Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», ноябрь 2005
Другие материалы номера:
ERGO, BIBAMUS!
Стало быть, выпьем!
Истина в вине
Печное искусство

Ну, за «Урожай»!

Нет вредных веществ, есть вредные количества.
Д. И. Менделеев

Весь сюжет фильма «Особенности национальной рыбалки» так или иначе, построен вокруг водки «Урожай». Из-за нее герои фильма случайно пересекают российско-финскую границу, а потом, благодаря ей же, благополучно уходят от финских пограничников. Наряду с обычными сортами, с некоторых пор ЗАО «Урожай» начал выпуск и элитной марки водки «Парламент». Об истории предприятия и бренда, о «паленой» водке и о том, что же все-таки значит — «очищено молоком», нам рассказал Юрий Владимирович Максимов, генеральный директор ЗАО «Урожай».

 — Как начинался «Урожай»?

 — Предприятие образовано в 1991 году, когда нам всем дали немного свободы и многие начали заниматься предпринимательством. Начинали мы с продукции низкого ценового сегмента или, попросту говоря — с дешевых напитков, которые тогда были наиболее востребованы. Конечно, с тех пор рынок алкоголя значительно вырос и не один раз перераспределялся. Так, в 1999 году, вскоре после экономического кризиса, который «Урожай» переживал довольно сложно, были кардинально пересмотрены политика предприятия и ассортиментный портфель. Приняли решение выйти на рынок в новой для нас, более высокой ценовой категории. Так был разработан новый продукт — водка «Парламент», которую сегодня по праву можно назвать брэндом. Жизнь показала, что мы не ошиблись с позиционированием брэнда «Парламент». Работы было проведено много, было поднято немало документов, литературы. Над рецептурой работала только наша лаборатория, мы не привлекали сторонних специалистов. В конце концов, была создана рецептура, которая полностью отвечает требованиям настоящей русской водки, готовится только из чистейшего спирта и высочайшего качества воды. В основе ее лежит очищение молоком.

 — Нельзя ли поподробнее, как это: очищено молоком?

 — Технология такова. Сначала готовят водно-спиртовую смесь или купаж, когда спирт смешивается со специально подготовленной, обогащенной солями, водой. Ведь от вкуса воды, в первую очередь, и зависит вкус водки. Потом купаж насыщают обезжиренным молоком, эта смесь стоит 7-10 дней, во время которых происходит процесс коагуляции, когда молоко, сворачиваясь, притягивает к себе сивушные масла и прочие вредные примеси, а затем оседает вниз. Потом начинается процесс очистки, который состоит из 6 ступеней: мембранным, угольным и песочным фильтрами. И лишь потом водка поступает на разлив. Так мы получаем кристально чистый продукт. Кстати, технология очищения молоком довольно старая, датируется еще 18 веком, когда правом на производство водки обладали только дворяне. При этом таким способом они делали водку, как правило, не на продажу, а только для личного потребления, так как процесс был очень трудоемким и дорогим. Да и сейчас это тоже недешево.

 — Почему вы назвали водку «Парламент»?

 — С самого начала образования предприятия мы занимались только алкогольной продукцией, и выпускали водку тех марок, что были известны еще со времен Советского Союза — «Русская», «Столичная», «Московская». Уже позже мы перешли на свои собственные марки: «Салтыковка», «Поповка», это названия улиц в Балашихе. Когда мы задумались о создании премиального брэнда, естественно, ставилась задача — создать интернациональный бренд. Не лучшим решением нам казался вариант с использованием названия, похожим на фамилию, или более того — водка с портретом на этикетке. Наш продукт должен был сближать, так или иначе, абсолютно всех. «Парламент» появился в то время, когда как в СМИ, так и в головах было много политики. Название было созвучно моменту, и в то же время парламент, дума, конгресс, сейм есть практически во всех странах, а мы и позиционируем наш бренд как международный, и с самого начала планировали поставки на экспорт. Мы уже вошли в крупнейшие зарубежные розничные сети, у нас есть европейское представительство, идет постоянная работа по «захвату» европейского рынка. Мы хотим поднять статус русской водки за рубежом, позиционируя ее как истинно национальный русский напиток.

 — Можно ли добиться того, чтобы напиток под названием «водка» имели право выпускать только в России?

 — Теперь уже невозможно, так как есть мнение, что слово «водка» стало общеупотребимым понятием.
Но добиться того, что «русскую водку» могут производить только на территории России можно и нужно. »Водку» сегодня делают все, кому не лень. Поэтому такие легендарные марки, как «Столичная», «Московская», теряют свой вес в Европе из-за низкого качества, не соответствующего российским стандартам. Вот почему хотелось бы «национализировать» этот продукт, чтобы наша страна могла зарабатывать на нем. Есть уже тревожные тенденции — экспорт алкогольной продукции в последнее время значительно упал, деньги в казну не идут. Решаться этот вопрос должен на правительственном уровне.

 — Стало ли сейчас меньше «паленой» водки?

 — Меньше не стало, если не стало больше. Хотя по-другому ситуация складываться и не может, каждый год увеличивается сумма акциза, а это основное, что влияет на конечную цену бутылки водки в магазине. Посудите сами — себестоимость нашей продукции составляет где-то 100 рублей. То есть подделывать ее достаточно интересно. И качество подделок все увеличивается! Я имею в виду, конечно же, не качество продукта, а степень «похожести» внешнего вида бутылки на оригинал. Непрофессионал вполне может ошибиться. Наша продукция вся обклеена различными сложными наклейками, но это все равно помогает мало. Чтобы люди не ошибались, мы регулярно рассылаем по регионам письма, где подробно объясняем, как отличить подделку. А ведь контрафактная продукция — это урон не только для честных производителей алкоголя, но и огромные деньги, которые нигде не учитываются и идут мимо казны. В основном цеха по производству фальшивой алкогольной продукции находятся в регионах Закавказья.

