Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», январь 2004
Другие материалы номера:
В поисках сокровищ
Под номером один
Новомосковск
Среднерусский банк - цифры, планы, результаты

Сколько лет банковской карте

Когда тяжело стало ворочать деньгами металлическими, изобрели бумажные. Потому что бумага все терпит и разные степени защиты может иметь, видимые на просвет и в ультрафиолете. Потом деньги стали и вовсе бестелесными и безналичными. И чтобы ими пользоваться, понадобились специальные инструменты. Например, банковская карта. Новинка завоевала всемирную известность и признание. Собственно, цель и состояла в том, чтобы убрать все препоны, сделать расчеты мгновенными. Скорость и отсутствие границ – вот за что идет война на рынке. А как все складывалось у нас?

Банковская карта без сети обслуживания – просто кусок пластика. Выпуск карт всегда сопровождается организацией точек приема их к оплате и снятию со счета наличных, без которых пока в этой жизни обойтись невозможно. Пользоваться картой должно быть легко. В Россию всерьез и надолго банковская карта пришла в начале 90-х, когда начала формироваться коммерческая банковская система. Тогда карты предлагались как диковинка и соответственно очень немногим клиентам. Карты, как ничто другое, отражают потенциал банка, владение новыми технологиями, профессионализм персонала, реагирование на требования жизни. Конечно, банковские карты прежде всего появились на российской земле в столицах, именно здесь сконцентрированы ресурсы – человеческие и финансовые, здесь темп жизни диктует наиболее жесткие условия.

Московский областной банк начал работать с банковскими картами в 1996 году: подготовка, обучение персонала, создание отдела, ставшего затем управлением, выпуск первых карт. К первому января 1997 года их было уже 60. Все – VISA, и все были оформлены на сотрудников банка – новую технологию проверяли на себе. Ведь пока сам не попробуешь, толком и объяснить не сумеешь, в чем преимущество и вообще зачем это нужно. Постепенно развивалась система расчетов, в 1996 году к Москве, с которой проект стартовал, присоединились Балашиха, Дубна, Мытищи. Дальше одно за одним стали подключаться другие отделения. Оборудование, установка программы, расходные материалы, телефонные аппараты и линии связи.

Вот из-за этих линий работа с картами в банке началась с построения локальной системы расчетов по микропроцессорным картам АС-Сберкарт. Использованная в них технология не подвержена влиянию качества связи, от которого зависят карты с магнитной полосой, наиболее распространенные в мире. Наши телекоммуникации в регионах часто не позволяли проводить операции по этим картам в нормальном режиме, из-за невозможности оперативно связаться с процессинговым центром банка. А в чипе АС-Сберкарт зашита вся информация о счете, то есть все необходимое для расчета при условии наличия оборудования. Однако растущую армию деловых людей, часто выезжающих за границу, и не менее активных российских туристов интересовали, прежде всего, карты международные.

Поэтому Сбербанк России является также участником двух крупнейших платежных систем VISA Int. и MasterCard Int.

В начале 1998 года расчеты по картам VISA и Eurocard/MasterCard вели уже 20 отделений и 4 филиала банка на территории Московской области, появились первые пункты выдачи наличных по банковским картам в 5 отделениях. К этому времени было выпущено свыше 400 карт различного типа.

Практически с первых лет работы с картами стал прорабатываться вопрос оказания клиентам дополнительных услуг и создания новых продуктов. Была введена услуга по эмиссии к счету дополнительных карт, в том числе детям. Стали оптимизироваться и упрощаться условия оформления карты. Банк начинает активно работать по внедрению зарплатных проектов, позволяющих предприятию существенно упростить и удешевить процесс выдачи заработной платы сотрудникам.

В 1998 году в Сбербанке появились карты со счетом в рублях, ведь первоначально банковские карты ориентировались, что называется, на запад, на инвалюту. Следом приступили к выпуску дебетовых карт для электронных расчетов Cirrus/Maestro. В основном эта карта предназначалась как раз для организации выдачи зарплаты, позже на ее базе появилась еще карта для молодежи с дополнительным дисконтным пакетом “EURO<26” - скидки на посещение музеев, театров, кино, дискотек, транспортные услуги и т.д. То есть, помимо карт представительского класса на рынке появился дешевый продукт, рассчитанный на массового потребителя. Карты пошли в народ. Стали быстро расти объемы безналичных расчетов внутри страны.

