|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Ритейл: насколько крепки сети?
Уже кажется невероятным, что еще не так давно хлеб мы покупали в булочной, молоко — в молочном магазине, а овощи — в овощном. В лучшем случае, покупателям приходилось маневрировать между отделами одного магазина, еще и отстояв в каждом приличную очередь. Такой способ похода по магазинам, да еще и в условиях дефицита, занимал немало времени и сил.
Сетевые продовольственные магазины самообслуживания прочно вошли в нашу жизнь, заметно потеснив «обычные» магазины.
Как «чувствует» себя продуктовый ритейл в условиях кризиса? Сможет ли он развиваться дальше или займет оборонительную позицию, пытаясь просто выжить? Журнал «Время сбережений» побывал в гостях у крупнейших операторов розничного рынка Тулы и Тульской области.
Аналитики, ссылаясь на опыт кризиса 1998 года, указывают на то, что возможно снижение количества покупок непродовольственных товаров, поэтому в покупательском бюджете доля продуктов питания несколько вырастет за счет перераспределения доходов. Кроме того, возможно уменьшение спроса на дорогие, элитные продукты питания.
При этом основными тенденциями российского рынка розничной торговли в период кризиса станут укрупнение, активная региональная экспансия и попытки разнообразить (диверсифицировать) свой бизнес. Неудивительно, что в речи экспертов и владельцев ритейл-сетей нет-нет, да и проскакивает военная терминология.
Кризис — новые возможности для сильных
По мнению управляющего директора сети универсамов «Семейная копилка» Алексея Николаева, тульский областной продовольственный рынок можно оценить в 100 млрд рублей в год. Доля всех сетей не превышает 15%. По количеству магазинов сети следуют в таком порядке: «Семейная копилка» — 42 магазина, «Магнит» — 40 магазинов, SPAR — 35 магазинов, «Копейка» — 16, «Квартал» — 7, «Пятерочка» — 4, Billa — 2, «Самохвал» — 2 и Metro — один магазин. Это основные игроки в современной торговле.
— Кто из сетевиков, работающих в Тульской области, является главным конкурентом «Семейной копилки»?
— Давайте не будем называть конкретных имен, чтобы никого не обидеть, ведь мы все в первую очередь коллеги, у нас одна профессия. На мой взгляд, в Туле и области есть несколько ключевых игроков, одним из которых мы — сеть универсамов «Семейная Копилка» и являемся. Наши отношения с конкурентами, это отношения спарринг партнеров в спорте, тренируем друг друга, держим в постоянном тонусе.
Если говорить о федеральных сетях, то здесь для них не очень комфортно, из-за достаточно высокой планки, которая задана на местном рынке. Уже есть ряд примеров закрытия объектов известных федеральных сетей, которые не выдерживали конкуренцию. Некоторые пока даже не решились выйти в наш регион.
— Что происходило в «Семейной Копилке» в 2008 году?
«Семейная копилка» в 2002 году начинала как сеть дискаунтеров у дома. В прошлом году мы окончательно изменили свой формат торговли, закупили новое торговое и инженерное оборудование, обновили инфраструктуру, чтобы создать комфорт для наших покупателей, значительно расширили ассортимент, построили мощную фабрику-кухню, закончили перевод сети на поставки из вновь запущенного высокотехнологичного распределительного центра. На это мы потратили много сил и времени, и еще потратим, так как это позволило нам увеличить лояльность покупателей, мы хотим быть и будем их любимым магазином.
— Переход от дискаунтера к формату универсама не отпугивает покупателей?
— Нет, наоборот привлекает. Тула славится тем, что здесь значительная часть людей к процессу посещения магазина относятся достаточно щепетильно, сервис и удобство исключительно важны. Кроме того, даже в новом формате на полках наших магазинов остались «дискаунтные» товары, товары потребительской корзины с минимальной наценкой.
— Это акт социальной ответственности?
— Такой аспект, как социальная ответственность, присутствует в любом бизнесе. Для нас он особенно важен. Ведь что такое «Семейная копилка»? Это сеть исконно тульская, наш брэнд единственный из продовольственных сетей родился в Туле, так же как тульские самовар и пряник. Поэтому с нас, как с «родных», и спрос больше. Мы активно участвуем в социально значимых мероприятиях, проводимых в области, а зачастую и сами их инициируем. Только один пример, у нас уже 2 года работает программа, которая позволяет нашим покупателям по специальной карте приобретать товар со значительными скидками — до 20%.
— Кому сейчас сложнее — «локальным» или «федеральным» сетевикам?
