|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Игра на гранях
«Diamonds are a girls best friend» («Бриллианты — лучшие друзья девушек») — спела Мерлин Монро в вышедшем в 1953 году голливудском фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». А десятилетием позже в российском Смоленске начал работать гранильный завод «Кристалл». Сейчас это целый холдинг, в который входит и Ювелирный центр «Кристалл», с генеральным директором которого, Сергеем Васильевичем Бидным, побеседовал корреспондент журнала «Время сбережений».
— Для начала хотелось бы услышать небольшой экскурс в историю
— В СССР было семь гранильных заводов, первый из которых, смоленский завод «Кристалл», открылся в 1963 году. Это очень крупное предприятие в своей отрасли, аналогов которому не было в мире — на нем работало 3000 человек. Потом подобные заводы были открыты по всему Советскому Союзу: в Москве, Киеве, Барнауле, Гомеле, Ереване и Виннице. Каждый из них развивался по-разному, особенно в трудные 90-е годы. Кто-то успешно, а кто-то — нет. Что касается смоленского завода, то за 15 постперестроечных лет он увеличил объем огранки алмазов в 2 раза.
В конце 90-х мы стали смотреть, куда нам дальше двигаться. Ведь нужно не только увеличивать объемы производства, но расширять и сферу бизнеса. И тогда мы обратили внимание на внутренний российский рынок, а также на рынок стран СНГ. Потому что из всего того объема бриллиантов, что производят в России, внутри страны потребляется всего 2%. Остальное идет на экспорт. Но как идти на внутренний рынок? Естественно, нужно дойти до конечного потребителя, а это готовые ювелирные изделия и розничная сеть, через которую они будут продаваться. Поэтому в 2002 году мы создали Ювелирный центр «Кристалл», который входит в группу компаний «Кристалл» и включает в себя фабрику, оптовую системную торговлю и несколько розничных сетей. Это сеть «Смоленские бриллианты», торгующая дорогой продукцией, где есть уникальные голубые, розовые, желтые бриллианты, а также дорогие сапфиры, рубины, изумруды. Цена ювелирных изделий, продающихся там, колеблется от одной до ста и более тысяч долларов. Есть также розничная сеть «Аркада», включающая в себя 18 магазинов в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Там продается более демократичная и более трендовая продукция.
— Стоит ли вкладывать средства в бриллианты?
— Бриллианты в цене никогда не падают, а напротив — только растут. Но вкладывать средства в бриллианты по-настоящему имеет смысл только в том случае, если вы покупаете достаточно уникальные камни, единственные в своем роде, как произведения искусства. Когда вы покупаете картину Мане, то точно знаете, что через несколько лет она будет стоить значительно дороже той цены, за которую вы ее купили. Например, сейчас в нашем магазине на Кузнецком мосту продается уникальное колье с желтым бриллиантом в виде сердца — оно стоит больше 500 тысяч долларов. Но большинство людей, я бы сказал — 95%, все же покупает ювелирные изделия как украшения, а не как средство вложения капиталов или просто оправу для редкого камня. Раньше, лет 7-8 назад, люди приходили и говорили, что хотят купить камень. Их не интересовало, в каком кольце, колье или серьгах стоит этот камень, как он там выглядит. Сейчас они говорят — хотим купить красивое дорогое кольцо. Теперь их в первую очередь интересует дизайн. Так что тот период времени, когда люди думали лишь, как бы сохранить деньги, прошел. Сейчас покупают, в первую очередь, красоту, ценят оригинальный дизайн. Не оставляя без внимания и качество самих камней. Сейчас я говорю, прежде всего, о той группе изделий, которая стоит от 10 тысяч долларов.
— Бриллианты — это классика, они вечны. Корректно ли применять к бриллиантам слово «мода»?
— Почему же нет? Последние 5 лет в России развилась достаточно серьезная мода на желтые камни, в конце 90-х весьма популярны были черные бриллианты. Черный бриллиант — это своего рода «недолежавший» алмаз: уже не уголь, но еще и не алмаз в его традиционном понимании. И стоимость у них соответствующая, но, тем не менее, они были очень модны. Сейчас на российском рынке и за рубежом популярны компиляции бриллиантов с изумрудами, сапфирами. Конечно, такой ювелирный «коктейль» должен подразумевать равноценное соотношение бриллиантов и прочих дорогих цветных камней.
