|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Палитра профессионала: трест двадцать первого века
- Рынок
художественных материалов – особый,
специфический род бизнеса, - уверен
генеральный директор ООО «Трест
Спецбумснаб» Александр Богатырев.
Действительно, холсты,
мольберты, краски, кисти,
специальные инструменты и
оборудование для художников - по
сути, товары ограниченного спроса,
«территория» искусства. ООО «Трест
Спецбумснаб» поставляет на
российский рынок оригинальный товар
- художественную бумагу, а также
разнообразные аксессуары для
живописи, графики. На сегодняшний
день ассортимент «Треста» включает
более 6000 наименований
профессиональных материалов
импортного и отечественного
производства. Предприятие появилось
на рынке в 1997 году, но базовый опыт
был уже заложен несколькими годами
раньше.
- Наш
рынок занимает от 8% до 15%, по разным
данным, рынка канцтоваров. Разница
цифр оттого, что по некоторым видам
товаров мы пересекаемся. Наше
основное отличие в том, что мы не
торгуем, например, красками для
детей, у нас только профессиональные
и достаточно дорогие материалы. Вот
простое пояснение: если сделать
карандашный рисунок обычным
графитовым карандашом, он будет
блестеть. Художественный карандаш
не дает бликов, которые будут мешать
видеть детали. На рынке
художественных материалов
существует примерно 5-6 компаний.
Основные отечественные
производители,
известные с советских времен:
московское предприятие "ГАММА",
Санкт-Петербургский "Завод
Художественных красок», а также
две-три компании, занимающиеся
импортом.
Вообще
говоря, рынок интересный. В нем нет
больших оборотов, но рентабельность
хорошая.
- Мое
более-менее близкое знакомство с
этим рынком началось в 1993 году, -
вспоминает Богатырев. - Тогда я был
директором одного совместного
российско-итальянского предприятия,
которое производило краски. Затем
организовал свою фирму - «Трест
Спецбумснаб». Поначалу было тяжело,
первые восемь месяцев вообще сидели
без зарплаты, работали "на
будущее". Но постепенно дело
пошло. Открыли счет в Среднерусском
банке Сбербанка России, который
тогда еще назывался Московским
областным банком, все наши успехи
можно проследить по оборотным
средствам в банке…
Время
дефолта оказалось удачным для
предприятия, как признается
генеральный директор. В октябре 98-го
ООО «Трест Спецбумснаб» становится
эксклюзивным представителем
итальянской компании «АРА –
FERRARIO» в России.
Еще
раньше ООО «Трест Спецбумснаб»
получает от итальянской бумажной
фабрики «FABRIANO»
предложение поставлять на особых
условиях ее уникальную продукцию в
Россию. Бумажная фабрика
"FABRIANO"
существует почти 800 лет - с 1283 года.
Некоторые виды бумаги там до сих пор
производятся
вручную из отборного хлопка,
конопли, льна, с добавлением
специальных красителей. Бумагу
"FABRIANO"
использовали Микеланджело
Буонаротти, Рафаэль, Альбрехт Дюрер.
Именно на заводах «Fabriano» были
изобретены водяные знаки, сейчас на
бумаге «Fabriano»
печатается самая сложная банкнота в
мире - евро.
- Бумага
«Fabriano» довольно
дорогая, но для художника
интересная, - говорит А. Богатырев. -
Дело в том, что художественная
бумага бывает разных видов и
соответственно, для каждого вида
живописи существуют свои
требования: для пастели (сухой
краски) бумага должна иметь большую
цветовую гамму, для акварели –
определенную фактуру; есть бумага
для акрила, масла. И «Fabriano» все
это максимально учитывает. У них
есть также линия офисной бумаги,
подарочной бумаги, бумаги для
визиток, конвертов, красивых
бланков. На рынке в России
«Fabriano» не так
много – ей занимаемся только мы и
еще один поставщик.
-
Любопытно узнать, кто является
потребителем таких "серьезных"
бумаг?
Естественно, основной наш
"потребитель" - розничная сеть.
