|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Ход голубой фишкой: стратегия доходности
Перед любой организацией, имеющей временно свободные денежные средства, возникает вопрос, что с ними делать. Свободные остатки на счетах могут приносить предприятию дополнительную прибыль. Ее размер зависит не только от сроков размещения, но и от выбранного инструмента. Сегодня рынок ценных бумаг предоставляет широкие возможности для эффективного роста временно свободных средств. Проведение операций на рынке ценных бумаг осуществляется с использованием брокерских услуг банка.
"Укрепление рубля по отношению к доллару не означает снижения инфляции: цены все равно растут. Соответственно, средства населения должны отрабатывать хотя бы уровень не ниже процента инфляции – то есть в районе 12% в год," – считает директор Управления ресурсов CРБ СБ РФ Дмитрий Юрьевич Комиссаров. – Рост деловой активности в стране вынуждает предприятия удешевлять стоимость привлечения ресурсов. Соответственно, любой банк на сегодня, за исключением конечно не прозрачных, не может позволить себе иметь стоимость привлеченных ресурсов более 10% годовых в рублях. На лицо проблема – либо фактическое обесценение свободных средств, либо риск размещения ненадежному финансовому институту. Выбор есть. И есть немного времени подумать… "
Рынок корпоративных акций сейчас находится в выжидательной позиции. После присвоения России инвестиционного рейтинга (Fitch присвоил уже, Moody's и S&P собираются), капитализация всего фондового рынка повысится, то есть это может увеличить на 20-30% стоимость крупнейших компаний, входящих в число «голубых фишек»: «Газпром», «Лукойл», РАО ЕЭС, «Сургутнефтегаз», «Ростелеком» и т.д. За два года все «голубые фишки», кроме, конечно, «Юкоса», подорожали более чем на 30% (сравните с 12% по вкладам). Индекс РТС также увеличился в несколько раз, и ожидается, что будет еще расти.
Альтернатива инфляции – вложение в акции или облигации корпоративных эмитентов, или доверительное управление. Доходность от вложения в ценные бумаги очень сильно зависит от политической и ценовой конъюнктуры в стране и мире, от цен на нефть. Свой портфель нужно разбить по нескольким различным бумагам, чтобы захеджировать (застраховать) его от перепада цен, связанного с внерыночными мотивами, то есть не класть все яйца в одну корзину.
Когда вы решили разместить свои активы в акции, первое, что надо понять – это срок, на который вы готовы отвлечь от себя эти деньги.
"Если клиент хочет получить стабильный доход от своей бумаги, он должен ориентироваться на длительный срок," – убежден Дмитрий Юрьевич. – Дело в том, что мелкие колебания цен, которые существуют на рынке, вводят клиента в заблуждение: он начитает думать, что этот рынок очень рискованный. Риск действительно будет очень большим, если покупать и продавать акции каждый день, то есть спекулировать на их стоимости. В этом случае клиент начинает терять на котировках, банку это тоже невыгодно: проигрывая, клиент, естественно, уходит из банка. Поэтому показательная практика зарабатывания на вложении или перевложении из одной бумаги в другую – это 2-3 операции в месяц в течение года. Как правило, средний срок вложений в одну бумагу – 5 месяцев. В таком случае среднестатистический клиент на брокерском обслуживании получает (как было по итогам 2004 года) относительно невысокую доходность – 21% годовых, однако и риски потери существенно ниже."
В любой момент клиент может закрыть свои позиции и вывести деньги. Договор бессрочный, его заключение клиенту ничего не стоит. Как показывает практика, в основном клиенты перечисляют от 30 до 50 тысяч рублей. Начальная сумма невелика, но дальше те, у кого получается (хватает выдержки не паниковать по поводу временного спада) – а таких 80%- доводят сумму до 100 тысяч.
Жестких тарифов нет. При депозитарно-брокерском обслуживании клиент покупает бумаги, и они в «безналичном» виде хранятся в депозитарии банка. За это берется очень небольшая комиссия – 0,07-0,1% годовых в зависимости от количества хранящихся бумаг. Вторая комиссия берется за работу: за покупку, продажу бумаг клиента, комиссия тут зависит от оборота, причем чем он больше, тем меньше комиссия – 0,03-0,5%. В Среднерусском банке комиссия одна из самых низких, по крайней мере, по Москве.
Часто задаваемый вопрос – чем отличаются брокеры от дилеров. Брокер-это лицо, которое исполняет заявки клиентов на рынке. Дилер открывает позиции от собственного имени. В крупных коммерческих компаниях клиентом занимаются брокеры. Депозитарно-брокерским обслуживанием в Среднерусском банке занимаются дилеры, так как для нас это не самый главный вид бизнеса. Просто Сбербанк, оставаясь универсальным банком, не может не предложить услугу, пользующуюся спросом, и делает это профессионально. Дилерам лучше знаком рынок, они его тонко чувствуют, сами выходят на биржу.
Вашими клиентами могут быть как лица, имеющие опыт работы на фондовом рынке, так и клиенты, не сталкивавшиеся ранее с биржевой торговлей. Нужно ли новичкам обладать какими-то специальными знаниями?
Специальных знаний не нужно. Но, я думаю, что тот, кто скажем, захочет приготовить лобстер-«термидор», все-таки сначала почитает поваренную книгу. В любой момент клиент может подъехать, и консультанты банка осуществят полный «ликбез»: объяснят в простых терминах, что такое акция, чем она отличается от облигации, что такое хеджирование, усреднение, что такое открыть-закрыть позицию. Для оценки рынка используется много инструментов, один из них – технический анализ. Тем, кто изучал прикладную математику, возможно, будет проще разобраться. Если у вас есть акция, вы начинаете очень внимательно следить за вашим корпоративным эмитентом. Необходимо как минимум быть в курсе событий, происходящих на рынке – каждый день читать новости в прессе.
