|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Печное искусство
Печная традиция самая древняя и самая живучая на Руси. Основные функции печи в XXI веке остались прежними, но ее значение несколько изменилось. Печь помогает снять напряжение и стресс. Уставший после работы человек усаживается перед работающей печкой или идет в натопленную баню. И погружается в нирвану… С печкой люди приобретают много здоровье, хорошее настроение.
Из всех предметов быта печь наиболее тесно связана с историей рода, семьи. Одна и та же печка грела и растила не одно поколение. В повести М. Булгакова «Белая гвардия» на изразцовой печи в столовой оставлялись «исторические» надписи чернилами и вишневым соком. «Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамской плотник», часы играли гавот... Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли… Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжелое время живительный и жаркий».
Культ домашнего очага в древнем мире
Первые письменные свидетельства о существовании печей относятся к 650 году после Рождества Христова, об изразцах- к XIV веку. Целые печи дошли до нас лишь с XV века. Прообраз печи очаг, сложенный из нескольких камней посреди жилища. Кочующие скифы повсюду возили с собой «подвижный» очаг два-три камня. Для древних народов очаг соединял в себе священное и житейское. В частных домах римлян очаг стоял в передней комнате (atrium) и служил для двух целей: на нем готовили пищу и помещали пенатов и ларов богов, покровителей и защитников дома и семейства. В древнегреческом языке семья обозначалась словом επιδτιον в буквально переводе «находящееся вблизи очага». Родные пенаты, семейный очаг. С окончательным вымиранием рода гасло и пламя в очаге. Нарушить закон гостеприимства означало ужасный грех: входя в дом и садясь возле разведенного огня, странник вступал под защиту его пенатов.
С культом домашнего очага связывалось поклонение душам умерших предков. Известный историк и фольклорист А.А. Афанасьев характеризует это верование как самое необходимое и естественное нравственное убеждение человека.
«На печке сидел, кирпичам молился»
На Руси дом без печки считался нежилым. С глубокой древности в доме славян имелись каменки, позже глинобитные печи. Их лепка составляла целый ритуал семья помогала печнику в строительстве, на каждом его этапе угощала мастеров. Целиком вылепленные из глины печи существовали до середины XX века, параллельно с кирпичными печами. ервые печи и камины топились «по-черному» дым выходил через приоткрытую дверь, специальное волоковое окно или отверстия в потолке. Закопченные, покрытые толстой «корой» сажи курные избы могли стоять более ста лет. Петр I запретил их постройку в Москве, Петербурге и в других крупных городах. К топке печи был подведен дымоход, и она стала топиться «по-белому». В 1793 году архитектор Н. А. Львов выпускает первое руководство по печному делу «Русская пиротехника или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». В XIX веке архитектором И. И. Свиязевым печное ремесло было впервые названо искусством.
В России национальной «моделью» является русская печь. Отдельный пласт народного творчества составляют русские изразцы. Русская печь, говоря современным языком, многофункциональна. Ее основная особенность сводчатая варочная камера, горнило. Русская печь обогревала дом, в горниле варили пищу, и она долгое время оставалась теплой; выпекали хлеб, пироги и пряники, сушили ягоды и грибы, коптили рыбу, обжигали игрушки и глиняную посуду, отливали украшения и домашнюю утварь. На лежанке спали, лечились от различных болезней. В топливнике русской печи мылись и парились вместо бани. Зола нередко служила заменой мылу. Из печной золы варили щелок для отбеливания белья, а древесный уголь использовался в народной медицине.
Печи и камины испытывали на себе влияние господствующего стиля того или иного века. В эпоху барокко печи вытягиваются и становятся фигурными, в виде вазы, пирамиды или урны. Сегодня печные «ателье» могут исполнить любую прихоть это может быть стилизация под древний очаг, современные модели в духе ретро, авангардные и футуристические камины в стиле «хай-тек».
Хранителем очага был домовой. Плюнуть в огонь или залить его водой считалось кощунством. Нельзя было бросать в огонь оставшиеся на гребне волосы. Прочий сор нельзя было выносить из избы он сжигался в печи. Неохотно раздавали соседям горячие уголья, особенно в первые дни весенней пахоты опасались неурожая и падежа скота. В Шотландии уголья не давали в первый день Нового Года и Рождества, а также 3 мая недоброжелатель мог навести порчу. Можно было принести свой кусочек угля и бросить его в очаг, пожелав, чтобы он никогда не угасал.
