам второго мужа Натальи Гончаровой, то смело можно предположить, что в него смотрелась вдова Александра Сергеевича Пушкина.
В музее представлены произведения живописи различных направлений, в частности работа академиста Генриха Семирадского «Песня рабыни». Еще один пример академической живописи — картина художника Константина Маковского «Под венец». На ней в подробностях показано, как готовят к свадьбе боярскую дочь. Но с точки зрения исторической достоверности в передаче события эту картину брать за образец нельзя, есть неточности — узор на ковре соответствует 19 веку, а висящим на окнах тюлевым занавескам вообще неоткуда было появиться в изображаемом художником допетровском времени. Кроме того, невеста одета в белое, тогда как в ту эпоху замуж выходили в красном сарафане. А присутствующие на картине женщины одеты в традициях разных губерний России, что было осознанным выбором Маковского с точки зрения изобразительности, но не точности бытописания.
Музей может похвастаться авторским повторением картины Николая Шильдера — «Искушение». Первый вариант этого полотна широко известен благодаря тому, что, в числе других, стал первым приобретением Павла Третьякова и послужил началом его знаменитой галереи.
Учеником Ивана Айвазовского был бывший морской офицер Алексей Боголюбов; его «Прибой у мыса святого Мартина» соседствует в музее с произведениями самого знаменитого мариниста: «Прилив» и «У моря».
Белый зал в особняке Мараевой украшают образцы салонной живописи, это портреты девушек. Тут же стоит еще один интересный предмет мебели — стол из малахита. Так как найти кусок малахита надлежащего качества под размер столешницы практически невозможно, столешница сделана в стиле «русской мозаики»: медная снова покрыта тонкими пластинами малахита. Рисунок их так подобран, что совершенно не видно швов, а отполированный специальным способом стол выглядит, будто покрытый стеклом. Кроме того, рисунок объемен, так что посетители музея видят в нем каждый свое.
Художники-передвижники, которые отказались от традиции академистов, предпочитали на своих картинах отображать повседневный быт людей. Кроме того, они начали устраивать передвижные выставки, за что и получили свое прозвище. В музее города Серпухова можно увидеть произведение передвижника Владимира Егоровича Маковского (младшего брата Константина Маковского) «Молебен на Святой неделе».
В этом же зале представлена очень интересная картина Николая Ярошенко «Цыганка». На ней изображена цыганка, которая, просунувшись в окно, предлагает погадать. Так как оконная рама почти совпадает с рамой картины, создается иллюзия, что цыганка предлагает погадать непосредственно зрителю. Среди передвижников была популярна тема неравного брака. В музее на эту тему можно увидеть картину Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера».
Есть в экспозиции Серпуховского историко-художественного музея и работы «царя леса» — так называли художника Ивана Шишкина за характерную тему его творчества. Широким массам еще с советских времен по обертке конфет «Мишка косолапый» известна его совместная с Константином Савицким картина «Утро в сосновом лесу». В музее можно увидеть работу Шишкина «Сестрорецкий бор». Изображений зимнего леса у художника было мало, всего около 10, и одна из них представлена в Серпухове. Полотно так и называется — «Еловый лес зимой». Интересна даже рама к ней — центральная часть изготовлена из обыкновенного пшена, наклеенного на деревянную основу и покрашенного бронзовой краской.
Рядом — произведение другого знаменитого русского живописца, Алексея Саврасова, «Лунная ночь, болото». Картина написана в темных тонах, но при внимательном рассмотрении угадываются силуэты животных и пастухов.
В соседнем зале можно увидеть знаменитое полотно Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Мало кому известно, что Васнецов написал три варианта этой картины. В Серпухове представлен самый первый, написанный в 1878 году. Вариант 1882 года находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий вариант хранится в частной коллекции за границей. Сюжет всех трех картин одинаков, отличаются они только незначительными деталями, ракурсом и форматом.
Помимо русского искусства, в музее представлены работы итальянских, французских, немецких и нидерландских мастеров, в основном та коллекция, которая была приобретена Анной Мараевой. Ряд западноевропейских художников, работы которых хранятся в Серпухове, представлены только в этом из музеев России. Западноевропейская живопись разделена по национальным школам.
Одна из самых старых работ — «Голова Мадонны» неизвестного художника 16 века. Есть предположение, что это только часть большой картины, так как Мадонна должна, согласно канонам, смотреть либо на нас, либо на Младенца Иисуса. Взгляд Мадонны на картине направлен вниз, туда, где должен быть Младенец.
Интересно то, что для некоторых произведений можно точно установить прежних владельцев по сохранившимся ярлыкам, печатям, надписям. Например, «Медор и Анжелика» Микеле Дзублео принадлежала графу Разумовскому, «Жертвоприношение Иевфая» Шарля Лебрена в начале 19 века принадлежала кардиналу Фешу и хранилась в Париже, а в 1856 году числилась в каталоге распродажи собрания Ф.С.Мосолова.
В настоящее время коллекция Серпуховского областного историко-художественного музея пополняется в основном за счет дарений. Коллекция насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. В экспозиции представлена лишь часть всего хранящегося богатства, но экспонаты музея часто «ездят» и на другие выставки.
В год в музей приходят несколько десятков тысяч человек. Это как жители Серпухова, так и организованные группы туристов, а летом — дачники из окрестных поселков.
Приехав в музей, обратите внимание на пушку, стоящую напротив входа. Это трофейная немецкая пушка выпуска 1938 года, которую отступающие в 1941 году немцы не успели забрать с собой. Затвор её разворочен взрывом. С этим связана интересная история. Долгое время пушка стояла на площади города Серпухова, потом ее поставили напротив музея. Есть фотография, датированная 1966 годом, где рядом с орудием стоит группа детей. В один прекрасный момент пушку решили привести в надлежащий вид и почистить. Один из ветеранов чисто случайно заглянул в затвор и увидел, что в пушке находится... снаряд, который противник так и не успел выпустить в сторону частей наступающей советской армии. К сожалению, на тот момент затвор окончательно заржавел и вынуть снаряд не представлялось возможным. Тогда было решено вывезти пушку в безопасное место и так подорвать опасную находку. Так и сделали, а пушку поставили во дворе музея.
Рядом с особняком находится старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с полностью сохранившимся старинным иконостасом. Этот единственный в своем роде безалтарный храм, ныне часть экспозиции музея.
Серпуховская земля — одно из тех мест, где красота природы и дух истории пребывают в единстве и гармонии, оно притягивает и дарит нам силу истоков родной культуры.
|