|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Смысл «Дао»
Слова о поддержке малого бизнеса звучат на разных политических уровнях. Однако Россия по-прежнему остается страной с одним из самых высоких уровней первичных затрат для открытия дела. По некоторым оценкам, человеку, решившему начать собственный бизнес придется вложить порядка 120 тысяч рублей. Или, скорее, выложить. То есть, практика показывает: самой действенной поддержкой для предпринимателя являются не слова политиков, а, как это ни банально, деньги банков. О малом бизнесе, кредитах, брендах мы беседуем с Денисом Шумским, генеральным директором компании ООО «Дао» — подмосковной сети спортивных магазинов. Для него предмет разговора — ежедневные будни.
— «Дао» — это же путь по-китайски?
— Да, что-то вроде «дорога к душевной гармонии» на наших российских просторах. Правда, наш путь еще не очень длинный. Мы компания относительно молодая, существуем с 2004 года. Опыт работы со спортивными товарами у нас был, конечно, и раньше. Но организовывая «Дао», мы поставили цель подняться на новую ступень и создать сеть спортивных магазинов, охватывающую небольшие города Подмосковья. То есть те города, которые, несмотря на свою близость к столице, были до той поры обделены вниманием известных спортивных брендов, таких как Adidas, Reebok, Camel...
— Неужели еще есть места, где не предложат Adidas?
— Я имею в виду, что эти бренды не были там представлены, что называется, «официально». Не было ни их представителей, ни фирменных магазинов. Притом, что очевидная потребность в них ясна. Кроссовки, как хлеб, сметану и одежду, хочется покупать рядом с домом. Но за товарами с гарантированным качеством людям нередко приходилось ехать в Москву. Эта ситуация характерна для многих районных и областных городов. Исправить ее, собственно, и было нашей идеей.
— Это звучит как весьма амбициозный замысел, учитывая, что вы относите «Дао» скорее к формату малого бизнеса...
— Ну, здесь нам очень помог франчайзинговый проект компании «Спортмастер». Они тогда тоже планировали расширять региональное присутствие и вывели для этих целей дочерний бренд «Спортландия» — сеть семейных спортивных супермаркетов. Надо сказать, что 3—4 года назад франшиза была не слишком используемой схемой. Но набрались смелости и воспользовались предложением: открыли на улице Семенюка в г. Дмитрове магазин «Спортландия». Как показало время — ставка сыграла и продолжает играть.
— Вообще-то, кроме смелости у нас еще был банковский кредит под развитие малого бизнеса, — улыбаясь, присоединяется к беседе Геннадий Анохин, исполнительный директор «Дао». — Мы долго присматривались к банковским структурам нашего города. Но все же остановили свой выбор на Дмитровском отделении Сбербанка России. Первые же месяцы совместной работы показали правильность нашего выбора: четкая, слаженная работа на всех участках. А уже через два месяца сотрудничества там поддержали наш бизнес-план развития. Причем именно в этом банке мы смогли оптимизировать свои «трудозатраты» и в комплексе подобрать страховую компанию, оценщиков залога. За это им огромное спасибо.
Отдельного упоминания удостаивается Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, который совместно со Сбербанком помогал компании набирать вес:
— Надо признать, — говорит Шумский. — Идея обратиться в ФСКМБ первоначально показалась утопичной: слишком много негатива рождают все эти сложные аббревиатуры. После встречи с представителями Фонда и подробной беседы наше недоверие рассеялось. Благодаря поручительству Фонда нам удалось получить значительно больший кредит и на более привлекательных процентных условиях. И сейчас мы оформили уже пятую линию кредита. Средства по большей части уходят на расширение торговых площадей и, соответственно, расширение ассортимента.
— Теперь даже трудно сказать, малый мы бизнес или уже средний, — добавляет Анохин.
Беседа снова возвращается к теме развития компании. Подразумевал ли первичный бизнес-план «Дао» открытие сразу нескольких точек в разных городах?
— Теоретически, да. А практически, начали с нашего родного Дмитрова. Вы же знаете, это один из самых развитых с точки зрения спортивной инфраструктуры регионов в Подмосковье. Тут находятся большие горнолыжные парки: Сорочаны, Яхрома, «Волен». Для других видов спорта тоже есть возможности. Масса приезжающих из Москвы... Одним словом, потребность в спортивных товарах круглый год. При этом серьезных специализированных магазинов в районе не было. Ведь нельзя же относиться серьёзно к так называемым «торговым точкам», где вам предлагают кроссовки Reebok за 350 рублей. Само собой, что это либо контрафакт, либо выбраковка.
— Выбраковка, наверное, всё же не самый худший вариант? Как-никак под фирменной маркой товар производился...
— А вот, кстати, еще неизвестно, что хуже! — машет рукой Шумский. — Если в первом случае на конвейере, пусть и «левом», какой-то стандарт еще имеется, то во втором случае его нет по определению. В общем, как вы понимаете, тут любой вариант — «не вариант». Поэтому, когда мы открывали магазины, у нас не было конкурентной борьбы за место под солнцем. Было просто освоение незанятой территории.
О степени незанятости территории и востребованности предложения говорит тот факт, что в 2005 году «Дао» почти одновременно открывает 4 магазина, ориентированных на разный контингент покупателей. Кроме уже упомянутой «Спортландии» и еще одного мультибрендового супермаркета, в Дмитрове появились фирменные магазины Adidas и Sprandi.
— Правда, один из них временно закрылся. Ищем в Дмитрове помещение для него. Но при этом не теряем темп развития, не останавливаем запланированное расширение: открываем новый магазин «Спортландию», на сей раз в городе Раменское в одноименном торговом центре. Это уже другой город, другой район. Хотите, поедем — посмотрите!
По дороге узнаем о сложностях открытия дела «не в своем районе»; о раменском футбольном клубе и его шансах на выигрыш; о тонкостях работы монобрендовых магазинов и о том, как важно выдерживать стиль и не смешивать спортивные вещи различных марок...
— Знаете, конечно, мы заинтересованы в прибыли — мы же коммерсанты, — Геннадий Анохин смотрит на вывеску своего нового магазина. — Но это совершенно не значит, что наша обязательная цель — «выкачивать кровные» из провинциального покупателя. Как ни покажется странным, я всё-таки вижу нашу роль немного иначе. Мы можем нести социальную функцию, когда даем людям возможность работать и реально зарабатывать. Можем нести воспитательную: среди наших сотрудников более 80 % составляет молодежь, которая приобретает первый профессиональный опыт в цивилизованных условиях. И даже эстетическую: потому что я очень надеюсь, что наши магазины могут прививать покупателю хороший вкус. Вообще, приходите! Будем рады Вас видеть.
|