Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март 2006
Другие материалы номера:
«Выше, дальше, сильнее…»
Восток и Запад
Дело Кузнецовых
Фарфор Вербилок

Фаянсовое дело

В 1970 — е годы в СССР были популярны экскурсии на заводы — можно было приплыть на теплоходе в город Конаково и увидеть, как на фаянсовом заводе имени Калинина рождается знакомая всем тарелка, как из-под кисточки работницы появляется голубая полоска по краю. Конаковская посуда со знаменитой еловой веткой на дне каждого изделия есть в каждом доме, она всегда пользовалась в народе большой популярностью.

В конаковском фаянсе отразились все художественные течения XIX и XX веков. На заводе выпускались изумительные статуэтки, пепельницы, подставки под канцелярские приборы, столовые сервизы, изделия для подачи блюд национальной кухни — блинницы, наборы для пельменей, творога и молока, напитков, соков, варенья, меда.

История русской фаянсовой промышленности началась в условиях жесткой конкуренции с английским фаянсом, который считался тогда в Европе самым лучшим. В 1809 году в селе Домкино Тверской губернии заработал Конаковский фаянсовый завод — крупнейшее в России предприятие по выпуску столовой фаянсовой посуды, бытовой и декоративной майолики. Первый год дела шли плохо, и завод был продан лифляндскому аптекарю Андрею Яковлевичу Ауэрбаху. Аптекари часто становились зачинателями фаянсового дела — можно вспомнить руанский фаянс, начавшийся с контракта на поставку 5 тысяч сосудов для лекарств. В 1811 году Ауэрбах просит «высочайше» запретить ввоз иностранных изделий и дать людям возможность покупать необходимую посуду из отечественных материалов. На выставке 1829 года в Санкт-Петербурге фаянс Ауэрбаха был отмечен, как отличающийся чистотой отделки и прочностью, но признан дорогим по цене. В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову и стал называться Тверской фабрикой. Керамическая «империя» Кузнецова была с самого начала ориентирована на массовое производство недорогой расхожей продукции: типичных для того времени чашек с блюдцами, тарелок с «бусом» по краям, полоскательниц, мелкой жанровой скульптуры. В память о живописце Кузнецовского завода Порфирии Петровиче Конакове в 1930 году рабочий поселок Кузнецово был переименован в Конаково. При заводе есть собственный музей, насчитывающий несколько тысяч экспонатов, один зал полностью отдан кузнецовскому периоду.

Живописная конаковская школа продолжила свое развитие и после революции. Во второй половине 1930 — х годов формируются постоянные кадры художников. Мастера тех лет придумали много образцов росписи и создали те самые произведения, которые сделали заводу имя за рубежом и составляют гордость нашего керамического искусства. В 1945 в г. Конакове создается Художественно-ремесленное училище № 17, за девять лет своего существования оно подготовило более двух тысяч живописцев, модельщиков, формовщиков, отводчиков. С 1947 г. стала осваиваться подглазурная живопись — до этого использовалась только надглазурная роспись, заработала поточная линия для декорирования посуды деколями и печатью через шелковую сетку, вводятся бессвинцовая глазурь, изделия с ангобом. Произведения конаковских мастеров с успехом экспонировались на выставках — «Гран-При» Всемирной Парижской выставки в 1937 г., серебряная медаль в Брюсселе в 1958 г., в 1962 и 1973 гг. — медали международных выставок керамики, в 1971 г. — диплом Международной выставки «Интергмаш» в Москве, в 1984 г. — золотая медаль Международной ярмарки в Брно за набор «Фрукты» (автор Н. Коковихин).

По сравнению с фарфором фаянс — дешевый материал, век его недолгий. Нужна динамика развития, новые рисунки, формы и конфигурации. Завод всегда необыкновенно быстро перестраивался с одного стиля на другой, разрабатывались свежие ассортименты бытовой посуды, декоративных предметов, скульптуры. Периодически копировались и старинные произведения, ставшие фирменным знаком завода.

