|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Олдтаймер-вирус
Российский рынок ретроавтомобилей развивается и становится интересным для иностранных участников. Крупнейшая в Восточной Европе выставка технического антиквариата под названием «Олдтаймер-галерея» проводится в московском выставочном центре «Крокус-Экспо» с 2002 г. Руководитель проекта Илья Сорокин десять лет назад создал Фонд изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный двигатель» и является его президентом. Фонд занимается такими проектами как «Олдтаймер галерея», проходящая два раза в год; несколько раз в году бывает «Олдтаймер-ралли». До недавнего времени издавался журнал «Олдтаймер — игрушки для больших».
— Это и есть вся моя жизнь, — говорит Илья. — Я всегда тяготел к старине, склонен к сентиментальности, ностальгии. Люблю все настоящее, проверенное временем, добротное. С детства не пропускал ни одного мероприятия, связанного с олдтаймерами. Еще в советское время какие-то клубы собирались в Парке Горького, на ВДНХ. По образованию я инженер, авиационный механик. Занимался совершенно другим бизнесом, связанным с производством инструмента — домкратов, подъемного оборудования. И в какой-то момент я понял, что мне интересно заниматься ретроавтомобилями, оставил бизнес брату и переключился на эту тему. Не жалею об этом ни минуты, это безумно интересно и перспективно. Я знал, как делаются такие ралли, посетил большое количество зарубежных выставок, был подписчиком зарубежных журналов, знаком с людьми, входящими в эту «тусовку» здесь и за рубежом. В Париже есть «Retromobile», в Эссене — «Techno Classica Essen», в Падуе «AUTO MOTO d»EPOCA«, а в России не было таких выставок и ралли не проводились…
Сегодня среди разделов выставки «Олдтаймер-галерея» есть и «блошиный рынок», и дорогие «пафосные» стенды, и «ретро-базар», где частники выставляют свои авто в разном состоянии. Илья Сорокин входит в Комитет классических автомобилей при Российской автомобильной федерации. Фонд «Вечный двигатель» добивается, чтобы в новый закон о дорожном движении было внесено определение «старинный автомобиль» и введены особые правила.
В последней «Олдтаймер-Галерее», в марте 2007 г., единовременно участвовали представители 12 стран — Италии, США, Германии, Чехии и т.д. Привозили машины, рекламные стенды. Организаторы ралли, проводящихся во Франции, Германии, приехали заполучить русских участников на свои мероприятия. Фирмам, которые занимаются запчастями для олдтаймеров, русский рынок тоже интересен. На западе очень много энтузиастов, владельцев старинных автомобилей, рынок «устоявшийся». Но дальше не развивается так бурно, как у нас. На Западе владельцы старинных автомобилей в основном пожилые, респектабельные люди. Возраст российских коллекционеров — 30 лет или чуть больше. Это молодые, активные и состоятельные люди, которые задумываются о том, что надо получать удовольствие уже сейчас. И они начинают коллекционировать такие автомобили и ездить на них.
— У нас идет своего рода борьба за Восточную Европу с западными ретровыставками, — рассказывает Илья Сорокин. Мы продвигаем «Олдтаймер-галерею» на других выставках, даем рекламу во множестве зарубежных журналов. Чехи привозят к нам безумно дорогие машины, которые они могли бы привезти на ближайшую западную выставку — редчайшие «Феррари», «Роллс-ройсы», автомобиль исчезнувшей бельгийской марки MINERVA начала 1930-хх гг. Когда-то она продавалась в России — ее рекламу можно было увидеть в старой «Ниве». Сейчас «Минервы» нет ни в одной российской коллекции.
Илья Сорокин коллекционирует старинные домкраты. Нельзя проходить мимо старых образцов. В коллекции Ильи Сорокина есть и танковые домкраты — от «Тигра» и т.п. Домкраты Илье Сорокину дарят друзья, а самый старинный экземпляр коллекции — каретный домкрат кустарной ковки середины XIX был собственноручно привезен из города Майнхайма — родины Карла Бенца, с большой антикварной выставки. Коллекция домкратов «влилась» в тему ретроавтомобилей.
|
— По каким принципам собираются автомобильные коллекции?
