Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», май–июнь 2009
Другие материалы номера:
Большой кредит для малого бизнеса
Осваивать новое
Деньги на «бочку»
Время инвестировать
Строительство и кризис: развенчание мифов

От этикетки до энциклопедии

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» (ТПК) — одно из немногих тверских предприятий, относительно неплохо себя чувствующих на фоне финансового кризиса. Да, спад производства на комбинате составляет около 30%, однако, в отличие от многих предприятий региона, ТПК работает полную рабочую неделю, а его руководство не намерено прибегать к практике «добровольно-принудительных» отпусков. Сотрудничающий со Сбербанком с первых лет своего существования, а в настоящее время полностью доверивший ему все свои банковские операции, Тверской полиграфический комбинат сейчас является ведущим российским предприятием, выпускающим книги цветной печати.

История предприятия началась 55 лет назад, в майские дни 1954 года, когда работники Калининского полиграфического комбината (с 1931 по 1990 год Тверь носила название Калинин) выпустили свою первую продукцию — этикетки «Сгущенное молоко» и плакат «Гусиная ферма».

С тех пор комбинат далеко ушел от своей первой примитивной продукции. В арсенале Тверского полиграфического комбината — рекордное для страны количество офсетных печатных машин, предназначенных для полноцветной художественной печати, и сейчас ТПК под силу выполнять самые сложные заказы ведущих российских издателей, в число которых входят такие «акулы» книжного рынка, как «АСТ», «Белый город», «Дрофа», «Мир книги», «Росмэн-пресс», «ЭКСМО» и многие другие.

Основа продукции ТПК — книги в твердом переплете всех форматов и объемов. Тверские полиграфисты — пока единственные в стране, кто может изготавливать книги в твердом переплете с толщиной блока всего 2 мм. Конечно же, под силу комбинату и другая продукция, к примеру, бесшвейные карманные книги — покетбуки.

Сейчас в среднем за месяц на Тверском полиграфическом комбинате печатается 2 миллиона книг в твердом переплете, полмиллиона брошюр на скрепке, миллион брошюр бесшвейного скрепления. Это 300-350 наименований в месяц. В 90-х годах наименований было меньше, около 200, но, как отмечают работники предприятия, тиражи печатались больше. А когда-то ТПК снабжал школьными учебниками даже целые страны, такие как Монголия и Куба.

По словам финансового директора комбината, Елены Михайловны Борзовой, в полиграфии основная единица измерения — это приведенный лист-оттиск. То есть, все напечатанное приводится к количеству листов размером 60 на 90 см. Таким образом, за прошлый год ТПК отпечатал 75 млн приведенных листов-оттисков. «Мы в состоянии печатать больше, но помешал кризис. Стратегия развития производства на комбинате разработана с акцентом именно на цветную печать. Сами понимаете, что первое, что пострадало в трудной финансовой ситуации на книжном рынке — это дорогие цветные книги, тираж которых падает», — говорит Елена Борзова.

Взяв в руки красивую, богато оформленную книгу или глянцевый журнал, в выходных данных нередко можно наткнуться на надпись «Отпечатано в Польше» (Чехии, Словении) и т.д.

Как объясняет маркетолог-аналитик Елена Владимировна Лебедева, российские издательства вынуждены печатать книги за границей не потому, что в России совсем уж мало типографий, которые в состоянии справиться с печатанием высокохудожественного издания. Все гораздо проще: к иностранным типографиям издатель вынужден обращаться по причине полного отсутствия мелованной бумаги отечественного производства. Получается так, что импортировать бумагу дорого и значительно дешевле напечатать книгу за пределами России, а потом привезти ее сюда.

По словам финансового директора Елены Михайловны Борзовой, надеяться на изменение статус кво и запуск в обозримом будущем отечественного производства мелованной бумаги сейчас нельзя. «Современное оборудование для производства «меловки» очень дорогое, а то оборудование, которое стоит сейчас на наших бумажных фабриках, по большей части осталось от царских времен, в лучшем случае — оно помнит Сталина. В результате получается так, что мы импортируем лес в Финляндию, которая делает и продает бумагу не только для нас, но и для всей Европы. Так что пока мы будем привязаны к дорогой импортной бумаге, никаких рычагов давления на иностранных конкурентов у нас не появится», — говорит Елена Борзова.

«Кроме того, — добавляет финдиректор ОАО «ТПК», в РФ практически нет своей полиграфической промышленности. Все оборудование импортируется из-за границы, и эта ситуация не нова — так было и в СССР».

