Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март 2006
Другие материалы номера:
«Выше, дальше, сильнее…»
Восток и Запад
Фаянсовое дело
Фарфор Вербилок

Дело Кузнецовых

Дулевский фарфоровый завод одно из старейших предприятий в России. По его продукции можно изучать историю за последние 170 лет. Здесь и яркий «агашный» трактирный фарфор… И плакатная графика, популярная на заре СССР… И электроизоляторы, которые вместо чашек и тарелок пришлось делать во время войны… И стоявший на полках всех советских квартир фарфоровый олимпийский мишка начала 80-х… И, наконец, знак нашего времени: изделия с логотипом крупных компаний, которые теперь заказывают «именную» посуду для корпоративных праздников.

Начинается история Дулевского фарфорового завода в 1832 г. Место для своего завода Терентий Кузнецов выбрал подходящее: недалеко не только от Москвы, торгового центра России и крупнейшего рынка сбыта для завода,  — но и Гжели, известной своими керамическими ремеслами. Кроме того, рядом с заводом были залежи торфа, служившего топливом для обжиговых печей.

 — Силу завод набрал при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода,  — рассказывает председатель правления ДФЗ Наталья Николаевна Захарова.  — Фактически он стал в России фарфоровым монополистом. В 1889 г. было утверждено «Товарищество производства фарфоровых изделий М.С. Кузнецова в Москве». Большинство заводов Матвей Сидорович, конечно, просто выкупил, но Дулевский завод исконно принадлежал Кузнецовым, можно сказать стал основой всего товарищества. По тем временам, на заводе стояло передовое оборудование, все сырье было исключительно иностранным и, конечно, первая мировая война, а затем и революция лишили завод сырьевой базы. Пришлось срочно осваивать российское сырье, что не могло не отразиться на качестве. Но уже во второй половине 30-х годов прошла реконструкция завода, снова вернувшего себе передовые позиции. Художники провели большую работу, разрабатывая новую линию фарфора. Этот фарфор делали созвучным времени  — сервизы украшались рисунками на темы индустриализации.

»Второе дыхание» дулевского фарфора связано с именем главного художника завода Петра Леонова. Новая продукция удивляла яркостью. Именно тогда появились так называемые «ситцевые» рисунки  — они покрывали сплошным ковром поверхность чашки и бордюром ложились на тарелку. Завод обратился к старым русским традициям, Гжели, «агашкам». Фарфор начинает завоевывать награды на международных выставках. Но тут началась война.

 — Во время войны завод делал только изоляторы и посуду для госпиталей,  — рассказывает Наталья Николаевна.  — Но уже в 45-м году скульптор А.Г. Сотников закончил работу над декоративной вазой «Победа». В короткий срок заводу удалось восстановить силы. Художественно-ремесленное училище занялось подготовкой новых работников, и уже в 50-е годы снова наступил рассвет дулевского фарфора. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе скульптура Сотникова «Сокол» получила гран-при. Кстати, впоследствии рисунок именно этой скульптуры стал торговой маркой завода. Его символическое изображение можно увидеть на обороте любой дулевской чашки или тарелки.

Но вскоре производство снова пришлось переориентировать. Правительство объявило курс на «доступный массам» фарфор, для чего был запущен конвейер, дававший 25 млн изделий в год. Конечно, когда ставка делается на массовое производство, это не всегда идет на пользу результату  — тем не менее планку удавалось держать достаточно высоко, сохраняя оптимальное соотношение между ценой и качеством. Стоит сказать, что специалисты завода помогали наладить работу всех 25 новообразованных фарфоровых производств, созданных по всему СССР в 70-е годы.

Тяжелым испытанием стали для завода драматичные девяностые годы. Большинству покупателей было тогда не до фарфора. Тем не менее, жизнь меняется  — и вот качественная художественная посуда снова становится востребованным товаром. Более того, опять набирают популярность фарфоровые скульптуры, причем предпочтения отдаются работам, выполненным по старым, хорошо узнаваемым формам. Ностальгия снова в моде  — и даже приносит доход!

 — Вообще всю продукцию завода можно разделить на три основных группы: посуда для общепита, столовая-чайная посуда и художественная скульптура,  — поясняет нам Захарова.  — Надо сказать, что в последнее время завод отошел от традиционных комплектаций столовых сервизов, учитывая требования рынка. Например, не многим потребителям нужны уже суповые чаши, с другой стороны, появляются новые салатницы оригинальной формы.

Тем не менее традиции сохраняются. У каждого завода есть свои особенные формы, своя роспись  — свой стиль. Так что нельзя спутать дулевский фарфор и, например, фарфор «императорского завода» (Ломоносовский завод, Санкт-Петербург). Однако главное  — это качество.

 — Наша продукция соответствует всем стандартам ГОСТа, отличается большой прочностью и нулевым водопоглощением,  — заместитель председателя правления Ирина Паукова ведет нас по цехам огромного завода.  — Каждая чашка сервиза делается 6-8 дней. Она проходит многократный обжиг  — то, что мы называем «три огня»  — пока не приобретет законченный вид. Собственно, из этого и складывается цена  — из времени, затраченного на качество, прочность и красоту.