Банк очень заинтересован в том, чтобы на уровне рекомендаций дать клиенту какую-то информацию о более выгодном использовании бумаги. Клиент, разумеется, может нас слушать или не слушать. Это работа на человеческом уровне, советы. В Среднерусском банке этим занимаются 4 человека, каждый из которых оказывает в день порядка 30-40 консультаций по телефону и 3-4 – лично, «с глазу на глаз». А выписки рассылаются по почте, но есть клиенты, которым удобнее самим их забирать.
Очень многое для клиента зависит от профессиональности дилеров. Ведь помимо прочей работы, которую дилеры выполняют для банка, они как бы «между делом» работают и на клиента.
Их работа сродни профессии врача: нельзя давать волю эмоциям. Дилеры Отдела операций на фондовых рынках Управления ресурсов Среднерусского банка подбирались очень сложно; те, которые работают сейчас, хорошо себя зарекомендовали.
Сколько времени существует эта услуга, какие тенденции ее развития прослеживаются? В чем ее отличие от предоставления брокерского обслуживания коммерческими банками?
Услуга существует около 5 лет, за это время оборот увеличился в 200 раз. В самом начале на брокерском обслуживании было всего 5-6 клиентов, причем что интересно, они были дилерами из других банков.
Наш минус – отсутствие пока маржинальной торговли, но это же как ни странно, является и плюсом. То есть существуют инвестиционные компании, банки, предоставляющие клиентам «плечо» для увеличения суммы вложений в ценные бумаги, при этом клиент может добиться значительного успеха, если рынок «на его стороне». Однако, как показывает практика, в таком случае малокомпетентный инвестор серьезно рискует «подсесть» на биржевую игру, аналогично игре в рулетку. Наша цель – приучить средний класс хоть немного разбираться в функционировании механизма изменения стоимости на фондовом рынке крупнейших предприятий, попутно диверсифицируя вложения и увеличивая их доходность в среднесрочном (6-18 месяцев) периоде. Удобство работы с нами – полное сопровождение ваших операций (расчет и уплата налогов уже включены в наши тарифы), предоставление стандартных налоговых вычетов, и конечно же, стопроцентная уверенность в сохранности ваших свободных средств на торговом счете.
Мы не призываем вкладывать все свободные активы, – говорит Комиссаров. – Клиенты имеют возможность начать с небольшой суммы для того, чтобы посмотреть, как работают их деньги на фондовом рынке.
Из сегодняшней базы в тысячу клиентов на брокерском обслуживании юридических лиц примерно 20%. Если у компании и есть свободные средства, то не на большое время; как правило, компании не решаются на долгосрочные инвестиции, а краткосрочные – это риск, далеко не все готовы идти на него. Другое дело – доверительное управление. Здесь инвестиционное решение принимает уже не клиент, а дилер, который формирует инвестиционный портфель и управляет им. Клиент выбирает только один из трех видов портфеля, исходя из принципа «больше доходность – выше риск». Действует жесткий срок управления: не менее 1 года, раньше деньги вывести нельзя. Минимальная сумма – 1 миллион долларов США или 3 миллиона рублей.
Когда эта услуга появилась, минимальная сумма составляла 1 миллион рублей, был просто шквал клиентов, многие готовы были расстаться на год с 30 тысячами долларов. Через полгода подняли минимальный порог до 100 тысяч долларов, и в скором времени он очевидно снова будет подниматься.
Так что нужно спешить, – улыбается Дмитрий Юрьевич. – В прошлом году юридические лица получили по доверительному управлению в среднем 32% годовой доходности.
Чтобы оформить доверительное управление, можно обратиться в любой филиал Сбербанка России, заполнить заявление, выбрать портфель, в течение 10 дней приходит подтверждение. При доверительном управлении открывается отдельный счет, по нему идет отдельная отчетность. Клиент получает выписку с периодичностью раз в квартал. Вашим портфелем управляют профессиональные дилеры, которые внимательно следят за рынком, а комиссия с заработанных денег влияет на размер их премиальных. Примечательно, что средний возраст дилеров в Сбербанке старше, чем в коммерческих банках – необходим большой стаж. Ведь качество обслуживания клиента – это имидж банка.
По мнению Д.Комиссарова, главное – не спешить выводить деньги:
Предположим, по вашей компании хорошие новости, вы считаете, что бумага «подросла», вы ее продаете, у вас хорошая доходность 25% годовых. Но деньги-то вы вывели, а бумага все растет; если вы решите снова ее купить, она может в этот момент дойти до пределов своего роста. Рынок «перегрет», начинает происходить его коррекция вниз, а дальше он может и не начать расти, и будет стоять на месте долгое время. Клиент начинает нервничать и в конечном итоге закрывает позицию и уходит с рынка.
Что касается общего состояния рынка ценных бумаг в России, то он, можно сказать, пока представляет собой «демоверсию». Причиной этому во многом является общая непросвещенность в этом вопросе. В западных странах около 60% населения участвуют в операциях на фондовом рынке, в США – 80% населения вкладывают в акции свои средства. Россия входит в мировую экономику, подразумевающую низкие процентные ставки привлечения и размещения. Мы еще пока готовимся к этому. И сейчас самое время обратить свое внимание на фондовый рынок, ведь многие известные западные мультимиллиардеры зарабатывали свои стартовые капиталы в начале прошлого века именно на биржевой игре.
|