Больше коллекционируют зарубежную классику, так как там гораздо больше разнообразия. Очень много людей, «влюбленных» в американские автомобили 1950-х гг. — стиль «дейтройтское барокко». Его характеризует излишнее обилие декоративных хромированных элементов, иногда на грани китча. «Аэрокосмический» стиль — фары в виде ракетных сопел, сзади авиационно-ракетные кили. «Форд», «Кадиллак», «Понтиак», «Крайслер» каждый год обновляли свой модельный ряд. Было выпущено неисчерпаемое разнообразие таких автомобилей. Собрать полную коллекцию невозможно — они не повторяются. Есть целый остров Куба, по которому такие автомобили ездят тысячами.
Кто-то собирает редкие машины вообще, кого-то интересуют только открытые машины — кабриолеты и родстеры. Коллекционируют автомобили определенной марки, как правило, исчезнувшей. Например, французские спортивные машины Delahye. Это название сейчас почти никому ни о чем не говорит. Но до войны эти машины блистали наравне с «Бугатти», побеждали на всех гонках. Коллекционер таких автомобилей ездит по миру, не пропускает аукционов, где они выставляются, пытается перекупить их у частных владельцев.
Довоенные спортивные автомобили — культовое направление коллекционирования. Итальянская «Альфа-Ромео» и т.п. Есть великие марки — независимо от того, возродились они или погибли. Например, «Бугатти». Сейчас ее возрождают — идет ли это на пользу марке? «Я думаю, это спекуляция на старом имени, — считает Илья. — В 1920-30-х гг. совершенно сумасшедшие итальянские парни рисковали головой, развивая безумные скорости на архаичных автомобилях. Огромные толпы болельщиков… Эти чемпионы были в Италии самыми популярными личностями — как сегодня Зидан для французов или Юрий Гагарин в 1960-е. Многие коллекционеры убеждены, что настоящие гонки были только тогда. А сейчас все слишком выхолощено, безопасно».
В России есть коллекционер, владеющий крупнейшей коллекцией довоенных Maybach-ов в мире (более десяти автомобилей). Это были автомобили самого высокого класса, гораздо выше Mercedes и Horch.
В свое время существовало такое правило: любой владелец Майбаха автоматически, по подтверждению своего владения, получал гражданство Австрии. Австрийцы берегут свою историю: издают справочник, где перечислены все Майбахи, сохранившиеся в мире — с фотографиями, местонахождением, именем владельца. Сегодня эти автомобили наперечет, это практически культурная ценность, как яйца Фаберже. Как только автомобили такого уровня «всплывают» где-то на аукционе или на выставке, тут же со всего мира слетаются сумасшедшие коллекционеры и начинают их друг у друга просто «вырывать».
|
В «Олдтаймер-галерее-2007» выставлялись два очень редких автомобиля «Hispano Suiza». Правда, от разных владельцев. Очень красивые автомобили. Какое-то время назад их след был утерян, никто не знал, где они всплывут. Это очень большое событие, таким не может похвастать даже эссенская «Техноклассика». Сразу приехали и финны, и немцы, и японцы. Даже арабский телеканал тут же прилетел снимать, что эти машины появились в России. За ними идет настоящая охота.
«Вас баюкает в мягкой качели голубая «Испано-Сюиза», — пел Александр Вертинский в парижских ресторанах. Машины этой марки были сконструированы швейцарцем Марком Биргиктом. Он начинал свою деятельность в Барселоне, потом переехал в Париж. В названии марки запечатлелась его память и об Испании, и о Швейцарии. Автомобили Биргикта имели явное внешнее сходство с самолетами — маленькие окна, капот намного длиннее кабины. На машине стоял легкий авиационный двигатель.
|
Разновидностей советского автопрома выпускалось немного. Людей, коллекционирующих советские автомобили, тоже меньше. Но и тут есть множество интересных моментов. Дальновидные коллекционеры, собрав коллекцию известных, «заслуженных» автомобилей (ЗИС-101, ЗИС-110, Чайки (ГАЗ-13), «Эмки» (ГАЗ-М1), «Волги», «Победы» (ГАЗ-20М) и доходя до «горбатого» «Запорожца», продолжают покупать автомобили, которые еще катаются по улицам. Например, 24-ую «Волгу» выпусков начала 1970-х гг., или «Москвич-2140» в экспортном исполнении. Через какое-то время люди спохватятся, что этих автомобилей не осталось. История марки закончилась — а у коллекционера есть экземпляр.
