|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Главная «Елочка» страны
Корреспондент «Времени сбережений» побывал на родине русской стеклянной елочной игрушки.
Подмосковный Клин не может пожаловаться на отсутствие внимания высокопоставленных чиновников. Сюда, еще будучи президентом, наведывался Владимир Путин, посещал Государственный дом-музей П. И. Чайковского. В июле этого года в Клин приезжал Дмитрий Медведев, осмотревший новый городской больничный комплекс. Губернатор Московской области Борис Громов дал высокую оценку городу на областном совещании по благоустройству. А корреспондент «Времени сбережений» посетил Клин, чтобы побывать в открывшемся в сентябре уникальном для России музее новогодней игрушки, который должен также стать успешным бизнес-проектом.
ОАО «Ёлочка» — старейшее в России специализированное предприятие по выпуску стеклянных ёлочных украшений. А Клин — родина российской стеклянной новогодней игрушки. Поэтому совершенно логично, что идея создания такого музея пришла в голову работникам именно этого предприятия.
— Это не совсем музей в обычном понимании, — отмечает управляющий Клинским отделением Сбербанка России Наталья Юрьевна Осипова. — Помимо готовых новогодних украшений, посетители смогут не только воочию увидеть некоторые этапы их производства, но и сами поучаствовать в процессе.
Наталья Юрьевна знает о музее все. Ведь именно Среднерусский банк Сбербанка России инвестировал средства в этот проект, который через три года должен выйти на самоокупаемость и рассчитан на то, чтобы принимать 130 тысяч туристов в год.
— Экономика город и района сейчас интенсивно развивается, — продолжает Наталья Юрьевна. — Иностранные туристы у нас частые гости, ведь здесь находится знаменитый на весь мир музей Чайковского. Клинский район пересекает важнейшая федеральная трасса, соединяющая Москву и Санкт-Петербург.
— Наш музейный комплекс включает в себя как выставочный зал, так и мини-цех по производству новогодней игрушки, демонстрирующий две основные технологические стадии — выдувание и роспись. Сами посетители смогут попробовать внести свой вклад в производство — расписать игрушку. Тут же будет организована продажа сделанных на ваших глазах игрушек. В комплексе возможно проведение концертных программ, будет работать кафе, — подключается к разговору директор музея Людмила Александровна Симанович.
— Откуда пришла идея создания такого масштабного проекта?
— Идея появилась весной 2007 года. И к лету мы уже кредитовались в Сбербанке для ее осуществления.
А нечто подобное давно пора было сделать. Ведь Клин — родина русской стеклянной елочной игрушки. Промысел зародился, согласно одной из версий, так: после открытия стеклодувного завода часть особо сметливых крестьян стала работать, что называется, на дому. Основной продукцией были стеклянные бусы, которые использовали для украшения женской одежды. А через эту местность, как и сейчас, пролегала основная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, по которой путешествовало немало торговцев, среди их товаров были и стеклянные елочные украшения из Европы. Возможно, кому то из крестьян довелось увидеть или даже заполучить одно из них, а потом попробовать сделать нечто подобное. Стало получаться, и промысел «пошел». Изначальным сырьем, кстати, послужили те самые стеклянные бусинки.
Основная идея музейного комплекса: Новый год круглый год. Построен он, конечно же, в первую очередь для детей, соответствующе оформлен. Мы собрали коллекцию фигурок Дедов Морозов, в планах — пригласить заехать к нам по пути в Москву главного Деда Мороза из Великого Устюга, чтобы наши новые игрушки попали на главную елку страны. Хотя и у нас есть немаленькая елка высотой 10 метров. На ней мы повесили около двух тысяч игрушек.
— Неужели у вас в коллекции есть игрушки 19 века?
— К сожалению, столь старых игрушек не осталось — вещь все-таки очень хрупкая. К тому же дореволюционные стеклянные елочные украшения стоили очень дорого, особенно европейского производства, поэтому они были недоступны для многих. А вот согласно имеющемуся у нас прейскуранту 1940-го года, игрушка-шар стоила уже всего 36 копеек.
Что же касается наших экспонатов, то их приносили как работники фабрики, так и мы сами. Искали по родственникам, покупали на блошиных рынках, на Измайловском вернисаже, игрушки привозили из разных областей.
— Как рождается игрушка?
— Берется так называемый стеклодрот. Это такой стеклянный прут — из него игрушки и выдувают. Есть два основных способа выдувки: свободная и формовая. Результат свободной выдувки зависит от легких и рук стеклодува, а при формовой выдувке используют форму определенной конфигурации.
Затем стеклянную заготовку подвергают металлизации — покрывают металлическим блеском в специальной вакуумной установке, а потом, окуная в чан с краской, окрашивают. Затем наступает черед художников по росписи игрушек. В конце обрезают усики, оставшиеся от выдувки (за них удобно держать будущую игрушку во время технологического процесса), прикрепляют колпачок и упаковывают. Полный технологический цикл длится 8 часов, одну смену.
— Какие надежды вы возлагаете на данный проект? — этот вопрос адресован уже генеральному директору ОАО «Елочка» Ольге Павловне Волковой.