В 1999 году банком были установлены первые банкоматы – в Москве, Черноголовке, Одинцово. Количество выпущенных карт к тому времени увеличилось вдвое. Стала развиваться сеть приема карт к оплате в магазинах, ресторанах и других торгово-сервисных точках. Это сейчас мы удивляемся, если крупный магазин не может предложить этой услуги. А в самом конце прошлого века и продавцам и банковским специалистам такие расчеты были в новинку. Выручка наличными казалась притягательней необходимости вникать в технические тонкости, перестраивать устоявшуюся схему обслуживания в призрачной надежде на резкий рост товарооборота благодаря неуловимым владельцам карт.

Пока держатели карт, директоры и менеджеры, рабочие и служащие бюджетных организаций, участвовали в конкурсах и рекламных акциях платежных систем, изучали новые возможности для развлечений и шопинга, понемножку начинали оставлять деньги в “электронном” кошельке про запас, банк вводил в эксплуатацию все новые банкоматы и ПВНы, чтоб удобно было снимать деньги по месту жительства, в поездках по стране. Появились карты для пенсионеров с выплатой повышенного дохода и возможностью ежемесячного зачисления пенсии на счет, карты “Студенческие” с низкой стоимостью годового обслуживания, оформляемые по месту учебы, а не только по месту прописки.

Помимо организации специальной службы для оказания круглосуточной помощи клиентам в экстренных ситуациях, требующих блокировки счета или решения других проблем обслуживания, начала действовать система ТЕЛЕКАРД – получение справки о состоянии счета в автоматическом режиме по телефону.

В 2001 году образовался Среднерусский банк, присоединение к Подмосковью банков 6 областей со своим “грузом” карт, наработками и клиентами позволило повысить темпы наращивания выпуска и развития инфраструктуры обслуживания карт в регионе. Этого требовала уже и ситуация в экономике, изменившиеся представления о финансовом сервисе и образ жизни. На объединенной территории работало около 70 банкоматов, через год их стало в 2 раза больше, в начале 2003 года банкоматов стало уже 200, сейчас их работает 307. Большинство – в круглосуточном режиме. Это крупнейшая сеть банкоматов в регионе. Количество выпущенных карт росло еще быстрее, в ноябре прошлого года банк отметил эмиссию 500000-ой карты.

За это время в банке появились новые карты, например, VISA “Аэрофлот” с программой накопления баллов, присуждаемым клиентам за покупки по карте. Баллы суммируются и дают право на льготы при оплате перелетов в компании “Аэрофлот”. Последняя новинка - VISA Classic “Золотая маска” - создана для театралов, эта карта одновременно является инструментом доступа к счету и дает владельцу возможность заказывать билеты на театральные постановки на сайте kontramarka.ru со скидкой. Стартовал проект по оплате мобильной связи операторов “Мегафон”, “Би Лайн”, МТС через банкоматы путем списания средств со счета, без комиссии, с мгновенным зачислением средств на телефон.

Для контроля за счетом можно заказывать отчет о проведенных операциях за любой период времени до года в подразделении банка, выдавшем вам карту. Можно, задействовав систему ТЕЛЕКАРД, получить справку об остатке и доступном лимите карты с телефонного аппарата. А можно просто послать SMS-запрос в банк со своего мобильного телефона, но сначала подключить услугу “Мобильный банк”. Тогда вся информация об операциях по счету будет приходить к вам в реальном времени на сотовый телефон. Это очень удобно, не требует никаких дополнительных усилий и является лучшим средством от мошенничества. Таково вкратце сегодняшнее положение вещей.

Что нас ждет завтра? Международные карты с чипом, и как следствие - повышение их надежности. Карты со счетом в евро, мультивалютные карты. Оплата коммунальных услуг через банкоматы. А послезавтра? Кредитные карты, переводы денежных средств с карточного счета, зачисление средств на счет карты через банкомат в режиме реального времени, управление счетом через интернет. И многое другое для удаленного оперативного управления карточным счетом.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100