Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», март 2007
Другие материалы номера:
Технология цветка
Вперед, за Новым!
Год цветовода

Проекты и решения

Узнав, что мясокомбинат, о котором мне предстояло написать, называется «Тамошь» и расположен он в Брянской области, я почти на сто процентов был уверен, что в качестве его названия наверняка используется какой-то местный топоним. Я оказался прав лишь частично: действительно, Тамошь — это название реки. Только протекает она далеко не в Брянской области, а в Сибири. Как имя таежной реки стало названием для мясокомбината, из чего делают колбасу и когда нужно мыться — до или после посещения свинарника — мы узнаем со слов генерального директора ООО «Мясокомбинат «Тамошь» Владимира Александровича Жутенкова.

В 1988 году в городе Сельцо Брянской области заработал небольшой, тогда еще безымянный, колбасный цех. Продолжительное время он производил лишь один вид колбасы, потом ассортимент расширился до пяти наименований. До 1993 года производство было прибыльным, но потом продукцию стало реализовывать все труднее и труднее — рынок наполнился дешевой колбасой из Украины и Белоруссии. Цех решили закрыть

Но в сентябре 1994 года появился человек, который захотел арендовать уже закрытый цех.

— Владимир Александрович, с чего началось рождение «Тамоши»?

— Уже в октябре 1994 года мы возобновили выпуск продукции — колбасы «Озерской», с которой когда-то начинал свою работу арендованный мною цех. Изготавливал я ее собственноручно: подбирал сырье, делал фарш. Клиенты выстраивались в очередь прямо у ворот, и даже на всех не хватало. На следующий год срок аренды истек, и было принято решение колбасный цех выкупить. Что касается названия, то я долгое время работал в Сибири, где есть такая река — Тамошь. Вот я и подумал, почему бы ни назвать так комбинат? С тех пор прошло 12 лет, за это время мы значительно расширились, построили новые здания, и сейчас мясокомбинат может похвастаться более 150 наименованиями колбасных изделий, копченостей и деликатесов.

— Но Вы начали заниматься и совсем новым дело — свиноводством

— На создание свиноводческого комплекса меня подтолкнула поездка на одну отраслевую конференцию, на которой было прямо сказано, что в настоящее время в России мало кто занимается свиноводством, и поэтому тот, кто возьмется за это дело в числе первых, будет в выигрыше. Вернулся я с этой конференции и подумал: ассортимент нам уже расширять некуда, мы и так делаем всю колбасную линейку, зато у нас нет полуфабрикатов и свежего мяса, на которые с каждым годом все больший спрос.

Это был сентябрь 2005 года, а уже в декабре мы в числе первых поехали в Москву для участия в конкурсе по национальному проекту «Развитие АПК» с бизнес-планом на создание нового свиноводческого комплекса. И мы прошли по конкурсу. Надо сказать, отбор был строгий, вместе с нами прошло всего процентов десять.

— С этого момента началось ваше сотрудничество со Сбербанком?

— На самом деле, к кредитам Сбербанка мы присматривались давно, и могу сказать, что одна ошибка у нас в развитии была — мы боялись брать кредиты. Это нужно было делать еще лет 8 назад, но проценты были большими. Даже свиноводческий комплекс мы начали строить за счет собственных средств, и пока ждали кредита, денег стало не хватать, и строители уже начинали собирать вещи. В результате, в июне прошлого года нами были заключены два договора со Сбербанком России об открытии кредитной линии в общей сумме 235,7 млн. рублей сроком на 5 и 8 лет под реализацию проекта свинокомплекса в рамках нацпроекта «Развитие АПК». Процентная ставка, сроки погашения — одни из лучших. Надо сказать, что сумма нашего кредита для Сбербанка, может, и не очень крупная, но для Брянской области это серьезные деньги.

— Что будет представлять собой свиноводческий комплекс после окончания стройки?

— Его планируемая мощность составит 24 тысячи голов. Комплекс будет состоять из здания административно-бытового корпуса, станции искусственного осеменения, помещений ожидания, доращивания и опроса, здания карантина, навозохранилища, участка по изготовлению комбикормов. При этом обслуживать такое количество животных будет всего лишь 24 человека.

— Вы сказали, что свиноводство в нашей стране практически не развито. Какова сейчас ситуация с производством свинины в России?

— В этом деле мы отстали от Европы на 30-40 лет. Поэтому действовать в такой ситуации можно так: либо совсем отказаться от своего мяса, перейдя полностью на импорт, либо оказывать помощь бизнесу, в том числе и в рамках национальных проектов. Потому что вкладывать деньги в сельское хозяйство — большой риск.

Сейчас дефицит своей свинины в России составляет порядка 40%. Кроме того, свинина, получаемая из животных нашей генетики, для производственника не очень хороша — в ней много жира и мало мяса. Если у наших животных норма выхода мяса на кости 68% и ниже, то у европейских — 75%.

— Какие особенности у свиноводства, чем рискует предприниматель, занявшийся таким бизнесом?

— Основное в этом деле — генетика животных, их кормление и условия содержания. Свинью нельзя кормить чем попало, это тоже большая наука. Должно уходить 2,5 килограмма комбикорма на кило привеса. А какая-нибудь бабушка в деревне свинье дает по три ведра в день, год кормит, а толку нет. Кроме того, современные технологии позволяют занимать на откорме 8 тысяч животных всего 4 человека, период откорма 100 дней, итого в год 4 человека выращивают более 24 000 голов.

