Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2001
Другие материалы номера:
Новый гигант у МКАД
Что на плечах у "Атланта"?
Дмитров. Туризм и бизнес
Мы не изобретаем велосипед - мы его производим!
От Норвегии до Дальнего Востока

Тульский машиностроительный - Патент на подъем

Усов Вадим Сергеевич - генеральный директор ОАО "АК "Туламашзавод", кандидат технических наук. Почетный гражданин города Тулы. Герой Социалистического труда, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового красного Знамени, За заслуги перед Отечеством 4-й и 3-й степеней.

Дважды лауреат Государственной премии.

С 1977 года - директор Тульского машиностроительного завода. С 1991 года возглавляет ОАО "АК "Туламашзавод".

Выпуск оружия на Тульском машиностроительном заводе начался много лет назад, с пулемета "Максим". Промышленная площадка работала здесь и раньше - с 1882 года. Сейчас "Туламашзавод" - признанный на мировом рынке вооружений производитель уникальных установок для огневой защиты кораблей от атаки противника и скорострельных пушек для бронетехники. Военная продукция предприятия пользуется спросом в том числе и за рубежом. Особенно иностранцев привлекает тот факт, что изделия "Туламашзавода" выпускаются в соответствии с сертификатом качества мирового образца.

Оружие мы делали всегда, - говорит генеральный директор предприятия Вадим Сергеевич Усов. - Это суть одного из направлений нашей работы - делать как можно более эффективное оружие, на конкурентном мировом уровне. И, соответственно, главная забота - поддерживать этот уровень путем сотрудничества с разработчиками КБП, собственной модернизации, путем изучения запросов потребителя, путем обслуживания оружия, находящегося в эксплуатации, и своевременной поставки к нему запчастей. И, конечно, путем рекламы и участия в важнейших российских и мировых выставках.

Часть прибыли от продажи оружия мы всегда стараемся направлять на разработку и создание новых образцов. Наше предприятие подготавливает прототипы оружия для испытаний на прочность, живучесть и для показа потребителю. После такой демонстрации конструкторское бюро заключает контракт, мы обговариваем цену, дорабатываем технологию производства, запускаем его - и все сами, за счет имеющихся средств.

Что позволило "Туламашзаводу" остаться в строю во времена конверсии, когда многие оборонные предприятия оказались на грани развала?

В советские времена мы каждый год осваивали новое оружие. Поэтому, когда произошел экономический обвал, у нас в запасе были наработки. Их грамотное использование и стало опорой для предприятия. Мы старались не забывать, что в рыночных условиях производство должно быть направлено в равной степени и на удовлетворение потребности людей, и на непрерывное самосовершенствование. Поэтому деньги вкладывались в новые образцы, в новое оборудование, в разработку гражданской продукции, востребованной рынком. Готовили людей, осваивали новые профессии, в частности, учились правильно торговать. То есть, по большому счету, опыт начинали набирать с нуля.

Ошибались, конечно. Вот, скажем, полезли за границу со своей гражданской продукцией. Но нам там с ней было делать нечего без поддержки государства. И речь идет не о финансовой помощи, а о продуманной государственной политике поддержки нашего производителя на внешнем рынке. Но государство самоустранилось и всю поддержку выразило в том, что штрафовало нас, когда нам из-за отсутствия опыта и возможности не удавалось продать свою продукцию за 90 дней. И наша попытка продать за рубежом мирную продукцию, в общем, провалилась… На жуликов иногда попадали: на наших, на заграничных - судились… Однажды на ближневосточный рынок вышли с зелеными мотороллерами - а там это не принято, требуют желтые… Все было. Однако на зарубежный рынок выходить необходимо: это и учит многому, и доходы неплохие. Внутренний рынок пока не очень развит из-за малой платежеспособности предприятий и населения, поэтому средства от экспорта могли бы стать хорошим вливанием в российскую экономику.

Работа с иностранными партнерами заставляет что-либо менять в устоявшемся за долгие годы производственном процессе?