Впрочем, помимо магазинов и
художественных салонов у нас есть
разовый клиент: дизайнерские фирмы,
студии, объединения художников,
галереи, музеи, с которыми мы
работаем «под заказ». Вот, скажем, мы
продаем бумагу школе С.Андрияки,
галерее М.Гельмана, студии
Б.Бельского, сотрудничаем с
Государственной Третьяковской
галереей, «Росреставрацией»,
Санкт-Петербургской Академией
Художеств. В 2002 году мы были
спонсорами международной выставки
«Европастель». Это была большая
акция, длившаяся почти год, по
окончании которой были изданы
каталоги на бумаге «Fabriano»,
предоставленной нами. Кстати, в
рамках этой выставки коллекции
пастели представили
Государственный Эрмитаж,
Государственный музей истории
Санкт-Петербурга,
Санкт-Петербургская академия
художеств, 5 итальянских городов, где
проводилась «Европастель», и
Ярославль. Выставка проходила под
патронажем Министерства Культуры
РФ, Союза художников РФ, ЮНЕСКО и
Генерального Секретаря Совета
Европы.
Но
картины - это далеко не все, на что
способна бумага. ООО «Трест
Спецбумснаб» поставляет
индонезийскую бумагу для творчества
– рисовую, шелковую, банановую. Из
нее делают абажуры, платья для кукол,
обклеивают книги, коробки.
Предприятие работает с российскими
бумажными фабриками – с «Гознаком»,
с мелкими отечественными
поставщиками. На долю отечественной
продукции приходится порядка
40%.
Кроме
того, у «Треста» есть собственное
производство - цех во Владимире и
деревообрабатывающие мастерские в
Москве, где мастера делают
мольберты, подрамники, палитры,
пеналы, щипцы для натяжки и прочие,
необходимые для творческих людей
вещи.
-
Производство являлось вашей
первоначальной целью или вы
получили такую возможность по мере
развития?
-
Хотелось помимо торговли самим
делать что-то, хотя это и тяжело пока,
мастерские существуют за счет
хороших мастеров, которые
занимаются грунтовкой холстов,
полуручным производством кистей и
т.д. Мы занимаемся и френчайзингом:
под нашей торговой маркой
«Аrti» выходят те
же кисти, пластилин, скульптурная
глина, лаки. У нас подрабатывают
студенты вечером в качестве
подмастерьев. Мы размещаем заказы на
территории России, даем рабочие
места, стараемся продвигать и
итальянские марки, и
собственные.
- Помимо
бумаги, особое внимание художники
уделяют кистям. В чем особенность
профессиональных кистей – что
включает в себя их цена?
-
Качество кисти зависит и от волоса, и
от качества обработки, и от качества
гильзы, в которой волос крепится,
чтобы он не выпадал. - Объясняет
Богатырев тонкости работы. - Ну а
дальше вопрос дизайна - китайцы,
например, делают стеклянные кисти:
их удобнее вытирать, если
запачкаются. Самая дорогая кисть –
из колонка.
- Вы
реализуете свою продукцию только за
счет поставок в художественные
салоны и магазины или у вас есть
собственные точки продаж?
- В
основном поставляем, активно
работаем с регионами – туда уходит
примерно 60% товаров. В Москве у нас 4
небольшие, «домашние» точки для
художников, все они находятся при
художественных учебных заведениях:
МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГХПУ им. С.Г.
Строганова и при Художественном
училище памяти 1905 года. Не секрет,
что в выборе места для реализации
продукции часто заключается залог
коммерческого успеха. В последнее
время появилась опасная тенденция:
художественные салоны уходят - или,
лучше сказать, выдавливаются - из
центра Москвы, аренда дорожает, им
все труднее выживать. Более того, в
ближайшей перспективе закрываются
все магазины в центре. А ведь этот
товар имеет некое социальное
значение - конечно, в нем нет острой
необходимости каждому человеку, но
художнику он нужен. Так что мы все
равно стараемся искать новые точки
продаж.