В конце 1975 г. был организован участок малосерийной продукции, где изготовлялись наиболее трудоемкие сервизы и наборы. Сейчас этот цех — отдельное предприятие на территории завода, работающее по договору аренды. Основное направление — живопись. Здесь создаются уникальные, авторские работы, среди мастеров есть заслуженные художники России. С единичными заказами работает и художественная лаборатория завода, специализирующаяся на скульптуре.

 — Чем интересно и привлекательно предприятие: здесь больше 50% работников — представители семейных династий. Конечно, художников — самородков остается все меньше. Но у завода всегда был свой стиль и собственная школа. Сегодня в России сформировался средний класс, появилось много людей, которые готовы вкладывать деньги в эксклюзивные, коллекционные вещи. Скульпторы создают статуэтки, причудливые вазы, их берет Москва, мы поддерживаем авторское направление, но упор на это не делается, — говорит исполняющий обязанности руководителя ОАО «Конаковский фаянсовый завод» Вячеслав Владимирович Елиферов. — Некоторое время завод сотрудничал с Трехгорной мануфактурой, была линия комплектов — посуда и полотенца в едином стиле. В настоящий момент акцент делается на внешний рынок — экспорт за рубеж, по стандартам и по запросам европейского покупателя. География зарубежных партнеров довольно широкая — Испания, Италия, Франция, Голландия, Венгрия, Турция, Англия, Швеция, Германия, Бельгия.

Художники разработали для завода большой альбом иллюстраций, потенциальных дизайнов. Все зависит от конкретного желания заказчика. Широкого ассортимента, который вращался бы на свободном рынке, в настоящее время нет. Во времена СССР возможно было проще, существовало единственное направление — соцреализм. Кстати, в Москве, Европе, он сейчас пользуется большим спросом.

Конаковский фаянсовый завод производит 35-40% посуды для IKEA. Сотрудничество началось примерно 2 года назад. У IKEA очень серьезные требования по качеству и оборудованию — представители корпорации работают на заводе, дают советы по улучшению производства. В планах глобальная реконструкция завода — до сих пор был только текущий ремонт. Дело в том, что сейчас используются печи непрерывного действия — если происходят какие-то перебои в работе, остановить их нельзя. Разрушаются вагоны, в которых происходит обжиг фаянса, от них отлетают частички шамотных плит и портят изделия. Современные вагоны делаются из совершенно другого материала, который существенно дороже. Очень много энергии уходит на обогрев конструкций, старых печей. За счет смены оборудования удастся достигнуть существенной экономии и улучшения качества выпускаемой продукции.

 — Необычных, современных дизайнов посуды сегодня очень много, а вот традиционно русских видов росписи, к которым привык глаз, не видишь. Помните, у каждого были детские наборы — с доктором Айболитом, сценками из мультфильмов «Ну, погоди!», «Приключения кота Леопольда»… Все это можно воссоздать. Само собой, надо развивать ассортимент, наш принцип — каждой группе потребителей предлагать что-то свое. У нас работают маркетологи, идет анализ потребностей рынка, учитываются определенные элементы декора. Чем интересна IKEA: всемирно известная фирма работает исключительно с производителями, выступая посредником между ними и покупателем. Они знают, что покупатель хочет видеть, какую продукцию они могут у нас купить и потом выгодно продать.

На спрос влияют и цвет, и краска, и метод нанесения рисунка. При этом и вкусы, и привычки у всех разные, кому-то нравится лаконичная надпись «Coffee-Tea» на чашке с блюдцем, другому человеку — яркое яблоко с грушей, третьему — сценки из дворянской жизни. Кстати, в IKEA почему — то очень не любят рисунки для внутреннего рынка — растительные мотивы с земляникой и т.п. Конечно, в России другой менталитет и другие потребности. В целом Европа берет более упрощенные дизайны, им необходима посуда для ежедневного пользования. Главное — практичность и экологичность, чтобы ее было не жалко кинуть в посудомоечную машину, поставить в микроволновую печь. Если тарелка разбилась — покупают новую.

