Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», июль–август 2009
Другие материалы номера:
Построим в кредит
Кризис кредитам не помеха
Набрать высоту
Baby-бум
Глаза дома

Город-крепость и деревня-игрушка

Есть что-то несправедливое в том, что город, которому более 600 лет, имеет на сегодня такой «несерьезный» статус — поселок городского типа. В 1939 году город Одоев стал... селом. Статус посёлка городского типа он носит с 1959 года. И пусть сейчас в Одоеве проживает немногим больше 6 тысяч жителей, зато он входит в перечень 478 исторических городов России и вместе с 8 другими населенными пунктами достойно представляет в нем Тульскую область. С окрестностями города также связана и история известного народного промысла — филимоновской игрушки.

Наверное, стоит начать наше повествование с фразы, позаимствованной из Большой советской энциклопедии: «Одоев известен со второй половины 14 века, принадлежал князьям Одоевским, с 1407 до середины 15 века был под властью Великого княжества Литовского». «Год основания Одоева неизвестен до сих пор, но в доступных нам летописях первое упоминание о нем датируется 1375 годом, когда Роман Семенович Новосильский (внук черниговского князя Михаила Всеволодовича) перенёс столицу княжества из Новосиля в Одоев, став первым удельным князем Романом Новосильским-Одоевским», — уточняет директор Одоевского краеведческого музея Наталья Ерохина.

Что же касается Одоевской крепости — как рассказала нам экскурсовод Марина Козина, — то изначально, по одной из версий, ее построили племена вятичей для защиты от дружин киевских князей, донимавших их взиманием дани. Согласно же другой трактовке, это киевские князья организовали здесь свой форпост для того, чтобы эту самую дань взимать.

И если о годе основания Одоева историки еще ведут споры, то о другом факте в его биографии известно точно из Новгородской летописи. В 1380 году на помощь Мамаю на Куликово поле шли войска литовского князя Ягайло, неожиданно задержавшиеся в окрестностях Одоевской крепости на несколько дней. За это время пришли вести о разгроме Мамая в Куликовской битве, и князь Ягайло поспешил вернуться домой.

«Во время остановки Ягайло его многочисленные отряды расположились на значительной территории вокруг Одоева, занимаясь грабежом. Так как основные военные силы Одоева отправились на помощь московскому князю Дмитрию, в самой крепости оставалась лишь так называемая малая дружина. Соблазнившись этим, литовцы напали на крепость, однако безуспешно. Более того, есть данные, согласно которым сотня одоевцев во главе с горожанином Яном Бренком напала на стан одного из отрядов Ягайло, посеяв в нем панику и обратив врагов в бегство», — говорит Марина Козина.

В Одоевской крепости могли укрыться до 5 тысяч жителей. Она, выражаясь современным языком, являлась стратегически важным объектом, очень удачно расположенным и достаточно неприступным, множество раз сдерживающим натиск татар на южных границах московского княжества, ставшим позднее одним из фор-постов Большой Засечной черты. Конечно, не раз Одоев захватывали и не раз сжигали. Находясь на рубеже литовских и русских владений, город неоднократно становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство литовскому князю Витовту, но в 1494 году по договору, заключенному между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.

Однако вернемся назад. Как было принято в феодальное средневековье, ставшее самостоятельным княжество дробилось на уделы. Поэтому в основанной князем Романом «административной единице» возникла группа Верховских княжеств, располагавшихся в верховьях Оки. Потомки Романа стали князьями Воротынскими, Белевскими и Одоевскими, ведущими свою родословную с XIV в., от дома князей Черниговских, герб которых — одноглавый черный орел с распростертыми крыльями, увенчанный золотой короной и держащий в левой лапе большой золотой крест — вошел в родовой герб Одоевских. Среди них были воеводы и наместники, окольничие и члены Боярской думы, любимцы царей и гонимые ими. Так, князь Никита Романович Одоевский сопровождал Ивана Грозного в Новгород и был воеводой сторожевого полка в шведском походе, а в 1573 г. подвергся опале, был предан пытке и умер в страшных муках. А Василий Юрьевич Одоевский, ставший в 1682 г. комнатным стольником малолетнего царевича Петра, прошел вместе с ним весь путь обучения военному и морскому делу, дослужился до чина действительного статского советника и должности члена Московской Адмиралтейской конторы.

Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Во второй половине 18 века началась реконструкция уездных городов, меняющая планировку городской застройки с ассиметричной средневековой на геометрическую. До указа Екатерины II город строился стихийно. В 1779 году Екатериной II был утвержден генеральный план застройки Одоева, подготовленный Петербургской комиссией строений, ставший, по утверждению архитектора Уклеина, «своего рода миниатюрным градостроительным шедевром», настолько он был искусно вписан в особенности топографии местности. Генплан впервые упорядочил такие объекты, как, центральные улицы, административную и торговую площадь, все основные элементы купеческого города. Даже теперь, когда город давно вышел за пределы, предусмотренные генеральным планом 1779 года, его композиция ясно читается. Оборонительные же сооружения ветшали, разрушались, и к концу 18 века сохранились лишь насыпные земляные валы, которые можно увидеть и теперь при посещении этого старинного города.

К 19 веку Одоев практически позабыл свое ратное героическое прошлое и стал купеческим городом. В начале 19 века в Одоеве насчитывалось около двух тысяч жителей, семь церквей, семь питейных домов, шесть заводов, а в 1838 году здесь была открыта первая в Тульской губернии женская гимназия, в здании которой сейчас находится средняя школа им. В.Д.Успенского. Промышленности в городе фактически не было, если не считать один солодовенный завод и одну пивоварню.

Нужно сказать, что из князей Одоевских особенно известны двоюродные братья: декабрист и поэт Александр Иванович (1802-1839) и сенатор, философ, писатель, музыкальный критик Владимир Федорович (1804-1869), автор сказки «Городок в табакерке». С его смертью в 1869 году княжеский род Одоевских пресекся.

А вот жителям деревни Филимоново, что недалеко от Одоева, несказанно повезло. Название и дело их малой родины не только живет и по сей день, но и известно во всем мире. Рядом с их деревней расположилось месторождение глины. Правда, косметические маски из нее делать нельзя, она сильно сушит кожу, но, по словам местных жителей, ее, растворенную в воде, можно пить в оздоровительных целях.

В древности же глине нашли иное, более традиционное применение. Глина здесь «родится» разная, как гончарная, так и, как ее называли местные, «синика». Поэтому занимавшиеся, как и все крестьяне, сезонным сельским хозяйством жители д. Филимоново не скучали и зимой. Мужчины специализировались на гончарном ремесле — изготавливали посуду, а женщины и дети — лепили из «синики» игрушки-свистульки. Этот товар потом пользовался большим успехом на знаменитых одоевских ярмарках.

«Глины в этих местах разных сортов, — рассказывает потомственный мастер Елена Алексеевна Орлова. — Одоевский край очень богат промыслами и глинами, на каждом шагу разными, около Филимонова «водится» как гончарная зеленоватая глина, которая после обжига становится розовой, так и очень пластичная «синика», которая после обжига изделия приобретает ровный белый цвет».

Филимоновская игрушка — не просто красивая глиняная статуэтка. Это свистулька, которую наши языческие предки использовали для отпугивания злых духов. «Все, что стучит, гремит, хлопает, свистит — подходит для отпугивания нечистой силы, — продолжает Елена Алексеевна. — Хотя, конечно, уже давно жители Филимоново рассматривают свои изделия только как игрушки».

Филимоновские девочки начинали лепить игрушки-свистульки в 7-8 лет и к 15 годам становились хорошими мастерицами. «Деревня Филимоново насчитывала 120 домов, и все в ней было ладно и споро. Ведь что интересно: несмотря на близость к месторождению, в других деревнях ни посудой, ни игрушкой не занимались, — замечает Орлова. — А в Филимоново каждая семья, в которой было по 10-15 человек, имела свой горн для обжига, его топили березовыми дровами. Зимой лепили, весной все это обжигалось. На рынках свистульки раскладывались посреди посуды, потому что не считалась основным видом промысла, а неким «баловством». Мужской гончарный промысел со временем умер, а женский — нет, живет, и филимоновскую игрушку знают и поныне. Правда, сейчас в самой деревне мастериц нет, не осталось и целых горнов. Зато много дачников. А промысел живет в семьях, которые теперь рассеяны по области».