ВСТАВКА:
Процесс бумажного производства
практически не изменился с древних
времен, усовершенствовались лишь
средства. Бумагу изобрели в Древнем
Китае, но далеко не сразу ее стали
делать из древесины. Потом в Европе
бумагу научились отбеливать и
разглаживать, выделять и очищать
целлюлозу, добавлять в бумажную
массу минеральные вещества,
наделять ее водоотталкивающими
свойствами и способностью прекрасно
впитывать краски. Современные
технологии позволяют сделать бумагу
практически из любого волокнистого
сырья – из хвойных, лиственных пород
деревьев, риса, камыша, тростника,
бамбука, и даже из синтетических
материалов - нейлона, дакрона,
орлона. Хрупкий лист, который можно
так легко уничтожить, удивительным
образом остается вечным
материалом.
- Каким
образом современное предприятие
получило такое «ностальгическое»
название, в духе советской эстетики
20-х годов прошлого века?
- Нам
нравится такая стилистика. Когда мы
«вышли» на итальянские фирмы, нас
потянуло на что-то российкое,
традиционное, связанное с бумагой -
мы ведь тогда полагали, что будем
заниматься в основном бумагой. А в
слово «трест» закладывалось
значение "производство",
которое планировалось в дальнейшем.
Да и вообще, в то время
художественные салоны были
советского типа, и с таким названием
было удобнее продвигаться на
рынке.
- Что
касается динамики и роста нашего
сегмента рынка, - добавляет директор
«Спецбумснаба», - то сейчас он
трансформируется, особенно за
рубежом. И до нас тоже уже доходят
отголоски этих изменений – это
направление товаров для хобби. В
Европе, в обеспеченных странах,
появляется прослойка людей, у
которых есть свободное время, и они
желают выразить себя в творчестве:
рисуя на стекле, ткани, фарфоре или
керамике, украшая интерьер дома
своими руками. У нас сейчас пока лишь
зачатки этого направления, но многие
все равно хотят отдохнуть душой,
поразмышлять. Я тоже вечером пишу
картины, хотя никакого
художественного образования у меня
нет. Пока учусь самостоятельно с
помощью друзей, знакомых художников.
Я закончил Академию гражданской
авиации в Санкт-Петербурге,
Аэрофлоту отдал восемь лет. Но
рисовать меня тянуло с детства, а
когда под рукой оказались
материалы…
-
Вернемся к началу нашего
разговора…вы говорили, что пришли в
Среднерусский банк практически «с
нуля». Какими услугами банка вы
сейчас пользуетесь?
- На
данный момент пользуемся в
Среднерусском банке всеми видами
услуг, включая карточные: и
кредитными линиями, и корпоративным
кредитованием, и овердрафтом.
Кредиты берем на пополнение
оборотных средств, все-таки мы еще
пока растем. Обороты растут, но у нас
есть планы, на которые их не хватает.
Я думаю, что следующий год должен
быть более- менее переломным. После
пяти лет работы мы
контролируем примерно 30% рынка
художественных материалов в Москве,
наш ассортимент составляет около 6000
артикулов товаров для художников от
кисти до мольберта.
- На ваш
взгляд, увеличение спроса на
художественные материалы - это
тенденция ближайших лет или более
отдаленного времени? Ваша фирма
предпринимает какие-то шаги в
качестве пропаганды, привлечения
людей к творческой
деятельности?
- И наука,
и социум двигаются параллельно.
Когда ООО «Трест Спецбумснаб»
только начал работать, на рынке, к
примеру, вообще не было акриловых
красок - сейчас они стали
выпускаться в России. Главную роль в
развитии рынка играет экономический
фактор. Если экономика пойдет на
спад, люди будут больше думать о
насущных проблемах, о том, как
заработать на хлеб. Сейчас мы стали
завозить много товаров для хобби -
есть краски по ткани, по шелку. Если
вдуматься, время, в котором мы
сегодня живем - переломное, даже
нелегкое, но все равно очень
интересное.
|