Главный технолог завода, Елена Дмитриевна Чеботарева считает, что переход на «европейский» дизайн был позитивным изменением. С 1960 — х годов производство шло советскими темпами, требовалось все больше и больше посуды, и «плановые» декоры не всегда были актуальными.

 — Расскажите об участниках рынка, кто является вашим конкурентом на настоящий момент?

 — Это Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод, фарфоровый завод в Ликино-Дулево со своей спецификой и задачами, Будянский фаянсовый завод в Харьковской области, который «умудряется», невзирая на дороговизну газа и высокие таможенные пошлины, делать дешевую продукцию и продавать ее в России. В принципе, больше в России никто нашу нишу не занимает. Мы можем позволить себе объемы выпуска 40 млн изделий в год — ничуть не ниже, чем у названных предприятий.

Сейчас есть предложения по работе с так называемой сопутствующей продукцией — продажа фаянсовой массы, параллельно хотим наращивать выпуск фритты (заготовка для глазури), которая раньше пользовалась популярностью в строительстве, у небольших частных предприятий, занимающихся изготовлением цветочных горшков. Наши туннельные печи позволяют разрабатывать и других виды керамики, в том числе плитку.

 — Технологии как-то изменились по прошествии времени?

 — Сырьевые материалы те же самые, что и несколько десятилетий назад. У фаянса четкая рецептура приготовления: глина, каолин и песок. Если добавить что-то другое, или изменить существующее — теряется качество. Нет изменений и в глазури. Рисунки часто обновляются — в год вводится порядка 15 — 20 новых декоров. Как правило, деколей больше, чем живописи, так как живопись — кропотливая работа, рисунки краской и кисточкой выполняются вручную. Много деколей привозят сами заказчики.

Здесь был большой майоликовый цех в начале 90-х годов, своего рода завод в заводе, но предыдущее руководство почему-то его не сохранило. Одно время производилась евромайолика — посуда разных цветов, которую дополняли отводками и деколями, производили полив цветными глазурями.

Сейчас увеличились продажи бельевой продукции для кафе и ресторанов — белые тарелки большого формата, покрытые глазурью, или с разделкой барокко по краю — рельефом из фруктов.

 — Сколько времени делается заказ?

 — Существует три метода декорирования — по сырому изделию (ангобирование), по прошедшему первый обжиг утельному изделию (подглазурное декорирование), и по готовому изделию (надглазурное декорирование). Готовые тарелки и чашки расписываются вручную, на них наносят декалькоманию, отводку люстром (полосочка по краю) или золотом. В среднем на изготовление ангобного изделия уходит 6-8 дней — на то, чтобы нанести декор, обжечь изделие и упаковать.

В начале 90-х на заводе работало порядка 5000 человек, сейчас — 870. Многие специалисты уехали в Москву. До сих пор из-за сезонности, нехватки оборотных средств зарплата выплачивается неритмично. И все-таки ядро коллектива сохранилось, завод планирует увеличить объемы производства. Ведутся переговоры со Сбербанком России по предоставлению кредита на пополнение оборотных средств, для переоборудования и расширения ассортимента. Идет активная работа по привлечению новых покупателей, возвращению конаковского фаянса на рынок Тверской области, Москвы и России в целом.


В 2002 году для выставки в Москве Конаковский завод изготовил кофейную чашку, которая вмещает 10 ведер кофе. Она занесена в отечественную книгу рекордов Гиннеса.

Ангоб (франц. engobe) — декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия (до обжига) для устранения дефектов поверхности и придания ей какого-либо цвета.
Деколь, или декалькомания — это пленка с нанесенным на нее рисунком, его переводят на полностью готовое изделие, и обжигают.
Каолин — белая глина, получившая свое название от местности Каолин в Китае, в провинции Цзянси, где впервые были обнаружены залежи этого природного материала. Горная порода, состоящая в основном из минерала каолинита; обычны примеси зёрен кварца, полевого шпата, слюды и небольших количеств других минералов.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100