— Одно время на ювелирном рынке были популярны изделия, где золото сочеталось, например, с пластиком. Используете ли вы бриллианты, скажем, вместе с полудрагоценными камнями?
— Нет, это не наше. Наша основная задача — занять дорогую нишу на внутреннем ювелирном рынке и рынке СНГ. Мы пробовали делать и продавать изделия из палладия на североамериканском рынке, в России мы изготавливали стальные цепочки, но все это не «пошло». Потому что люди, покупающие бриллианты, достаточно консервативны. Им нужны камни, которые стоят в изделиях из белого золота и платины. Связано это еще и с тем, что все должно сочетаться. И если вы надели костюм или дорогое вечернее платье, то кеды с такой одеждой будут, мягко говоря, неуместны.
Хотя недорогие бриллианты, в моем понимании, все-таки могут использоваться в любом сочетании, если, с точки зрения дизайнера, это красиво. Сталь, кожа, пластик — многие это делают, те же итальянцы. Такие изделия рассчитаны не на массовый спрос, и опять же, подчеркну — на это подходят лишь самые маленькие и дешевые камни.
— Среди ваших клиентов немало мировых звезд — Элтон Джон, Уитни Хьюстон
— Скажу больше — весной Элтон Джон снова приезжает в Москву и у нас уже есть от него заказ. Да, среди наших клиентов много знаменитых и богатых людей со всего мира: музыканты, политики, бизнесмены. Это закономерно — мы продаем дорогие камни. Наши российские, якутские алмазы лучшие в мире, самые прозрачные, чтобы там не говорили про южноафриканские камни. Добавим к этому еще и качество, которым славится смоленская огранка. Поэтому и спрос на русские бриллианты у понимающих людей высок.
— Судя по вашему буклету, среди ваших покупателей много спортсменов. С чем это связано?
— Когда мы еще только создавали свою первую коллекцию, то уже тогда подумывали о спортивной теме. Обратите внимание: практически у любого спортсмена, будь то игрок НХЛ или футболист, во время соревнований одета какая-то цепочка с кулоном, перстень. Правда, не всегда эти изделия нашего производства, но бывает (смеется — прим. автора) Или знакомая нам по фильмам американская традиция, когда у всех игроков бейсбольной или футбольной команды есть одинаковые перстни, приуроченные к какой-нибудь знаменательной победе.
Поэтому мы вместе с Олимпийским комитетом России разработали программу, согласно которой награждали наших олимпийских чемпионов в Афинах. Потом эта программа переросла в компанию Olympic Diamond, учредителями которой является Олимпийский комитет России и Ювелирный центр «Кристалл». Мы открыли магазины, где продаются недорогие ювелирные украшения, до 10-15 тысяч рублей, для того, чтобы клубы могли там что-то купить и подарить своим спортсменам в качестве поощрения. Особенно это свойственно для женских команд. Изделия в Olympic Diamond заказывают и покупают как целые федерации, так и отдельные люди.
— Опять же, информация из вашего буклета: вы — спонсоры Эрмитажа?
— Мы уже четыре года члены клуба друзей Эрмитажа, реализуем совместные программы. Например, в создании нашей коллекции «Эрмитаж» участвовали искусствоведы из этого всемирно известного музея, которому мы, конечно же, помогаем материально.
А сейчас мы принимаем участие в очень интересном и долгосрочном проекте «Дягилевские балеты — русские сезоны». Наш известный российский промоутер Надежда Соловьева решила возродить знаменитые дягилевские балеты. Те самые, что в начале прошлого века принесли всемирную славу русскому балету. У Соловьевой возникла идея возродить их снова, в хороших, шикарных декорациях. Уже поставлено два спектакля. В планах также съемка фильма про Сергея Дягилева.
Не обходятся без нашего внимания детские дома, школы, инвалиды. Это нормально, потому что нельзя жить в обществе как-то отдельно. Если ты зарабатываешь какие-то деньги, то часть из них обязательно должна уходить на социальные программы, иначе общество не будет развиваться. Возвращаясь к спортивной теме — еще мы оказываем поддержку баскетбольному клубу ЦСКА.
— Насколько трудоемко ювелирное производство?
— Смотря, что это за изделие. Простое, технология производства которого стоит на потоке — это одно. А если это колье с серьезной работой дизайнера, технолога, огранщика — то это совсем другое. Поэтому и окончательная цена не всегда зависит только от стоимости камней и золота. Например, у нас есть колье, в котором используется 1567 бриллиантов. Это мелкие камни фантазийной формы, но все делается, что называется, вручную. Конечно же, стоимость этого колье значительно превышает стоимость такой же кучки камней и золота, потому что это еще и 6 месяцев работы ювелиров.
