Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март 2006
Другие материалы номера:
«Выше, дальше, сильнее…»
Восток и Запад
Фаянсовое дело
Дело Кузнецовых

Фарфор Вербилок

Продукция этого завода всегда была в фаворе у власть имущих. В XVIII веке фарфоровые сервизы, сделанные на этом подмосковном предприятии, поставлялись в Санкт-Петербург по заказу императорского двора. В наши дни на праздновании Татьяниного дня в МГУ из кружки этого же производства пил медовуху другой знаменитый уроженец северной столицы  — президент России Владимир Путин.

Сейчас ЗАО «Фарфор Вербилок» переживает новый этап развития. Наш корреспондент побеседовал с генеральным директором предприятия, заслуженным работником культуры Российской Федерации, Вадимом Дмитриевичем Луневым, и попробовал разузнать секреты изготовления фарфора.

 — Вашей фабрике в прошлом году исполнилось 250 лет. Расскажите, хотя бы вкратце, историю вашего производства.

 — Фабрика была основана обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером, и это было первое в России частное предприятие, делающее фарфоровые изделия. После успешного изготовления, как сейчас бы сказали, «спецзаказа» императорского двора  — четырех орденских сервизов, марка завода Гарднера получила признание и широкую известность. Незадолго до революции фабрика перешла во владение к знаменитой русской «фарфоровой» династии Кузнецовых. После национализации в 1917 году она стала называться Дмитровским фарфоровым заводом. Вплоть до окончания войны в своем производстве завод использовал старые, еще гарднеровские формы. Только потом начались новые разработки. В 1991 году, первыми в отрасли, работники предприятия выкупили и создали ЗАО «Фарфор Вербилок». А в 1995 году на основном предприятии было создано дочернее общество «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача сохранения традиций гарднеровского фарфора, когда литье изготавливается вручную, а затем вручную и расписывается. Потребитель легко может разобраться в нашей продукции: для ДО «Промыслы Вербилок» мы сделали новое клеймо с именем основателя  — «Фабрик Гарднеръ в Вербилках». ЗАО «Фарфор Вербилок» пользуется старым, знакомым многим еще по советским временам клеймом с изображением лося. Красное клеймо значит первый сорт, зеленое  — второй. И если «Промыслы Вербилок» используют в основном ручную живопись беличьей кисточкой, то на продукции ЗАО «Фарфор Вербилок» чаще используется деколь.

 — Как менялся ассортимент за всю историю фабрики?

 — Все это время в живописи на наших изделиях большое место занимали «букетные» мотивы. Это и цветок шиповника, и горюн-трава на нашем фирменном сервизе. У нас же болотистая местность, поэтому эта болотная трава отражена и на наших изделиях, это один из постоянных мотивов.

Но конечно, на одной «классике» тоже нельзя останавливаться. Новые формы создаются, формируя ассортимент, в зависимости от того, что хочет покупатель, что диктует рынок. Это касается даже диаметра тарелок  — мы выпускали двухсотмиллиметровые, а сейчас спросом пользуются более широкие, диаметром 235 миллиметров. Теперь они у нас есть. Каждый год обязательно готовим соответствующую восточному календарю символику: сейчас у нас много собак, а на следующий год уже разрабатываются фигурки свиней. Веянья последних лет  — широкий ассортимент посуды для ресторанного бизнеса. Рестораторы хотят иметь посуду со своими логотипами, блюда и салатники разных размеров и форм, а также подстать им  — салфетницы, подсвечники, пепельницы. Поэтому под готовый сервиз мы делаем, по желанию заказчика, в его же стиле еще и какие-то дополнительные элементы. Бывают и необычные заказы. Например, для одного автобусного завода мы делали фарфоровые автобусы. Хотя, это скорее, исключение. Несмотря на то, что каждая фирма хочет что-то свое, но чаще мы на своих стандартных формах просто размещаем их логотипы, потому что делать все от начала и до конца  — очень трудоемко и дорого. Ну а форм у нас, поверьте, очень много. Я даже сейчас с ходу не смогу назвать точную цифру.

 — Сейчас в магазинах много импортной посуды, в том числе и фарфора. Трудно ли работать в таких условиях?

 — Нелегко, тем более что и вкусы покупателя порой трудно предугадать. Но, несмотря на то, что в России сейчас осталось мало фарфоровых заводов, тем не менее, Императорский ломоносовский завод считается одним из лучших в мире. Что касается нас, то мы выигрываем за счет оптимального соотношения цены и качества. А если брать китайский фарфор, то он потерял свою марку. Тот ширпотреб, что можно увидеть у нас в магазинах, при его красивой палитре, очень быстро разрушается в процессе эксплуатации. Есть, наверное, и качественные изделия, но в Россию они практически не доходят. А наш фарфор долговечен, делается по ГОСТу, обладает большой термостойкостью и выдерживает перепад температуры в 185 градусов. При этом у нас большой ассортимент для широкого круга покупателей, каждый найдет что-то свое. Ценовой диапазон этому тоже соответствует: стоимость нашего сервиза начинается от 120 рублей. Плюс к этому, всегда есть возможность поменять комплектацию, составить сервиз в любом варианте. Довольно часто меняем ассортимент, как форм, так и росписи.

