Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», декабрь 2004
Другие материалы номера:
Монета на счастье
На банковском фронте
Сказ о тульских левшах и о Торгово-промышленной палате
Своевременное решение
Вексель Сбербанка России. Дополнительные возможности

Палитра профессионала: трест двадцать первого века

 

- Рынок художественных материалов – особый, специфический род бизнеса, - уверен генеральный директор ООО «Трест Спецбумснаб» Александр Богатырев.

Действительно, холсты, мольберты, краски, кисти, специальные инструменты и оборудование для художников - по сути, товары ограниченного спроса, «территория» искусства. ООО «Трест Спецбумснаб» поставляет на российский рынок оригинальный товар - художественную бумагу, а также разнообразные аксессуары для живописи, графики. На сегодняшний день ассортимент «Треста» включает более 6000 наименований профессиональных материалов импортного и отечественного производства. Предприятие появилось на рынке в 1997 году, но базовый опыт был уже заложен несколькими годами раньше.

- Наш рынок занимает от 8% до 15%, по разным данным, рынка канцтоваров. Разница цифр оттого, что по некоторым видам товаров мы пересекаемся. Наше основное отличие в том, что мы не торгуем, например, красками для детей, у нас только профессиональные и достаточно дорогие материалы. Вот простое пояснение: если сделать карандашный рисунок обычным графитовым карандашом, он будет блестеть. Художественный карандаш не дает бликов, которые будут мешать видеть детали. На рынке художественных материалов существует примерно 5-6 компаний. Основные отечественные производители, известные с советских времен: московское предприятие "ГАММА", Санкт-Петербургский "Завод Художественных красок», а также две-три компании, занимающиеся импортом.

Вообще говоря, рынок интересный. В нем нет больших оборотов, но рентабельность хорошая.

- Мое более-менее близкое знакомство с этим рынком началось в 1993 году, - вспоминает Богатырев. - Тогда я был директором одного совместного российско-итальянского предприятия, которое производило краски. Затем организовал свою фирму - «Трест Спецбумснаб». Поначалу было тяжело, первые восемь месяцев вообще сидели без зарплаты, работали "на будущее". Но постепенно дело пошло. Открыли счет в Среднерусском банке Сбербанка России, который тогда еще назывался Московским областным банком, все наши успехи можно проследить по оборотным средствам в банке…

Время дефолта оказалось удачным для предприятия, как признается генеральный директор. В октябре 98-го ООО «Трест Спецбумснаб» становится эксклюзивным представителем итальянской компании «АРА – FERRARIO» в России.

Еще раньше ООО «Трест Спецбумснаб» получает от итальянской бумажной фабрики «FABRIANO» предложение поставлять на особых условиях ее уникальную продукцию в Россию. Бумажная фабрика "FABRIANO" существует почти 800 лет - с 1283 года. Некоторые виды бумаги там до сих пор производятся вручную из отборного хлопка, конопли, льна, с добавлением специальных красителей. Бумагу "FABRIANO" использовали Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Альбрехт Дюрер. Именно на заводах «Fabriano» были изобретены водяные знаки, сейчас на бумаге «Fabriano» печатается самая сложная банкнота в мире - евро.

- Бумага «Fabriano» довольно дорогая, но для художника интересная, - говорит А. Богатырев. - Дело в том, что художественная бумага бывает разных видов и соответственно, для каждого вида живописи существуют свои требования: для пастели (сухой краски) бумага должна иметь большую цветовую гамму, для акварели – определенную фактуру; есть бумага для акрила, масла. И «Fabriano» все это максимально учитывает. У них есть также линия офисной бумаги, подарочной бумаги, бумаги для визиток, конвертов, красивых бланков. На рынке в России «Fabriano» не так много – ей занимаемся только мы и еще один поставщик.

- Любопытно узнать, кто является потребителем таких "серьезных" бумаг?

Естественно, основной наш "потребитель" - розничная сеть. Впрочем, помимо магазинов и художественных салонов у нас есть разовый клиент: дизайнерские фирмы, студии, объединения художников, галереи, музеи, с которыми мы работаем «под заказ». Вот, скажем, мы продаем бумагу школе С.Андрияки, галерее М.Гельмана, студии Б.Бельского, сотрудничаем с Государственной Третьяковской галереей, «Росреставрацией», Санкт-Петербургской Академией Художеств. В 2002 году мы были спонсорами международной выставки «Европастель». Это была большая акция, длившаяся почти год, по окончании которой были изданы каталоги на бумаге «Fabriano», предоставленной нами. Кстати, в рамках этой выставки коллекции пастели представили Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия художеств, 5 итальянских городов, где проводилась «Европастель», и Ярославль. Выставка проходила под патронажем Министерства Культуры РФ, Союза художников РФ, ЮНЕСКО и Генерального Секретаря Совета Европы.

Но картины - это далеко не все, на что способна бумага. ООО «Трест Спецбумснаб» поставляет индонезийскую бумагу для творчества – рисовую, шелковую, банановую. Из нее делают абажуры, платья для кукол, обклеивают книги, коробки. Предприятие работает с российскими бумажными фабриками – с «Гознаком», с мелкими отечественными поставщиками. На долю отечественной продукции приходится порядка 40%.

Кроме того, у «Треста» есть собственное производство - цех во Владимире и деревообрабатывающие мастерские в Москве, где мастера делают мольберты, подрамники, палитры, пеналы, щипцы для натяжки и прочие, необходимые для творческих людей вещи.

- Производство являлось вашей первоначальной целью или вы получили такую возможность по мере развития?