— Думаю, каждым по-своему, достаточно проблем и у крупного, и у среднего розничного бизнеса. Все зависит от того, как ты изначально строил свой бизнес, от выбранного формата, от репутации, наконец, от долговой нагрузки. А во-вторых, какие у тебя возможности открылись, а их, поверьте, действительно много. Мы себя ощущаем достаточно уверенно, даже в текущей ситуации, за других не буду говорить.
— Кризис накладывает свой отпечаток на ассортимент, что будет с ценами в ближайшее время, Ваши прогнозы?
— Давайте по порядку. Ассортимент магазинов в настоящий момент не меняется, происходит ввод новых позиций и вывод старых, это стандартная работа и от кризиса не зависит. Например, сворачивать свое производство мясных полуфабрикатов или уменьшать общее количество товарных позиций в магазинах мы не намерены. Это что касается текущего момента и текущей конъюнктуры. Но, у нас есть в запасе разработанные программы для любого варианта развития событий, в том числе и для худшего.
Что касается импорта. Безусловно, такая продукция дорожает, и можно прогнозировать, что рост цен на нее будет достаточно серьезным, но импорт в чистом виде составляет малую долю от всего ассортимента нашей сети. Проблема заключается в том, что сейчас подавляющее большинство отечественных производителей «увидели» у себя импортную составляющую, и как следствие мы наблюдаем, повышение цен на большинство продукции.
— Развитие сети из-за кризиса приходится как-то притормаживать?
— В 2009 году рост, безусловно, замедлится, но это дает время глубже заняться операционной эффективностью и повышением производительности труда.
— То есть, какие-то положительные стороны кризиса все-таки есть?
— В китайском языке слово «кризис» обозначают два иероглифа: «опасность» и «возможность». То есть в рамках этого нам и предстоит действовать. Ни для кого не секрет, что в России исключительно низкая производительность труда, при этом заработная плата долгое время росла, а производительность труда — нет. В кризис меняется сознание — ведь можно остаться «за бортом». Мы уже сейчас можем говорить о повышении ответственности к работе у базового персонала, в компании появилось больше собранности и осознания своей роли в преодолении кризиса.
— Нет ли у «Семейной копилки» планов выйти за пределы Тульской области?
— Есть определенные планы, они зависят от экономической конъюнктуры. Тихо и спокойно переждать кризис не получится, потому что пока мы будем сидеть, сложа руки, другие будут развиваться и смогут потом, с нормализацией рынка, «выплыть» быстрее тех, кто отсиживался. Пока кризис, нужно добавлять в компанию те преимущества, которые при неизбежной оттепели помогут ей оказаться в лидерах. Уже сейчас мы в составе Союза Независимых Сетей России (СНС России) строим закупочное объединение. Наш совокупный годовой товарооборот по стране составляет более 50 миллиардов рублей. Это позволяет на равных с федеральными и международными сетями беседовать с поставщиками и получать для наших покупателей товары по самым низким ценам на рынке и сдерживать инфляцию. Это сейчас главное. Кроме того, консолидация на розничном рынке с кризисом только усилилась, и быть в одной весовой категории со всеми игроками очень важно. Мы понимаем, как себя вести в этой ситуации, и с оптимизмом смотрим в будущее.
Кризис — время для подготовки контратаки
По приблизительным оценкам, в настоящее время доля ООО «СПАР Тула» в объеме реализации продовольственных товаров через торговые сети составляет: в г. Туле — до 40%, в Тульской области — до 30%.
По словам генерального директора ООО «СПАР-Тула» Сергея Ивановича Оленича, в кризис, когда денег в карманах покупателей становится меньше и покупательская способность падает, главным конкурентным преимуществом ритейла становится не столько сервис, сколько доступные цены.
— SPAR — это большая международная сеть. У кого в нынешней кризисной ситуации больше возможностей для развития, у местных сетей или у федеральных?
— В условиях кризиса, когда цены на товары растут, а доходы у людей падают, в зависимости от социального статуса, покупатель начинает искать другие возможности для приобретения продовольственных товаров, и часто «уходит» из супермаркетов на рынки, развалы и дискаунтеры.
В итоге клиент покупает в той розничной структуре, которая быстрее среагирует на сложившуюся ситуацию.
У нашей компании «СПАР-Тула» есть несомненные преимущества, к которым можно отнести собственное мясное производство, горячую еду, салат-бары, кафе. Однако, несмотря на это, учитывая нынешнюю конъюнктуру, мы разработали серьезную маркетинговую программу, в том числе затрагивающую ценовую политику.
Чтобы успешно конкурировать с другими сетями, нам необходимо получать дополнительные конкурентные преимущества, позволяющие иметь лучшие условия от производителей продуктов и возможности формировать оптимальную себестоимость своей услуги.
До конца 2009 года под маркой «SPAR» в России будет работать более 200 магазинов, из них 40 — в Тульской области. Это позволяет нам получать лучшие условия по федеральным контрактам.
