Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2001
Другие материалы номера:
Новый гигант у МКАД
Тульский машиностроительный - Патент на подъем
Что на плечах у "Атланта"?
Дмитров. Туризм и бизнес
Мы не изобретаем велосипед - мы его производим!

От Норвегии до Дальнего Востока

- Наш успех - в самой схеме работы предприятия, - рассказывает генеральный директор ЗАО "Норвест" Ерёмин Сергей Константинович. - Мы покупаем продукцию непосредственно у рыболовных организаций. Основные поставщики - фабрики северной Норвегии, такие как "Тромс Пеладжик", "Нергард", "Гигант" и российские базы в Архангельске, Мурманске, Калининграде и на Дальнем Востоке. Затем мы сами доставляем рыбу до перерабатывающих цехов. Там производим готовый продукт и сами же доводим его до потребителя. Обычно на российском рынке используется другая схема. Участвуют четыре посредника. Первый покупает улов у рыбаков, второй - продает рыбу в портах, третий довозит её до городов, а четвертый покупает её мелким оптом и производит продукт. У нас же одна фирма полностью контролирует весь процесс - от лова рыбы до ее реализации в торговой сети.

На сегодняшний день ЗАО "Норвест" имеет пять филиалов - в городах Волгоград, Ульяновск, Саратов, Нижний Новгород и Ростов. В каждом из филиалов построен цех по переработке свежемороженой рыбы. Один цех способен в сутки выдавать до 6 тонн готовой к употреблению продукции. Все вместе - 30 тонн, объем, характерный для солидного производства. Основной вид продукции - соленая и копченая сельдь. В последние годы к ней прибавились скумбрия, мойва, минтай и килька. Готовая к употреблению рыба имеет все необходимые сертификаты от государственных учреждений, осуществляющих контроль качества.

- Если бы мы построили только один крупный цех в Рязани и развозили готовую рыбу по филиалам, то себестоимость продукта значительно поднялась. Кроме того, и качество рыбы намного лучше, когда она свежая и сразу после переработки поступает в продажу. - вступает в разговор коммерческий директор ЗАО "Норвест" Заливнов Владимир Михайлович. - Мы учитываем неудачный опыт предшественников. Раньше в Москве было крупное рыбоперерабатывающее предприятие. У него был один большой цех. Оттуда соленая и копченая рыба развозилась по всем регионам центральной России. При длительной транспортировке было сложно выдерживать необходимый температурный режим. Пока шла доставка, продукция портилась. Как результат - предприятие больше не существует. Мы пошли по другому пути. В каждом филиале наладили собственное производство - цеха с коптильнями и линиями по засолке. Теперь почти в каждый регион центральной России мы способны быстро доставить свежую и вкусную рыбу.

- Развитая сеть филиалов предполагалась с самого начала работы предприятия?

- Нет, мы пришли к этому постепенно. Сначала была только Рязань, потом Волгоград. По мере зарабатывания денег, мы вкладывали их в расширение производства. В нашем бизнесе много фирм, которые зациклились на том, что им досталось при приватизации от бывших госструктур. У кого - перерабатывающий цех, у кого - хладокомбинат. Полученную прибыль направляют не на развитие предприятия, а в собственный карман. Отсюда можно вывести две основные отличительные особенности нашей компании от аналогичных. Первая - мы осуществляем вертикальную интеграцию, то есть стараемся наиболее полно охватить цикл от закупки продукции до ее реализации. Вторая - стремимся к горизонтальной интеграции, постоянно расширяем сеть филиалов.

- Если говорить о горизонтальной интеграции, вы планируете строительство новых филиалов?

- Мы собираемся увеличить количество филиалов до десяти, и тем самым распространить свою продукцию на всю территорию центральной России. Мы уже эффективно сотрудничаем с предприятиями Казани, Самары, Пензы, Воронежа. Филиал организуется постепенно: в начале мы только продаем через местного представителя свежемороженую продукцию, и только после тщательного изучения рынка, отбора кадров принимаем решение о строительстве цеха. При этом учитывается любой фактор. Например, когда мы открывали филиал в Волгограде, обратили внимание на его близость к Астрахани, где ловится астраханская килька. Балтийская килька по качеству лучше астраханской, но везти ее в Волгоград нерентабельно. Поэтому в волгоградских цехах перерабатывают кильку из Астрахани.

- Собирается ли предприятие осваивать рынки, находящиеся за пределами центральной России?