Пока машина еще не очень редкая, есть шанс купить автомобиль, принадлежащий какому-то историческому лицу. У одного коллекционера есть 24-ая «Волга», принадлежавшая Льву Яшину. Он говорит, что ее время придет через 15-20 лет. Поставил в гараж и никому не показывает. Машина сразу обрастает какими-то легендами. Яшин очень часто давал автографы на капоте своего автомобиля, и если присмотреться к краске под определенным углом, то она якобы вся испещрена следами его ручки.
|
Предмет особого «фанатизма» — автомобили конца XIX — 1920-х гг. Во всем мире это особая тема, к которой очень трепетно относятся. Французы, американцы, немцы берегут историю своих марок — первые «Бенцы», «Даймлеры» и т.п. В автомобильном музее французского города Мюлуз целый зал таких автодревностей: с керосиновыми или карбидными фонарями, с рулем в виде рычага или поводка, без всякой электрики; трехколесные, или «визави» — когда пассажир сидит спиной по ходу движения, лицом к водителю. Если проводится какое-то ретромероприятие, такие автомобили торжественно выезжают первыми. Даже устраивают специальные ралли только таких авто — например, «Лондон-Брайтон» для машин, выпущенных не позднее 1 декабря 1905 г. У них особый шарм, это антиквариат в чистом виде. Легкие, ажурные, они сделаны совершенно по другим правилам, как кареты. Это уже не автомобиль, а предмет восхищения, ближе к игрушке или ювелирному изделию.
К сожалению, Россия лишена такого раздела своей истории. Марки «Лесснер», «Пузырев», первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе — мы их не сберегли. У нас было так: откатал свое- в переплавку. Сохранились лишь два автомобиля самой известной марки «Руссо-Балт». Один находится в Политехническом музее, второй в Рижском музее. Больше в мире их нигде нет.
В этом году мы делали на выставке грандиозную экспозицию «К столетию Императорского гаража» совместно с Кремлевским Гаражом Особого Назначения. В 1907 г. Николай II издал указ об учреждении Собственного Его Императорского Величества гаража. Мы столкнулись с тем, что в нем есть только автомобили «горбачевского» и «ельцинского» периодов. Машины, возившие Брежнева, Хрущева, Сталина, не говоря о царском периоде, были «благополучно» списаны или утилизированы. Сохранившиеся единицы были проданы в начале 1990-х в частные коллекции. Благодаря собирателям сохранилась та самая «Чайка», на которой встречали Гагарина, бронированный ЗИС Сталина, открытый фаэтон ЗИС-110 Хрущева. Это страшные редкости!
Знаменитый ленинский роллс-ройс, который стоит в Историческом Музее на Красной Площади, в городе Керчь буквально вытащили из-под пресса. И вдруг всплыло по документам, что он обслуживал Ленина в последние годы жизни! А привез автомобиль из Англии нарком торговли и промышленности Л. Б. Красин.
|
В частном владении сохранился маленький «Пежо «BEBE» цесаревича Алексея, который после революции использовался в Доме Пионеров как учебный автомобиль. Потом он попал под бомбежку и якобы сгорел. И вдруг появился в Гараже на балансе. Сейчас идут споры, тот ли это автомобиль. Кстати, конструктором модели был Этторе Бугатти. И еще сохранился английский электромобиль «Колумбия» 1901 г., выпущенный в двух экземплярах — один был подарен английской королевой вдовствующей императрице Марии Федоровне.
Не сохранился царский «Форд-Т» — пришлось поставить на выставке «такой же»; зато сохранился трицикл немецкой фирмы Coudell, на котором ездила царская охрана. Любимый автомобиль Николая II, который мы можем видеть на всех фото — Delaunay-Belleville — сохранился лишь во Франции. Автомобиль носит название TSAR. Николай II заказал его, но произошла революция, и до России автомобиль не дошел. Автомобиль нельзя было ни продать, ни передать кому-либо. Французы долго думали, что с ним делать — и теперь его можно увидеть в музее города Мюлуз.
