|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Под знаком бесконечности
10 марта 2006 года в небольшом городке Сычевка был пущен суперсовременный молочный завод – очередное пополнение в компании «Seven Hills», куда уже входят Смоленский сыро-колбасный комбинат, Красноборский и Дорогобужский сыродельные комбинаты и другие подразделения.
Сегодня многие столичные предприятия перебрасывают производства в регионы, все дальше от Москвы и даже Московской области. Западные компании также ищут место для своих заводов в России. Группе компаний «Seven Hills» («Семь холмов») удалось открыть преимущества переработки молока «на месте», на территории собственной сырьевой базы в Смоленской области. «Никакого сухого молока и заменителей – только натуральное молоко от коров сычевской породы!» - убежденно заявляет руководство смоленского холдинга, под торговой маркой которого выпускаются молоко, творог, сметана, плавленые и твердые сыры…
Смоленская область - не только старейший аграрный, но и научный район: отсюда родом основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования природы Василий Докучаев. На точные науки опирается и председатель совета директоров ГК «Seven Hills» Виктор Алексеевич Юшков, приступая к созданию каждого нового проекта. И, видимо, неслучайно в качестве нового логотипа холдинга выбрана лежащая на боку восьмерка - математический знак бесконечности. Чтобы российские сельскохозяйственные предприятия росли и развивались всегда.
Правда ли, что после открытия завода мэр Москвы Ю. Лужков прислал к вам специалистов - набраться опыта, как делать продукты такого высокого качества? - поинтересовался наш журнал у Виктора Алексеевича.
Да, приезжал заместитель министра сельского хозяйства Московского Правительства. В Московской мэрии и в Думе о нашем молоке знают не понаслышке: мы поставляем туда нашу продукцию. А кроме того, сегодня Мосагромпром вместе с патриархом Алексием II решает вопрос об открытии сети магазинов православной церкви, где будет только натуральная продукция. Среди прочих, там будут представлены и смоленские производители.
Будущее Смоленской области – агробизнес, - убежден Виктор Алексеевич. - До 1995 года, когда зародился масштабный проект «Seven Hills», мы серьезно работали с деревом, машинами – накопленный капитал был вложен в предприятие. Основой производства стали племенной завод «Сычевка», выкупленный с торгов после банкротства, и девять разорившихся сельхозпредприятий района. C экономическими расчетами нам помогли представители Европейского банка реконструкции и развития. Специалисты из международной программы «Тасис» совершенно бесплатно, за два года оценили весь проект. Так мы начали работу.
Мясомолочная сычевская порода коров знаменита во всем мире. Она была зарегистрирована еще в 1956 году, продавалась в Голландию и Германию. После 90-х годов на фермах нашего предприятия осталось всего 700 племенных животных. «Seven Hills» решил восстановить ее в ближайшие 4-5 лет, а в конце этого года по агропромышленной программе закупить 2300 голов голштинно-фризской породы. Так что вполне реально, что имеющиеся сейчас на заводе 1500 голов через несколько лет превратятся в 6000-6500.
И первое, о чем пришлось думать руководству холдинга: а что делать со всем этим молоком. В 1997 году было решено сразу строить завод, рассчитанный на переработку 60 тонн молока в сутки. Но банки тогда недоверчиво отнеслись к новому производству. Поэтому, как вспоминает Юшков, пришлось занять денег у Смоленской бриллиантовой фабрики и переоборудовать предназначенные под гаражи помещения в мини-завод мощностью 16 тонн. Он благополучно отработал 6 с лишним лет, пока не пришла пора расширяться по-настоящему. В 2002 году подключился Сбербанк России, благодаря управляющему Гагаринским отделением Наумову Александру Михайловичу, «который приехал и спросил - почему вы у нас не кредитуетесь?» - улыбается Виктор Алексеевич.
На инвестиционный кредит Сбербанка России был построен новый завод по переработке 250 тонн молока в сутки, с собственной котельной и автономной электростанцией – поскольку закупать электричество «у Чубайса» стало слишком накладно. Но главное - на стадии монтажа в заводе заложен такой резерв, что теперь буквально за 1,5-2 месяца можно увеличить производительность до 520 тонн в сутки. А по российским масштабам это уже намного выше среднего уровня.
Кстати, как появилось название «Seven Hills»?
В мире всего три города стоят на семи холмах – Москва, Смоленск и Рим. Среди сотрудников был объявлен конкурс: кто придумает лучшее название бренда для нашего предприятия, получит премию - 30 тыс. рублей. Нужно было, чтобы оно хорошо звучало и на русском, и на английском. Предложили множество всяких названий… «Seven Hills» попало «в точку».
На чем мы не собираемся экономить, так это на современном упаковочном оборудовании. Как говорится, по одежке встречают…Часть нашей продукции уже выпускается на рынке с новой симпатичной упаковкой, неплохо вписывающейся в бренд, который мы создали. В этом году поменяем «одежку» продукции на Красноборском и Дорогобужском заводах.
Переживания генерального директора понятны: на недавней международной выставке «Продэкспо-2006» в Москве «Seven Hills» получила бронзовую медаль по одной лишь только причине - упаковка старая. Юшкова третье место не устраивает.
Как удается реализовывать такие объемы? Похоже, у вас проблем с этим нет?