Также мы планируем увеличить на 20-25% объёмы продукции под собственной маркой PL, без учёта собственного производства.
Кроме того, компания СПАР начинает применять в своей работе стандарты еврологистики. На аукционе мы выкупили 24 га земли, на которых будет построен современный логистический центр, включающий в себя фабрику-кухню, на основе которой, возможно, будет организовано производство школьного питания.
— В магазинах SPAR представлен ряд товаров высокой ценовой категории. Можно ли ожидать в ближайшее время какого-то сокращения ассортимента?
— Планов по сокращению ассортимента пока нет. В течение весны и лета мы изучим динамку продаж и возможно, введём изменения в ассортиментную матрицу. Всё, как известно, зависит от спроса, и если будут выявлены не пользующиеся спросом позиции, то они будут удалены.
Основной показатель успеха ритейл-сети — лояльность клиента, которая, во многом, зависит и от грамотной, особенно в условиях кризиса, ценовой политики. Поэтому мы делаем все, что бы предложить покупателю лучшую цену и самый свежий продукт, движемся по тем основным направлениям, которые могут позитивно влиять на интерес и лояльность клиентов. И это, в первую очередь, снижение цен на социально значимые продукты.
Также мы вводим социальные карты с 5-процентной скидкой на все товары.
Существенное снижение операционных издержек как минимум на 30-40%, даст наш проект логистического центра, о котором было сказано выше. И это в свою очередь, снизит цены в наших магазинах.
Что касается подорожавшего импорта, то, хочу отметить, что полностью исключить его из нашего ассортимента мы не сможем, да это было бы и не правильно.
— Какая основная задача стоит сейчас перед продовольственными сетями, — это привлечь нового или сохранить старого клиента?
— Команда СПАР всегда работает по максимуму, и с этой точки зрения мы хотим видеть нашим клиентом каждого туляка и жителя Тульской области. Для этого мы используем 77-летний опыт европейской компании SPAR, креативный маркетинг, быстрореагирующий менеджмент и современные уникальные технологии, которые применяются не только в продажах, но и в производстве.
— Возможно ли появление новых игроков на тульском рынке продуктового ритейла?
— Да, безусловно. Кризис — это всегда время для реструктуризации своих позиций и подготовки контратаки. Поэтому успешные зарубежные и российские игроки на рынке продуктового ритейла планируют свою экспансию на новые территории.
Что касается конкретно нас, то СПАР-Тула свое развитие приостанавливать не собирается. Кроме открытия новых магазинов, строительства логистического центра мы готовы предоставить возможность малым продовольственным сетям и даже отдельным магазинам работать под брендом «SPAR» на условиях франшизы. Так мы сможем помочь малым предпринимателям сохранить свой бизнес.
Кстати, аббревиатура слова «SPAR» в переводе с голландского означает: «Мы все выигрываем от сотрудничества».
Покупать продукты люди будут всегда. Как говорится, люди ели, едят и будут есть. Наша задача, чтобы даже в условиях кризиса, продовольственная корзина россиянина не оскудела, чтобы в наших магазинах люди из любой социальной группы могли найти для себя всё необходимое соответственно своему вкусу и достатку.
ООО «Копилка» — одна из крупнейших компаний розничной торговли в регионе, работает в области с 2001 года. С Тульским отделением Сбербанка сотрудничает с 2003 года. Является VIP-клиентом отделения. На территории области открыт 42 магазин.
|
SPAR — это крупнейшая в мире сеть супермаркетов, основанная в 1932 году в Голландии, состоящая почти из 13 700 магазинов. В России компания SPAR начала свою работу в 2000 году. В г. Туле первый супермаркет SPAR был открыт в конце 2004 г., к настоящему времени сеть SPAR в Туле и Тульской насчитывает 35 магазинов. Среднерусский банк сотрудничает с ООО «СПАР Тула» с 2007 г.
|
Retail (от англ. Retailing — розничная торговля) — деятельность по продаже продукции непосредственно конечным потребителям, для их личного пользования.
В российском экономическом лексиконе термин использовался для обозначения крупных фирм розничной торговли, самостоятельно владеющих сетью филиалов и осуществляющих продажи конечным потребителям товаров. Сейчас слово прочно вошло в обиход и используется для указания более-менее крупного бизнеса, основанного на розничной торговле.
|
Умение торговать — ключевой вопрос для компании-ритейлера. В соответствии с набором характеристик (количество товарных позиций, площадь торгового зала, уровень обслуживания покупателей, технология размещения товара) возможны следующие форматы розничного магазина: магазин у дома, дискаунтер, супермаркет, cash&carry, универсам, гипермаркет, универмаг.
|
|