Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март–апрель 2009
Другие материалы номера:
Услуги и специальные предложения
Ритейл: насколько крепки сети?
Все цвета «Светофора»
«Без воды — и ни туды, и ни сюды»

Меняя ментальность

Окружающие нас вещи мы воспринимаем, как само собой разумеющееся, и порой не замечаем, как они меняют нашу жизнь.

ЗАО «ДКС» является ведущей российской компанией, производящей продукцию для прокладки кабельных систем в жилых зданиях и в производственных помещениях. Возглавляет это предприятие профессиональный... историк. С генеральным директором ЗАО «ДКС» Вадимом Борисовичем Рыбачуком побеседовал корреспондент «Времени сбережений».

Производственные цеха ЗАО «ДКС» поражают не просто своей чистотой, а настоящим европейским лоском.

Тем не менее, на современном итальянском оборудовании работают не выходцы с Апеннин, а простые тверские рабочие. А вот над дизайном производимых предприятием изделий работает все же итальянский ум.

— У вас трудится итальянский дизайнер. С чем это связано?

— Да, наш начальник конструкторского бюро, он же главный дизайнер, из Италии. Дело в том, что предприятие, по сути — совместное, создано с участием наших итальянских партнеров. Соответственно, концепция его развития опирается на европейские наработки. Когда мы только начинали, российский электротехнический рынок отставал лет на 30. Поэтому, чтобы не изобретать велосипед, основные направления мы взяли из Европы. Это дало нам шанс развиться и выдать новый для России продукт, затем интегрировать его в российский рынок. Эта первоначальная задача была решена, и в результате от простого первичного импортозамещения мы пришли к самостоятельной разработке новых продуктов.

А осознали мы необходимость создания собственного конструкторского бюро тогда, когда потребовалось не только, как минимум, зафиксировать наши ноу-хау и достижения, но и появилась глобальная задача выйти в лидеры. Но чтобы разрабатывать технические решения с коммерческим результатом, нужно иметь соответствующее образование и опыт. В итоге, после многих месяцев поиска, мы нашли такого специалиста в Италии. К сожалению, как оказалось, у нас таких людей нет, потому что спрос на них, как и на промышленный дизайн вообще, не развит. Конечно, один в поле не воин, поэтому в помощь мы набрали команду из пяти российских молодых конструкторов.

Была даже идея увеличить КБ до департамента, ведь каждый год внедряется одна-две новых линейки из 10-15 наименований продукции. Это достаточно долгий, трудоемкий, нудный, если хотите, процесс, требующий огромного количества согласования между подразделениями. Пройдет от полугода до года, прежде чем новый продукт попадет на рынок.

— Приходилось сталкиваться с тем, что разработанная продукция не «пошла»?

— Конечно, вся предпринимательская деятельность — это один сплошной риск. Хотя и нет изначально продукта, который совсем не продается. Без экспериментов мы не можем развиваться дальше. С помощью даже не совсем удачных продуктов мы двигаем технологический рынок, расширяя его.

Продукция «ДКС» достаточно консервативна, в этом есть и свои минусы, но есть и много плюсов — например, продукт имеет долгую жизнь. «Продукция, которую мы разработали, может продаваться годы. Мы можем производить и продавать, не вкладывая деньги в какие-то глобальные разработки. Но то, что каждый год появляется новая продукция — говорит о том, что рынок развивается. Постоянная работа идет на уровне всех структур, даже на уровне продавцов, это изменения не только декоративного, но и внутреннего, технологически глубокого характера», — говорит Вадим Рыбачук.

— Что нового вносится с технической точки зрения?

— Особенное внимание мы обращаем на функциональность. Вот пример: обычный канал для прокладки проводов, который уже много лет используется в мире, состоял из одного отделения. В результате провода разного назначения прокладывались вместе, что было неудобно — они путались, могли оборваться при ремонте и т. д. Мы же сделали одну, в общем-то, простую вещь: разделили канал на части. Таким образом, по одной из них может идти электропроводка, по другой — компьютерная проводка, а по третьей — телефонный кабель.