Между тем, сейчас рынок задыхается от огромного количества некачественной продукции, привлекающей покупателя своей дешевизной. Демпингуют (не без помощи собственного государства, кстати) прежде всего китайские производители  — посуда, пришедшая с родины фарфора, как ни странно, не отвечает даже минимальным стандартам качества. Часто уже после нескольких моек с этих чашек слезает краска, что попросту небезопасно для здоровья.

Качественный фарфор в России востребован, это очевидно. «Сейчас тенденция такова, что многие покупатели, прежде всего предприятия общепита, обжегшись на дешевом китайском фарфоре, обращаются к нам. Ведь им нужна посуда, которая прослужит долго, а не начнет рассыпаться через неделю»  — замечает И. Паукова.

Кроме того, как выясняется в ходе беседы, нередко на Дулевский завод обращаются крупные компании, которым нужна посуда со своим логотипом, выполненная в особой цветовой гамме.

Любопытно также, что в разных регионах покупательские предпочтения порой значительно различаются. Например, оптовики из Дагестана и Татарии просят, прежде всего, посуду раскрашенную зеленым с золотом  — она пользуется невероятным успехом у покупателей-мусульман.

На предприятии сейчас работает больше двух тысяч человек, а у завода статус производственного кооператива. Бросающееся в глаза расхождение между формой и содержанием, на самом деле, примета времени. Изменение статуса оказалось единственным способом сохранить завод от «недружественных поглощений», говоря языком бизнес-новостей. «Не так давно наш завод пытались скупить конкуренты,  — рассказывает председатель правления.  — Как, наверное, на всех заводах после перестройки, акции распределили поровну между сотрудниками. Неожиданно эти акции стали скупать. Девять месяцев шла борьба. В конце концов, мы выкупили обратно весь пакет, для этого нам пришлось взять кредит в Сбербанке России. После этого мы преобразовали предприятие в кооператив, отменив все ценные бумаги. Так что теперь прибрать наш завод к чужим рукам законным способом будет очень сложно, спасибо помощи юристов»,  — улыбается Захарова.

Производство фарфора  — дело затратное, очень много ручного труда,  — наливая чай в чашку собственного предприятия, говорит Наталья Николаевна.  — 45% в себестоимости составляет оплата труда, да еще наша система налогообложения такова, что львиная доля заработанных денег изымается в виде налогов, предприятию из них остается только 15%. Этих денег, конечно, не всегда хватает на модернизацию производства. Скажем, по примеру западных заводов, установить автоматические линии, где значительную часть работы выполняют машины. Ведь, честно говоря, иногда заказов бывает столько, что просто задыхаемся… Хотя, знаете… Когда нашего фарфора не хватает всем желающим  — это как-то даже радует.



Приметы и обряды

На пиру посуда бьется  — к счастью хозяина.
В. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

Если невеста на свадьбе разобьет тарелку  — это плохая примета для ее супружеской жизни.
(Западная Шотландия).


На русских свадьбах, наоборот, гости бьют тарелки и рюмки  — «на счастье молодым». (То же, если что-либо из посуды разбивает невеста). И сегодня в России считается, что посуда бьется  — к счастью. Разбить посуду на множество мелких осколков  — «старость счастливой будет».

Традиционно параллельно с битьем посуды на свадьбах разбрасывали по полу мелочь. Это испытание обычно проходила невеста на первой свадьбе, таким образом проверялась ее домовитость и отношение к деньгам. Но изначально подобная забава являлась прерогативой фаянсовой свадьбы. Если женщина первым делом берется подбирать деньги, значит, она рачительная хозяйка, если же  — осколки, то она чистюля. И то, и другое хорошо:

9 лет  — фаянсовая свадьба. Конечно, фаянс ценится дешевле, чем фарфор, но все же именно фаянсовой посудой мы пользуемся в нашей повседневной жизни. Фаянс  — символ постоянства, повседневности, налаженного быта. Поэтому этот нетрадиционный свадебный день и отмечается как некий рубеж, означающий достижение постоянства и стабильности.

Что дарить? Самые банальные фаянсовые тарелки, как правило, оказываются очень нужными в хозяйстве. Кстати, хорошим подарком могут стать декоративные тарелки, которые вешаются на стену или устанавливаются на специальной подставке. Такие сувениры придают уют домашнему очагу и надолго сохраняют воспоминания о том памятном дне, в который они были подарены.

20 лет  — фарфоровая свадьба. Прожить вместе двадцать  — большая заслуга, но брак и в этом случае является хрупким, поэтому к нему, как и к фарфору, нужно относиться чрезвычайно бережно. Главная традиция, которой следуют, отмечая фарфоровую свадьбу,  — сервировка стола фарфоровой посудой. Угощения гостям принято подавать на новом фарфоре, так как считается, что от старых сервизов не осталось и помину.

Что дарить? Подарите сервиз, и вы тут же увидите его в деле.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100