У нас есть художники и дизайнеры, которые создают свои, в том числе и авторские, рисунки. Но общее направление дает художественный совет, куда, помимо художников, входит руководство фабрики и представители маркетингового отдела, которые обозначают общие направления, в которых нам предстоит работать.

 — Изготовление фарфора  — трудный процесс?

 — Да, это трудоемкое производство. Но мы трудностей не боимся. Например, стали выпускать кобальтовую посуду  — изделия высокотемпературного, 1380 градусов, обжига. Обычным же способом краска на фарфоре закрепляется при 800 градусах. Кобальтовая посуда более красива и пользуется высоким спросом, так как далеко не все заводы берутся за эти трудные в производстве изделия. Ну и конечно, фабрика Гарднера не стала бы поставщиком императорского двора, если бы не выпускала знаменитый тонкостенный фарфор. Толщина стенок такой посуды всего 1 мм, она пропускает свет. В производстве это, конечно же, сложнее, потому что механическая прочность этих изделий низка, они хрупки. Если неглазурированную и не обоженную чашечку окунуть в воду, то она просто расползется, растает, настолько она тонка.

 — Трудоемкое производство подразумевает квалифицированные кадры…

 — Когда-то на фабрике работало 2000-3000 человек, то есть, практически все взрослое население поселка Вербилки. Сейчас трудятся 350 человек. Из них около 20 живописцев, которых раньше было не менее ста. Но трудовые династии сохранились.

Что касается обучения, то у нас тут неподалеку есть техническое училище. Раньше оно было при заводе, сейчас обособилось, но для фарфорового производства они специалистов готовят. Вообще практически при всех фарфоровых заводах сохранились профилирующие учебные заведения. Конечно, это совсем не значит, что все их выпускники придут на фабрики, так что молодежи у нас пока мало.

 — Сколько художник тратит времени на свою работу?

 — Это все очень индивидуально,  — поясняет начальник художественной лаборатории Марина Юрьевна Чернышова.  — Конечно, какие-то производственные нормы есть. Бывает и так, что некоторые сервизы могут разрисовывать только определенные мастера, и другие за эту работу не берутся. Но даже роспись более простых сервизов выполняет один мастер от начала до конца. Нет такого, что кто-то расписывает только чашки, а кто-то только блюдца, а потом из этого компонуются сервизы. Мазки разных художников сильно отличаются, почерк у всех разный, индивидуальный. И если в сервизе вдруг находится чашка с браком, то мы дополняет сервиз только той чашкой, которую разрисовал тот же мастер. Конечно, художник не может все время придерживаться строгой однотипности рисунка. Например, человек устал к концу рабочего дня и почерк его изменился. Но народные промыслы допускают некоторые отклонения от норм, и если какой-то завиток пошел по иному  — все равно это узнаваемый почерк мастера. Кстати, если вам в магазине вдруг предложат якобы расписанный вручную фарфор по подозрительно низкой цене, то отличить деколь, по сути  — переводную картинку, от ручной росписи очень просто даже неспециалисту. На ручной росписи видны явные мазки, деколь напоминает типографскую печать.

 — Какое сырье используется в производстве фарфора?

 — В основном мы работаем на сырье, которое едет к нам издалека. Глина и каолин, то есть  — пластические составляющие фарфора, мы покупаем на Украине. Каменистым материалом у нас является пегматит, а он добывается на Карельском полуострове. Трожковская глина, которая придает механическую прочность нашему черепку  — из Иркутска.

«Местный» у нас только песок, с карьера из подмосковного Раменского. Из-за того, что Украина  — монополисты в важном для фарфорового производства сырье, мы не можем снизить себестоимость своей продукции. А на прилавках магазинов появилось немало украинского фарфора, нередко  — очень хорошего качества. При этом каолин и нужная нам глина есть и в Сибири, но местные производители тоже вздули свои цены.

Если говорить об оформлении фарфоровых изделий, то это деколь  — рисунок, нанесенный керамическими красками на гумированую бумагу. Для ручной росписи используются специальные краски, которые разводятся скипидаром, для золочения  — препарат 12-процентного золота. Все это нам поставляет Дулевский красочный завод.

Сегодня посуда Вербилок  — это удивительное разнообразие красок и форм, в которых сочетаются обаяние и юмор народного искусства, строгость классической гарднеровской традиции, изобретательность современных разработок. Сюда всегда приятно заехать  — фирменные магазины есть в поселке и при заводе  — и подобрать подарок себе, друзьям, коллегам и иностранным гостям.


За рубежом стоимость хорошего сервиза ручной работы превышает 3 000 евро.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100