Что касается рисков, то главное, чтобы животные не заболели. Когда-то давно в нашей стране в свиноводстве использовали итальянскую технологию — огромные железобетонные здания, где на одной площадке содержались все животные. Но при этой технологии, когда происходят вспышки заболеваний, начинается массовый падеж животных. Поэтому у нас система иная: на отдельных площадках живут хряки, матки (это самые ценные животные) и молодые поросята. При этом расстояние между помещениями не меньше трех километров. Сделано это для того, чтобы воздух из вытяжных труб успевал рассеиваться, а не приносил с собой болезнь, если вдруг на одной из площадок произойдет вспышка заболевания.

Кстати, если вы сейчас захотите пойти посмотреть и сфотографировать животных, то для этого вам придется раздеться и помыться под душем. С биологической безопасностью у нас очень строго, за этим у нас следит специалист из Канады. Если работник выходит из свинокомплекса, то зайти обратно он может, лишь снова посетив душ. За все это время, кроме губернатора, мы всех посетителей помыли (смеется — прим. автора). Вот раньше свиней не показывали посторонним людям, якобы боясь сглаза. А ведь объяснение этому самое обычное — посторонний человек мог принести с собой инфекцию. Вспышка заболевания — и все. Весь бизнес «улетел».

— Вы упомянули о комбикормах. Для их производства вы решили заняться растениеводством?

— Совершенно верно. Для снижения себестоимости свинины нами предусмотрено собственное производство растительных кормов. Для начала хотим освоить 3000 га, а на втором этапе 6000 га земли. На покупных кормах долго не протянешь, не разовьешься. В основе наших комбикормов лежат ячмень, пшеница и зернобобовые: горох, люпин, которые мы и собираемся выращивать. Остальные составляющие — дорогие минеральные добавки, которые придется, конечно, закупать. Но все равно, экономия реальная. Это весной начнется уже вторая посевная.

В итоге мы имеем возможность снизить себестоимость одного килограмма живого веса до 30 рублей, мяса — до 40 рублей.

— Запреты на ввоз импортного мяса — это действенные меры для поддержки отечественного производителя?

— Все равно «серых» схем много. Постоянно сталкиваемся с предложениями по продаже мяса, у которого происхождение польское, а название — белорусское.

Мы рассчитываем поставлять наше мясо крупным торговым сетям. Охлажденное фасованное мясо сейчас оказалось в дефиците. Показательный пример — у нас по колбасе где-то порядка 40 конкурентов, а по мясу вырисовывается лишь двое.

Пока мы распространяем нашу продукцию в Брянской области, в Курской, немного — в Калужскую. Продажи в других регионах — это уже другой уровень. Пробиться сложно.

— Немало покупателей волнует вопрос — из чего на самом деле делают колбасу?

— В колбасе, изготовленной согласно ГОСТу, допустим — всем известной «Докторской», не должно быть никаких посторонних добавок, кроме мяса. При этом на прилавках можно встретить вареную колбасу мясокомбината «Тамошь» по 160 рублей за килограмм, а рядом лежит продукт, имеющий такое же название, но по 110 рублей — это привозная колбаса. Мы покупали ее и отдавали на экспертизу. Получался дли-и-и-нный список того, что там лежит: шкурка свиная, кожа куриная, соя в значительном количестве, мясо механической обвалки. Мало мяса.

Многие предприятия пошли по пути удешевления своей продукции. Причем очень разными способами. Как показательный, приведу такой пример: приезжали к нам из Москвы технологи и рассказали, как, будучи на одном из таких предприятий, им заказали сделать новый сорт колбасы. Естественно, технологам понадобилось для этих целей говядина высшего сорта. Так вот — мяса для них на всем производстве не смогли найти! Как такое может быть? Очень просто. В Польше закупаются так называемые куриные каркасы: это тушка, от которой уже отрезали грудку, окорочка, крылья. И вот этот оставшийся каркас пускают под пресс. Выдавили из него мясо — и в колбасу. Так на прилавках магазинов появляется очень дешевая колбаса. Существуют предприятия, которые работают исключительно в этом ценовом диапазоне.

Кроме того, сейчас каждый производитель в праве вырабатывать свои технические условия (ТУ), согласовывать их с надлежащими инстанциями, а потом сообразно им выпускать свою колбасу. Так что сказать, что состав «Докторской» у разных производителей идентичен, нельзя. Но если колбаса обозначена как выпущенная в соответствии с ГОСТом, то она не может стоить дешевле мяса, т.к в ее составе кроме мяса и специй ничего быть не может.

Покупатель сейчас стал более разборчив. И если народ в прошлом привлекала яркая этикетка, то сейчас в магазинах все больше покупателей берет батон в руки и внимательно читает состав. Конечно, это не панацея, так как многие производители всей правды о составе еще не пишут, и за это пока не наказывают. Повторюсь — многие производства все-таки пошли по пути удешевления продукции, так как только в Москве велик процент тех, кто выбирает колбасу по принципу «чем дороже — тем лучше». Остальные вынуждены идти на компромисс между ценой и качеством. Что касается нас, то колбаса производства «Тамошь» никогда не стоит меньше 100 рублей. Самая дешевая наша колбаса — ливерная, и при этом это самая дорогая ливерная колбаса по Брянской области. Потому что для нас важно качество.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100