Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», май 2007
Другие материалы номера:
Машина — сейчас, деньги — потом
О колбасе и финансах
Как сохранить и преумножить?
Фондовый рынок в России
Олдтаймер-вирус

Призраки шоссе

В романе «Три товарища» Эрих Мария Ремарк описал по дешевке купленный автомобиль, под старым кузовом которого скрывался мотор гоночного автомобиля с турбокомпрессором. «Мы назвали машину «Карл», «Карл» — призрак шоссе. Маленький и стремительный, он мчался рядом со сверкающей никелем и лаком махиной, словно терьер рядом с догом. Словно заколдованный, прилепился к бьюику уродливый и неприметный Карл. Хозяин бьюика изумленно вытаращился на нас. Он не понимал, как это при скорости в сто километров он не может оторваться от старомодной коляски».

Современные производители автомобилей приспособились выпускать модели, как сотовые телефоны — разве что не по сезонам, а по годам. Срок службы новой модели — 5 лет. Но многим хочется иметь автомобиль, отличный от серийных моделей. Для любителей ретроавтомобилей есть два пути: реставрация или кастом.

Кастом-проект — старинный автомобиль, зачастую оснащенный современными узлами и агрегатами, позволяющими ездить на нем хоть каждый день. Часто заказчики требуют «улучшить» конструкцию автомобиля и оснастить его дополнительными опциями.

Хот-род (от англ. hotroad — «горячая дорога») — это старинный автомобиль с более мощным мотором. Считается, что такой «обман» придумали бутлегеры, чтобы скрываться от полиции в 30-е годы.

Реплики или новоделы — точные копии деталей старинных автомобилей. Репликар — «подделка» под историческую машину. Это современный автомобиль, близко повторяющий обводы кузова, интерьер какого- либо раритетного автомобиля.

Классификация ретроавтомобилей

Антикварные автомобили — старше 50 лет, олдтаймеры — старше 30 лет, то есть послевоенные и даже до середины 70-х; янгтаймеры (15-летние автомобили) — направление, которое развивается на западе, но у нас как таковое не существует. Старение автопарка происходит в России достаточно медленно по сравнению с западом. Там специально для янгтаймеров устраиваются какие-то соревнования, конкурсы, пробеги. В России такие автомобили еще ездят по улицам.

Как правило, на очень редких довоенных автомобилях не выезжают. «Довоенку» привозят на выставки на автовозе-эвакуаторе, чтобы поставить за ограждения и «сдувать пылинки». Послевоенные автомобили 1950-60-х гг. покупаются в основном для участия в ралли старинных автомобилей, для «тусовок», ночных прогулок по городу. Послевоенные автомобили не доставляют столько хлопот в обслуживании, как довоенные. На них проще ездить: по своей эргономике, ходовым качествам, динамике они ближе к современным автомобилям.

Часто на старинных автомобилях водитель просто показывал рукой, куда он едет. Для езды по дорогам общего пользования на олдтаймер можно поставить временные поворотники, зеркала, чтобы его никто не зацепил. Когда же авто привозят на выставку или конкурс элегантности, владелец аккуратно снимает все лишнее. Не дай бог подойдет знаток с какими-то фотографиями или старыми проспектами и уличит в несоответствии. Это большой провал.

Зарубежных олдтаймеров в России не было. Большей частью они привозятся из-за рубежа специализированными фирмами. Довоенные автомобили, которые попадали в Россию как трофеи после войны, сейчас разыскивают, раскапывают. Еще есть какие-то заповедные уголки. Где-то «у дедушки, в сарае» можно что-то купить и сделать шедевр. Бывают очень интересные находки.

Сегодня можно назвать около десяти крупных фирм, которые занимаются привозом ретроавтомобилей, их предпродажной подготовкой, продажей, обслуживанием. Самые крупные — это «CHROMOV-COLLECTION»; «Партнер-АРТ», «Коллекционные автомобили» Вячеслава Лена (эта компания «сочетает» и привоз, и реставрацию), «Реставрационная мастерская Евгения Шаманского». Кстати, Евгений Шаманский решил создать собственную мастерскую, когда столкнулся с тем, у него слишком «завышенные» требования к реставрации, и ни один мастер не может их удовлетворить. Евгений поставил перед собой задачу собрать все советские автомобили и создать большой музей. Реставрационный центр «Молотов-гараж» также занимается советской классикой. Специализация — автомобили высшего класса, обслуживавшие когда-то лидеров страны, начиная со Сталина — ЗИСы, ЗИМы, «Чайки».