Если же взять традиционную для современного российского промышленного производства проблему — отсутствие молодых квалифицированных кадров — применительно к Тверскому полиграфическому комбинату мы видим приятное исключение.

«Проблем с кадрами у нас нет, — отмечает Елена Борзова. — В нашем распоряжении свое училище, которое дает ребятам основную теоретическую базу, а из них мы выбираем наиболее толковых и готовим их дальше сами. Можно сказать, что и практически на всю Москву мы печатников уже подготовили. Кстати, текучки печатников на комбинате практически нет. В столицу уезжают кто? Те, кто не обременен семьей, молодые и мобильные. Затем, женившись, набравшись опыта в столичных типографиях, они часто возвращаются в Тверь, жизнь в которой по многим пунктам все же дешевле, чем в Москве. До кризиса наш печатник получал от 30 до 50 тыс. рублей в месяц. Сейчас, правда, из-за кризиса заработки несколько упали».

«Благотворно на кадровый вопрос влияет и то, что в городе немало профессиональных династий, в том числе и полиграфистов. Получается так, что сейчас на комбинате работают дети и внуки тех, кто запускал его в 50-х года прошлого века. Они выросли среди полиграфии, а это уже совсем другой качественный уровень работников. Что важно — равнодушных к своей работе нет! Полиграфия подразумевает многоэтапное производство. И если работник на своем этапе проявит безответственность, то это спишет на «нет» труды как тех, кто работал на предыдущих этапах, так и последующую работу. Плюс к этому — общекультурный уровень тех, кто печатает книги, достаточно высок. Наглядный пример: издатель, экономя на корректорах, часто присылает макеты с грамматическими ошибками. Что-то мы замечаем уже на ранних этапах, исправляем, но какие-то ошибки остаются порой незамеченными. Был случай — наши упаковщики(!), готовя книги к транспортировке, заметили ошибку — на титульном листе была неправильно написана фамилия итальянского мыслителя и политического деятеля Николо Макиавелли», — подчеркивает Елена Борзова.

Из почти тысячи человек есть на ТПК и свои ветераны, проработавшие на предприятии более 25 лет. Таких 15 человек, к примеру, инженер-электроник Цукерман Вадим Михайлович, которому почти 80 лет. «Наши печатные машины компьютеризированы, — говорит Елена Борзова. — И как-то раз пришлось менять одну из плат, которую нужно было заказывать в Германии. Плату доставили перед выходными. В понедельник позвонили немцы и очень удивились, когда узнали, что нам удалось запустить машину без их помощи. Как оказалось, плату нужно было прошивать под конкретную машину, в соответствии с ее серийным номером. А мы работали и в выходные, стоять производству было нельзя. Так Цукерман взял, да и выпаял из старой платы блок, отвечающий за перепрошивку, и вставил его в новую плату!»

«Тираж книг — это же не наша собственность, мы оказываем только услуги, — говорит Елена Борзова, — То есть мы фактически как ателье по пошиву одежды — нам принесли отрез, показали фасон — а мы шьем. Как и из плохой ткани хорошего платья, так и на плохой бумаге хорошей книги не получится. И когда заказчик присылает файлы, которые раньше печатали на мелованной бумаге, а сейчас он хочет получить книгу такого же качества, но только на газетной, приходится издателя огорчать — так не бывает».

При печати книг допускается до 5% брака. На Тверском полиграфическом комбинате он составляет 0,3%. «На каждой стадии идет контроль, начиная с просмотра приходящих файлов. Так как наше производство подразумевает много технологических процессов, каждый этап контролируется и производство тиража можно остановить, пока еще не поздно», — говорит Елена Борзова.

Еще одна интересная особенность полиграфического производства — его сезонность. «У нас, как в сельском хозяйстве, тоже есть свои сезонные спады. Например, летом, когда издатели отдыхают, разъезжаются по отпускам. У тех же, кто печатает учебники — сезонный спад приходиться на зиму. Этим летом нас тоже ожидает спад активности издательств. Но уже в августе, по прогнозам участников книжного рынка, несмотря на кризис, ожидается подъем и к сентябрю мы должны подойти с 90-процентной загрузкой», — подчеркивает Елена Борзова.