Сегодня мы создали целую систему продуктов, которые могут функционировать в связке друг с другом. Скажу больше — мы своей продукцией меняем ментальность наших покупателей, наших монтажников, нашего общества, если хотите. В 1998 году мы стали производить гибкую трубу для электропроводки, а ведь до этого было так: чтобы смонтировать проводку, бетонную стену штробили, укладывали провода, заделывали цементом, красили или клеили обои. В случае необходимости поменять провод — все это ломали и повторяли по новой. Сейчас так — из трубы вытаскивают провод, а закладывают новый при помощи протяжки. И ничего рушить не надо. Нам в свое время пришлось согласовывать новый способ прокладки проводки с министерствами, потому что в таком деле есть свои жесткие правила. Сейчас, если зайти в учреждение, которое дотируется по остаточному принципу, еще можно увидеть провода, которые прибиты гвоздями к стене. Но такого не должно быть, должен быть канал, куда все убрано, что повышает не только эстетику, но и безопасность. Вот такая у нас просветительская миссия.

Интересно, что в свое время Вадим Рыбачук преподавал на историческом факультете Тверского государственного университета, занимался научной деятельностью и защитил диссертацию по русской философии начала ХХ века. Некоторое время даже пытался совмещать преподавательскую деятельность с руководством ЗАО «ДКС».

— Перестали, потому что мешало работе?

— Банально: из-за нехватки времени. А в целом, научный и преподавательский опыт не мешает — однозначно, так как работа руководителя, это, прежде всего общение с людьми. Основная задача — подбор коллектива и поддержка в нем позитивного состояния. Руководитель должен быть психологом, а эта научная дисциплина мне тоже близка.

На ЗАО «ДКС», по словам Вадима Рыбачука, преобладает демократический стиль управления, когда достаточно большой свободой обладают руководители среднего звена: «Никто не контролирует каждый его шаг, отчет идет только по месяцу, либо по квартальным и годовым периодам. Специалисту дана возможность самореализовываться за счет своего научного, творческого потенциала».

ЗАО «Диэлектрические кабельные системы» (ДКС) основано в 1998 году, всего лишь за несколько дней до начала дефолта. Тем не менее, уже в 1999 году ЗАО «ДКС» выходит в лидеры в своей отрасли. Сегодня компания ДКС, единственная в России, поставляет на отечественный рынок полный ассортимент продукции для прокладки кабельных систем как снаружи, так и внутри жилых и производственных зданий. Ассортиментный ряд продукции насчитывает более 7000 наименований.

Результатом сотрудничества ЗАО «ДКС» и Тверского отделения Сбербанка России стали постоянно наращиваемые объемы кредитования. С 2007 года по настоящее время ссудная задолженность увеличилась с 172 млн. руб. до 346 млн. руб.

С привлечением долгосрочных кредитных средств Сбербанка России на предприятии реализован инвестиционный проект, позволивший увеличить производственные мощности и поддержать объем производимой продукции на уровне, необходимом для удовлетворения спроса на рынке.

— Как сейчас выглядит электротехнический рынок?

— На электротехническом рынке присутствуют три категории: премиум, средний и низкий сегменты. Низкий мы вообще не будем рассматривать, он так сильно отличается по качеству от хорошей продукции, что рано или поздно уйдет с рынка либо будет стремиться к нулю. Мы работаем на стыке среднего класса и премиума. Хотя премиум-класс — это порой чисто психологическое понятие. Могу сказать уверенно, что продукция Legrand, Schneider Electric или ABB по качеству ничем не отличается от продукции ДКС. Ничем! Оборудование у нас одинаковое или одного класса, производственные линии идентичны на 95%. Сырье — то же самое. ПВХ мы покупаем отечественное, но делаем сравнительный анализ в лаборатории, который говорит о том, что наш ПВХ один в один соответствует тому, что используют французы или немцы, покупая его в Венгрии, Польше или Латинской Америке. Словом, когда потребитель начинает сравнивать продукцию ДКС и Legrand, он понимает, что наша ничем не хуже, только стоит не так дорого. В итоге конкурентное противостояние сводится к ценовым «позиционным войнам».

