Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», сентябрь 2002
Другие материалы номера:
Сбербанк + администрация Смоленской области - сотрудничество будет плодотворным
Одинцово - отличительная черта
Играть и выигрывать на бирже
Векселя Сбербанка России. Виды и возможности

Кредитный вектор, или Как обеспечить рост региональной экономики

- Андрей Виленович, будучи представителем широких слоев региональной промышленности, как бы Вы охарактеризовали главные проблемы, с которыми сегодня сталкивается экономика на местах?

- Если говорить конкретно об экономике Калужской (а я подозреваю, что Калужская тут вряд ли является каким-то особым исключением), то это, пожалуй, отсутствие стремления к росту и постоянной работы в этом направлении. Да, есть масса объективных экономических проблем (в том числе и на федеральном уровне), на которые легко списать нехватку инвестиций, рост затрат, снижение прибыли, слабую конкурентоспособность отечественной продукции. В общем, худо-бедно, но как-то обосновать наши многочисленные российские неурядицы. Это самый простой путь. И неверный.

Заряженность на рост должна быть постоянной. Даже тогда, когда этот рост получается как бы сам по себе или, наоборот, когда казалось бы нет никаких надежд не то что на экономический подъем, но и на минимальную стабилизацию. Нужны амбиции. Причем как у бизнеса, так и у власти. Это достаточно субъективная вещь, но без нее даже при самых благоприятных объективных экономических предпосылках успеха не добьешься.

- В какой мере этот рецепт Вы опробовали на своем предприятии?

- Полностью. Родившись в 1991 году, не в самый, мягко говоря, безоблачный период российской экономики, "Автоэлектроника" сумела за 11 лет пройти путь от скромною новичка до лучшего поставщика таких автогигантов, как "АвтоВАЗ" и "ГАЗ". Мы понимали, что единственный путь выжить захватить лидерство. Сегодня просто развиваться - недостаточно. Особенно это заметно в автопроме (он, кстати, может служить неплохим барометром всей экономики России в целом). Нужны прорывы. Как воздух нужны. Следовательно, требуются амбиции эти прорывы совершить.

А вот с этим проблема. Только по Калуге мне известны масса предприятий, которым банки хоть завтра могут открыть кредитные линии. Пожалуйста, развивайтесь! Рискуйте - без этого, ведь, тоже нельзя! Создавайте свои ноу-хау. Внедряйте чужие. Землю ройте, но только не спите! Не хотят. Так устраивает, Я сомневаюсь, что у таких руководителей существует осознанная инвестиционная политика. А без нее, как говорить о серьезных экономических перспективах?..

Судя по всему, кредитная составляющая одна из основных для экономического роста?

Безусловно. Например, сегодня для "Автоэлектроники" главный источник обеспечения производства финансово-кредитными ресурсами - Сбербанк. Сотрудничество с ним включено в стратегию развития предприятия. Это - фундамент. И нам удалось создать такую репутацию, что работать с банком легко. Разве можно сегодня всерьез рассуждать об экономическом росте, не имея под ним солидной инвестиционной базы? Нельзя. А где, как не в банковском секторе искать ресурсы для создания такой базы? Где, как не в Сбербанке - крупнейшем аккумуляторе российских финансов?..

Но за эти же самые размеры и мощь Сбербанку нередко и достается: мол, недостаточно гибкий, слишком требователен к новым клиентам и т.д.

Согласен, Сбербанк это - жесткая структура и у нее есть свои правила. Но именно эти правила и обеспечивают ответственность людей, которыми доверено распоряжаться большими суммами не принадлежащих им денег. Ведь каждому хочется, чтобы к нему сразу отнеслись, как к У1Р-клиенту, выразили полное доверие и предоставили льготы. Но доверие надо заслужить. Репутацию заработать. Тогда и с банком взаимодействовать будет удобно и просто. И ощущение надежного финансового тыла появится...

Выходит, отношения с банкирами совсем безоблачные?

Нет, конечно. Суммируя мнение членов нашей Торгово-промышленной палаты, я хотел бы пожелать Сбербанку не снижать уровня полномочий региональных банков. Нельзя всем руководить из Москвы. Нельзя в бесконечных согласованиях затягивать рассмотрения кредитных дел, особенно у давних, хорошо проверенных клиентов. Ведь Сбербанк уже не тот монополист, что был несколько лет назад. На финансовом рынке появилось много других игроков, и их предложения нередко более привлекательны.

В какой мере банковскую инвестиционную составляющую могла бы дополнить бюджетная? Или финансирование промышленного роста в регионах - исключительная прерогатива самих промышленных предприятий и Сбербанка?

- Для этого у государства, у региональных властей должна быть осознанная промышленная политика. Должна быть четкая система госгарантий и строка в бюджете. Плюс строжайший отбор. Это очень хорошая идея, до которой, впрочем, у властей почему-то не доходят руки.

Может быть, это естественная боязнь за возврат бюджетных ссуд? Ведь, примеров их растранжиривания масса...

- Не думаю. Вопрос решается очень просто. Допустим, предприятие выдвигает интересный для области инвестпроект - рост налоговых отчислений, дополнительная занятость, развитие социальной сферы и т.д. Просит бюджет дать гарантию. Делать так, как это делалось раньше -уговорами, мол, мы хорошие и все отдадим - конечно же, нельзя. А ну, как не отдадут, и тогда точно - в бюджете дырка. И по Калужской области мы это уже не раз проходили. Это не промышленная политика.

Промышленная политика это, когда местная власть говорит предпринимателю: мы изучили твой инвестпроект, он интересен области и дадим тебе под него госгарантию, но с одним условием - контрольный пакет акций на стол. Вот тогда можно быть спокойным: бюджетные кредиты пойдут туда, куда надо. Но, повторяю, для этого нужна определенная воля. Настрой на подъем. Пока же такое впечатление, что возможностей у региональной экономики гораздо больше, чем используется.

- Может быть, бизнес и власть недопонимают друг друга? И вообще, где, по-Вашему, пролегает "золотая середина" во взаимоотношениях между ними?

- Если какое-то недопонимание и имеется, то, я думаю, с помощью такого эффективного инструмента, как Торгово-промышленная палата, оно сможет быть устранено. Тут мы оптимисты. А вот, что касается нахождения "золотой середины" во взаимоотношениях бизнеса и власти, то тут принцип очень простой. В этих взаимоотношениях нет главных действующих лиц. Как нет и второстепенных. Здесь мы должны серьезно продвинуться в понимании того, что же это за штука такая - гражданское общество. Это целый комплекс институтов (бизнес, власть, общественные организации и т.д.), которые не ниже и не выше друг друга. Все они играют на одном поле. Человеку, в сущности, все равно, кто производит регистрацию предприятий, осуществляет закупки продовольствия, организует уборку улиц - главное, чтобы это делалось качественно и без перебоев. Разве мы выбираем власть для того, чтобы она всем на свете руководила? Да нет же. Главная задача власти - создать благоприятные возможности для жизни, для бизнеса. А вот главная задача бизнеса - наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов. В том числе и для выполнения одной из наиболее социально значимых задач - несения на себе налоговой нагрузки.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100