Даже среди советских автомобилей есть очень редкие. Например, микроавтобус «Старт» — он фактически потерян. И вдруг его находят, реставрируют и получают совершенно уникальную вещь. Ради этого коллекционер готов очень на многое. На любой выставке это самый лучший «шоу-стоппер» — экспонат, мимо которого невозможно пройти.
Микроавтобус «Старт» снимался в последних кадрах фильма «Кавказская пленница» — героиня на нем уезжает. Маленькую партию этих автобусов — порядка 100-200 штук — сделали на Донецком автобусном заводе. «Старт» был выполнен в необычном для советского произведения стиле. Футуристический американский дизайн — авиационные закрылки, кузов из стеклопластика. А все агрегаты — от 21-й «Волги».
|
— Станут ли современные автомобили раритетами для коллекций в будущем?
Тут есть два противоположных мнения. Одни считают, что автомобильная классика закончилась где-то в 60-е годы, когда начался энергетический кризис. Я придерживаюсь другой точки зрения. Главная движущая сила любого коллекционера — желание иметь у себя что-то единичное, редкое. Пока современных машин много, пока они ездят, они неинтересны. Чем меньше их будут беречь, тем больше шанс у единичных сохранившихся стать раритетами.
Человек, родившийся в 1940-50-е, не застал эпоху довоенных, дореволюционных автомобилей. Понимание, что это классика, это надо коллекционировать, скорее от разума идет. От сердца идет то, что человеку близко. Вторая движущая сила коллекционирования — это все-таки ностальгия. Человеческая память — удивительная субстанция.
Только ортодоксальные коллекционеры считают, что собирать нужно только «Бугатти», «Хорьхи», «Майбахи», а остальное все — «мусор». Многие люди заказывают реставрацию семейной реликвии, на которой их когда-то катал дедушка. По фотографиям подбирают похожий автомобиль, причем стараются сделать все «как тогда» вплоть до накладок на педали, цвета обивки. И когда в результате человек садится в автомобиль, возвращаются все тактильные ощущения, все вспоминания. Кожаные сиденья от солнца нагрелись и пахнут так же как в детстве, блики солнечные точно так же ложатся… Человек как будто возвращается. Коллекционирование — это свойство человеческой природы.
Я считаю, что когда человек достигнет определенного возраста, его потянет к своему первому автомобилю. Или к тому, который ассоциируется со старой Москвой, какими-то приключениями, поездками с друзьями молодости. Даже если он не коллекционер.
В Лейпциге был показ маленьких автомобильчиков конца 40-х гг. Messerschmitt, Henkel — то, что у нас называется мотоколяской или инвалидкой. Некоторые были настолько маленькие, как BMW Изетта, что их можно было припарковать не параллельно дороге, а поперек. В то время они были уродцами, а сейчас выглядят забавными. Как букашки, как маленькие самолетики без крыльев. Надо было видеть, как тепло на них реагировали пожилые немцы — ведь это их молодость, ушедшая жизнь…
Илья Сорокин видит очень большое будущее для российской олдтаймер-индустрии. На «Олдтаймер-галерею» приходит много актеров, политиков, звезд шоу-бизнеса. Илья спокоен по поводу того, что время пройдет, и половина людей «отмахнется» от этого увлечения. Если эта мода естественна, она становится стилем жизни. Все больше посетителей выставки подхватывают олдтаймер-вирус. Приходят посмотреть — что-то в душу запало, хочется такой автомобиль или мотоцикл купить себе или как роскошный подарок кому-то. За каждым автомобилем — история. Люди, эпоха, открытия, дизайнерские находки. Овеществленное время.
Сбербанк России выступил спонсором «Олдтаймер-Галереи» Ильи Сорокина, проходившей с 8 по 12 марта в «Крокус Экспо». На стенде банка работали специалисты по кредитованию частных лиц Красногорского отделения.
|
|