|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
"ШАТУРА" европейский стандарт
Производственное объединение "ШАТУРА" было создано в 1961 году с целью изготовления малогабаритной недорогой мебели. Это было ничем не примечательное предприятие, хотя и не из последних, призванное придать видимость комфорта ничем не примечательным, кроме выдающегося минимализма в метраже, "хрущовкам". Приток импорта с началом перестройки показал полную неспособность отечественных производителей мебели конкурировать с западными. Чтобы выжить, пришлось учиться работать заново, используя опыт других стран. И "Шатура" использовала свой шанс. Сегодняшняя МК "Шатура" - это европейская система бухгалтерского учета и бюджетного планирования, компьютерный центр обработки данных, крупная служба маркетинга, профессиональные кадры, новая структура управления производством, практически единственная в стране. И как результат, за совсем небольшой промежуток времени (предприятие акционировалось в 1992 году, в 1996, после реформирования всех служб полностью обновило ассортимент) Шатурская мебельная компания стала крупнейшим в России производителем корпусной мебели. Спектр выпускаемой продукции постоянно растет, предприятие развивается. Первоначально шатуряне ориентировались на рынок Москвы и Подмосковья, теперь в Москву поступает не более 20% продукции: из 600 торговых точек, с которыми у объединения заключен договор, только 30 находятся в Москве, а остальное идет в регионы и на экспорт.
Как вы оцениваете современное состояние российского мебельного рынка?
Российская мебельная промышленность сейчас на подъеме. По оценкам экспертов, емкость рынка мебели в России на конец 1999 года составляла порядка 965 млн. долларов, из них емкость рынка корпусной мебели - 530 млн. долларов. Причем если 2-3 года назад доля российской мебели на рынке составляла 35-40%, то сейчас - 60-65%. Я полагаю, что эта тенденция к постепенному уменьшению доли зарубежной мебели сохранится.
Если говорить о текущем состоянии и перспективах развития мебельной промышленности России, то ярко заметно стремление предприятий к внедрению новых, более совершенных технологий и оборудования. Естественно, что при этом возникает потребность в привлечении дополнительных средств, в том числе и банковских кредитов. Так что, я думаю, в ближайшее время российские мебельщики станут одними из самых активных клиентов Сбербанка.
На наш взгляд, при нормальном развитии российской мебельной промышленности объемы выпуска продукции к концу 2000 года должны возрасти по отношению к 1999 году в 1,2 раза, а к 2005 году - в 2,1 раза.
Какое место занимает Ваша компания на этом рынке?
ОАО "Мебельная компания "Шатура" является крупнейшим предприятием Шатурского района с числом работающих около 2300 человек и безусловным лидером на российском мебельном рынке. Объем продаж компании в 1999 году составил 1437629 тыс. рублей, а доля рынка производства мебели - 9,5%. Кстати, по итогам первого полугодия 2000 года мы вышли на 40-процентный рост объема продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наша мебель не только качественная, но и долговечная: срок службы шатурских стенок составляет 20 лет, спален - 15 лет, офисной мебели - 10 лет.
Какое сырье и комплектующие используются при изготовлении шатурской мебели?
Древесину мы используем российскую, в основном из Подмосковья. Используем и "полуфабрикаты" российских предприятий: ДВП (древесно-волокнистую плиту) - "Балабаново Плитспичпром", долгопрудненский гофрокартон, бумагооснову от пензенского "Маяка". Частично используем и российскую фурнитуру, например, зеркала из Рязани, Санкт-Петербурга, Москвы. Однако большая часть фурнитуры, около 60%, все-таки зарубежного производства. Причина проста: у российских производителей либо качество слишком низкое, либо цена не выдерживает конкуренции с зарубежными производителями.
В последнее время много говорят об экологичности и безопасности мебели. Продукция МК "Шатура" изготавливается из древесностружечной плиты международного стандарта Е1, что означает самое низкое содержание свободного формальдегида. Химическое сырье используем в основном немецкого производства. Смолы "Хеттих" и "Пур", меламин концерна BASF и DSM, лак, краски - все немецкого производства.
Каковы ближайшие планы развития предприятия?
Перспективы достаточно оптимистичные. За счет ввода в строй нового цеха по производству ламинированой древесностружечной плиты мы планируем увеличить производство бытовой мебели в 1,7 раза, офисной мебели - в 1,4 раза.
Однако мы не останавливаемся на достигнутом, а смотрим в будущее. В перспективе мы планируем оснастить мебельное производство оборудованием, которое позволяет выпускать детали с кромками различного профиля. В ближайших планах и создание склада готовой продукции с самой современной системой отгрузки товаров потребителям.
Планируется и расширение ассортимента выпускаемой продукции. В ближайший месяц мы постараемся запустить в промышленное производство новый вид спален, а до конца года - освоить выпуск наборов для жилой комнаты.
МК "Шатура" - одно из крупнейших предприятий Подмосковья. Как решаются вопросы работы с финансовыми структурами и размещением свободных средств?
