|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Рецепт вкусного хлеба
Наше хлебопекарное производство - по сути, средний бизнес - дает работу одновременно и крупному, и малому бизнесу. Я имею ввиду машиностроение и торговлю соответственно. Думаю любой банк, думающий о развитии страны, должен учитывать эту ситуацию и стараться поддержать отечественных хлебопеков. Я обратила внимание: в вашем журнале тема хлеба нередко появляется. И правильно! Народ прав - хлеб всему голова.
Вот Вы, Лилия Нигматулловна, упомянули о малом бизнесе. Как строятся отношения предприятия с частными предпринимателями и торговой сетью? Ведь хлеб - продукт, требующий быстрой реализации…
Вот как раз по этой причине взаимодействие производства и предпринимателя должно быть максимальным! Торговать хлебом - не самое простое и не самое благодарное дело, быстрой прибыли не приносит. Да, на этот товар всегда есть спрос. Однако этот спрос есть в течение очень короткого срока - пока хлеб свежий. Надо иметь хорошую голову на плечах, чтобы работать с таким товаром: купить нужное количество и вовремя его продать. Эти люди встают рано - уже в пять утра их машины подъезжают к нашим воротам - и на ногах весь день. Именно они на заре перестройки сумели заставить хлебопеков работать по-новому. За одно это частного предпринимателя можно только благодарить. Мы на "Волжском пекаре" стараемся во всем идти навстречу малому бизнесу, поддерживать его. Там знают особенности производства и ориентируются во всех "хлебных проблемах" не хуже нас, поэтому работать с такими людьми интересно.
И, видимо, полезно? В смысле изучения спроса?
Само собой! Они приносят информацию "с улицы", из первых рук, прямо от прилавков. И мы стараемся прислушиваться, чтобы удовлетворить потребности покупателя: вес хлеба, сорт, упаковка… Надо все время следить за спросом, быть гибкими, меняться - вот тогда ты останешься на плаву. В свое время мы не оттолкнули от себя ни одного предпринимателя, который приходил к нам и буквально говорил: "мне надо пять булочек вот таких, десять вот таких и еще пять вот таких". Мало? Конечно, мало. Особенно для такого производства, как наше. Однако тогда, в перестроечные годы, для нас каждый такой человек был важен. Он начал свой бизнес с сотрудничества с нами и стал его постепенно развивать. Сегодня эти предприниматели уже открыли собственные магазины, работают с серьезными партиями товара, я постоянно встречаюсь с ними. Потому что редпринимателю должно быть удобно. Отделу сбыта у нас - первейшее внимание. Но это не все. Обычному, рядовому покупателю тоже должно быть удобно. Для них мы открыли сеть фирменных магазинов. Такой шаг, если оглянуться назад, не только помог удовлетворить потребности покупателей, но позволил нам предотвратить надвигавшийся в 90-х годах спад производства на предприятии.
В феврале Вам, как руководителю "Волжского пекаря", была присуждена премия за создание лучшей сети магазинов в России. Расскажите о ней подробнее.
Это был Всероссийский конкурс "Торговля и предпринимательство нового тысячелетия", учрежденный одноименным Общественным фондом, а основная награда называлась "Национальная премия имени купца Гавриила Солодовникова". Жил в конце XIX века такой предприниматель, прославившийся меценатством: значительную часть своего богатства, примерно 20 млн. рублей, он завещал на общественные нужды. И в 2000 году была учреждена премия его имени - высшая награду в сфере торговли.
…А также в 2000 году Вы стали Лауреатом национальной премии имени Петра Великого и были названы "Лучшим менеджером России". И продукция ваша тоже знаками отличия не обделена. Вот, на упаковке: "100 лучших товаров России", рядом "Экологическая безопасность России"…
Знаете, а ведь покупатель обращает внимание на эти знаки. В самом деле! Особенно московский потребитель в этом отношении привередлив. Все-таки люди понимают: чтобы такой знак был напечатан на упаковке, надо соответствовать очень жестким критериям. Поэтому доверия такому товару больше. Ко всему прочему, в отличие от многих столичных хлебопекарен, работающих на искусственных заменителях, на "Волжском пекаре" в производстве используются натуральные продукты: и масло, и яйца. А это, естественно, не только вкусно, но и полезно для организма.
Думаю, будет уместным задать вопрос об ассортименте продукции.
Ассортимент у нас всегда был большой: и раньше, при СССР, когда мы еще назывались "Хлебокомбинатом №2", и сейчас, когда мы называемся "Волжский пекарь". Разнообразие продукции для нас - дело чести и лидерства. Сейчас мы выпускаем около 300 наименований изделий, из них: 70 наименований булочных изделий, 24 наименования ржано-пшеничного хлеба, 16 видов бараночных и порядка 230 наименований мучных кондитерских изделий. Вся продукция у нас сертифицирована и обладает штрих-кодами. Основной потребитель, конечно, местный - Тверь и область. Хотя, впрочем, Москва с Подмосковьем тоже любят нашу продукцию - их доля примерно 20% от реализованного объема. Вот такая статистика.
