Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь-октябрь 2009
Другие материалы номера:
Настоящий партнер
Застроим все
Многообещающая малоэтажка
По Ленинградке — в «Шотландию»
Многоуважаемый сейф
В «Снеж.Ком» за снежком
Живописная Россия

Дело в шляпе

Креативное мышление для каждого

«Я думаю, самое время достать зеленые шляпы. Нам нужны новые идеи». Этой фразой мальтийский доктор медицины и философии Эдвард де Боно приглашает сотрудников компаний к творческому усилию.

Сегодня нужно быть не только профессионалом в своей сфере, но и обладать способностью предложить неожиданную схему действий, которая позволяет наиболее оперативно или с наименьшими затратами разрешить ситуацию. Руководители заинтересованы в инициативных сотрудниках, способных мыслить нестандартно, находить новые идеи и подходы к управлению. А безынициативных людей они порой и «не замечают» на рабочем месте.

В последнее время появилось огромное множество книг по креативному мышлению и креативному подходу к бизнесу. «Творческие идеи — такой же важный элемент бизнеса и производства, как сырье, технология, патенты, дизайн или энергия. В конечном счете весь прогресс основан на новых идеях», пишет Эдвард Де Боно в книге «Серьезное творческое мышление».

Эдвард де Боно — ведущий специалист в области творческого мышления и в сфере обучения его навыкам. Он создал целый инструментарий для наиболее полного использования разума. В опубликованной в 1969 г. книге «Принцип Действия Ума» ученый показал, как нейронные сети мозга формируют ассиметричные паттерны, служащие основой восприятия. По мнению профессора физики Мюррэй Гелл-Манн эта книга опередила на десять лет развитие областей математики, связанные с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Де Боно изобрел термин «латеральное» мышление (или нестандартное, основанное на изменении идей, ощущений и понятий), а также придумал концепцию Шести Шляп Мышления. Программы обучения по методикам Де Боно используют тысячи школ по всему миру (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее). Методы де Боно испробовали на себе такие корпорации, как IBM, Microsoft, Prudential, BT (Великобритания), NTT(Япония), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия). Австралийская национальная крикетная команда с помощью этих методов стала самой успешной командой в мировой истории крикета.

Основные идеи Эдварда де Боно:

  • мозг — это самоорганизующаяся информационная система, которую формируют схемы;
  • творчество — это умение, которое можно освоить, развить и применять при необходимости;
  • творчество — это создание новых ценностей.

Сальвадор Дали говорил, что никогда не страдал от отсутствия идей — в отличие от большинства художников, с которыми он учился в Мадридской Академии живописи. Идеи — это большой дефицит. Не всем дано стать гением, но любой человек может научиться творчеству как способу продуцирования новых идей. А талантливые люди с помощью специальных упражнений усилят свой природный дар. В 2008 г. в издательстве «Питер» вышла книга Эдварда де Боно «Генератор креатиffных идей — 62 софта для мозга». Это комплекс игр-упражнений, рассчитанных на один год. Достаточно одного упражнения в неделю — и вы научитесь нестандартно мыслить, улавливать ассоциации, с помощью случайного слова находить связи между совершенно чуждыми предметами и явлениями, создавать между ними «мосты» и «переходы», словом — расширите восприятие.

«С моей точки зрения, изучение творческого метода мышления ничем не отличается от изучения математики или какого-либо вида спорта. Нельзя сидеть сложа руки, отговариваясь тем, что талант дается от Бога и человек ничего не может с этим поделать. Новые идеи повсюду вокруг нас. Они ждут, когда мы отойдем от шаблонов, установленных нашим опытом», пишет Эдвард де Боно в книге «Серьезное творческое мышление».

Метод Шести Шляп Мышления был предложен Де Боно в противовес традиционной системе аргументов (в ее создании и упрочении он «обвиняет» древних греков). Ведь зачастую участники собрания замыкаются на своих позициях. Личные мотивы мешают найти истину. Метод Шести Шляп превращает обсуждение в совместное исследование. Человек примеряет различные шляпы, и не привязан больше к одной-единственной позиции.

Работа «шляп» выглядит следующим образом:

  • Белая шляпа: информационная база. Нейтральная позиция. Что мы знаем?
  • Зеленая шляпа: из нее достают альтернативы, предположения, провокационные идеи, переходы.
  • Желтая шляпа: осуществимость, выгоды и ценность идей. Мышление «в желтой шляпе» часто требует усилий — преимущества не всегда очевидны, и нужно хорошенько присмотреться, чтобы их заметить.
  • Черная шляпа: трудности, опасности, проблемы и узкие места.
  • Красная шляпа: интуиция, чувства и эмоциональное восприятие идей. Участник в красной шляпе скажет: «я чувствую, что это не пройдет, чутье подсказывает мне, что цены упадут» и т. п.
  • Синяя шляпа: заключение. Это шляпа обобщения, выводов. Она обычно надевается председателем или организатором встречи и комментирует процесс поиска решения.