Как любое крупное предприятие, мебельная компания "Шатура" активно взаимодействует с банковским сектором. В настоящее время мы работаем с несколькими крупными банками. Наибольший объем наших операций приходится на Шатурское отделение №2691 Московского областного банка СБ РФ и АКБ "Центрокредит". Мы активно развиваем сотрудничество и с другими российскими банками.
Наши средства не должны лежать мертвым грузом. Мы ежедневно отслеживаем свободный остаток, что позволяет нам оперативно принимать решение о разумном размещении средств в другие финансовые активы (государственные облигации, векселя, депозиты). Использование ценных бумаг существенно облегчает порядок расчетов с частными предпринимателями.
Наше предприятие постоянно развивается. Мы закупаем новейшее оборудование, материалы и прочее. Естественно, это требует определенных вложений. И в этом нам активно помогает Сбербанк, предоставляя нам такие формы кредитования, как вексельное и овердрафтное.
Какие еще формы сотрудничества со Сбербанком используются и какими Вам видятся перспективы этого сотрудничества?
В своих отношениях с Шатурским отделением Сбербанка мы уже давно отошли от стандартных, типа "банк-клиент". Скорее, мы рассматриваем друг друга как равноправные, надежные, хорошо знающие друг друга партнеры. У МК "Шатура" в районе особое положение: компания является градообразующим предприятием, крупнейшей организацией в районе.
Мы очень рады, что представители Сбербанка понимают это и активно идут навстречу нашим потребностям и пожеланиям. Например, обслуживание нашего расчетного счета в Сбербанке производится бесплатно. Для нас допускается и овердрафтное кредитование, что, как вы понимаете, предоставляется далеко не каждому клиенту. Немаловажное значение играет и "географическая" составляющая: близкое соседство со Сбербанком (один из филиалов Шатурского отделения находится на территории предприятия) позволяет нам оперативно решать многие текущие вопросы.
Наши представительства, открытые по стране, также работают со Сбербанком. В 12 регионах России, Башкортостане, Татарстане наши клиенты имеют возможность рассчитываться векселями Сбербанка. Оплата векселей производится в день предъявления, и это очень удобно.
В настоящее время мы рассматриваем зарплатный проект, предложенный специалистами Шатурского отделения. Так что вполне возможно, что в недалеком будущем наши сотрудники будут получать зарплату по пластиковым картам Сбербанка России.
В 2000 году генеральный директор ОАО "МК "Шатура" В.И. Зверев был удостоен Национальной премии имени Петра Великого "За эффективное управление и обеспечение стабильных финансово-экономических показателей предприятия". Эта премия ежегодно присуждается лучшим руководителям отечественных предприятий, государственным менеджерам, ученым-экономистам, руководителям СМИ и служит распространению уникального опыта российских предпринимателей и управленцев.
Работа по модернизации Шатурского производства велась в четырех направлениях: снижение затрат, борьба за качество, внедрение современных технологий и создание новой системы управления. К проведению реорганизации были привлечены иностранные специалисты. "Шатура" приняла участие в конкурсе Российского центра приватизации, который поводился в 1994 году, прошла конкурс и получила возможность получить помощь ЕС по проекту TASIS, включавшую консультационные услуги и налаживание партнерских связей за рубежом. Как результат, на предприятии теперь действует схема управления, которой завидуют многие иностранные производители, создававшие эту модель.
По словам начальника отделения перспективных разработок Елены Никологорской, проблема многих российских производств в период их приватизации состояла в том, что производственники продолжали по привычке определять продукт. Первоначально перед компанией стояла довольно сложная задача: привязать красивые картинки, разработанные дизайнерами предприятия, к возможностям производства, причем сделать так, чтобы это было удобно производить, и получать при этом нужную рентабельность и качество конечного продукта.
Сегодня продукция шатурских мебельщиков соответствует всем международным стандартам. Еще в октябре 1998 года высокое качество и дизайн продукции МК "Шатура" были отмечены на международной выставке Koln Messe, для мебельщиков это одно из главных событий в году, авторитет такой оценки очень высок. В том же 1998 году шатурская мебель была удостоена почетного диплома "Московское качество" Московского независимого центра МОСЭКСПЕРТИЗА.
Чтобы идти в ногу со временем, представители МК "Шатура" регулярно посещают крупнейшие международные и российские мебельные выставки - в Милане, Кёльне, Москве, в регионах. Полученный там богатый опыт перерабатывается с учетом потребительских особенностей и возможностей россиян. Это помогает шатурянам не просто слепо копировать достижения западных производителей, а создавать свои, оригинальные, приспособленные к требованиям российского рынка разработки.
Еще одно важное свойство шатурской мебели - стремление отразить в облике продукции более доступной ценовой категории стиль дорогой мебели, используя менее дорогие, но не менее качественные технологические приемы производства. Это особенно важно в условиях России с ее весьма низкой покупательной способностью. Образно говоря, девизом шатурян является "Любой покупатель имеет право на качественную продукцию в рамках своих возможностей". Именно это сочетание доступности и высокого качества делает шатурскую мебель одной из самых продаваемых на российском рынке, открывая перед компанией широкие перспективы для развития.
|