При этом у самих издателей достаточно, по их же словам, запасов на складах. Если они перестанут печатать книги на два года, то магазины это даже не почувствуют. «Например, в декабре 2008 года заказов вообще не было совсем, люди выжидали, в январе уже начали проявлять какую-то активность, и сейчас мы загружены уже где-то на 85%. Что характерно: если количество наименований остается неизменным, то тиражи уменьшаются. Если недавно обычный тираж составлял 7-10 тысяч экземпляров, то сейчас заказывают 3-5 тысячи. Мы меньше тысячи экземпляров не печатаем, но существуют типографии, которые берутся и за 100-200 экземпляров», — говорит финансовый директор ОАО «ТПК». Елена Борзова отмечает еще и такую тенденцию: все больше заказчиков стремятся заказать книги на более дешевой бумаге, с использованием материалов «попроще».

По поводу ближайших и долгосрочных планов, то тверские полиграфисты смотрят в будущее с оптимизмом.

По словам Елены Борзовой, совершено уверенным сейчас можно быть в том, что цены на полиграфическое оборудование будут со временем падать и падать. В качестве примера финдиректор ТПК приводит технологию CtP: «еще три года назад это было «дорогущее» оборудование, под стать были цены и на расходные материалы. Нам было выгоднее использовать труд 10 монтажисток. Но очень быстро себестоимость пластины по технологии CtP опустились до стоимости аналоговой пластины. А цена полиграфических услуг, как объявляют издатели, составляет где-то 30% от себестоимости книги, примерно такую же долю составляют материалы — бумага и проч.»

Что касается цен и ближайших перспектив, то, как говорит Елена Борзова, «наши основные заказчики стараются нас поддерживать. Так, одно издательство полностью перевело свои российские заказы к нам. Это нам хорошее подспорье, так как типографии сейчас активно демпингуют, некоторые держат низкие цены только ради того, чтобы продолжать работать и просто оставаться на рынке. Мы же работаем с прибылью, а то, что делают остальные, очень сильно бьет по всему рынку».

Что касается отечественных конкурентов, то в этом вопросе Тверской полиграфический комбинат сохраняет «олимпийское» спокойствие. Крупные столичные типографии, говорит Елена Борзова, погибли из-за того, что они находятся в центре Москвы, где прибыль от сдачи помещений в аренду несравнимо выше, чем доходы от полиграфии. Плюс к этому — проблемы с пропуском в центр грузового автотранспорта. «Что же касается небольших типографий, то со своими мощностями они специализируются на «оперативке» — рекламной продукции, и редко замахиваются на что-то толще брошюр. Даже мы свои рекламные материалы печатаем не у себя», — заключает финансовый директор ОАО «ТПК» Елена Борзова.

Финансовый директор ОАО «ТПК» Елена Михайловна Борзова:

— Наше сотрудничество со Сбербанком началось с момента открытия комбината и не прерывалось 55 лет. Все эти годы мы плодотворно сотрудничаем. На сегодня Сбербанк ведет наш зарплатный проект, производит расчетно-кассовое обслуживание, предоставил нам два крупных инвестиционных кредита на обновление производства — покупку нового оборудования. К сожалению, кризис немного подкосил наши планы, и мы притормозили перевооружение, а в планах была покупка еще одной печатной машины. И, конечно же, за предоставлением средств мы планировали снова обратиться к Сбербанку, потому что мы рассматриваем его как самый надежный и, кроме того, наш комбинат, как постоянный клиент, может рассчитывать на получение от Сбербанка самых выгодных предложений.

Так как Тверской полиграфический комбинат печатает книги ведущих издательств России, его продукция постоянно оказывается в числе призеров всероссийских и международных конкурсов. Так, сложная в изготовлении из-за своего огромного размера детская книга «333 кота» стала победителем конкурса «Книга года-2005» в номинации «Вместе с книгой мы растем».

А в 2003 году за отличное качество исполнения энциклопедии «История человечества» Тверской полиграфический комбинат был награжден дипломом и благодарственным письмом Президента России  В. В. Путина.

В 2008 году на ежегодном национальном конкурсе «Книга года» (номинация «Отпечатано в России») был отмечен альбом П. П. Бажова «Сказы».

По словам маркетолога-аналитика Елены Владимировны Лебедевой, «к выставкам издатели всегда стараются подготовить какие-то интересные новинки, и наши книги оказываются представленными на стендах практически всех издательств».

CtP (англ. Computer to Plate) — технология изготовления печатных форм в полиграфии. Печатные элементы на формных пластинах образуются с помощью засветки пластин лазерным лучом и последующей химической обработки. Технология позволяет добиться лучшего совмещения при офсетной печати, повышает чёткость выводимых точек за счёт исключения промежуточного этапа (создания фотоформ).


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100