Двое участников могут одновременно надеть одинаковые шляпы. Нужно не обвинять человека в негативизме, а попросить его высказаться за позитивную желтую шляпу. Часто перемена шляп помогает изменить первоначальное мнение. Если человек говорит только «за свой любимый цвет», а в остальных случаях отмалчивается, его можно попросить высказать парочку «желтых» или «зеленых» идей.

Каждый сеанс творческого мышления имеет, по крайней мере, три цели:

  1. Найти блестящую идею.
  2. Найти новые идеи, которые можно было бы использовать после доработки.
  3. Создать банк концепций и идей, возможно, не применимых в настоящий момент, но обогащающих наше мышление.

Brain storming («мозговой штурм») Эдвард де Боно не считает необходимым условием для творчества. Отдельная личность, по его мнению, способна гораздо эффективнее генерировать идеи и избирать новые направления. А группа способна лучше развивать эту идею, прорабатывая самые различные варианты. Поэтому на практике он советует сочетать групповую и индивидуальную работу.

Де Боно выделяет следующие методы творческого мышления:

  • фокусирование, или осмысленная постановка задачи;
  • творческая пауза, короткая остановка, чтобы осмотреться в поисках альтернатив;
  • веер концепций, каркас для создания альтернативных идей. На одном конце этого веера находится цель или задача мышления. Вы начинаете с цели и затем опускаетесь все ниже и ниже. Очутившись на очередном уровне, вы задаете вопрос: «Как я могу достичь этой цели?» С помощью этого вопроса можно также создавать новые фокусные точки;
  • творческий вызов. Существующее положение вещей — лишь один из возможных случаев, который победил благодаря совпадению ряда причин. Например, необычная форма лондонских такси была введена по закону, предписывающему, что салон должен быть достаточно высоким, чтобы джентльмен мог садиться, не снимая цилиндра. В некоторых странах правостороннее движение укоренилось потому, что во времена Французской революции аристократы предпочитали оставлять свои экипажи дома и ходили пешком, как и прочие пешеходы, — по правой стороне улицы;
  • случайный вход. Слово, не имеющее ни малейшего отношения к ситуации, соединяется с фокусом. Метод случайного входа идеален для создания новых направлений мышления и идей, прийти к которым обычными методами логики и анализа практически невозможно. Он особенно полезен в ситуациях застоя и «чистого листа»;
  • срезы. Срез — это несколько разрозненных случайных утверждений по поводу какого-то одного предмета или явления. Цель этого приема — повысить чувствительность сознания. Чем более разобщены слои среза, тем более широкая область сознания активизируется.

В 1968 г. Эдвард Де Боно придумал слово ПРО (в оригинале — ро (Provokative Operation) — слово, символизирующее провокационную идею. Слог ро извлечен из таких слов, как hy(po)thesis (гипотеза), sup(po)se (предполагать), (po)ssible (возможно) и (po)etry (поэзия). Все эти слова связаны значением направленности в будущее. Мы делаем утверждение и затем смотрим, куда оно нас приведет. На древнем языке полинезийцев и языке маори «поу» означает первозданный бес-форменный хаос, из которого возникло все сущее.

Примеры ПРО:

  1. в ресторанах нет пищи. Эта «провокация» может привести к идее о том, что ресторан превратится в элегантное место для пикника под крышей, куда люди приходят со своей едой и напитками. Деньги вы платите хозяину за место и обслуживание.
  2. в ресторанах нет меню. И такие рестораны уже есть! Вы просто доверяете шеф-повару, а он готовит для вашего званого ужина блюда на свое усмотрение. Или — вместо меню есть список имеющихся продуктов, а вы просите приготовить из них то, что вам хочется.
  3. рестораны не получают денег за пищу. Это очень симпатичная идея — завсегдатаи могут сидеть в кафе часами, не заказывая ничего, кроме чашечки кофе! Хозяин получает определенную сумму только за время, проведенное в его заведении. Вместо того чтобы повышать стоимость кофе и таким образом обеспечивать прибыль, хозяин кафе может оставить кофе дешевым.

И так далее. Кстати, ресторанный бизнес — очень «творческий». Здесь как нигде, необходимо креативное мышление. Ведь нужно постоянно изобретать хитроумные нововведения, чтобы люди приходили только к тебе и не забывали. Например, московские рестораторы говорят, что в Москве новый ресторан существует от силы год-два. Затем нужно менять концепцию. В мире существуют рестораны, где посетители сидят в полной темноте, и не видят блюда, которое им принесли. Один из самых интересных ресторанных «трюков» последнего времени — это техника TROMPE L’OEIL (фр. «обмани глаз»). Это приготовление блюда из «фальшивых» ингредиентов. Особенно преуспел в этой технике шеф-повар вашингтонского ресторана Citronelle Michel Richard. Он виртуозно готовит стейки из помидоров, спагетти из кальмаров, черную икру из кускуса с чернилами осьминога, пашот из яиц, которые на самом деле являют собой пюре из морских гребешков и т. п. Посетитель заказывает блюдо по меню, но никогда не знает заранее, что же ему принесут в итоге. Цены в ресторане Мишеля Ришара очень высокие. Люди с большим удовольствием платят за обман!