Ну, скорее не в процессе, а в подходе к нему. Мы прививаем людям особое отношение к производству: все что ты делаешь, должно обязательно продаваться. Каждый участник процесса должен осознавать собственную важность и подходить к работе со всей ответственностью. И этому нас учит зарубежный рынок, где конкуренция очень жесткая. Хочешь прибыль - работай на совесть. И головой, и руками. Тот же конструктор должен думать о себестоимости того, что он разрабатывает. Иначе его идея, даже воплощенная в образец, останется мертвым грузом вместо того, чтобы приносить прибыль всем нам. А рабочему у станка необходимо помнить о строгом соответствии стандартам. Потому что брак в изделии - удар по тщательно создаваемой хорошей репутации нашей торговой марки.

А раньше было иначе?

Во многом, да. Хотя для военной техники и тогда закладывался лимит себестоимости и качества. В конце концов, мы же оборонное предприятие - к нам и требования были строже. И все равно, бывало, брак гнали. Да и сейчас процесс не без сложностей идет. Пожалуй, главное отличие от прежней практики - это то, что сейчас мы сами уже на этапе разработки пытаемся определить: для кого изделие нужно, в каком количестве, какая себестоимость, какая цена. Еще раз повторю: это наша собственная задача - чтобы изделие продавалось. Именно мы - мы сами - должны приложить к этому силы. И, надеюсь, все работающие на "Туламашзаводе" меня понимают и поддерживают. В этом благополучие каждого и АК в целом.

Российских конкурентов у вашего предприятия много?

Много, и мы ищем пути, как изготовить нашу продукцию с лучшими показателями по цене и качеству.

Не могли бы Вы, Вадим Сергеевич, рассказать подробнее о мирной продукции завода?

Мы всегда делали примерно пополам военной и гражданской продукции. Но последнее десятилетие внесло поправку: теперь военной - 90%, мирной - 10%. Пока приходится производить то, что можно продать. И нам действительно надо, чтобы мы вернулись к прежнему соотношению. Очень надо. Поэтому и конструкторы наши и весь коллектив постоянно работают над выпуском и продажей гражданской продукции.

Сейчас у нас производятся дизельные двигатели, выпускается мини-сельхозтехника: например, очень популярен у фермеров, садоводов и огородников культиватор "Тарпан". Делаем малогабаритные дизельные двигатели, мототехнику - сейчас готовится к массовому выпуску мокик "Фрегат". Много внимания уделяем лазерной технике: медицинской - для профилактики и лечения рака, где луч испаряет опухоль, и сельскохозяйственной - для облучения семян с целью защиты их от болезней, лазерным модулям и комплексам для резки металла толщиной до 12мм, а также неметаллов. Также производим оборудование для горношахтной промышленности. Большинство наших изделий запатентованы. Российские потребители проявляют интерес, иногда дают рекомендации, к которым мы обязательно прислушиваемся.

Также на нашу гражданскую продукцию идут запросы из США, Южной Кореи, Болгарии, Ирана, Финляндии - иностранцы, в основном, приобретают лазерное оборудование. Это понятно: мир быстро переходит на современные технологии. Более того, мировой рынок лазерных технологий оценивается сейчас в 2 раза выше, чем рынок оружия.

Как выглядят сейчас основные приоритеты в развитии "Туламашзавода"? Каковы перспективы?

Общее направление такое: развитие производства военной техники, создание нового семейства эффективного морского оружия, противотанкового и ракетного. Наращивание объемов продаж и производства гражданской продукции. Естественно, стремиться к общему снижению затрат. Необходимо также уделить внимание подготовке кадров. У нас, кстати, уже сейчас есть специальный отдел, где обучается молодое поколение. Мы учредили специальные стипендии не только для сотрудников нашего предприятия, но и для учащихся подшефных школ и вузов. И, конечно, обязательно продолжать работать над решением социальных вопросов. А Сбербанк, я думаю, поможет нам в этом планомерном движении.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100