Виды реставрации

При классической реставрации сохраняют максимум оригинальных деталей. Находят и восстанавливают «родной» двигатель, который уже давно использовался в качестве фундамента для дома — и такое бывает! Или служил якорем для лодки. В результате такой реставрации получается аутентичный автомобиль, полностью соответствующий своему состоянию на момент выпуска.

Ни в коем случае никакие узлы, агрегаты, детали не должны заменяться. Иначе автомобиль теряет свою коллекционную ценность, то есть денег на его продаже не заработаешь. А самое обидное, что его не допустят к участию ни в каких серьезных мероприятиях, особенно за рубежом. На самое знаменитое европейское ралли Mille Miglia («1000 миль») автомобиль может быть допущен по фотографии, но перед стартом его аутентичность оценивает строгая техническая инспекция. Если выясняется, что машина по таким-то критериям не соответствует, она выбывает.

Леониду Ярмольнику на 50-летие супруга подарила кабриолет «Победа» — совершеннейшие «дрова». Реставрационная фирма «Олдтаймер-сервис» пару лет восстанавливала машину. Актер принимал участие на всех этапах, дотошно во все вникал, и не принял работу, пока не нашлись свечные высоковольтные провода в тряпочной оплетке. Современные в пластике его не удовлетворяли. Сейчас актер покупает уже вторую ретромашину.

Американский автомобиль Holsman 1908 года выпуска является самым старым автомобилем в России, способным передвигаться самостоятельно и единственным подобным экземпляром в Европе. «Хольсман» сохранился в первозданном виде, полной комплектации и в хорошем техническом состоянии. Фирма «Хольсман» чикагского архитектора Генри Хольсмана просуществовала всего 7 лет — с 1902-1909.

Неискушенному человеку, который задумался о приобретении ретроавтомобиля и хочет «войти» в эту тему, очень важно понимать разницу между классической, правильной реставрацией и «вариациями на тему». Есть разные направления кастомайзинга (кастома), и такие автомобили, как стрит-роды, хот-роды, мусклкары и т.п. Это другое увлечение, другая крайность.

Важно не совершить ошибку, купив автомобиль, который не представляет из себя ничего интересного ни с точки зрения реставрации, ни с точки зрения классического правильного кастома. Если «Волгу» поставить на литые диски, широкую резину и добавить плазменный телевизор — эта машина сразу выпадает из разряда классики, но тем не менее не попадает в разряд кастома, хотрода или мусклкара.

Ни в коем случае нельзя брать для кастома очень редкий автомобиль. Хорошо, когда таких еще много сохранилось.

Кастом — это штучная вещь, которая делается под заказ конкретного клиента. А правильно восстановленный автомобиль — это определенный стандарт, известная вещь, имеющая свою цену. И когда через какое-то время владелец решит продать автомобиль, эта цена скорее всего вырастет.

В кастоме есть свои плюсы — за сравнительно небольшие деньги человек получает один- единственный автомобиль в мире. Чтобы купить единственный в мире классический автомобиль, понадобятся миллионы. Другая сторона медали, что, как правило, за кастом-автомобиль не удается получить деньги, которые были вложены в его создание. Очень мала вероятность, что найдется второй человек, который бы также фантазировал. Проще взять сырье и сделать авто «под себя»- ведь удовольствие заключается в самом процессе визита к мастерам, обсуждения, выбора обивки, краски, деталей, аксессуаров.

Принято считать что каждый год олдтаймеры дорожают на 10-15 процентов.

Считается дурным тоном, если техника после реставрации не на ходу.

Затраты на реставрацию

Если автомобиль в плохом состоянии, не очень престижной марки, можно сырье купить за копейки. Иногда его просто дарят. Чем дешевле купишь сырье, тем больше вложишь в реставрацию. Если марка культовая, дорогая — то и сырье будет дорого стоить. Например, Мерседес 300 SL «крыло чайки» стоит порядка 1 000 000 евро в превосходном, реставрированном состоянии. Сырье тоже обойдется в десятки тысяч. Можно и в реставрацию «Запорожца» вложить сумму, сравнимую с восстановлением «Хорьха», если это будет стоить года работы бригады реставраторов. Экономия только на запчастях.

В советское время реставраторы-любители на специальном оборудовании «выстукивали» в гаражах копии старинных запчастей на «глазок», по памяти или по фотографиям (в кино используются именно такие, приблизительно восстановленные автомобили). Сегодня изменились возможности реставрации, появилось много вариантов уйти от «готовых» решений. Каждый решает сам, с какой целью он приобретает старинный автомобиль.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100