|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Обувь для самого взыскательного клиента
Сегодня доля ОАО "Егорьевск-обувь" на рынке производства и реализации детской обуви составляет более 12 %. Ежегодное обновление ассортимента - 40%. В любое время на складе или в фирменном магазине представлены не менее сотни моделей детской обуви на любой вкус. Партнерские отношения налажены с более чем 200 оптовыми покупателями в 47 регионах России. "Ветеран" отечественной торговли - центральный московский "Детский мир" сотрудничает с "Егорьевск-обувью" уже на протяжении 32 лет.
Среди предприятий Егорьевского района есть немало крупных и градообразующих производств. Но одно из них привлекает к себе особенное внимание яркой динамикой роста и успехом, с которым ее продукция конкурирует с импортными аналогами на прилавках российских магазинов. Как сказочный Кот в сапогах, ставший символом фабрики "Егорьевск-обувь", движется она вперед семимильными шагами.
К началу девяностых фабрика выпускала 3 млн. пар обуви в год. Затем, в связи с известными экономическими причинами, обувное производство по всей стране на порядки снижает свои объемы. Одной из таких причин стало "вторжение" импортной обуви с ее яркими цветными наклейками и бросовой ценой. К середине 90-х покупатель убедился: ярлычок на иностранном языке качества и удобства не гарантирует. Люди снова взглянули в сторону отечественного производителя. И люди научились выбирать. Теперь за покупателя приходится бороться. И главное здесь - определить рыночную нишу, в которой предполагается работать. На ОАО "Егорьевск-обувь" эту проблему решили, сохранив специализацию - выпуск разнообразной детской обуви для массового потребителя, для людей со средним достатком.
Есть те, кто лучше нас занимается дорогой обувью. - объясняет генеральный директор ОАО "Егорьевск-обувь" Сергей Викторович Сорокин, - Есть те, кто выпускает "бюджетную" продукцию. В производстве обуви разной ценовой категории существуют свои особенности. Мы не стали наступать на пятки ни тем, ни другим - и полностью сосредоточились на собственном направлении. Были определены основные рынки сбыта и исследованы потребности и возможности нашего рядового покупателя.
Насколько оправдались эти планы?
Сейчас мы выпускаем 850 тыс. пар в год. И на сегодняшний день наше предприятие, где трудятся около 700 человек, входит по объему производства в первую десятку производителей обуви из 200 существующих в России. При этом мы специализируемся исключительно на детской обуви, выпуская продукцию 4 возрастных групп: ясельной, малодетской, дошкольной и школьной. Упор делаем на первые две из названных. В прошлом году мы стали лауреатами программы "100 лучших товаров России". И, самое главное, наша продукция пользуется значительным спросом у потребителя.
Как работалось "раньше", и как "теперь"?
Раньше, естественно, приходилось работать по разнарядке сверху. Это касалось и объемов, и ассортимента, и сбыта, и рабочих. Теперь же все эти вопросы мы решаем сами. И кадры для предприятия тоже готовим и подбираем сами, взяв шефство над студентами Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии. Кстати, именно его я закончил полтора десятка лет назад. Мы рассчитываем на свежие интеллектуальные и профессиональные силы, которые придут к нам на производство из этого вуза. Кстати, в 2000 году совместно как раз с университетом дизайна и технологии мы провели большую научную работу по созданию правильной внутренней формы детской обуви. Это было в своем роде уникальное для нашей страны исследование, цель которого: учитывать физиологические особенности стопы ребенка при производстве продукции…
А вообще, каким образом на свет появляется новая модель детской обуви?
В принципе, законодателями "обувной" моды являются итальянцы. Поэтому обычно другие производства, включая наше, действуют по принципу "зачем изобретать велосипед". Мы бываем на международных выставках, изучаем специализированные журналы и издания, отслеживаем тенденции в моде - делаем выводы и разрабатываем модели. Приходится учитывать, конечно, при этом технологические особенности нашего производства и требования ГОСТа. Мы не претендуем на оригинальность, но образцы, на которые мы ориентируемся - всегда из лучших. А наши специалисты адаптируют их к российским условиям. Такой подход удешевляет производственный процесс и позволяет оставлять цену на егорьевскую обувь привлекательной для нашего обычного покупателя. Сначала делается первая опытная пара, она выносится для утверждения на художественный совет. Затем отдел маркетинга и сбыта прорабатывает стратегию относительно реализации данной модели. Ну и потом - внедрение в массовое производство.
Одной из ключевых проблем, характерных для отечественого производства, всегда являлось техническое отставание и отсутствие качественного сырья и материалов на внутреннем рынке при дороговизне импортных комплектующих. Как справляется с этим "Егорьевск-обувь"?