Что касается технологии обработки алмазов и превращения их в бриллианты, то он длится примерно две недели. Сюда входят сортировка, разметка, распиливание, шлифовка. На саму огранку у опытного огранщика уходит не более одного-двух часов. Но это опять же поток. Огранка уникальных камней может длиться несколько недель. Огранщик, пока у него нет подходящего настроения или, если хотите — вдохновения, не будет браться за такую работу. У нас работают человек 25 огранщиков, которых я бы назвал, без лукавства, настоящими художниками. При этом обработка уникальных, крупных алмазов требует не только вдохновения, но и учета целого ряда факторов — структура камня, его оптические свойства. Там все нестандартно! Под обработку таких камней изготавливают даже специальные инструменты.
— Можно ли поставить на ваших изделиях клеймо — «Сделано в России»?
— Почти все изделия мы производим в Смоленске, хотя у нас довольно большая дизайн-студия, 27 художников, расположена в Риме. Почему в Риме? Потому что дизайн — это Италия. Римскую студию возглавляет известный итальянский дизайнер Стефано Риччи. Больше половины изделий, которые мы продаем в «Смоленских бриллиантах» — это индивидуальные заказы: человек приходит, советуется с дизайнером, дизайнер рисует то, что он хочет видеть. Потом, конечно, начинается некоторая адаптация, потому что не всегда то, что хочет клиент, можно реализовать с технологической или эстетической точки зрения. Но зато изделие производится в единичном экземпляре, так что человек точно уверен, что сделано один раз и исключительно для него.
— Кто ваш покупатель?
— Если говорить по стоимости изделий, то наши розничные сети рассчитаны на самую разную публику. Самые недорогие изделия можно приобрести в Olympic Diamond. «Смоленские бриллианты» продают изделия самого дорогого сегмента. «Аркада» несколько дешевле. Но я подчеркиваю: недорого — это не значит некачественно. Что касается людей, которые это все покупают, то это и випы, а то может прийти и бабушка, которая откладывала пару лет деньги с пенсии и теперь покупает внучке на шестнадцатилетие кольцо с бриллиантом за 25 тысяч. Кстати, таким покупателям мы всегда делаем скидку. Так что мы рассчитываем на любого покупателя и можем удовлетворить всех, у кого есть хороший вкус и желание покупать качественные красивые вещи. Всем, в том числе и мужчинам, могут подойти пусеты или серьги-гвоздики, со вставленным туда бриллиантом-трехкаратником. Что касается спроса, то наибольшей популярностью пользуются кольца, потом серьги, потом подвески. Традиционный новогодний подарок — это колье, потому что в новый год обычно дарят то, что не дарят в остальное время года.
— Можно ли сейчас «нарваться» на поддельный бриллиант?
— Как и во всем, подделки, конечно, встречаются. Например, недобросовестные продавцы могут выдать синтетический камень за натуральный. Неспециалисту отличить настоящий бриллиант от, скажем, феонита, довольно сложно. Но если положить рядом феонит и бриллиант, то заметить разницу можно: феонит блестит, а бриллиант «играет». Кроме того, продаются специальные приборы для определения подлинности драгоценных камней. Стоят они в районе двухсот долларов, что, конечно, несоизмеримо мало по сравнению со стоимостью подавляющего большинства ювелирных изделий, где используются бриллианты или другие драгоценные камни.
Кроме того, как правило, те, кто покупает бриллианты, тщательно подходят к этой покупке. Поэтому проще всего защититься от подделок — это покупать ювелирные изделия, особенно дорогие, в специализированных, известных торговых сетях. Там вам гарантируют подлинность бриллианта и выдадут соответствующий сертификат.
Что же касается недорогой продукции, так называемого «турецкого золота» — конечно, гарантии там нет практически никакой. Если на кольце стоит проба «585», то на деле содержание золота там может быть меньше в разы. Но, тем не менее, такие изделия тоже находят своего потребителя. Это просто товар другой ценовой категории. Приведу пример: США потребляет 50% всех ювелирных украшений в мире, там запросто «уходят» уникальные кольца по 5 миллионов долларов. И в тоже время это самый крупный в мире рынок дешевой индийской продукции.
|