- К расширению за границы центрального региона относимся серьезно, но стараемся не торопиться. Здесь требуется глубокий анализ, прогнозирование перспектив… Скажем, за Уралом население в основном потребляет рыбу, выловленную на Дальнем Востоке. Потому что и доставка оттуда ближе, и по себестоимости дальневосточная сельдь более конкурентоспособна по сравнению с атлантической. Соответственно, норвежская сельдь за Уралом продается плохо. Для того чтобы выйти на рынок Сибири и Дальнего Востока, мы недавно начали сотрудничать с тихоокеанскими портами. Сразу же взяли у них 4,5 тонн сельди. До нас с первого же захода такое количество рыбы у них не брал никто! Сейчас предприятие заключило контракт уже на 5 тысяч тонн.

"Норвест" перерабатывает не только океанскую и морскую рыбу. В реках близ Волгограда, Ульяновска и Ростова в больших количествах вылавливается лещ, вобла, чухонь, традиционно пользующиеся спросом у населения. Местные филиалы фирмы сотрудничают с рыбаками и перерабатывают речную рыбу. В цену свежемороженой продукции входит и лов рыбы, и транспортировка, и хранение. Поэтому местная речная рыба существенно дешевле привозной - морской или океанской. Например, в Ульяновске килограмм леща стоит 10 рублей, минтая - 35. Работа с различными видами рыбы позволяет предприятию поставлять готовую продукцию на любой вкус…

- Количество потребления зависит от уровня жизни населения. - рассказывает Сергей Константинович. - В Рязани хорошо продается сельдь и скумбрия, а более дорогая семга остается невостребованной. В Москве и Нижнем Новгороде, где доходы населения выше, напротив, приоритетным направлением является увеличение объема производства соленой семги. Кроме того, в больших городах и количество потребителей больше. Тенденция последнего времени - меняются требования к ассортименту и эстетике продуктов питания. Раньше мы старались быть ближе к "народным" вкусам, поставляли на рынок хорошо знакомую соленую сельдь в ведрах. Сейчас появляется все больше и больше супермаркетов, заинтересованных в разнообразии ассортимента: вакуумная упаковка, консервированные нарезки, деликатесы. Мы стараемся идти в ногу с современными запросами рынка.

- Какие трудности стояли на пути развития вашего предприятия?

- Расширение производства напрямую связано с постройкой новых цехов по переработке свежемороженой продукции. Два года назад мы не могли себе позволить купить помещения под цеха и оборудовать их. Приходилось арендовать у частных собственников. А вложение денег в арендуемые пространства связано с определенным риском. В наше время собственники меняются очень часто. Мы сталкивались с тем, что заключали договор на годовую аренду, а через год нам говорили: "Извините, но мы продаем здание другому лицу". В этом году мы купили несколько помещений под цеха, полностью оборудовали их, получили необходимые сертификаты и на этой базе расширили ассортимент нашей продукции. Теперь предстоит построить собственный хладокомбинат. А еще есть замысел построить собственную фабрику непосредственно в Норвегии.

- Для осуществления задуманных планов вы собираетесь сотрудничать со Сбербанком?

- Конечно. Со Сбербанком мы работаем очень давно и плодотворно. Можно сказать, что банк видел наш рост от младенчества до зрелости. Когда предприятие только образовалось, ни один другой банк не поддержал нас. Сначала мы брали небольшие кредиты. Затем, по мере роста производства, расширения сети филиалов, сумма кредитов становилась все значительней.

Лов рыбы происходит в определенный сезон. Сельдь ловится всего два раза в год - весной и осенью. Скумбрия, горбуша, минтай - раз в год. Для того чтобы работать с постоянным ассортиментом в течение всего года, предприятию необходимы большие финансовые затраты. На сегодняшний день одной лишь атлантической сельди "Норвест" приобретает 22 тысячи тонн в год. Ее закупочная цена - примерно 20 рублей за килограмм, то есть 440 миллионов рублей предприятию необходимо потратить на покупку только сельди.

- Кредиты мы берем в основном осенью и весной для закупки свежемороженой продукции. - продолжает Сергей Константинович. - Сумма кредита позволяет арендовать суда и осуществлять предоплату российским рыболовным компаниям. Наш флот сейчас находится в бедственном положении, своих средств для выхода в море ему не хватает. Надо отремонтировать суда, купить топливо, лицензию на вылов. Делая предоплату рыбодобывающим организациям, мы финансируем и поддерживаем их. Получается, что банк, кредитуя нас, помогает и отечественной рыбодобывающей отрасли. Но кредит - не единственная форма нашей работы со Сбербанком. Через банк мы совершаем валютные перечисления на льготных условиях, расчетные операции, инкассацию наличных денег и многое другое. Сейчас у нашего предприятия высокие финансовые обороты, поэтому и банк получает существенную прибыль. Убежден, что дальнейшее сотрудничество со Сбербанком также будет взаимовыгодным.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100