 — В России ежегодно умирает от алкоголизма тысячи человек. В чем вы, производитель водки, видите причину?

 — Если кратко, то нужно пить качественную водку в разумных количествах. Конечно, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что донести культуру питья до наших людей сложно. И гурманов, которые из бутылки будут переливать водку в графин, воспитать тяжело. Кстати, в этом есть не только эстетический момент — таким образом должны выйти первые пары спирта, которые «бьют» в голову. Но уже сейчас можно что-то сделать. Мы пытаемся продвигать не только наш продукт, но и культуру потребления такого серьезного напитка, как водка. Надеемся, русские традиции, когда распитие крепких спиртных напитков всегда сопровождалось хорошими закусками, еще не безвозвратно утеряны. И не нужно говорить, что переделать нас невозможно и мы — самая пьющая нация в мире. Ничего подобного — многие нации испокон веку пьют крепкие напитки. В той же Великобритании в пятницу на улицах пьяных намного больше, чем у нас. Так там люди расслабляются после рабочей недели. Но в другие дни — все спокойно.

А сам я больше люблю коньяк, пиво, к водке довольно равнодушен, но оценить хорошую водку в хорошей компании под хорошую закуску — всегда могу.

 — Как нужно пить водку?

 — Вкусовые ощущения и, в конечном итоге — состояние опьянения зависит от того, с каким настроением вы сели за стол. К нам приходят наши знакомые и иногда говорят — вот на той неделе мы пили «Парламент» — отлично шла, мягко. А вот сегодня как-то не очень, жестковато. Эта оценка субъективна, все зависит от настроения, потому что за объективным качеством водки, ее «мягкостью» и «жесткостью» мы следим постоянно. У нас есть своя дегустационная комиссия, мы регулярно оцениваем качество своего продукта, сравниваем его с конкурентной продукцией нашего ценового сегмента. Двое из десяти членов этой комиссии — профессиональные дегустаторы международного класса.

 — Какие сейчас тенденции на рынке алкогольной продукции?

 — По данным аналитиков, потребление крепкого алкоголя в России в течение последних трех лет снижается на 3-5% в год. В тоже время, по итогам 2004 года, объемы его продаж в стоимостном выражении выросли на 21,7%. На алкогольные напитки россияне тратят в год около 16-17 млрд. долларов и все чаще предпочитают дорогую брэндированную продукцию. Иностранные эксперты полагают, в России потребление крепких напитков, таких как водка, немного снизится за счет алкогольных напитков меньшей крепости. Но спад с лихвой компенсируется увеличением спроса на крепкий алкоголь класса премиум — высококачественную водку, виски, текилу, коньяк. В этом сегменте ожидается наибольший рост потребительского спроса.

 — Есть такой миф: ликеро-водочный завод, это такое предприятие за колючей проволокой, где внутри все ходят пьяные…

 — Раньше, при советской власти, когда все вокруг было «наше», возможно, что так где-то и бывало. Но хозяину всегда неприятно, когда крадут что-то из его кармана. А чтобы этого не было, нужно обеспечить своим работникам хорошие условия работы, нормальную зарплату, социальный пакет, чтобы человек чувствовал себя защищенным. У нас так: попался пьяным — можешь пить и дальше. Но уже за воротами «Урожая». Жестко? Да. Но с этой проблемой, таким образом, мы справились, подобные случаи у нас очень редки и воспринимаются как из ряда вон выходящие. И дело не только в «карательных» мерах. Благодаря сложившейся корпоративной культуре, люди стали более сознательными, изменились их ценности и отношение к работе.

 — У вас в кабинете много футбольных кубков. Это ваше хобби?

 — В свое время я посвятил футболу значительный период моей жизни, но мою спортивную карьеру прервала травма. Так что сейчас футбол — это мое хобби. У нас есть своя корпоративная команда, кубки, которые вы видите здесь — как раз ее трофеи. Мы периодически играем на разных небольших турнирах, иногда выигрываем, иногда проигрываем, но участвуем всегда и с удовольствием.

 — Как началось ваше сотрудничество со Среднерусским банком?

 — Наша кредитная история берет начало в 1998 году, когда мы впервые обратились в Сбербанк. На сегодняшний день кредитование — это один из естественных механизмов, с помощью которого должно работать любое современное предприятие, которое не хочет стоять на месте. Привлечение заемных средств требуют такие направления деятельности, как маркетинг, реклама, исследования и разработка новых продуктов, строительство — на это необходимо много средств. Жизнь диктует такие условия, при которых мы должны развиваться, а не стоять на месте. Почивать на лаврах нельзя — рано или поздно кривая развития любого, даже самого успешного дела, пойдет вниз. Чуть застоялся — тебя тут же съедят конкуренты. Что касается Сбербанка, то на сегодняшний день это лидер в кредитовании, его деньги «дешевы» и доступны, и это сочетается с цивилизованным подходом к работе. Да и, кроме того, ни один из коммерческих банков не может осилить того объема средств, который нам нужен. В качестве примера могу сказать, что не так давно мы брали на развитие предприятия 400 миллионов рублей.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100