Довольно большую долю в ассортименте занимают кондитерские изделия. Это добились или это сохранили?
Добились. И буквально за несколько последних лет. Это результат планомерного и глубокого изменения кондитерского производства на "Волжском пекаре". Мы в течение этого времени сумели сделать немало: освоили технологию работы на основе полуфабрикатов, стали выпускать изделия из суфле, запустили производство вафель на австрийском оборудовании… Красивой и надежной упаковке много внимания уделяем - специально для этого приобрели и освоили зарубежную технику.
Со Сбербанком ваше объединение стало тесно сотрудничать в середине 90-х, после отказа от услуг "СБС-Агро". С того момента прошло немало времени, как Вы, Лилия Нигматулловна, охарактеризуете сегодняшнее состояние дел?
У Сбербанка, как я знаю по нашей отрасли, замечательные клиенты: мукомолы, хлебопеки - самый что ни на есть реальный сектор экономики. Такими клиентами можно только гордиться. Главное, чтобы Сбербанк шел шаг в шаг с экономикой, которая развивается сейчас очень быстро.
Я бы хотела подчеркнуть, что и Сбербанк, и "Волжский пекарь" стабильны в своем положении и развитии. Нас вместе свела жизненная необходимость и колебания российской экономики последнего десятилетия. Нам было нужно найти надежное банковское учреждение, а Сбербанк искал опору в реальном секторе производства. Так мы стали работать вместе. Вопросы друг к другу, конечно, возникают - как же без этого, но мы их стараемся решать полюбовно. Это можно назвать обоюдным доверием и взаимопониманием.
У вас хорошая кредитная история в Сбербанке…
Я вспоминаю, как некоторое время назад давались кредиты под 240%? годовых. Страшно подумать! А мы все равно брали эти кредиты в Сбербанке, потому что надо было развиваться. Помню, нам тогда говорили коллеги-конкуренты: "а мы брать не будем, не хотим кормить банк". На что я им тогда отвечала: "банк кормить не будете - скоро и сами есть не будете!". А ведь так и вышло. Кто пропустил момент в поступательном развитии, тот и остался позади. Если оглянуться вокруг - во всем цивилизованном мире бизнес движется за счет банковских кредитов. Эта общепринятая схема, которая становится все более распространенной и у нас, в России. Это нормальное явление.
А под какой проект вы брали первый большой кредит в Сбербанке?
В нашем плане развития первой строкой значился автотранспорт. Необходимость оперативно доставлять свою продукцию в магазины диктовала нам задачу по созданию собственной автоколонны. Мы стали приобретать машины. И сегодня у нас примерно 120 единиц автотехники. Притом, что начинали, смешно сказать, с 2 машин и одной лошади. Так был освоен первый кредит.
Дальнейшей целью значилось создание и расширение торговой сети. Как раз в те годы очень многие хлебные магазины были выкуплены и, после перепрофилирования на более доходный товар, переставали существовать. Это было ударом по нашим объемам сбыта. Оставалось надеяться только на свои силы и кредиты Сбербанка. Мы хотели создать собственную сеть - и мы эту мечту осуществили. Сначала появился наш маленький киоск, затем администрация выделила несколько пустующих торговых точек. А потом мы взялись за дело с утроенной силой, концентрируя значительную часть средств на покупку магазинов. С начала этого года у нас в собственности 14 магазинов, и примерно столько же мы взяли в аренду.
Логично предположить, что, создав гарантированный рынок сбыта и организовав доставку продукции к месту назначения, предприятие взялось за увеличение объемов выпуска изделий?
Правильно. А для этого надо обновить оборудование и освоить современные технологии. Только так можно надеяться, что и качество, и ассортимент будут на должном уровне. Поэтому последующие кредиты пошли на развитие собственно производства. И только благодаря значительному расширению ассортимента мы смогли сделать скачок через головы конкурентов. Найти здесь еще одно предприятие, выпускающее такое же количество наименований продукции практически невозможно. Вспомните ту статистику по ассортименту, о которой я вам говорила… Это и есть грамотное использование кредитных ресурсов.
Да, глядя на ваше производство, в этом убеждаешься. Можно надеяться, что сотрудничество предприятия и Сбербанка успешно продолжится?
Я уверена в этом, потому что уверена в нашей обоюдной стабильности. Этот банк был, есть и будет. И, думаю, Сбербанк тоже видит, что "Волжский пекарь" существует уже 60 лет и не имеет никаких поводов останавливаться в своем движении вперед. Мы тоже работаем и будем работать.
|