«Сюжетами филимоновской игрушки становилось все то, что видели вокруг себя лепившие ее дети и женщины. Это скотный и птичий двор, сценки из повседневной жизни», — продолжает Елена Алексеевна.

Даже далекий от искусства человек может отметить эстетические особенности филимоновской игрушки — скажем, вытянутые шеи животных. Дело в том, что на внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины «синики». Глина эта пластичная и очень жирная, лепить из нее приятно, в результате фигурка становится тоньше и длиннее, приобретая непропорциональную, но изящную форму.

Цвета росписи филимоновских игрушек: малиновый, зелёный, жёлтый. Орнамент (елочки, солнышко, штрихи), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Животные обычно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одноцветной малиновой краской раскрашиваются рубаха, а вот головной убор также может быть зеленым или желтым, иногда с ярким орнаментом. Особенности их росписи сложились под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни.

Как же происходит изготовление филимоновской игрушки? Технология, в принципе, за века изменилась мало. «Сначала нужно накопать глины на карьере в Филимоново. Глину на карьере, сами понимаете, можно накопать только в теплое время года, поэтому нужно позаботиться о запасах на зиму, — описывает порядок работы Орлова. Потом ее отмачиваем и отбиваем. Нужно это для того, чтобы извлечь из глины примеси, камни и т. д. Потом идет лепка. Перед обжигом, игрушки нужно сушить от трех дней до недели. Сам обжиг идет в муфельной печи (в старину пользовались горном), при температуре 950 градусов, и длится 10 часов. И финал — роспись. В целом, это очень длительный и трудоемкий процесс».

Логично, что нынешние мастера филимоновской игрушки — это не крестьяне-самоучки, а профессионалы, сделавшие ее изготовление своей основной работой. Однако не все так просто.

«Промысел развивается, когда не просто много мастеров, а много работ,» — отмечает Орлова. «Надо сказать, что уже в 19 веке свистульки перестали быть миниатюрными. Появились и высокие игрушки, которыми украшали, например, окна. Должны добавляться новые сюжеты. В 1981 году было 36 видов игрушек, сейчас их количество перевалило за сотню».

«Настоящие «черные дни» в жизни филимоновской игрушки настали в начале 21 века, когда, с отсутствием поддержки государством народных промыслов и мастеров, в современных экономических условиях люди стали охотнее покупать массовую фабричную штамповку китайского производства, которая стоит гораздо дешевле,» — продолжает Елена Алексеевна. Однако филимоновская игрушка-свистулька выстояла.

«Мастеров-то у нас много, но чтобы промысел жил нужно лепить постоянно, каждый день набивать руку. Но для этого надо, чтобы промысел мог прокормить семью. Многие из мастеров сейчас преподают, а игрушкой занимаются только изредка. Вся моя семья занимается только изготовлением филимоновской игрушки, и других таких семей я не знаю. Если кто-то и делает, то не всей семьей. Иногда приходят те, кто хотел бы научиться промыслу, но их интересует только заработная плата. Доходит до того, что меня спрашивают — сколько я буду им платить во время обучения? А вот желания заплатить мне за науку почему-то не возникает», — смеется Елена Алексеевна.

Что интересно — основными потребителями филимоновской игрушки являются избалованные компьютерными играми дети. «Основной наш покупатель — дети, которые просто млеют, подходя к прилавку с игрушками, — говорит Елена Алексеевна. — Предупреждаю, что иногда на прилавках магазинов можно встретить подделки под оригинальную филимоновскую игрушку. Эти глиняные изделия не проходят обжига или вообще — сделаны из обычного гипса. Наши краски не мажутся, игрушки можно помыть, все экологически чистое».


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100