Что касается технологических возможностей предприятия, мы стараемся каждые полгода совершенствоваться, добавляя новые производственные решения и постепенно обновляя технику. Скажем, раньше, в советские времена, мы делали обувь методом клеевого крепления на подошве из кожи и микропористой резины. Затем стали использовать формованные подошвы. Потом поставили агрегаты для прямого литья полиуретановой подошвы. Далее появилась возможность приобретать и обрабатывать бортопрошивные подошвы. Плюс внедрили технику для производства литьевых босоножек. И так далее - каждый раз производство становится все более оснащенным и соответствующим современным международным стандартам.
Следующий фактор - проблемы комплектации. Здесь основное внимание - качеству и дизайну. В последние годы российские производители пытаются идти в ногу со временем, модернизируют производство, поднимают уровень. Сейчас можно, например, привести из-за границы опытную партию товара и поручить какому-нибудь нашему предприятию создать аналог. Результат и оперативность обычно радуют. Из производителей подошв я бы отметил АО "Комплект" из Москвы, "Скортек" из Санкт-Петербурга, другие… Вообще, подошвы мы сейчас используем производства пяти стран, включая российские. Материал для верха нашей обуви на 90% приобретается в России.
Можно ли про российскую обувную промышленность сказать, что она сейчас на подъеме?
Хотелось бы… Но, понимаете, какая вещь: фора, которую отечественному производителю дал кризис трехлетней давности, на мой взгляд, закончилась. Импорт снова возвращается на наши прилавки, и цены опять соизмеримы. Конечно, покупатель научился прежде всего доверять качеству, а не названию страны на этикетке. Однако все равно - за потребителя приходится бороться все жестче и жестче.
Вы успели рационально воспользоваться этим периодом?
Думаю, да. Мы нарастили оборотные средства, сумели решить определенные кадровые вопросы, постарались обновить оборудование, реконструировать и расширить производственные площади. И все это, кстати, во многом благодаря работе со Сбербанком.
И я даже могу вспомнить, как началась эта работа, - включился в разговор финансовый директор ОАО "Егорьевск-обувь" Алексей Анатольевич Кутузов. - В Сбербанке мы стали обслуживаться как раз после кризиса 1998 года. До этого предприятие пользовалось услугами, в основном, Уником-банка. Сначала шел процесс знакомства, своеобразной притирки. Количество необходимых документов просто поражало нас. Были и размолвки, и недопонимание. Видимо, Сбербанк в тот момент тоже определялся со своей политикой в отношении работы с юридическими лицами. А затем мы находим общий язык - и сотрудничество началось в полную силу. Можно было только сказать, почти как в рекламе: Сбербанк - это надежно, это выгодно, это надолго.
Таким образом, все ваши активы пошли через Сберегательный банк? Вы воспользовались возможностью взять кредит?
Да, именно так. Здесь уже говорилось про накопление оборотных средств - это одно из проявлений нашего с банком выгодного сотрудничества. В отношении кредитов три года назад у нас существовала установка брать их по минимуму и обходиться собственными заработанными капиталами. Честно говоря, мы просто боялись нестабильной ситуации вокруг, и поэтому опасались, что не сможем вернуть взятые деньги. Но дальше стало ясно: без кредитов не обойтись. Ни в межсезонье, когда производство практически стоит, ни в момент, когда технология потребует модернизации, ни при необходимости реконструкции здания. В общем, чтобы реально развиваться, нужны денежные вливания, и немалые. Причем сейчас, а не завтра. Иначе мы не сможем сделать наш бизнес устойчивым и отстанем от лидеров слишком сильно. Словом, мы в корне изменили свою позицию относительно кредитов и сегодня нисколько об этом не жалеем - в будущее смотрим уверенно. Первые кредиты направлялись на пополнение оборотных ресурсов. Сейчас используем овердрафт-кредитование, работаем по системе "Клиент-Сбербанк", и скоро планируем оформить новую кредитную линию - самую крупную за все время нашей работы со Сберегательным банком. Она пойдет на дальнейшую реконструкцию территории, на закупку оборудования и на увеличение выпуска продукции зимнего ассортимента.
Какими-то еще услугами банка планируете воспользоваться?
Еще прорабатываем планы частичного перехода на систему зарплатных пластиковых карт. Со сроками пока не определились. В принципе, дело перспективное. Все зависит от того, как быстро будет в этом направлении развиваться Россия: сеть банкоматов, количество магазинов, где принимают карточки, ну и так далее… И если говорить образно, то банки в этом процессе - локомотивы, а Сбербанк, соответственно, первый и главный локомотив на этом пути. Так что от его усилий зависит очень многое.
|