Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», декабрь 2006
Другие материалы номера:
Финансовый партнер
Игра на гранях
Клуб миникомпаньонов

Вышитые драгоценности

Вещи, бывшие когда-то символом недосягаемой западной роскоши, уже давно облюбовали российские прилавки и растеряли часть своего магнетизма. Можно ли чем-то еще удивить, например, обладателя «Рождественского календаря «Montblanc», в который входят 60 самых дорогих аксессуаров, часов, письменных принадлежностей? Как оказалось — можно, достаточно вспомнить историю. Старинный, былинный, стоящий на древних торговых путях Торжок уже несколько веков является центром золотного шитья России.

Промысел появился здесь чуть ли не раньше самого города. Первая золотая вышивка, найденная на территории Торжка, была сделана еще тысячу лет назад. Исследователи уверены, что из Торжка нити тянуться в Византию или даже в Вавилон и Ассирию, к царям, басилевсам и князьям с их роскошными одеждами и пышными церемониями.


Вышивать учились на деньгах

Любопытно, что первые дошедшие до нас образцы золотного шитья — местные деньги, представляющие собой куски кожи, расшитые золотом. Вскоре, впрочем, расшивать золотом деньги стало слишком расточительно.

Шитье золотом считалось занятием достойным даже цариц и боярынь, которые часто сами садились за пяльцы. Почти при каждом боярском дворе были свои мастерские, состязавшиеся в тонком искусстве. Один из самых известных и древних памятников золотного шитья — хранящаяся в Музее Московского Кремля «Пелена Марии Тверской», как полагают исследователи, подаренная в четырнадцатом веке какому-то из кремлевских монастырей великой княгиней Марией, первой женой Ивана III. Летописи доносят до нас сведения о том, что во Владимире по престольным праздникам драгоценные одежды вывешивали по городу для обозрения между храмами «в две верви».

Показательно, что соперничающая с царицей честолюбивая княгиня Ефросинья Старицкая, сделала ставку именно на мастерство своих золотошвей, решив затмить царские пожертвования монастырям.


«Красивые вещи должны создаваться красивыми людьми»

Даже после того, как стараниями Петра Россия начала жить по-европейски, царские наряды продолжали расшивать золотом. «Дошли упоминания о великолепном платье голубого атласа с вытканными на нем золотыми лилиями, которое изготовила для Екатерины II здешняя мастерица, вывезенная императрицей в Петербург, — рассказывает заведующая выставочным залом ОАО «Торжокские золотошвеи» Наталья Горбунова. — Сохранилась легенда, что мастерица была дурна собой, поэтому Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек и послала их в Торжок учиться мастерству, напутствовав словами, что красивые вещи должны создаваться красивыми людьми».

«Спешу, княгиня, послать вам поясы. Вы видите, что мне представляется прекрасный случай написать вам мадригал по поводу пояса Венеры» — писал в ноябре 1826 года Пушкин из Торжка в Москву Вяземской, сопровождая свой щедрый дар — знаменитые торжокские золототканые шелковые пояса.

Надо сказать, вскоре после этого подношения пояса пропали с прилавков. «Во второй половине девятнадцатого века золотное шитье чуть было совсем не исчезло. Долгое время мастерицы перебивались случайными заказами на шитье галунов и погон, — рассказывает Наталья Горбунова. — Вовсе не угас промысел благодаря стараниям здешнего патриота Дмитрия Романова, объединившего бросавших уже было пяльцы золотошвей и кружевниц в мастерскую при земской управе, где он стремился возродить былое высокое искусство. Усилия его не пропали даром: в начале ХХ века работы местных искусниц были отмечены множеством наград на международных выставках в Париже, Лондоне, Турине».


Вышивка государственного значения

Начавшаяся после революция кооперация кустарей не обошла и золотное шитье. Тогда помимо традиционных мотивов в вышивке все чаще появляются созвучные эпохе образы лампочек, тракторов, золотом расцвечиваются заводские и комсомольские знамена, на панно появляются изображения съездов. Примечательно, что если внутри страны предпочтение давалось идеологически выдержанным сюжетам, то для международных выставок выбирали все-таки нейтральные мотивы.

В 1992 году Торжокская золотошвейная фабрика им. 8-го марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а затем в открытое акционерное общество с тем же названием. Что же шьют сегодня?

«Если раньше был госзаказ, то теперь мы вынуждены сами искать клиентов, поэтому часто, отбирая новые проекты, руководствуемся возможными затратами, стараемся, чтобы изделия не получались излишне дорогими и были доступны покупателями. Мы готовы предложить товары на любой вкус: от небольших вышитых кошельков и театральных сумочек, до роскошных больших панно, — рассказывает генеральный директор ОАО «Торжокские золотошвеи» Александр Болобонов. — Мы всегда рады выполнить и индивидуальные заказы. Порой по желанию клиента в договоре специально прописывается, что больше копий с этой работы мы делать не будем. Если этот пункт не оговаривается, то возможен повторный заказ. Порой даже на выбор покупателей влияет именно личность первоначального заказчика».

