|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Глаза дома
Коломна, конечно, не Кижи и не Норвегия — здесь не встретишь деревянных церквей 15-17 веков. Однако именно в Коломне нашлись энтузиасты, которые впервые в Московской области не просто вспомнили, но и разыскали, сосчитали, сфотографировали, классифицировали и делают все возможное, чтобы сохранить до недавнего времени обязательную деталь деревянных домов — наличник.
Почему же объектом коломенских энтузиастов вдруг стал оконный наличник? «Мы начали с наличников, потому что они сейчас первыми уходят из нашей жизни, — рассказывает о проекте «Деревянная архитектура исторической части Коломны. Коломенский стиль» исполнительный директор Благотворительного фонда «Коломенский кремль» Ольга Анатольевна Милославская. — В Коломне немало образцов деревянного зодчества, многие из которых, к сожалению, уходят. То есть, с приходом новых технологий строительства и с повышением благосостояния людей естественно, что они хотят как-то свои дома модернизировать и реконструировать. Получается, что мы теряем деревянное зодчество, потому что главная проблема, с которой мы сталкиваемся — обшивка домов сайдингом, обкладка кирпичом, замена деревянных окон на пластиковые, что ведет за собой уничтожение наличника. А наличник всегда был украшением дома, это глаза дома, это душа дома. И мы, видя эти процессы, решили начать наш многоэтапный проект с выставки, где постарались просто показать красоту деревянного зодчества и те проблемы, что существуют в городе. Этой выставке предшествовала большая работа по выявлению стилей коломенских наличников, их классификации, инвентаризация сохранившихся наличников. Она была проведена при помощи добровольцев архитектором и специалистом по сохранению исторического наследия нашего благотворительного фонда — Ольгой Борисовной Бурлаковой».
«Нам удалось найти и зафиксировать примерно девятьсот объектов. Сюда вошли дома не только исторической части Коломны, но и трех сел, которые влились в свое время в состав города, — подхватывает беседу Ольга Борисовна Бурлакова. — Сначала мы не задумывались, что будем классифицировать что-то, а хотели лишь показать жителям образцы резьбы, чтобы привлечь их внимание. Но потом увидели такое разнообразие, что появилась возможность дать всему этому классификацию. Что удивительно, но в Московской области такой работы никогда не проводили. Наверное, это объясняется тем, что в Подмосковье в основном встречаются примеры не прорезной, а пропильной резьбы. Она считалась менее ценной, чем глубинная, которая распространена, в основном, по берегам Волги и признается более художественной. Пропильная же резьба расценивалась как ширпотреб, выпиливать узор по шаблону из доски мог и малоквалифицированный мастер.
Самый старый наличник с пропильной резьбой — это примерно вторая половина 19 века. Связано это с тем, что в руках народа массово появились пилы и ставшие дешевыми доски. Так появились и многослойные наличники, когда друг на друга накладывалось несколько досок.
Но в Советском Союзе этот стиль украшения дома считался упадничеством. Есть единственная книга на данную тему по Московской области — «Солнечные узоры», которая вышла еще в 1978 году. Ее авторы Б. Зайцев и П. Пинчуков считают, что это «петушиный» стиль и его сохранять не надо. Авторы сравнили наличники с пропильной резьбой с осенними листьями, которые облетят и жалеть об этом не стоит. Но когда у нас стали «облетать» эти «осенние листья», и мы увидели в историческом центре Коломны сайдинг и стеклопакеты, то решили, что этот пласт культуры нужно сохранить».
В чем же уникальность деревянной архитектуры Коломны? По словам Ольги Бурлаковой, «сложилось так, что в Коломне повторились все этапы деревянного зодчества, которые бытовали в России. Первоначально окна были очень небольшими, чтобы не уходило тепло, и не являлись значимой деталью на фасаде. Когда появилось листовое стекло, окно стало возможно делать большим, оно стало занимать значительную площадь на фасаде и возникла необходимость его как-то декорировать, чтобы дом хорошо смотрелся в целом. Окна на доме — это как глаза у человека. Когда жители вставили в свои деревянные дома пластиковые окна и, таким образом, убрали Т-образную или шестичастную расстекловку, то эти окна стали не глазами, а глазницами. В обычном пластиковом окне как будто нет зрачка. И если раньше дом смотрел на улицу живыми глазами, то, обретя пластиковые окна, дом стал похож на череп, на что-то незрячее, неживое».
«Коломна была богатым купеческим городом, уже в 17 веке купцы здесь строили каменные дома, и деревянная резьба был уделом мещан. На Волге и Русском Севере деревянное зодчество вообще и наличники в частности были более развиты. Свой достаток люди демонстрировали в деревянных зданиях — пышностью резьбы. В Коломне по сравнению с поволжскими городами не такая качественная резьба, но, что удивительно, здесь профессиональные европейские стили были переработаны русским народом и сильно переплелись с народным творчеством. Мы нашли в коломенских наличниках следы модерна, барокко, классицизма и т. д. Сохранять деревянное зодчество нужно потому, что это отличительная черта именно России, что может быть интересно и с точки зрения туризма», — продолжает Ольга Бурлакова.