Традиционно в европейских странах на электротехническом рынке местный производитель занимает больше 50%. Например, фирме Legrand во Франции принадлежит 70%. У ДКС в России примерно 25-30%, у тех же Legrand — почти столько же. «Но они знают, что наша доля будет неотвратимо увеличиваться, и боятся этой тенденции», — отмечает Рыбачук.

Продукция ДКС использовалась при реконструкции Большого Театра, в Храме Христа Спасителя, Государственном Музее Эрмитаж, автопроизводителями «GM-Avtovaz» и «Renault-Автофрамос», аэропортами «Внуково» и «Домодедово», на объектах комплекса «Москва-Сити», пивзаводами «Балтика» и «Красный Восток» и на олимпийских объектах в Красной поляне (Сочи).

— Получается, Ваш бизнес практически полностью связан со строительным сектором?

— Не только, есть еще промышленное производство, в том числе такой большой рынок, который можно условно назвать «реконструкция промышленных объектов», прокладка кабельных электролиний, можно еще выделить электрощитовую сборку. Нельзя сказать, чтоб без нашей продукции весь рынок остановится, но во многих производствах спектр применения наших изделий очень большой. Наша продукция «второго плана», но значительно влияет на качество, конструктивные особенности, формирует конечный продукт во многих областях производства, влияет на качество жизни людей, на безопасность автомобилей, домов и т. д. Вы же знаете, что 80% всех пожаров — это проблема с электропроводкой. Соответственно, вся наша продукция направлена в том числе и на то, чтобы — грубо говоря — пожаров не было.

— Кстати, о катастрофах и форс-мажорах... В связи с кризисом, видимо, приходится приостанавливать запланированное развитие и расширение рынков сбыта?

— У нас порядка 80 дистрибьюторов, охвачена вся Россия. Если говорить о расширении рынка, то уже в 2008 году наша дистрибьюция работала на Украине, в Белоруссии и Казахстане, в Прибалтике и в Италии. Сегодня мы сдвигаем акценты, пытаемся оказать какой-то прессинг на итальянский рынок и за счет это компенсировать часть своих потерь. К сожалению, наш электротехнический рынок более подвержен кризисным явлениям, чем итальянский. Объем производства, по оптимистическим данным, в России снизился на 20%, по пессимистическим — на 40%. В Италии же порядок цифр значительно меньше.

Пример, ставка, которая была поднята банками по кредитам, в Италии увеличилась на 3%. Максимум — на 4% по нестабильным заемщикам. Но за тот же период ставка рефинансирования снизилась почти на эти же проценты. То есть, многие компании почти ничего не потеряли. Да, денег стало меньше, но глобального краха в электротехническом сегменте итальянского рынка не произошло.

Может ли нынешний кризис стать для вас трамплином для дальнейшего развития, как это было в 98-м?

— После дефолта, в 1999 году у нас промышленный рост был около 1000%, но мы только начинали активно развиваться. Сейчас конечно все по-иному, потому что любая отечественная компания отягощена разными валютными рисками и эффект девальвации использовать на 100% не удастся. Но все же девальвация будет играть нам на руку. С 1 февраля, когда произошли очередные изменения прайс-листов на рынке, все европейские игроки в России изменили цены с рублей на евро, плюс к этому прибавили 5%. Мы же практически не меняли свои цены. Это не демпинг, потому что мы не опускали цены, но ждем, конечно же, адекватного результата. Думаю, что сегодня человек должен отдать предпочтение аналогичному по качеству товару за меньшие деньги.

Что касается прогнозов на будущее, например, борьбы с западными конкурентами — здесь мы оптимисты. По поводу развития самого рынка как такого, то, к сожалению, здесь какие-то прогнозы давать сложно.

Конечно, в рублях прибыль в 2009 году будет однозначно меньше, но мы не собираемся останавливаться, чтобы пережить кризис, нужно сохранить тенденцию, стремление к развитию, персонал, в конце концов. С другой стороны, надо быть реалистами, сокращать затраты и издержки придется.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100