Баня в русской народной традиции
Каждый русский человек с детства помнит свой первый поход в баню, присказки «с гуся вода, с плеч худоба» и т.п. Печь, баня не только объекты материального быта, но и часть русской «картины мира». Для русских людей понятие чистоты и здоровья являются не только физическими, но и духовными. В народном календаре зафиксировано два специальных праздника мытья и духовного очищения чистый понедельник (первый понедельник после масленицы) и чистый четверг на последней неделе великого поста. Традиционным банным днем была суббота.
В древности баню называли истопкой, мовной избой, мыльней. Все иностранные путешественники отмечали, что первейшее удовольствие в России это бани. В XVII веке появляется небольшая книга португальского медика А. Н. Р. Санчеса «О парных российских банях, поелику способствуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». Мало кто остается равнодушным к русскому пару. При царе Михаиле Федоровиче Романове, деде Петра I была устроена каменная мыленка с изразцовой печью в Кремле. Удивительно, что предбанник появился только в XX веке, до этого даже в сильные морозы раздевались прямо перед баней. Общественные бани (торговые, казенные, теплые воды) начали строить на Руси с XI века. Особенно изобиловала банями по берегам прудов и рек Москва XVIII-XIX века. Знаменитые Сандуновские, Центральные бани посещались элитной публикой.
Хорошо устроенная баня целая наука. Каждая порода дерева имеет свою тепловую калорийность. Наибольшая отдача тепла у дров, хранившихся в поленнице или сарае дровнике. Лучшие дрова березовые, однако они дают много сажи: печь нужно чистить как можно чаще. Осина дает почти вдвое меньше тепла. Ольховую древесину называли царскими дровами она горит хорошо и не выделяет сажи. Много жару дают фруктовые деревья, дуб, ясень, ильм. Сосна, ель и лиственница при горении «стреляют», поэтому нужно следить за выпадающими угольками. А вот на сжигание клена, бузины и рябины было наложено табу. Для традиционного веника срезали ветви с определенных видов березы бородавчатая береза не годилась из-за шершавых листьев. Мочала делались из липового лыка, для дорогих вариантов растрепывались кули из-под соли. После бани обычно пили чай с травами или медом, или квас. Травяные настои и квас также лили на раскаленные камни для получения «вкусного» пара.
Баня сложный, во многом загадочный феномен народной культуры. Вокруг бани сохранилось много языческих верований. Баня считалась неким сакральным пространством, где происходит общение с душами предков. Это «страшное» место. Там жил особый домовой- банник, не очень доброжелательный к людям. Банная утварь ушаты, бадьи, шайки, ковши считалась поганой. Их ни в коем случае нельзя было заносить и использовать в доме.
К печникам на Руси всегда относились уважительно и с опаской. Считалось, то они обладают особыми способностями и тайными знаниями. Этой профессии нигде специально не обучают. Как в старину, ученик подмечает секреты мастера и становится профессионалом в процессе работы. В Москве с начала 2000-го года существует Гильдия печников при Московской палате ремесел. Сейчас в составе Гильдии 25 мастеров. Председатель Гильдии Валентин Сергеевич Быков и автор чертежей и конструкций Владимир Копаев работают в команде. Нашим корреспондентам посчастливилось посмотреть, как кладется русская печь, заглянуть в ее внутреннее устройство.
В русской парной действительно легкий пар, рассказывает Валентин Сергеевич. Во время топки пламя разгорается до 1000 градусов. Происходит так называемый «каменный заряд». Энергия от сгоревших дров аккумулируется в камни. Голыши доводят до малинового свечения. От нагретых камней идет ультрафиолетовое излучение, на них наплескивают воду, и получается целебный пар. Происходит глубокий прогрев всего организма. Чтобы пар сосредотачивался в нужном пространстве, дверь в парную должна быть плотно закрыта, не должно быть щелей между бревнами (»глухие» полки).
