Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», декабрь 2003
Другие материалы номера:
Драгоценная традиция
Новый год класса "ЛЮКС"

Рецепт стабильности


Первыми – больше трех тысяч лет назад - мороженое придумали китайцы. В Европу рецепт охлажденного шербета привез Марко Поло в начале XIV века. Мороженое было исключительно фруктовым: только в Киевской Руси на десерт подавалось замороженное и мелко наструганное молоко с сахаром. Сливочное мороженое в современном понимании изобрели французы в городе Пломбьер Ле Бем (отсюда название "пломбир"). Каждая европейская нация привносила в изготовление вкусного продукта свои идеи.

А поставить производство и торговлю мороженым на широкую и крепкую коммерческую основу сумели в США. В середине XIX века домохозяйка Нани Джонсон изобрела кухонный агрегат под названием "фризер"; чуть позже были изобретены холодильные машины, разработаны способы получения и хранения льда, активизировалась индустрия сухого молока, появились вафельный стаканчик и эскимо на палочке.

В России промышленное производство мороженого началось с 1932 года. Оно стало составной частью работы хладокомбинатов. Если взглянуть внимательнее, то можно увидеть, как в производстве мороженого одновременно участвуют различные отрасли экономики страны. Ведь в этой индустрии связаны воедино производство сухого льда и углекислоты, переработка и замораживание сельхозпродукции, животноводство, машиностроение, розничная и оптовая торговля, сеть общественного питания и многое другое...

Павел Евгеньевич Тюгаев – директор ООО "Айсберг-Джел", расположенного на территории Наро-Фоминского хладокомбината, с 1969 года работает в системе Росмясомолторга, является членом Совета директоров этой акционерной компании и членом Союза мороженщиков.


— Расскажите о своем опыте работы. Как развивалось ваше предприятие и каким образом пришло к возможности влиять на рынок мороженого?

— Сразу хочу сказать, что если вы желаете услышать историю бурно развивающегося предприятия, то мы - не совсем удачный пример. В принципе за последние 3-4 года особой динамики роста объемов производства у нас нет. Есть стабильность. В бизнесе каждый определяет для себя место: кто-то изо всех сил рвется вверх, хочет захватить рынки, чего бы это ни стоило, а кто-то - работает в своей нише. Наше пространство в этом секторе по сравнению со вчерашним днем уменьшилось - из-за очень большой конкуренции. В принципе, назвать основные "имена" нетрудно. Здесь есть предприятия транснациональные – Nestle, Unilever, Mars, есть работающие в рамках СНГ – "Айс-Фили", "Альтервест", "Талосто", есть межобластные - например, Подольский хладокомбинат. Все зависит от объемов, возможностей... И если раньше мы четко были межобластными поставщиками, то с каждым годом мы становимся межрайонными - а именно: в определенном секторе Московской области и частично Москвы.


— Как это складывалось?

— Вообще производство здесь было начато в 1993 году (как "Айс-Нар")  – мы практически первыми стали здесь производить мороженое в пластиковых стаканчиках. Для того чтобы сразу вписаться в этот рынок и получать прибыль, мы купили очень хорошее итальянское оборудование. Пошли на риск: 93-94 год был годом страшных неразберих - кредит тогда в России давался под 200% годовых. Итальянцы же дали нам его просто: ребята, рассчитаетесь прибылью в течение года. Была гиперинфляция, но товар попал в тему, и это решение оправдалось. Производить мы могли порядка 3000 тонн в год - и за тремя наименованиями нашего мороженого стояла очередь. Приняли решение срочно увеличить производство в два раза и купить аналогичную линию, под которую построили современный цех из финских панелей (прежний цех был в помещении, приспособленном под "холодильник"). Вот как раз второй цех мы и назвали "Айсберг-Джел": здесь начиналась торговая фирма "Айсберг", а оборудование было итальянской фирмы "Техно-Джел" ("джалато" по-итальянски - мороженое).

И вот 96-97 год: поехали в Италию, взяли кредит и рассчитались по нему за 2 недели до дефолта. Просто удивительная удача! К тому времени на рынке появилось много пластиковых стаканов, и при двойных объемах производства сбыт у нас оставался таким же. Начали развивать ассортимент: ставим различные линии брикетов, вафельные стаканчики и т.п. Тогда же компания Unilever искала в России партнеров для производства мороженого под ее торговой маркой: соответствовать их стандартам сумели только мы и "Альтервест", который тогда еще только развивался. Заключили хороший контракт и практически работали только на них: 80% продукции под торговой маркой "Альгида" производилось у нас.


— Их устроило качество вашей работы, оборудования?

— И оборудование, и санитарно-техническое состояние, и то, что наше предприятие - на 100% частная собственность (обычно хладокомбинаты оставляли 38 или 51% в федеральном или муниципальном фонде имущества).

Но чем плохо работать с иностранцами: мы потеряли своих местных покупателей. С 93 года мы завоевали большой рынок сбыта: все Поволжье до Астрахани. К нам ездили из Сибири, брали фурами... Мы расслабились: немножко торговали - в Наро-Фоминске было 7 палаток, и мы не видели особого смысла активно развивать собственную сеть. Unilever вообще хотели выкупить у нас цех и построить здесь огромную фабрику. Затем 98-й год, дефолт – они замораживают эту программу. И в 2001 резко уходят с российского рынка. Основная причина - в Китае построили самую большую в мире фабрику мороженого, и проект оказался убыточным. Китайцы мороженого едят мало. Но, кажется, сейчас они опять возвращаются сюда, в Россию…


— Что произошло с предприятием после их ухода?