Стоит расшитая золотом картина иногда не одну сотню тысяч рублей, и на работу уйдет не один месяц кропотливого труда. Такое панно просто предназначено быть VIP-подарком.


Традиции снова в цене

В Торжке можно приобрести и расшитые золотом охотничьи фляги, кошельки, комплекты столового и постельного белья, — список продолжать можно долго. Сейчас, как рассказывают сотрудники АО, наибольшим спросом пользуются изображения церквей и фольклорные мотивы, популярные в девятнадцатом веке, например, мифические грифоны и птицы-сирины.

После долгого перерыва снова начали вышивать иконы. Первый заказ церковной тематики поступил от губернатора Александра Лебедя, который попросил для кадетского корпуса вышить знамя с изображением Николая Чудотворца. Этого святого вышить просят чаще всего. Как рассказывает генеральный директор, для того чтобы вышивать иконы, предприятие специально освящали и получили благословение отца Евгения, настоятеля Михаило-Архангельской церкви. Впрочем, такие заказы не часты. Вышить икону стоит не один десяток тысяч рублей, а времена щедрых бояр, наполняющих церковные ризницы золотным шитьем, уже прошли.

Тем не менее, на расшитую золотом одежду снова появился устойчивый спрос. В советское время, как вспоминают ветераны производства, с такими заказами обращались только киностудии. В Торжке вышивались все костюмы для фильма «Война и мир», а мундир, вышитый для фильма «Анна Каренина», стал самой дорогой одеждой на всей съемочной площадке. Он обошелся в тысячу рублей — огромные по тем временам деньги.

— Массового пошива одежды у нас нет, но к 70-летию фабрики мы сделали коллекцию одежды, которая довольно быстро разошлась, и сейчас приходят заказы повторить отдельные вещи из коллекции, — рассказывает Александр Болобонов.

Шитая золотом одежда сегодня оказалось актуальной и уверенно конкурирует с работами прославленных модельеров. На фабрику приходят индивидуальные заказы. Такие известные актрисы, как Наталья Варлей и Лидия Федосеева-Шукшина, носят изделия «Торжокских золотошвей».

И снова, как в пушкинские времена, помимо привычных сумочек, модницы охотно заказывают вышитые пояса. «Известно, что испокон веку на Руси пояс считался главным элементом женской одежды, выходить не подпоясанной считалось грехом, поясу приписывали магическую силу. Понятно, что пояса всегда богато украшали драгоценными камнями или жемчугом, расшивали золотом. Во второй половине девятнадцатого века пояса, казалось, окончательно вышли из моды. И вот теперь по старым эскизам древняя традиция снова восстанавливается» — комментирует Наталья Горбунова.


Тонкая работа

Вопрос, который неизбежно закрадывается, когда держишь в руках работы торжокских мастериц: как же, все-таки, удается создавать такую красоту? Как оказалось, шитье одностороннее, то есть золотую нить скрепляют с тканью невидимой для глаза обычной. Не будем обременять читателя излишними техническими деталями. К семнадцатому веку, времени расцвета золотного шитья в Торжке было известно уже порядка ста швов — способов соединять нить с тканью.

Хотя машинное шитье ввели в практику российских золотошвей еще в девятнадцатом веке, по-прежнему значительная часть работы выполняется в ручную. Только так можно, например, добиться такой плотности, что сшитые вместе нити кажутся единой пластиной, это так называемый «кованый шов». «В любом случае, даже машинное шитье — не слепая работа автомата. За машиной сидят люди, которые участвуют в процессе. Мы совмещаем ручное и машинное шитье, если надо снизить цену. Но в любом случае, каждый заказ несет на себе индивидуальный почерк мастерицы», — с гордостью говорит Александр Болобонов.

Тысячелетняя монополия Торжка на золотное шитье нарушилась только в последние несколько лет. Выпускницы местного училища разъезжаются по стране, некоторые из них открывают собственные мастерские. Но «Торжокские золотошвеи» конкуренции не боятся. Золотное шитье, это не та область, где можно быстро наладить поточное производство, ведь чтобы начать более менее сносно вышивать, нужно проработать лет пять, — уверен генеральный директор. — В этом деле главное — опыт и традиции, а они определенно на нашей стороне.

Золотное, или золотое шитье сегодня — это вышивка тончайшей латунной нитью с 5% золочением.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100