Во всех старинных книгах говорится, что комфортная температура в бане 50-60 градусов. Сауну как вид оздоровления мы не признаем, это модная «ересь». Пар там получить невозможно камни раскаленные, а воздух холодный. Температура в финской сауне 100-110 градусов. Это для экстремалов замерли и испытывают себя на выносливость. В сауне невозможно разговаривать! (Кстати, sauna в переводе с финского означает «землянка»).
Рынок предлагает различные печи для бань жестяные, тунгуски и т.п. Они только выжигают кислород, не оказывая никакого лечебного воздействия. Это я говорю как «потребитель» бани.
Вообще, брэндом Гильдии Печников является русская печь с лежанкой. Возрождение интереса к печам в России началось со строительством поселков коттеджного типа. Казалось бы, в них все есть центральное отопление, «теплые» полы а печки нет. Впрочем, Валентин Сергеевич утверждает, что спрос на печи, бани и камины никогда не прекращался. Даже на эксклюзивные варианты. Баньки строят и на дачных «шести сотках». К тому же городские жители забывают, что большинство районов России и поныне находятся на печном отоплении.
Горожане знают о печах только понаслышке, поэтому случаются курьезы. Одни клиенты приехали принимать русскую печь. Осталось только возвести трубу они спрашивают, а где же плита? Плиты-то в русской печи быть не должно (она есть в «шведке»). Пришлось срочно привезти чугунки, ухваты и учить пользоваться горнилом русской печи.
Расскажите о том, что представляет собой печной рынок на сегодняшний день. Кто в основном заказывает печи, какие виды наиболее популярны.
Рынок очень непредсказуемый, интересный всем. На что настроишь человека, то он и выберет. Наши клиенты в основном бизнесмены. Кто-то присутствовал на вечеринке с мангалом, кто-то попарился у друзей в бане «запал», хочет себе сделать то же самое. Одному клиенту было некомфортно с чугунной печкой в бане. Он позвонил нам и попросил порекомендовать проверенного печника. Мы как раз занимались банными печками, сделали ему дивную работу в изразцах. Теперь он сам ее топит, отставил управляющего и наслаждается атмосферой создания легкого пара. Много «ниточек». Вызвать у человека интерес можно только «наглядно». Кто испытает печку становится к нам в очередь на два года вперед.
Печники Палаты ремесел возродили изразцовое искусство. В состав Гильдии входит группа Геннадия Взорова «Русские изразцы». Художники расписывают и обжигают фарфор при температуре 240 градусов. Изразцы делаются в любой цветовой гамме, можно смонтировать рисунок по заказу клиента. У многих есть дети, часто просят нарисовать животных, создать добрую веселую атмосферу. Любопытно, что дизайнер группы Татьяна Казакова раньше была стоматологом. Ее изразцы на первый взгляд похожи на современную кафельную плитку. Но изразец не раздражает «плоскостностью» какой бы угол зрения вы не выбрали, он холмистый, объемный. Группа делает и немецкие изразцы.
Помимо красоты, изразцы обладают прекрасными отопительными свойствами. Печной изразец состоит из плиты с росписью и рамки (румпы), с помощью которой он крепится к печной кладке. В X-XI веках в Киевской Руси изразцами отделывались храмы и дворцы. В XIV веке красные керамические изразцы терракота стали «одежкой» для печей. С помощью специальной формы на них оттискивали рельефные изображения на разнообразные сюжеты или орнамент. Вскоре их стали покрывать зеленой глазурью (муравой), в XVII веке стали делать многоцветные ценинные изразцы. Коллекционеры печной керамики собирают выпуклые и вогнутые шнекеншлюссели (шнеке по-немецки улитка), похожие на половинки горшков. Когда-то существовала практика вмуровывать в печи обычные глиняные горшки.
По прошествии веков печи по-прежнему делаются вручную. Сколько времени кладется печь?
Одну и ту же печь можно «слепить» за неделю, а можно за месяц. Высота печки примерно 32 ряда. Нормальный темп кладки 3-4 ряда в день. Так что хорошую печку можно сделать примерно за 20 дней.
Какова примерная стоимость печи?
От 3-5 тысяч $. Мы делаем только эксклюзив, поэтому используем дорогие материалы. Процентное соотношение стоимости материалов и работы примерно 75 на 25. Нам удалось подсчитать, что стоимость одного кирпича вместе с «работой» (включая распиловку, подгонку, кладку и монтаж изразца) составляет 1 доллар. Самое главное качественно сложенная печка работает практически бессрочно. Любой дом живет лет 20-30, потом начинает обваливаться. Средний срок жизни печки 50 лет. Хватит на свою жизнь и жизнь детей.
