|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
От этикетки до энциклопедии
ОАО «Тверской полиграфический комбинат» (ТПК) — одно из немногих тверских предприятий, относительно неплохо себя чувствующих на фоне финансового кризиса. Да, спад производства на комбинате составляет около 30%, однако, в отличие от многих предприятий региона, ТПК работает полную рабочую неделю, а его руководство не намерено прибегать к практике «добровольно-принудительных» отпусков. Сотрудничающий со Сбербанком с первых лет своего существования, а в настоящее время полностью доверивший ему все свои банковские операции, Тверской полиграфический комбинат сейчас является ведущим российским предприятием, выпускающим книги цветной печати.
История предприятия началась 55 лет назад, в майские дни 1954 года, когда работники Калининского полиграфического комбината (с 1931 по 1990 год Тверь носила название Калинин) выпустили свою первую продукцию — этикетки «Сгущенное молоко» и плакат «Гусиная ферма».
С тех пор комбинат далеко ушел от своей первой примитивной продукции. В арсенале Тверского полиграфического комбината — рекордное для страны количество офсетных печатных машин, предназначенных для полноцветной художественной печати, и сейчас ТПК под силу выполнять самые сложные заказы ведущих российских издателей, в число которых входят такие «акулы» книжного рынка, как «АСТ», «Белый город», «Дрофа», «Мир книги», «Росмэн-пресс», «ЭКСМО» и многие другие.
Основа продукции ТПК — книги в твердом переплете всех форматов и объемов. Тверские полиграфисты — пока единственные в стране, кто может изготавливать книги в твердом переплете с толщиной блока всего 2 мм. Конечно же, под силу комбинату и другая продукция, к примеру, бесшвейные карманные книги — покетбуки.
Сейчас в среднем за месяц на Тверском полиграфическом комбинате печатается 2 миллиона книг в твердом переплете, полмиллиона брошюр на скрепке, миллион брошюр бесшвейного скрепления. Это 300-350 наименований в месяц. В 90-х годах наименований было меньше, около 200, но, как отмечают работники предприятия, тиражи печатались больше. А когда-то ТПК снабжал школьными учебниками даже целые страны, такие как Монголия и Куба.
По словам финансового директора комбината, Елены Михайловны Борзовой, в полиграфии основная единица измерения — это приведенный лист-оттиск. То есть, все напечатанное приводится к количеству листов размером 60 на 90 см. Таким образом, за прошлый год ТПК отпечатал 75 млн приведенных листов-оттисков. «Мы в состоянии печатать больше, но помешал кризис. Стратегия развития производства на комбинате разработана с акцентом именно на цветную печать. Сами понимаете, что первое, что пострадало в трудной финансовой ситуации на книжном рынке — это дорогие цветные книги, тираж которых падает», — говорит Елена Борзова.
Взяв в руки красивую, богато оформленную книгу или глянцевый журнал, в выходных данных нередко можно наткнуться на надпись «Отпечатано в Польше» (Чехии, Словении) и т.д.
Как объясняет маркетолог-аналитик Елена Владимировна Лебедева, российские издательства вынуждены печатать книги за границей не потому, что в России совсем уж мало типографий, которые в состоянии справиться с печатанием высокохудожественного издания. Все гораздо проще: к иностранным типографиям издатель вынужден обращаться по причине полного отсутствия мелованной бумаги отечественного производства. Получается так, что импортировать бумагу дорого и значительно дешевле напечатать книгу за пределами России, а потом привезти ее сюда.
По словам финансового директора Елены Михайловны Борзовой, надеяться на изменение статус кво и запуск в обозримом будущем отечественного производства мелованной бумаги сейчас нельзя. «Современное оборудование для производства «меловки» очень дорогое, а то оборудование, которое стоит сейчас на наших бумажных фабриках, по большей части осталось от царских времен, в лучшем случае — оно помнит Сталина. В результате получается так, что мы импортируем лес в Финляндию, которая делает и продает бумагу не только для нас, но и для всей Европы. Так что пока мы будем привязаны к дорогой импортной бумаге, никаких рычагов давления на иностранных конкурентов у нас не появится», — говорит Елена Борзова.
«Кроме того, — добавляет финдиректор ОАО «ТПК», в РФ практически нет своей полиграфической промышленности. Все оборудование импортируется из-за границы, и эта ситуация не нова — так было и в СССР».