- Хотелось помимо торговли самим делать что-то, хотя это и тяжело пока, мастерские существуют за счет хороших мастеров, которые занимаются грунтовкой холстов, полуручным производством кистей и т.д. Мы занимаемся и френчайзингом: под нашей торговой маркой «Аrti» выходят те же кисти, пластилин, скульптурная глина, лаки. У нас подрабатывают студенты вечером в качестве подмастерьев. Мы размещаем заказы на территории России, даем рабочие места, стараемся продвигать и итальянские марки, и собственные.

- Помимо бумаги, особое внимание художники уделяют кистям. В чем особенность профессиональных кистей – что включает в себя их цена?

- Качество кисти зависит и от волоса, и от качества обработки, и от качества гильзы, в которой волос крепится, чтобы он не выпадал. - Объясняет Богатырев тонкости работы. - Ну а дальше вопрос дизайна - китайцы, например, делают стеклянные кисти: их удобнее вытирать, если запачкаются. Самая дорогая кисть – из колонка.

- Вы реализуете свою продукцию только за счет поставок в художественные салоны и магазины или у вас есть собственные точки продаж?

- В основном поставляем, активно работаем с регионами – туда уходит примерно 60% товаров. В Москве у нас 4 небольшие, «домашние» точки для художников, все они находятся при художественных учебных заведениях: МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГХПУ им. С.Г. Строганова и при Художественном училище памяти 1905 года. Не секрет, что в выборе места для реализации продукции часто заключается залог коммерческого успеха. В последнее время появилась опасная тенденция: художественные салоны уходят - или, лучше сказать, выдавливаются - из центра Москвы, аренда дорожает, им все труднее выживать. Более того, в ближайшей перспективе закрываются все магазины в центре. А ведь этот товар имеет некое социальное значение - конечно, в нем нет острой необходимости каждому человеку, но художнику он нужен. Так что мы все равно стараемся искать новые точки продаж.

ВСТАВКА: Процесс бумажного производства практически не изменился с древних времен, усовершенствовались лишь средства. Бумагу изобрели в Древнем Китае, но далеко не сразу ее стали делать из древесины. Потом в Европе бумагу научились отбеливать и разглаживать, выделять и очищать целлюлозу, добавлять в бумажную массу минеральные вещества, наделять ее водоотталкивающими свойствами и способностью прекрасно впитывать краски. Современные технологии позволяют сделать бумагу практически из любого волокнистого сырья – из хвойных, лиственных пород деревьев, риса, камыша, тростника, бамбука, и даже из синтетических материалов - нейлона, дакрона, орлона. Хрупкий лист, который можно так легко уничтожить, удивительным образом остается вечным материалом.

- Каким образом современное предприятие получило такое «ностальгическое» название, в духе советской эстетики 20-х годов прошлого века?

- Нам нравится такая стилистика. Когда мы «вышли» на итальянские фирмы, нас потянуло на что-то российкое, традиционное, связанное с бумагой - мы ведь тогда полагали, что будем заниматься в основном бумагой. А в слово «трест» закладывалось значение "производство", которое планировалось в дальнейшем. Да и вообще, в то время художественные салоны были советского типа, и с таким названием было удобнее продвигаться на рынке.

- Что касается динамики и роста нашего сегмента рынка, - добавляет директор «Спецбумснаба», - то сейчас он трансформируется, особенно за рубежом. И до нас тоже уже доходят отголоски этих изменений – это направление товаров для хобби. В Европе, в обеспеченных странах, появляется прослойка людей, у которых есть свободное время, и они желают выразить себя в творчестве: рисуя на стекле, ткани, фарфоре или керамике, украшая интерьер дома своими руками. У нас сейчас пока лишь зачатки этого направления, но многие все равно хотят отдохнуть душой, поразмышлять. Я тоже вечером пишу картины, хотя никакого художественного образования у меня нет. Пока учусь самостоятельно с помощью друзей, знакомых художников. Я закончил Академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Аэрофлоту отдал восемь лет. Но рисовать меня тянуло с детства, а когда под рукой оказались материалы…

- Вернемся к началу нашего разговора…вы говорили, что пришли в Среднерусский банк практически «с нуля». Какими услугами банка вы сейчас пользуетесь?

- На данный момент пользуемся в Среднерусском банке всеми видами услуг, включая карточные: и кредитными линиями, и корпоративным кредитованием, и овердрафтом. Кредиты берем на пополнение оборотных средств, все-таки мы еще пока растем. Обороты растут, но у нас есть планы, на которые их не хватает. Я думаю, что следующий год должен быть более- менее переломным. После пяти лет работы мы контролируем примерно 30% рынка художественных материалов в Москве, наш ассортимент составляет около 6000 артикулов товаров для художников от кисти до мольберта.

- На ваш взгляд, увеличение спроса на художественные материалы - это тенденция ближайших лет или более отдаленного времени? Ваша фирма предпринимает какие-то шаги в качестве пропаганды, привлечения людей к творческой деятельности?

- И наука, и социум двигаются параллельно. Когда ООО «Трест Спецбумснаб» только начал работать, на рынке, к примеру, вообще не было акриловых красок - сейчас они стали выпускаться в России. Главную роль в развитии рынка играет экономический фактор. Если экономика пойдет на спад, люди будут больше думать о насущных проблемах, о том, как заработать на хлеб. Сейчас мы стали завозить много товаров для хобби - есть краски по ткани, по шелку. Если вдуматься, время, в котором мы сегодня живем - переломное, даже нелегкое, но все равно очень интересное.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100