Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», октябрь-ноябрь 2002
Другие материалы номера:
Ровесники
Выигрывает покупатель - выигрывает продавец

От сельпо к супермаркетам

- Василий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как и когда зародился “Мособлпродукт”?

- В 1991 году, все начиналось как физкультурно–оздоровительный комплекс “Ева”, действующий, кстати, и поныне. Я работал в те времена тренером по теннису, была группа детей, которых необходимо было возить на соревнования. Средств на это не было. С целью заработать денег “Ева” и была создана. К сожалению, комплекс хоть и окупал себя, но прибыли не приносил. В результате появились новые заботы, но не деньги.

На волне бурно развивающегося “дикого” капитализма было решено открыть комиссионный магазин. Опыт имели мы тогда нулевой. Кредиты брать боялись - они были баснословно дорогие, а мы тогда чувствовали себя в бизнесе еще не очень уверенно.

Намучившись с комиссионкой, открыли продуктовый магазин. Торговля продуктами – более “оборотистый” бизнес, а в условиях постперестроечного дефицита – тем более. На прилавках ничего не залёживалось, а в холодильниках – не успевало охлаждаться.

Тогда же и взяли первый кредит в Сбербанке, как сейчас помню – на покупку сливочного масла. Ночей не спали – но деньги вернули. Осмелев, стали активней привлекать кредитные ресурсы, на небольшие сроки, максимум на три месяца.

На сегодняшний день компания “Мособлпродукт” это 15 магазинов в Коломне, 1 – в Рязани, и открывшийся совсем недавно, 10 октября, большой супермаркет в Москве – “Торг–сити”. В Коломне, в сфере розничной торговли продуктами питания, компания занимает лидирующее место. По словам В.Н.Родаева, это произошло во многом благодаря активной политике кредитования в Сбербанке, минимальным наценкам и использованию западного опыта. Структура “Мособлпродукта” на данный момент включает в себя не только торговые точки, но также и юридический, торговый и строительно-ремонтный отделы, штат инспекторов по качеству поступающих в магазины сети продуктов, физкультурно-оздоровительный комплекс, мясной цех полуфабрикатов, кондитерский цех, транспортный отдел и собственную службу безопасности.

- Цивилизованная торговля вообще и супермаркеты в частности, всё это пришло к нам совсем недавно. Не возникают ли в этой связи трудностей из-за особенностей российского менталитета?

- Безусловно, трудностей хватает. Магазины самообслуживания в советское время не имели достаточного распространения, поэтому человеку, впервые попавшему в такого рода магазин, зачастую трудно совладать с соблазном что-либо “стащить”. Я бы не стал утверждать, что это особенность только российского менталитета, в той или иной степени похожая ситуация существует везде в мире. И везде в мире с этим более-менее успешно борются. Бороться намерены и мы.

Что же касается деловых сторон российской торговли… У нас любую проводящуюся акцию необходимо контролировать до самых мелочей, иначе она будет загублена самими исполнителями на корню. Бывали случаи: мы объявляли о скидках на какие-то виды товара, а на местах продавцы игнорировали это, и продавали по прежним, более высоким ценам.

Хочу ещё отметить, что я являюсь непримиримым врагом прилавочной торговли, ведь это же позавчерашний день! Дело в том, что в магазинах самообслуживания от сотрудников, от “человеческого фактора” зависит намного меньше, нежели в условиях традиционной торговли. Там если не вышла по какой-либо причине продавщица на работу, то всё, отдел стоит, пока ей не найдут замену. В супермаркете, при аналогичной ситуации, будет лишь несколько хуже разложен товар, не более того. Работают не столько люди, сколько система.

- Как вы находите поставщиков?

- Мы активно участвуем в разного рода специализированных выставках, как в Москве, так и в других регионах. И надо сказать, в основном не мы, а нас ищут поставщики, и нам есть уже из кого выбирать. Сейчас нам возят свою продукцию более двухсот предприятий, 90% - из Москвы.

- Какова ваша стратегия по завоеванию рынка и была ли она первоначально?

- Первоначально, конечно, никакой стратегии не было, всё происходило спонтанно. Главное – охватить наибольший объём рынка. В Коломне мы лидеры, остальные часто повторяют все наши новации. Но рынок уже освоен, 15 магазинов – это предел. Откроешь ещё один – и они сами начнут конкурировать друг с другом, а не с другими розничными сетями. Пробовали выйти в Рязань, открыли магазин, но столкнулись с проблемой низкой платёжеспособности населения.

И вот наша первая ласточка – супермаркет “Торг–сити” в Москве (Симферопольский б-р, д.22, корп.2), где всегда в наличии 10 000 наименований товара. В нём имеется свой собственный мясной цех по производству полуфабрикатов. Социально значимый набор продуктов по стоимости несколько меньше, чем у магазинов других торговых сетей этого класса. Планируем открыть свою сеть в Москве, и в этом смысле “Торг–сити” - пилотный проект. Если Сбербанку эта идея придётся по вкусу, появятся инвесторы, источники финансирования – мы будем в Москве.

Хотя здесь нас ждет и другая проблема – в столице господствуют западные торговые сети с многомиллионными годовыми оборотами. Более того – они нацелены на завоевание области, в Москве им уже тесно. Нам, конечно, тяжело тягаться с “раскрученными” брендами, отпечатавшимися в сознании людей при помощи агрессивной рекламной политики. Поэтому к “московскому походу” необходимо готовиться, понадобятся капиталовложения, кредиты. Словом, помощь нашего Сбербанка. Это плюс к тем услугам, которыми мы пользуемся сейчас: инкассации, расчётно-кассовому обслуживанию, системе “Клиент–Сбербанк”… Разрабатываем передовое направление в системе оплаты товаров – пластиковые карты. Ну и, соответственно, планируем в скором времени воспользоваться инвестиционным кредитованием. Будем надеяться, что все пойдет как задумано – и тогда мы откроем еще не один магазин.

Управляющий Коломенским отделением №1555 Мелихов Михаил Васильевич:

Коломенское отделение сотрудничает с ЗАО “Мособлпродукт” с момента создания этой организации. Первоначально, в 1998 году это было только расчетно-кассовое обслуживание клиента. Впоследствии предприятие стало активно использовать кредитные ресурсы для пополнения товарами торговых точек, а также приобретения современного оборудования во вновь открывающиеся или реконструируемые магазины. Банком был предложен наиболее оптимальный вид кредитования для торговли - овердрафтный кредит, который используется ЗАО “Мособлпродукт” с 1999 г. С целью обеспечения обслуживания покупателей на высоком уровне в открываемых современных супермаркетах установлены POS -терминалы, позволяющие принимать к оплате за товар пластиковые карты международных платежных систем. Большая сеть магазинов требует от руководства особого контроля за денежной наличностью и обеспечения ее сохранности при перевозках. Эти задачи решаются с помощью службы инкассации отделения. Кроме того, финансовый документооборот фирмы автоматизирован и осуществляется с использованием электронной системы “Клиент-Сбербанк”, что позволяет экономить время. Комплексное обслуживание ЗАО “Мособлпродукт” основано на взаимовыгодных партнерских отношениях, которые и в дальнейшем будут развиваться на базе внедрения новых банковских продуктов.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100