— Мы гордимся тем, что смогли реализовать его, так как специфика нашего предприятия — сезонность продукции — факторы большого риска. А данный проект должен способствовать экономическому развитию предприятия. Ведь только 3—4 месяца в году идет реализация новогодних игрушек: с сентября активизируются оптовики, в декабре — розница. А потом рынок замирает до следующего Нового года, и все остальное время мы работаем «на склад». Музейный комплекс должен дать нам возможность реализовать нашу продукцию круглый год за счет туристов. Клин входит в областную туристскую программу «Губернское кольцо Подмосковья», поэтому мы отлично впишемся туда с таким интересным проектом. В новогодние праздники наш комплекс, конечно, будет вне конкуренции. Но и в другое время года здесь будет, чем занять гостей. К примеру, есть идея проводить у нас бракосочетания, почему бы и нет? Взрослые всегда не прочь окунуться в детство. К нам уже приходило немало чиновников самого разного ранга, и даже у таких серьезных людей после посещения не было ни одного безучастного лица. Есть даже специальный зал, воспроизводящий семейное празднование Нового года 40—60-х годов. Людям старшего поколения будет что вспомнить и понастальгировать.
Что же касается сотрудничества со Сбербанком России, то оно у нас давнее и плодотворное. Опять же, специфика нашего производства не позволяет обойтись без кредитования под оборотные средства. Но нам идут на встречу, доверят и помогают. Данного музея тоже не было, если бы не доверие Сбербанка.
— Кто принимает решение, какой будет ваше новое елочное украшение?
— Елочная игрушка проходит длительный путь от задумки до реализации. Связано это с тем, что мы, как предприятие народно-художественного промысла, должны следовать традициям.
Прежде всего, это касается узора, сочетания цветов, да и всего образа. Поэтому игрушка сначала проходит нашу заводскую экспертизу, затем областной экспертный художественный совет, а потом федеральный экспертизу. Кроме того, наши изделия чаще всего предназначены детям и несут еще и большую воспитательную функцию. Так что все очень строго. Естественно, мы не стоим на месте и, помимо классики, всегда внедряем в производство новые современные модели. Сейчас у нас 700 видов продукции.
В свое время в СССР была популярна советская тематика, выпускались новогодние украшения в виде орденов, серпов и молотов, дирижаблей, космонавтов, делали шары с портретами Ленина и Сталина. Вся история страны отражается в игрушке, в какую эпоху живем — такую игрушку и выпускаем.
Сейчас выпускаемые предприятием игрушки в большей степени показывают свою народность, в них использованы русские мотивы декорирования, мы возобновляет производство фигурной игрушки, в основном это сказочные герои. Западные новогодние украшения мы не копируем.
— Сейчас много импорта, в том числе и новогодних игрушек. Как вы с этим справляетесь?
— Учитывая, что «Елочка» — это практически единственное крупное предприятие такого рода в России, мы удовлетворить большой спрос на нашу продукцию не можем.
Сейчас у нас работает 430 человек, а в 70-е годы — трудилось 1700, в две смены. Выпускали до 4000 изделий в смену, еле успевали отгружать для всего Советского Союза.
Импорта, конечно, хватает. Но по соотношению цена-качество мы выигрываем. Если европейские игрушки ручной работы очень дороги — от 4—5 евро за штуку, то у нас аналогичное изделие стоит 12—20 рублей. Игрушка от «Елочки» ручного изготовления в нашем магазине стоит сопоставимо цене сделанного на автомате елочного украшения из Украины.
Кстати, в России автоматического изготовления вообще не осталось, хотя раньше мы этим тоже занимались. Вообще, самая затратная часть производства — это выдувание.
— Где учат на стеклодува?
— Только у нас на предприятии. Уникальных для нас специалистов не готовит ни одно учебное заведение, поэтому мы получили лицензию и при предприятии организовали школу профобразования по уникальной профессии стеклодувов. Это довольно сложное мастерство и не факт, что молодой человек сможет его освоить. Самые высококлассные специалисты — из трудовых династий, те, кому передали мастерство их родители, потому что главное в этом — чутье, ведь профессия стеклодува сродни работе ювелира.
Немногие из народных промыслов выжили в новых экономических условиях. Мы стараемся идти в ногу со временем по моделям и по качеству, участвовали и участвуем в международных выставках. Еще в СССР много работали на зарубежном рынке. Наша продукция заметна, может, поэтому не обходится без пиратства: китайские производители на основе наших форм делают свой ширпотреб, слегка по-иному раскрашенный. Мы совсем не защищены от пиратства, но с другой стороны, если нас копируют — значит, мы делаем настоящие, и классические, и трендовые вещи.
Начало возникновению Клинского стеклодувного промысла было положено в 1848 году. Тогда князь А. С. Меньшиков открывает в своем имении Александрово завод по производству ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.
Позже увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подтолкнул крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах. В период национализации кустари-одиночки начинают объединяться в артели, которые, в свою очередь, затем были преобразованы в Высоковскую, Решетниковскую, Круговскую фабрики и Клинскую фабрики. Именно путем их слияния и образовалось объединение «Ёлочка», в 90-е годы ставшее акционерным обществом открытого типа и расположенное в городе Высоковске.
|
На Руси в X-XV веках начало Нового года отсчитывали с 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке, где до этого было принято украшать елки яблоками. Но в один неурожайный год кому-то пришло в голову выдувать яблоки из стекла. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.
Впервые украшение новогодней елки было запрещено в России в 1916 году Священным Синодом как «немецкий обычай». В 1928 году елку еще раз запретили большевики, уже в рамках борьбы с «религиозным дурманом», хотя сам Ленин участвовал в детских новогодних праздниках в Горках. Вновь елка была разрешена перед новым 1936 годом.
|
Первые советские украшения для ёлок выпустил завод по производству электрических ламп. А во время запрета на новогодние елки, клинские артели переключились на выпуск лабораторной посуды — пробирок и колб.
|
|