Как вы пришли к этой профессии? Сколько лет кладете печи?
Плотно 6 лет, Володя 8. Свои первые печи мы оба сложили в 1985-м году. Каждая печь как очередной ребенок. Я помню свою первую печь ей была посвящена статья под названием «И печет, и варит, и греет».
Владимир закончил Московский авиационно-технологический институт. Современный печник должен обязательно иметь высшее образование, знать термодинамику и т.п. Потом работал у своего отца известного архитектора, спроектировавшего в Москве сеть ресторанов «Му-Му». Я работал в издательстве «Прогресс», в редакции литературы по спорту и туризму. Началась перестройка, редакцию бросали из одного издательства в другое. Это мне надоело, и я ушел на «вольные хлеба». Создал журнал «Делаем сами», где пропагандировал мастерство народных умельцев. Собрал всех: кузнецов, лозоплетельщиков, резчиков по дереву, и конечно печников. Ну а после того, как прочитал двухтомник И.И. Свиязева «Печное искусство», подался в печное дело. Здесь есть бездна интересного материала.
Вы работаете вдвоем. Пробовали «расширять»?
Пытались, но все хотят быстро научиться и делать бизнес. У людей на уме нажива. Бывали случаи «подмастерья» без нашего ведома называли цены, которые нас дискредитируют. Печники отступают от чертежей, не любят резать кирпич. Берем выборочно поглядеть на работу тех, у кого есть «блеск» в глазах. Кто понимает, что надо любить это дело и самозабвенно ему отдаваться.
Советская власть уничтожила данное направление начисто. Настоящий печник всегда был на вес золота, а теперь особенно. Один из членов Гильдии печник в третьем поколении. Хотелось бы предостеречь людей от встречи с халтурщиками. Сейчас идет процесс переквалификации каменщиков в горе-печников. Печь дымит из-за того, что не ставят противопожарные распушки, горят бани, дома. Задачей создания нашей Гильдии стало возрождение печного дела на новом, цивилизованном уровне. Мы работаем только на профессиональном инструменте и технике. Обязательно должен быть составлен договор, печник должен находиться в поле досягаемости. Мы не бросаем свои печи, в течение 3-х лет осуществляем технический надзор. За тем, как человек следит за печью, как топит ее. Была ведь даже отдельная профессия истопник…
Какие советы по поводу выбора печника вы можете дать нашим читателям?
Попросите положить несколько кирпичей. Если шов в кладке больше 3 мм отправляйте его делать заборы. Профессионал должен и протопить печку первый раз. Если он «дал тягу», сделал и убежал это не печник.
С 16 по 18 сентября 2005 года в Москве, в Парке им. Горького проходил Первый Международный фестиваль ремесленничества. Гильдия печников получила награду в номинации «Оригинальность стиля экспозиции». Под открытым небом, из трех поддонов, обтянутых материей, и куска фанеры мастера сложили горнило русской печи. В котелке готовили гречневую кашу и картошку-рассыпуху, зажарили двух поросят, шашлыки и коптили рыбу. Угощение расхватывалось «на ура».
В следующий раз надо будет на месте организовать кафе, улыбается Валентин Сергеевич. В декабре в 69 павильоне ВВЦ будет новая выставка «Золотые руки мастеров», в которой примут участие все 12 гильдий Палаты ремесел.
Печь, как и тот же самовар символы уклада жизни безвозвратно ушедших в прошлое крестьянских домов и дворянских усадеб. С исчезновением какого-либо ремесла мы теряем частицу нашей культуры. Но печному делу это не грозит, оно живет и развивается. Наверное, нет такого человека, который не любил бы смотреть на пламя или слушать потрескивание дров. А особенный аромат бани, который непостижимым образом появляется еще при ее строительстве… Мы живем в удивительное время, когда в одном доме возможно иметь самую современную отопительную систему, бассейн и настоящую русскую печь из сказок. Вот и Новый Год многие туристические компании предлагают отметить в коттедже с русской печью.
|