В Халонге (Вьетнам) есть ресторан, который особенно любят буддисты — вегетарианские блюда здесь «маскируются» под мясные.

«Чтобы быть ценной, провокационная идея должна быть дерзкой и механической. Вы не должны иметь ни малейшего представления о том, куда она может вас привести», пишет Эдвард Де Боно. Например, до 1984 года организаторы Олимпийских игр неохотно соглашались транслировать состязания по телевизору, поскольку это бы сократило количество зрителей, пришедших на стадионы. В играх 1984 года эта концепция была изменена на прямо противоположную: организаторы предложили сделать Олимпиаду телевизионным шоу. Эта концепция сделала Олимпийские игры выгодным финансовым предприятием.

Способность формировать абстрактные концепции является, возможно, основным свойством человеческого разума, считает ученый. Никакой анализ не способен дать нам новую концепцию на основании изучения существующих взаимосвязей.

Эдвард Де Боно убежден, что в будущем в штатном расписании любой компании будет значиться должность «менеджер концепций» и «лидер процесса», который будет следить, чтобы у каждого сотрудника развивались творческие способности. В зарубежных компаниях уже появилась новая вакансия — decision facilitator — помощник по принятию решений. Еще один западный термин: decision-maker — человек, умеющий быстро принимать эффективные решения, или turnaround expert (эксперт по изменению деятельности компании). Именно эту профессию журнал Fortune назвал самой востребованной в начале XXI века.

Сегодня жизненный цикл идей и товаров резко сокращается, и сокращаются сроки разработки и внедрения инноваций. Быстро растет значение креативного мышления. Как только организация достигнет вершин развития технологии, дальнейшего преимущества можно достичь только за счет более сильных концепций. Мир все чаще сталкивается с острыми и насущными проблемами. Это касается не только бизнеса. Многие из них невозможно разрешить традиционными методами анализа или поиска причин. Часто причину проблемы невозможно устранить. Нужно двигаться дальше, создавая новую концепцию и «проектируя» путь вперед. Сделать это можно только с помощью творческого мышления.

Эдвард де Боно противопоставляет «осторожное» творчество, основанное на опыте, творчеству, происходящему от «незнания». Опыт — это страховка, позволяющая уменьшить риски. Он выделяет следующие виды творчества по типу «все новое — хорошо забытое старое»:

  • «бубенцы и погремушки». Идею, которая оказалось удачной, усиливают различными модификациями так, что она выглядит как новая;
  • «сын Лесси». Цена неудачи на Западе слишком велика Раз фильм «Рокки» оказался таким популярным, почему бы не снять «Рокки-2», затем «Рокки-3» и так далее. Такой вид творчества распространен в Северной Америке, где очень стремятся избежать риска;
  • «детский конструктор». Несколько проверенных элементов объединяются, и из них формируется новый продукт, например финансовый. Старый продукт разбирается на составные части и затем снова собирается, но уже немного иначе. Комбинация никогда не повторяется. Действительно новые идеи в таком типе творчества недоступны. Как сказал американский киномагнат Сэм Голдуин, один из основателей кинокорпорации Metro Goldwyn Mayer: «что нам нужно на самом деле, так это несколько клише с надписью «новый продукт».

«Творчество — великий мотиватор, потому что пробуждает у людей интерес к тому, что они делают. Оно дает надежду на то, что вскоре родится ценная идея; каждому дает возможность свершения; делает жизнь веселее и интереснее». Эдвард Де Боно.

Любопытна мысль Де Боно о причине замирания прогресса в Китае — стране, где впервые придумали вещи, которые составляют материальную основу нашей цивилизации — чугун и бумагу, снаряды и порох, фарфор и мороженое. По его мнению, это произошло потому, что китайские ученые не посчитали необходимым развивать такую область знания, как вероятность, гипотеза, предположение, и двигались только от факта к факту, от утверждения к утверждению.

Сотрудники компаний не всегда готовы высказать вслух свои соображения по различным вопросам. У одной канадской строительной компании была заведена специальная папка под названием «Небо-9», куда поступали свежие идеи-мечты от сотрудников. Раз в месяц их обязательно просматривал руководитель. Такую тетрадь творческих задач можно завести в любой компании.

Каждый рабочий фирмы «Тойота» ежегодно вносит около трехсот предложений. Тот же показатель в обычной американской компании составляет меньше десяти. Сегодня компании стремятся внедрить японский подход с помощью таких программ, как «непрерывное усовершенствование» и «всеобщее управление качеством».


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100