|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Матрешных дел мастера
Тверское предприятие ООО «Луч» было создано в 1992 году. В то время это было небольшое предприятие, объединившее нескольких художников, владеющих искусством росписи матрешки. В основном делали традиционные для Тверского региона матрешки, ларцы и декоративную утварь. За несколько лет из небольшого коллектива художников предприятие превратилось в лидера отрасли народных художественных промыслов России. Сегодня на тверском предприятии трудится около ста человек. Образцы продукции, произведенной в Твери можно встретить в сувенирных салонах крупных городов России и многих стран мира. Постоянными клиентами предприятия стали подарочный фонд президента и такие известные предприятия как «Кристалл», «Вереск», ОАО ТД «ГУМ», АООТ «ЦУМ».
Матрешка традиционный русский сувенир. Самая распространенная часть багажа туристов, выезжающих из России. Но далеко не каждый знает, что раскрашенная фигурка, вырезанная из дерева, была очень распространенной игрушкой в дореволюционной России.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой. У нее внутри была спрятана кукла поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких фигурок было пять.
По подобию «заморских» мастер Василий Звёздочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их, нарисовав девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена так и появилась всеми любимая матрешка.
Появление в России матрешки в конце прошлого века не было случайным. В то время в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства.
В начале XX века большое влияние на тематику росписи оказало общее увлечение русской историей. С 1900 по 1910 год появились серии матрешек с изображением древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены матрешки «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. В качестве сюжетов матрешки росписи использовались и литературные произведения народные сказки и басни: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конек-Горбунок», «Квартет» и многие другие.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, характерным цветом и деталями костюма.
Изготовление матрешки процесс длительный и трудоемкий. Сначала берется деревянная заготовка, или, как ее называют специалисты, белье. Для того, чтобы в последствии на матрешке не потрескалась краска, дерево должно быть хорошо просушено. Вытачивается форма, шлифуется, и подготавливается к работе. Дальше за дело берутся художники. Рисунок может быть как сюжетом из сказки, пейзажем, архитектурным ансамблем, так и портретом заказчика. Сначала на матрешке выписывается лицо и сказочный сюжет, потом рисуется общий орнамент. После этого матрешка высыхает и покрывается лаком. Через две недели, кусок дерева превращается во всеми любимый сувенир.
За вековую историю технология изготовления матрешки не претерпела практически никаких изменений. Разве что для росписи, стали использоваться современные материалы, придающие изделию более привлекательный вид. Иногда для украшения матрешек используются бисер, стразы, золотая паталь, иногда краски, не требующие лакировки. Многие специалисты-искусствоведы считают, что, несмотря на сохранение исконно русских традиций в изготовлении, матрешка теряет свою первозданность, из простой народной игрушки превращаясь в дорогой коллекционный предмет.
Но время диктует свое. Появляется много нового и в технике росписи матрешки, и в сюжетах. Раньше рисунок был цветочным, сейчас он стал более интересным и сложным. Его первоисточник старинные русские костюмы, орнаменты и узоры. Изменениям подверглась и деревянная кукла. Она дает простор для творческой реализации художника. Новой тенденцией в производстве игрушек из дерева стали «танцующие» статуэтки. А последним новшеством в дизайне русской матрешки стала раскраска ее в национальные одежды народов стран Европы.
Отдельным направлением в народных промыслах становится производство эксклюзивных игрушек. Здесь художник дает волю своей фантазии и зачастую его работа украшает не только экспозиции на выставках, а находит достойное место в частных коллекциях ценителей русской культуры. Самые лучшие и наиболее талантливые работы художников ООО «Луч» были показаны на крупных выставках: Международной торговой выставке высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» (Германия, Франкфурт-на-Майне), Московской выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2004». Сейчас предприятие готовится к выставке в Италии. Если стоимость обычной матрешки колеблется от 80 до 800 рублей, то эксклюзивная работа с выставки может стоить в десятки раз больше. Шестидесятисантиметровая матрешка «Афанасий Никитин», состоящая из тридцати фигурок, со сценами путешествия купца за три моря, произведенная тверским предприятием «Луч», была оценена в сумму свыше 1300 долларов США. Приобрести ее захотели несколько крупных сувенирных салонов, находящихся в разных городах России.
Ежегодно объем рынка ремесленных изделий растет в разы. Только за последние четыре года объем продукции, выпускаемой ООО «Луч» вырос в 10 раз. В 1997 году предприятие стало партнером Тверского отделения Сбербанка России. Кредиты, выданные ООО «Луч», были потрачены на развитие увеличение объема выпускаемой продукции, разработку новых проектов и участие в крупных международных выставках. Тверское предприятие наладила регулярные оптовые поставки продукции от Москвы до Владивостока. Тверские матрешки можно увидеть в магазинах США, Дании, Франции, Германии, Греции, Южной Кореи, Вьетнама.
Предприятия народных художественных промыслов имеют ярко выраженную сезонность в реализации продукции. Это связано с большим притоком в Россию туристов с мая по октябрь. Объем заказов часто превышает предложение производителей сувенирной продукции. Зимой матрешки покупают коллекционеры, собирающие продукцию полюбившегося производителя целыми линейками. Народные умельцы радуются наконец в России возобновляются традиции коллекционирования обычными людьми произведений искусства. А только так можно назвать расписанную вручную маленькую цветную куколку.
Владимир Лавров
|