Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», май 2001
Другие материалы номера:
"Сплав": стратегия мирной жизни

Времени на раздумья нет!

Изначально на этом месте находился железоделательный завод, который в 1853 году преобразовывается в Песочинскую фаянсовую фабрику. Этот год на "Кировском стройфарфоре" считают годом рождения предприятия. В 1911 году фабрику выкупает знаменитый российский фарфорист М.С.Кузнецов. Хотя до этого он занимался только посудой, было решено выпускать на фабрике еще и сантехнику. Кузнецовская продукция пользуется огромной популярностью. В 30-е годы, во время подъема строительной индустрии, посуда отходит на второй план, уступая место сантехническим изделиям: унитазам, умывальникам и т.п. Это стало первым этапом становления производства в том виде, в котором мы наблюдаем его сейчас. Второй этап относится к 60-м годам. Тогда предприятие значительно расширилось и нарастило объемы выпускаемой продукции. В 80-е годы здесь выпускалось уже порядка 1,5 млн. штук санстройизделий. Большего объема производства никто в стране не имел. С этой точки зрения, предприятие является уникальным и по сей день.

Последние 12 лет коллективом "Стройфарфора" руководит генеральный директор Валерий Васильевич Михалев. На предприятии говорят, что именно благодаря этому обаятельному и жизнерадостному человеку удалось сберечь производство и отстоять ведущие позиции на рынке стройкерамики.

Сегодня немалая часть выпускаемой на заводе продукции поставляется за рубеж: в основном, в страны СНГ и Прибалтики. По мнению Валерия Васильевича, это знаковое явление, говорящее о конкурентоспособности продукции "Кировского стройфарфора". На этих рынках приходится спорить с польской, чешской сантехникой. Пока кировчанам удается выигрывать за счет более низких цен.

- Впрочем, мы предлагаем не только хорошие цены, - рассказывает В.В.Михалев. - наша основная задача - как можно полнее удовлетворить запросы потребителя. Это в буквальном смысле работа с индивидуальными заказами: надо умывальничек поменьше - пожалуйста, получите; хотите побольше - тоже пожалуйста, спроектируем и произведем. Тем самым мы завоевываем не только бюджетный сегмент рынка, но и тот, который включает эксклюзивную продукцию более высокой ценовой категории. Словом, в конце концов, все упирается, кроме цены и качества, еще и в ассортимент.

Известно, что крупные предприятия с трудом проходили этап перехода к рынку. Как решил эту проблему "Кировский стройфарфор"?

Вопрос, как жить, как развиваться дальше, стоял очень остро. Мы миновали середину 90-х с горящими, но почти пустыми печами. (Технологическая особенность производства состоит в том, что даже прекращая работу, мы не можем гасить печи. В противном случае они просто-напросто разрушаются.) Времени на раздумья нет - конкуренты рядом! Без нового оборудования, без модернизации производства настоящего прорыва на рынок мы бы не добились. Стали собирать средства на обновление предприятия: сначала, так сказать, "по копейке", а затем, с помощью Сбербанка, получили в свое распоряжение значительную сумму. Эти деньги, как и задумывалось, пошли на покупку современной итальянской печи фирмы "СИТИ". Как раз этот момент и стал тем самым ожидаемым рывком "на две ступеньки вверх". Взятые у Сбербанка и вложенные в производство 1,5 млн. долларов принесли свою пользу. Это был кредит, что называется, "к месту и вовремя". Кредит позволил нам подкопить собственных средств на то, чтобы модернизировать рабочие помещения, заменить покрытие полов, конвейеры, стенды, освещение.

Если коротко, то почему вы пошли за сотрудничеством именно в Сбербанк?

Мы шли туда за надежностью, и еще потому, что был опыт совместной работы и раньше. Это стало своеобразной гарантией и рекомендацией. Были и другие предложения: в частности, от ряда банков в Москве. Но мы предпочли работать с теми, кого знаем давно и хорошо - со Сбербанком. И вторая немаловажная причина - профессионализм работников. Они помогли нам в оформлении необходимого пакета документов.

А много времени после этого заняло переоборудование производства под новую печь?

Мы подписали контракт на поставку оборудования в конце декабря 1999 года. В феврале 2000 года открылась кредитная линия, и мы сделали первую проплату. А в ноябре уже запустили эту печь. Если бы мы взялись строить отечественную печь, то на это бы ушло года три. Все оборудование печи собирали своими силами под контролем специалистов из Италии. При этом даже умудрились удивить их разными техническими находками при монтаже.

Прошло полгода после запуска нового оборудования. Стоило того?

Честно скажу, мы очень довольны ее работой. Вот они в цеху стоят рядом - отечественная, старая, и итальянская. Посмотрите, какая разница! Кроме автоматического режима и всяких мелочей, которые облегчают работу, ее главное достоинство состоит в том, что потребление газа на единицу изделия в три раза меньше, чем у нашей печи. В три раза! Представляете, какая это экономия энергии и, соответственно, денег?! И потери от брака снизились на 5-6%. При массовом выпуске - это значительные суммы.