— Было, конечно, нелегко. Пришлось сразу налаживать собственную работу на внутреннем рынке; восстановили какую-то часть – и постепенно пошла динамика производства.

Немного перестроились, опять начали устанавливать палатки в Наро-Фоминске, расставлять лари, сами закупать, вкладывать деньги. Если раньше мы производили 50-56 наименований мороженого, то 2 года назад было принято решение сократить до 10. Это уже проверенный практикой факт: 80% всей прибыли делается 20-ю процентами от всего спектра наименований мороженого. Также было принято решение превратить своих конкурентов, которые работают рядом, в партнеров. Для этого появились схемы обмена: зачем им закупать оборудование, если оно есть у меня? Я им его предоставлю, а себе на торговые точку возьму их ассортимент. В производстве мороженого есть свои тонкости, свои хитрости – и, например, на одном и том же оборудовании у одного будут лучше получатся брикеты, чем у другого. Я знаю, что умеем делать мы, и что - наши коллеги. Сейчас мы так и работаем - по обмену.


— Что-то изменилось в отрасли производства мороженого по сравнению с советским периодом?

— При советской власти это было очень хлопотным и малоблагодарным делом – иметь в составе хладокомбината цех мороженого. Была жесткая фондовая дисциплина, а сухое молоко, масло, сахар – это все фондовые товары. Мороженое делалось за счет экономии фондов на чем-либо, и вся прибыль централизованно изымалась в вышестоящую инстанцию, а оттуда в Министерство Финансов. Сейчас нет проблем: есть деньги - бери и развивай производство так, как хватит умения. Ведь в чем, условно говоря, принцип прибыльности мороженого: продаешь воздух и воду по цене масла. А все остальное "от лукавого" - кто что придумает и чем польет, чтобы покупателю нравилось...


— Отличается ли наше мороженое от иностранного?

— В лучшую сторону. Даже наши ГОСТовские показатели, которые работали еще при советской власти, по своим параметрам гораздо жестче технических условий Западной Европы и Америки. Это они нас научили, и, так скажем, экономически заставили использовать растительные масла и жиры (раньше у нас был только натуральный продукт, делали только пломбир). У них хорошее, качественное мороженое стоит очень дорого - от $1,5 до $3 за порцию. Наш пломбир - 30-40 центов. Вот и вся экономика.


— А кто ваш обычный покупатель?

— Думаю, наш покупатель - это дачники. В электричках наше мороженое идет на ура. Оно в пластиковых стаканчиках, и поэтому не течет. Удобно...


— Выходить на столичный рынок трудно?

— Весьма. Есть свои сложности с дилерской сетью. А для того, например, чтобы поставить свою продукцию в сетевые супермаркеты, я должен заплатить от 200$ за наименование – только за вход, и к тому же давать 60 дней на реализацию. И все равно в Москву с мороженым едут все – из Тамбова, из Сибири, откуда угодно...


— Сколько сейчас вообще игроков на рынке мороженого в Москве? И пользуетесь ли вы услугами каких-либо дилеров?

— Крупные дилерские сети по реализации мороженого имеют "Рамзай", "Флагман", "Талосто". У нас дилерской сети в полном смысле этого слова нет… Поэтому мы от конечной продажной цены имеем немного - 10-19%, раньше 35-50%. Основная прибыль - у оптовиков. Мороженое в розницу – это двойная цена от отпускной. Но дилер, при этом, как правило, должен бесплатно ставить оборудование в магазин и решать много иных вопросов. А производитель... Производитель должен заниматься производством.

— Насколько сейчас мороженщику сложно найти надежных поставщиков сырья?

— Требования к сырью зависят от того, что я хочу иметь: или очень качественное мороженое при средних финансовых показателях, или очень хорошие финансовые показатели при среднем качестве. Мы выбираем первый вариант. И потому для нас найти хороших поставщиков – нелегко.


— Можно ли провести параллель между поиском подходящего поставщика и поиском подходящего банка? Как бы Вы охарактеризовали в этом случае Среднерусский банк СБ РФ?

— Конечно можно! И в том, и в другом случае очень важно, чтобы он был надежный, чтобы я мог ему доверять, потому что от него зависит успех моего дела. Про Сбербанк я так вполне могу сказать. К Сбербанку все-таки есть доверие, особенно у предпринимателей старой школы. Я не буду рисковать деньгами за большой процент коммерческих ставок и участвовать в сомнительных проектах; я буду сам зарабатывать деньги в процессе производства. Проблем с местным отделением у нас вообще нет. Сейчас пользуемся "би-принтом", достаточно эффективно, меня лично и нашего бухгалтера устраивает.

Есть и пожелания: больше оперативности, гибкости в вопросах кредитования. Я, скажем, периодически беру кредит на закупку сырья и невозобновляемый лимит кредитования мне неудобен. А овердрафт не подходит из-за ограничений в сроках погашения. Но все равно – сейчас я уже не буду брать кредит в Италии, хотя итальянцы, возможно, и предоставили бы мне лучшие условия. На сегодняшний день Сбербанк в моих глазах является гарантом. Вот такая характеристика.

Недавно, уже после встречи с нашим корреспондентом, для ООО "Айсберг-Джел" банком была открыта возобновляемая кредитная линия на покупку сырья.

"У меня небольшое предприятие, и я в любой момент могу его закрыть без ущерба для себя. Но мне будет очень неудобно перед моими рабочими. Сейчас на нашем предприятии работает всего 60 человек. За все наше существование мы ни разу не задержали зарплату. Это для меня святое. И это не достижение, это обязанность каждого предпринимателя".


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100