Исторический центр — историческим центром, однако в домах с наличниками живут живые люди, стремящиеся к комфорту и имеющие право распоряжаться собственным домом по своему разумению. «Мы — благотворительный фонд, поэтому не можем влиять напрямую на принятие каких-то законов, обязать людей сохранять наличники и не ставить пластиковые окна, — говорит Ольга Милославская. — Мы можем только привлечь общественное внимание, изменить сознание людей. Показать, что это красиво и даже в современных условиях, когда ремонт объективно нужен, то и с современными материалами можно сохранить лицо дома. Существуют пластиковые окна со стеклопакетами, которые идентичны старым деревянным, при помощи которых оконный переплет будет сохранен. Существуют и современные виды резьбы, которые вполне могут быть использованы при реконструкции дома. На выставке есть примеры таких домов, хозяева которых не обезобразили их, и при использовании современных материалов дом вписан в исторический центр».
«Люди не понимают, что это красиво, и им, в принципе, все равно, — продолжает Ольга Милославская. — Это такой общий уровень культуры. Когда по городу ходили наши волонтеры, смотрели и фотографировали, то пытались и привлечь внимание жителей, раздавали анкеты. Некоторые реагировали настороженно, даже агрессивно. Старшее поколение боялось, что их будут сносить, младшее — что сжигать. Но потом они многие проявляли интерес, рассказывали историю своих домов и своих предков. И часто люди были искренне удивлены, что их дом представляет какую-то ценность».
«Понятие о красоте у многих такое — все должно быть гладенькое и ровненькое, а что шершаво — некрасиво, — подтверждает Ольга Бурлакова. — С 30-х годов жителям исторического центра Коломны говорили, что вы — ветхий фонд и вас, согласно генплану, будут сносить. Существовал даже запрет на проведение капитальных ремонтов! Нужно было это для того, что бы дома скорее пришли в негодность и пошли под снос. Но в 70-80-х годах был утвержден уже другой генплан — с охранными зонами. По новому генплану застройки высотной вообще не будет, дома должны быть не выше трех этажей, но мы будем бороться за максимальные два этажа. Плохо то, что жители уничтожают все гораздо быстрее, потому что делают это каждый день».
Помимо фиксации и сохранения проект коломенских энтузиастов предусматривает и практические действия по сохранению исторического центра Коломны самими жителями. «Есть идея совместно с «Коломенским трестом жилищного хозяйства», где проблемой наличников тоже занимаются, открыть школы резьбы наличников. Надеемся, что жители сами научатся резать и это станет хорошим хобби, чтобы сами хозяева смогли поддерживать подлинные элементы архитектуры своего дома. Также нами в плане своеобразного поощрения учрежден специальный знак, который будет крепиться на домах, жители которых бережно относятся к историческому наследию. Он называется «Сохранение традиций», и будет ежегодно присваиваться в Международный день охраны памятников и исторических мест — 18 апреля», — говорит исполнительный директор Благотворительного фонда «Коломенский кремль» Ольга Милославская.
«Конечно, и сейчас есть мастера, умеющие изготовить резной наличник, однако они изрядно подрастеряли старинную школу и между их работами и более ранними есть громадная разница, — поясняет Ольга Бурлакова. — Если ранее в композиции наличника читалась архитектурная тектоника: основание, стойки, завершения, то сейчас наличник — это просто рамка для окна, утилитарный бытовой предмет, не имеющий отношение к архитектуре».
Людей часто очень трудно переубедить, с чем и столкнулись в Коломне. «Тех, кого удалось «поймать» на переделках, переубедить не делать этого не удалось, — сожалеет Ольга Бурлакова. — Это можно сделать только примером. Ведь если за деревянным домом постоянно ухаживать — он простоит века. Это доказано практикой и еще не придумано того состава, который бы сохранил древесину. То, что сейчас продается — это дело рук маркетологов, никакой практической пользы от разнообразных пропиток нет. Нужно только не временить с ремонтом, сделать водоотвод, чинить крышу, организовать вентиляцию по низу и на чердаке, ставить ловушки на жука-точильщика. Если ухаживать за домом, то он тебе будет отвечать тем же. Что касается отсутствия в старом деревянном доме «лоска», то его нужно принять как бабушку — со всеми ее морщинами. Но наша лень — двигатель торговли. И чтобы всего этого не делать, дома обшивают сайдингом, а пластиковые окна не нужно заклеивать на зиму, красить и легко мыть».
Казалось бы, мода на деревянные дома возвращается — Интернет и газеты пестрят объявлениями о срубах и банях «под ключ». Но, как оказалось, современные строения из дерева не являются продолжением русской традиции деревянного зодчества. «Все это в массе своей — финские идеи, — объясняет Ольга Бурлакова. — Лично я знаю только одну фирму, которая в своих проектах использует идеи, которые их архитекторы черпают из русского деревянного зодчества».
«Сейчас люди стали переселяться из квартир в «свои» дома, — говорит Ольга Бурлакова. — И я, как архитектор, столкнулась с тем, что они прекрасно знают и понимают, что будет внутри: какой высоты потолок, какой площади комнаты, их расположение и прочее. Но они совершенно не представляют свой дом снаружи, им это даже не очень важно. После того, как поколения людей прожили в малогабаритных квартирах, такой уж выработался образ мышления. Украшать окна наличниками перестали как раз в те времена, когда началось массовое строительство и переселение в «хрущевки». «Нам нужны квадратные метры» — говорят они».
Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Но это не просто декоративная деталь. Он выполняет вполне утилитарную функцию — закрывает щель между коробкой и стеной, предохраняя, таким образом, дом от попадания влаги.
|
|