Мне думается, беда отечественной промышленности, особенно машиностроительной, заключается в том, что она совершенно не ориентируется в потребностях отраслей, которые делают продукцию для населения. Так было и раньше, и остается сейчас. Эту махину развернуть трудно, и вряд ли вообще возможно, если она сама не захочет повернуться. А для этого надо побороть собственную инертность и зашоренность.

Что представляет собой сегодня рынок российской стройкерамики и сантехники? И каков "удельный вес" продукции "Стройфарфора" на этом рынке?

За прошлый год всеми промышленными предприятиями России было выпущено 5 млн. санстройизделий. Из них 900 тысяч - наша, кировская продукция. В этом году, надеемся, выпустим 1 млн. 50 тыс. - благодаря новой печи, новым технологиям… И на будущий год у нас сохраняется резерв для наращивания производства. Конкуренция большая, предприятий схожего профиля по России сейчас немало: в Старом Осколе, в Самаре, в Свердловской области. Более того, появляются новые - например, в Чебоксарах. Мы все следим друг за другом, оцениваем темпы развития, замечаем новинки. Хотя, конечно, главное - не конкурента давить, а новые рынки сбыта находить. Поэтому мы принимаем участие практически во всех выставках, в том числе региональных, а также проводим исследования спроса.

А кто ваши основные конкуренты?

На уровне Европы - чехи. И, кстати, мне рассказали, что представители одной из крупных чешских фирм очень настойчиво выражали желание, чтобы им показали: кто такой Михалев, "наш главный русский конкурент". Раньше они много поставляли в Москву, много поставляли в Литву. А сейчас там предпочитают кировскую продукцию. Вот и хотят чешские друзья посмотреть, кто мы такие и как работаем. А мы просто работаем: цены ниже, а качество не хуже. Хотя, конечно, по некоторым позициям мы пока не дотягиваем до западных производителей: арматура отличается, другие кое-какие технические мелочи… А вот по дизайну, считаю, мы очень быстро прогрессируем и буквально наступаем чехам на пятки.

Кстати, по Вашему мнению, кто сейчас задает тон во внешнем виде изделий из керамики?

Традиционно в дизайне сантехники законодатели мод - итальянцы и немцы. На них ориентируются почти все. Это ясно видно на строительных выставках. А еще требования нам часто диктуют дилеры.

Дилеры?!

Именно! У "Стройфарфора" около 20 дилеров по всей России: от Владивостока до Краснодара. И у нас с ними работает, так называемая "обратная связь". Это когда представители из регионов приезжают и прямо говорят: вот на это изделие огромный спрос, вот это мало спрашивают, а вот это стоит определенным образом модернизировать. Такая система отношений с дилерами очень помогает в сбыте. Особое внимание мы в последние годы уделяем поставляемому сырью, чего раньше, в былые времена не делалось. Все это позитивно сказалось на отношении потребителей к нашей продукции.

Откуда сейчас "Стройфарфор" получает сырье?

В основном, с Украины. Вообще, честно говоря, с получением сырья возникают определенные проблемы. Есть у нас сырье, которое поступает с Урала, есть из Карелии, есть из Ростовской области… Но его недостаточно. Необходимо вкладывать деньги в разработку российских месторождений глины, которая, я уверен, не уступает украинской. Украина сегодня занялась своими месторождениями - и, пожалуйста, получает с этого прибыль в валюте.

Могло бы предприятие, подобное Вашему, вложить средства в разработку карьеров и развитие добывающих заводов?

Теоретически это возможно, и в мире, конечно, практикуется. Но для российского предприятия это было бы очень тяжело: требуются большие деньги, а мы только-только встаем на ноги. Хотя, наверное, со временем в таком проекте стоило бы поучаствовать.

Каким Вы, как руководитель, видите путь развития "Кировского стройфарфора" в ближайшем будущем?

В прошлом году мы вложили в производство 37 млн. рублей. В этом году в дальнейшую реконструкцию запланировано вложить еще около 30 млн. То есть производство планомерно расширяется. Самая главная и насущная наша задача сегодня - закупка и установка линии по производству облицовочной плитки. С ней мы планируем выйти на те же рынки России и зарубежья, где мы представлены сейчас своей стройкерамикой. Главное, уделять самое пристальное внимание качеству продукции. Тогда и спрос на нее будет. К сожалению, сегодня хорошего отечественного оборудования для осуществления этой задачи мы не видим. Приходится закупать у итальянцев - они лидеры в технологиях производства плитки. Если мы хотим добиться хорошего европейского уровня - это необходимо и неизбежно.

Дорогостоящий проект?

Это обойдется примерно в 2,5-3 млн. долларов. Нами уже продуман весь бизнес-план этого проекта, у нас есть хорошее помещение. Теперь остается уточнить со Сбербанком финансовые детали этого вопроса, поскольку именно Сбербанк России предполагается нами как главный кредитор. Впрочем, у нас даже сомнений не возникало, с кем работать над этим проектом.

Мне кажется, Сбербанк и "Стройфарфор" доказали друг другу, что можно отлично работать вместе: мы развиваем производство, банк помогает нам в этом и сам не остается внакладе. И польза от этого не только для нас, а для отечественной промышленности и отечественного потребителя.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100