На данном этапе мы реализуем все, что выпускаем. Пастеризованного молока даже не хватает, чтобы обеспечить заказы, поэтому сильно не тревожимся. А вот сыры продавать уже не так просто, да и в конкурентах такие фирмы как «Карат» или иностранцы. Создавать свои торговые сети очень дорого, практически невозможно. Поэтому мы разработали политику вхождения в региональные торговые сети – «Ашан», «Магнит», «Перекресток»… Подписываем дилерские договора с крупными оптовиками, вхожими в них, создали для этого особый маркетинговый отдел. Наша продукция стоит на магазинных полках уже в 20 регионах вокруг столицы, и везде мы стараемся сопроводить ее рекламной кампанией. В Смоленске, Нижнем Новгороде, Твери, Санкт-Петербурге висит большое количество наших баннеров, местные отделения телеканалов РТР и СТС крутят наш рекламный ролик. Москву и Московскую область мы пока оставляем «на потом», хотя уже сейчас можем рассчитывать на поставки в школы и больницы. Тратить сейчас $5-6 млн на рекламу в столице нет никакого смысла, слишком там все «залоббировано».
Нам всем с детства знакомы плавленые сырки «Дружба» и «Волна». Сегодня их тоже без труда можно найти на прилавках магазинов. Но оказывается, эти традиционные сыры на данный момент официально разрешено производить только двум компаниям – «Карат» и «Seven Hills». Причем сначала «Карат» даже попытался запатентовать «Волну» и «Дружбу», но «Seven Hills» их «отвоевал». Это российские марки сыров и, по определению Патентной палаты, их могут выпускать все, кто соблюдает технологию и качество. Полтора года назад сотрудники «Карата» даже специально закупили около 500 кг сыров «Seven Hills», чтобы отдать их на анализ. Юшков с видом победителя посмеивается: «Ничего не смогли поделать – наша технология соответствует всем требованиям!».
Для получения традиционного вкуса полностью выдерживаются старые ГОСТы - а лучше, чем было в советское время, и не придумать, - убежден Виктор Алексеевич. – На этикетке должно быть четко написано: плавленый сыр. И его стоимость около 75 руб. за кг. Если мелким шрифтом написано «сырный продукт» - значит, в нем соя, стоит он в 2 раза дешевле. Есть воронежские, краснодарские заводики, которые демпингуют по цене и пытаются засыпать рынок этой «сырной дешевизной». Но в итоге, обычно, все они останавливаются - сырья нет. А мы можем себе позволить закупить сырье вперед и бесперебойно выпускать качественную продукцию.
Кстати, в магазине при заводе можно купить настоящее «неразбавленное» масло по цене всего 70 руб. за кг.
На самом деле, оно должно стоить 200-220 рублей. Холдинг продает его себе в убыток, для нас это побочное производство. Впрочем, скоро «Seven Hills» будет работать и в этом направлении - сейчас монтируется маслоцех, будут расфасовки по 200 грамм и маленькие упаковки типа импортных. Попробовав один раз, человек будет снова и снова искать нашего «Сычонка» на этикетке и знак бесконечности, - убежден Юшков.
А как достичь такого уровня качества? И какова основная идея вашей компании?
Да, в принципе, идея простая - вкусная натуральная продукция по конкурентной цене. Слоган «Seven Hills» мог бы быть такой: «жизнь слишком коротка, чтобы покупать дешевую продукцию». У нас, например, молоко натуральное - сегодня получили от коровы, к вечеру переработали. Ведь Москву и Московскую область заполонили продукты из сухого молока, нередко пролежавшего 3-4 года. «Гигантам», выпускающим до 700-800 тонн молока в сутки, просто неоткуда взять такое количество натурального продукта. Организовать прямые поставки в больших количествах из хозяйств они не в состоянии… Этим и отличается их и наш подходы к производству. Мы напрямую связаны с хозяйствами и частниками.
Всего в «Seven Hills» сейчас занято 1500 человек, из них 600 - в Сычевке. Холдинг взял «под крыло» и независимые, расположенные на территории района хозяйства, отремонтировал коровники, выкупил поголовье, обреченное на убой, приобрел нефтебазу. Более дешевое топливо, помощь во время посевной и уборки - это своеобразный кредит, за который местные поставщики рассчитываются молоком. Пришлось построить 6 молокоприемных пунктов, закупить совершенно новое российское и иностранное оборудование. Такая система довольно сложная и энергоемкая, но при грамотном подходе ее рентабельность может достигать от 17 до 35 %.
Частный сектор дает 50% всего молока. Один литр, купленный у населения, стоит уже почти 7 рублей. Бывшие совхозы и колхозы и сами пока поверить не могут, что стали крепкими частными хозяйствами, - рассказывает Виктор Алексеевич. Компания планирует отдавать в лизинг самих коров. Это современная и перспективная практика.
И сколько же, если не секрет, стоит корова?
Сычевская - 25-30 тысяч рублей, голштинная - порядка 2,5 тыс. долл. И спрос есть.
На ваш взгляд, каково состояние частного сектора и сельского хозяйства в целом? Сколько из существовавших хозяйств осталось «в живых»?
35-40 %. Мы будем всегда им помогать, только бы у них не пропало желание работать.
У всех, с кем мы общались, очень разные ожидания от приближающегося вступления России в ВТО… Каково на этот счет ваше мнение?
Мы должны все время развиваться, быть в постоянном движении, как акула. Если животноводство средней полосы России не восстановится, то после вхождения в ВТО продукция будет полностью западная. Иностранцы построят здесь новые хозяйства по своим схемам, и придется работать на них. Поэтому на данном этапе мы хотим их обойти. Через 2-3 года Россия однозначно вступит в ВТО, и у нас должны быть современные предприятия, современное животноводство. Мы должны использовать свой потенциал сами.
Нам важно сохранить независимость марки, производства, в планах холдинга - открытие своего представительства в Европе, - говорит Виктор Алексеевич, - Может быть лет через 15-20 «Seven Hills» и фирму «Campina» догонит. Они же тоже когда-то начинали с 2-3 тонн...
|