Если же взять традиционную для современного российского промышленного производства проблему — отсутствие молодых квалифицированных кадров — применительно к Тверскому полиграфическому комбинату мы видим приятное исключение.
«Проблем с кадрами у нас нет, — отмечает Елена Борзова. — В нашем распоряжении свое училище, которое дает ребятам основную теоретическую базу, а из них мы выбираем наиболее толковых и готовим их дальше сами. Можно сказать, что и практически на всю Москву мы печатников уже подготовили. Кстати, текучки печатников на комбинате практически нет. В столицу уезжают кто? Те, кто не обременен семьей, молодые и мобильные. Затем, женившись, набравшись опыта в столичных типографиях, они часто возвращаются в Тверь, жизнь в которой по многим пунктам все же дешевле, чем в Москве. До кризиса наш печатник получал от 30 до 50 тыс. рублей в месяц. Сейчас, правда, из-за кризиса заработки несколько упали».
«Благотворно на кадровый вопрос влияет и то, что в городе немало профессиональных династий, в том числе и полиграфистов. Получается так, что сейчас на комбинате работают дети и внуки тех, кто запускал его в 50-х года прошлого века. Они выросли среди полиграфии, а это уже совсем другой качественный уровень работников. Что важно — равнодушных к своей работе нет! Полиграфия подразумевает многоэтапное производство. И если работник на своем этапе проявит безответственность, то это спишет на «нет» труды как тех, кто работал на предыдущих этапах, так и последующую работу. Плюс к этому — общекультурный уровень тех, кто печатает книги, достаточно высок. Наглядный пример: издатель, экономя на корректорах, часто присылает макеты с грамматическими ошибками. Что-то мы замечаем уже на ранних этапах, исправляем, но какие-то ошибки остаются порой незамеченными. Был случай — наши упаковщики(!), готовя книги к транспортировке, заметили ошибку — на титульном листе была неправильно написана фамилия итальянского мыслителя и политического деятеля Николо Макиавелли», — подчеркивает Елена Борзова.
Из почти тысячи человек есть на ТПК и свои ветераны, проработавшие на предприятии более 25 лет. Таких 15 человек, к примеру, инженер-электроник Цукерман Вадим Михайлович, которому почти 80 лет. «Наши печатные машины компьютеризированы, — говорит Елена Борзова. — И как-то раз пришлось менять одну из плат, которую нужно было заказывать в Германии. Плату доставили перед выходными. В понедельник позвонили немцы и очень удивились, когда узнали, что нам удалось запустить машину без их помощи. Как оказалось, плату нужно было прошивать под конкретную машину, в соответствии с ее серийным номером. А мы работали и в выходные, стоять производству было нельзя. Так Цукерман взял, да и выпаял из старой платы блок, отвечающий за перепрошивку, и вставил его в новую плату!»
«Тираж книг — это же не наша собственность, мы оказываем только услуги, — говорит Елена Борзова, — То есть мы фактически как ателье по пошиву одежды — нам принесли отрез, показали фасон — а мы шьем. Как и из плохой ткани хорошего платья, так и на плохой бумаге хорошей книги не получится. И когда заказчик присылает файлы, которые раньше печатали на мелованной бумаге, а сейчас он хочет получить книгу такого же качества, но только на газетной, приходится издателя огорчать — так не бывает».
При печати книг допускается до 5% брака. На Тверском полиграфическом комбинате он составляет 0,3%. «На каждой стадии идет контроль, начиная с просмотра приходящих файлов. Так как наше производство подразумевает много технологических процессов, каждый этап контролируется и производство тиража можно остановить, пока еще не поздно», — говорит Елена Борзова.
Еще одна интересная особенность полиграфического производства — его сезонность. «У нас, как в сельском хозяйстве, тоже есть свои сезонные спады. Например, летом, когда издатели отдыхают, разъезжаются по отпускам. У тех же, кто печатает учебники — сезонный спад приходиться на зиму. Этим летом нас тоже ожидает спад активности издательств. Но уже в августе, по прогнозам участников книжного рынка, несмотря на кризис, ожидается подъем и к сентябрю мы должны подойти с 90-процентной загрузкой», — подчеркивает Елена Борзова.
