|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
От сельпо к супермаркетам
- Василий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как и когда зародился “Мособлпродукт”?
- В 1991 году, все начиналось как физкультурно–оздоровительный комплекс “Ева”, действующий, кстати, и поныне. Я работал в те времена тренером по теннису, была группа детей, которых необходимо было возить на соревнования. Средств на это не было. С целью заработать денег “Ева” и была создана. К сожалению, комплекс хоть и окупал себя, но прибыли не приносил. В результате появились новые заботы, но не деньги.
На волне бурно развивающегося “дикого” капитализма было решено открыть комиссионный магазин. Опыт имели мы тогда нулевой. Кредиты брать боялись - они были баснословно дорогие, а мы тогда чувствовали себя в бизнесе еще не очень уверенно.
Намучившись с комиссионкой, открыли продуктовый магазин. Торговля продуктами – более “оборотистый” бизнес, а в условиях постперестроечного дефицита – тем более. На прилавках ничего не залёживалось, а в холодильниках – не успевало охлаждаться.
Тогда же и взяли первый кредит в Сбербанке, как сейчас помню – на покупку сливочного масла. Ночей не спали – но деньги вернули. Осмелев, стали активней привлекать кредитные ресурсы, на небольшие сроки, максимум на три месяца.
На сегодняшний день компания “Мособлпродукт” это 15 магазинов в Коломне, 1 – в Рязани, и открывшийся совсем недавно, 10 октября, большой супермаркет в Москве – “Торг–сити”. В Коломне, в сфере розничной торговли продуктами питания, компания занимает лидирующее место. По словам В.Н.Родаева, это произошло во многом благодаря активной политике кредитования в Сбербанке, минимальным наценкам и использованию западного опыта. Структура “Мособлпродукта” на данный момент включает в себя не только торговые точки, но также и юридический, торговый и строительно-ремонтный отделы, штат инспекторов по качеству поступающих в магазины сети продуктов, физкультурно-оздоровительный комплекс, мясной цех полуфабрикатов, кондитерский цех, транспортный отдел и собственную службу безопасности.
- Цивилизованная торговля вообще и супермаркеты в частности, всё это пришло к нам совсем недавно. Не возникают ли в этой связи трудностей из-за особенностей российского менталитета?
- Безусловно, трудностей хватает. Магазины самообслуживания в советское время не имели достаточного распространения, поэтому человеку, впервые попавшему в такого рода магазин, зачастую трудно совладать с соблазном что-либо “стащить”. Я бы не стал утверждать, что это особенность только российского менталитета, в той или иной степени похожая ситуация существует везде в мире. И везде в мире с этим более-менее успешно борются. Бороться намерены и мы.
Что же касается деловых сторон российской торговли… У нас любую проводящуюся акцию необходимо контролировать до самых мелочей, иначе она будет загублена самими исполнителями на корню. Бывали случаи: мы объявляли о скидках на какие-то виды товара, а на местах продавцы игнорировали это, и продавали по прежним, более высоким ценам.
Хочу ещё отметить, что я являюсь непримиримым врагом прилавочной торговли, ведь это же позавчерашний день! Дело в том, что в магазинах самообслуживания от сотрудников, от “человеческого фактора” зависит намного меньше, нежели в условиях традиционной торговли. Там если не вышла по какой-либо причине продавщица на работу, то всё, отдел стоит, пока ей не найдут замену. В супермаркете, при аналогичной ситуации, будет лишь несколько хуже разложен товар, не более того. Работают не столько люди, сколько система.
- Как вы находите поставщиков?
- Мы активно участвуем в разного рода специализированных выставках, как в Москве, так и в других регионах. И надо сказать, в основном не мы, а нас ищут поставщики, и нам есть уже из кого выбирать. Сейчас нам возят свою продукцию более двухсот предприятий, 90% - из Москвы.
- Какова ваша стратегия по завоеванию рынка и была ли она первоначально?
- Первоначально, конечно, никакой стратегии не было, всё происходило спонтанно. Главное – охватить наибольший объём рынка. В Коломне мы лидеры, остальные часто повторяют все наши новации. Но рынок уже освоен, 15 магазинов – это предел. Откроешь ещё один – и они сами начнут конкурировать друг с другом, а не с другими розничными сетями. Пробовали выйти в Рязань, открыли магазин, но столкнулись с проблемой низкой платёжеспособности населения.
И вот наша первая ласточка – супермаркет “Торг–сити” в Москве (Симферопольский б-р, д.22, корп.2), где всегда в наличии 10 000 наименований товара. В нём имеется свой собственный мясной цех по производству полуфабрикатов. Социально значимый набор продуктов по стоимости несколько меньше, чем у магазинов других торговых сетей этого класса. Планируем открыть свою сеть в Москве, и в этом смысле “Торг–сити” - пилотный проект. Если Сбербанку эта идея придётся по вкусу, появятся инвесторы, источники финансирования – мы будем в Москве.
Хотя здесь нас ждет и другая проблема – в столице господствуют западные торговые сети с многомиллионными годовыми оборотами. Более того – они нацелены на завоевание области, в Москве им уже тесно. Нам, конечно, тяжело тягаться с “раскрученными” брендами, отпечатавшимися в сознании людей при помощи агрессивной рекламной политики. Поэтому к “московскому походу” необходимо готовиться, понадобятся капиталовложения, кредиты. Словом, помощь нашего Сбербанка. Это плюс к тем услугам, которыми мы пользуемся сейчас: инкассации, расчётно-кассовому обслуживанию, системе “Клиент–Сбербанк”… Разрабатываем передовое направление в системе оплаты товаров – пластиковые карты. Ну и, соответственно, планируем в скором времени воспользоваться инвестиционным кредитованием. Будем надеяться, что все пойдет как задумано – и тогда мы откроем еще не один магазин.
Управляющий Коломенским отделением №1555 Мелихов Михаил Васильевич:
Коломенское отделение сотрудничает с ЗАО “Мособлпродукт” с момента создания этой организации. Первоначально, в 1998 году это было только расчетно-кассовое обслуживание клиента. Впоследствии предприятие стало активно использовать кредитные ресурсы для пополнения товарами торговых точек, а также приобретения современного оборудования во вновь открывающиеся или реконструируемые магазины. Банком был предложен наиболее оптимальный вид кредитования для торговли - овердрафтный кредит, который используется ЗАО “Мособлпродукт” с 1999 г. С целью обеспечения обслуживания покупателей на высоком уровне в открываемых современных супермаркетах установлены POS -терминалы, позволяющие принимать к оплате за товар пластиковые карты международных платежных систем. Большая сеть магазинов требует от руководства особого контроля за денежной наличностью и обеспечения ее сохранности при перевозках. Эти задачи решаются с помощью службы инкассации отделения. Кроме того, финансовый документооборот фирмы автоматизирован и осуществляется с использованием электронной системы “Клиент-Сбербанк”, что позволяет экономить время. Комплексное обслуживание ЗАО “Мособлпродукт” основано на взаимовыгодных партнерских отношениях, которые и в дальнейшем будут развиваться на базе внедрения новых банковских продуктов.
|