При этом у самих издателей достаточно, по их же словам, запасов на складах. Если они перестанут печатать книги на два года, то магазины это даже не почувствуют. «Например, в декабре 2008 года заказов вообще не было совсем, люди выжидали, в январе уже начали проявлять какую-то активность, и сейчас мы загружены уже где-то на 85%. Что характерно: если количество наименований остается неизменным, то тиражи уменьшаются. Если недавно обычный тираж составлял 7-10 тысяч экземпляров, то сейчас заказывают 3-5 тысячи. Мы меньше тысячи экземпляров не печатаем, но существуют типографии, которые берутся и за 100-200 экземпляров», — говорит финансовый директор ОАО «ТПК». Елена Борзова отмечает еще и такую тенденцию: все больше заказчиков стремятся заказать книги на более дешевой бумаге, с использованием материалов «попроще».
По поводу ближайших и долгосрочных планов, то тверские полиграфисты смотрят в будущее с оптимизмом.
По словам Елены Борзовой, совершено уверенным сейчас можно быть в том, что цены на полиграфическое оборудование будут со временем падать и падать. В качестве примера финдиректор ТПК приводит технологию CtP: «еще три года назад это было «дорогущее» оборудование, под стать были цены и на расходные материалы. Нам было выгоднее использовать труд 10 монтажисток. Но очень быстро себестоимость пластины по технологии CtP опустились до стоимости аналоговой пластины. А цена полиграфических услуг, как объявляют издатели, составляет где-то 30% от себестоимости книги, примерно такую же долю составляют материалы — бумага и проч.»
Что касается цен и ближайших перспектив, то, как говорит Елена Борзова, «наши основные заказчики стараются нас поддерживать. Так, одно издательство полностью перевело свои российские заказы к нам. Это нам хорошее подспорье, так как типографии сейчас активно демпингуют, некоторые держат низкие цены только ради того, чтобы продолжать работать и просто оставаться на рынке. Мы же работаем с прибылью, а то, что делают остальные, очень сильно бьет по всему рынку».
Что касается отечественных конкурентов, то в этом вопросе Тверской полиграфический комбинат сохраняет «олимпийское» спокойствие. Крупные столичные типографии, говорит Елена Борзова, погибли из-за того, что они находятся в центре Москвы, где прибыль от сдачи помещений в аренду несравнимо выше, чем доходы от полиграфии. Плюс к этому — проблемы с пропуском в центр грузового автотранспорта. «Что же касается небольших типографий, то со своими мощностями они специализируются на «оперативке» — рекламной продукции, и редко замахиваются на что-то толще брошюр. Даже мы свои рекламные материалы печатаем не у себя», — заключает финансовый директор ОАО «ТПК» Елена Борзова.
Финансовый директор ОАО «ТПК» Елена Михайловна Борзова:
— Наше сотрудничество со Сбербанком началось с момента открытия комбината и не прерывалось 55 лет. Все эти годы мы плодотворно сотрудничаем. На сегодня Сбербанк ведет наш зарплатный проект, производит расчетно-кассовое обслуживание, предоставил нам два крупных инвестиционных кредита на обновление производства — покупку нового оборудования. К сожалению, кризис немного подкосил наши планы, и мы притормозили перевооружение, а в планах была покупка еще одной печатной машины. И, конечно же, за предоставлением средств мы планировали снова обратиться к Сбербанку, потому что мы рассматриваем его как самый надежный и, кроме того, наш комбинат, как постоянный клиент, может рассчитывать на получение от Сбербанка самых выгодных предложений.
|
Так как Тверской полиграфический комбинат печатает книги ведущих издательств России, его продукция постоянно оказывается в числе призеров всероссийских и международных конкурсов. Так, сложная в изготовлении из-за своего огромного размера детская книга «333 кота» стала победителем конкурса «Книга года-2005» в номинации «Вместе с книгой мы растем».
А в 2003 году за отличное качество исполнения энциклопедии «История человечества» Тверской полиграфический комбинат был награжден дипломом и благодарственным письмом Президента России В. В. Путина.
В 2008 году на ежегодном национальном конкурсе «Книга года» (номинация «Отпечатано в России») был отмечен альбом П. П. Бажова «Сказы».
По словам маркетолога-аналитика Елены Владимировны Лебедевой, «к выставкам издатели всегда стараются подготовить какие-то интересные новинки, и наши книги оказываются представленными на стендах практически всех издательств».
|
CtP (англ. Computer to Plate) — технология изготовления печатных форм в полиграфии. Печатные элементы на формных пластинах образуются с помощью засветки пластин лазерным лучом и последующей химической обработки. Технология позволяет добиться лучшего совмещения при офсетной печати, повышает чёткость выводимых точек за счёт исключения промежуточного этапа (создания фотоформ).
|
|