|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Не уронить "Факел Бирмингема"
- В развитии Коломны реки всегда играли особую роль, - говорит В.Я.Алексеев. - Речные пути связывают Москву и Подмосковье с другими российскими областями. Собственно говоря, в древности люди и облюбовали это место из-за удобного положения с точки зрения торговли и сообщений. И возник город - на берегу сразу трех рек: Коломенки, Москвы-реки и Оки.
- При таком значении рек, видимо, велика и роль речного флота?
- Да, это естественно. Как вы понимаете, грузы по реке - естественному транспортному пути - перевозились всегда. В принципе, с течением времени потребность в услугах речников ни только не ослабевает, а скорее даже растет. Доказательством тому служит постоянное увеличение количества единиц нашего флота. Даже изменения нашего официального названия говорят о многом. Судите сами: до 1975 года здесь была пристань "Коломна", затем специальным указом правительства, мы были переименованы в порт. В этом одновременно было и признание заслуг тех, кто здесь работал, и оказание доверия тем, кто продолжает дело. Ну, а потом, в 1994-м, мы решили полностью положиться на свои силы, провели приватизацию и образовали акционерное общество открытого типа "Порт Коломна". А вообще, датой основания Московского речного пароходства и "Порта Коломна" принято считать 17 мая 1858 года, когда пароход "Москва" совершил первый рейс от Москвы до Коломны. Сейчас под моим руководством находятся более семисот человек, а вместе с Рязанской судоходной компанией, с которой мы объединились - и все девятьсот!
- Объединение такого рода говорит о далеко идущих планах вашего порта?
- Планы у нас есть. Есть и реальные дела: в прошлом году, например, "Порт Коломна" прибрел Озёрский горнопромышленный комбинат, а также еще несколько промышленных структур. Словом, мы исходим из того, что нельзя терять рынок, упускать из-под контроля свой сектор услуг. Ведь в условиях жёсткой конкуренции сохранение влияния позволяет держать необходимые объёмы, давать людям работу, получать прибыль.
- За счет чего удается выжить и обойти конкурентов?
- На сегодня "Порт Коломна" наиболее крупное речное транспортное предприятие в Юго-восточном регионе Московского края. Так как объёмы перевозок у нас очень большие, то себестоимость, естественно, ниже. За счёт этого нам удается выживать в конкурентной борьбе. Кроме того, ремонтных доков в Москве нет, а флота много - и на Москве-реке, и на Оке. Так что мы со своими доками занимаем определенную нишу, оказывая необходимые услуги по ремонту флота. К нам в порт приходят суда и с Вятки, и с Дона, и с Печоры Законы рынка везде одинаковы и просты - качество должно быть выше, а цены - ниже: И мы рады, что наш деловой подход к работе был отмечен в 1995 году специальной международной наградой "Факел Бирмингема", учрежденной фондом "People to people", во главе которого стоит действующий президент США Билл Клинтон. Этот фонд награждает предприятия, добившиеся значительных успехов в условиях экономики переходного периода.
- А на каком этапе реформ руководство порта осознало, что пора искать новые способы ведения дел и что, действительно, необходимо не упустить свой сектор услуг из-под контроля?
- Да в принципе, это ощущение было с самого начала реформ. Просто того, что маркетинг или, как мы говорим, искусство продажи определяет половину успеха, и нужно видеть, предугадывать требования рынка, не расходилось у нас с делом.
- Каким образом появилась идея приобретения горно-обогатительного комбината?
- Для нас это естественное расширение грузовой базы. Раньше мы перевозили чужой щебень - сейчас свой. На комбинате есть карьер, есть камнерезное производство. Сейчас туда из Москвы приехали инвесторы: необходимо поднимать производство на новый уровень, а для этого надо сменить изношенное оборудование. Ведь сегодня стандартов мы должны придерживаться европейских, международных. И если нарезанный нами камень не попадает под эти стандарты, то его и покупать никто не будет. Если только не захочет потом напильником самостоятельно доводить до нужных размеров.
- А, кстати, Владимир Яковлевич, касательно европейских стандартов, насколько удается соответствовать?
- Как судоходное предприятие, я полагаю, мы на вполне достойном уровне относительно тех государств, где есть судоходство: Китай, Франция, Германия. Я был в этих странах с деловыми поездками, смотрел, сравнивал, и теперь с уверенностью могу сказать, что наш порт находится в неплохом положении: производительность высокая, хорошая выработка на одного работника. Порт работает круглосуточно, без выходных - люди на самом деле готовы трудиться и зарабатывать. Правда, в отличие от упомянутых стран, навигация у нас длится не круглогодично, а в зависимости от погодных условий.
- Интересно узнать, а как удается получать прибыль в период между навигациями?
- Зимой мы занимаемся реализацией тех грузов, которые мы перевозили и заготавливали в период навигации, песок, щебень, в основном. У нас получается круглогодичный цикл работ. Это во-первых. А во-вторых, люди за время навигации нарабатывают кроме отпуска ещё и отгулы - порядка 40-70 дней - и отдыхают. Затем ремонт - около месяца, - и опять началась навигация. Возвращаясь к финансовой стороне вопроса, скажу, что периодически для поддержания темпов развития мы прибегаем к кредитам: берем их у нашего родного Коломенского отделения Сбербанка. Эти средства особенно пригодятся нам сейчас, когда мы озабочены тем, чтобы удержать и расширить свой сектор. Дело в том, что мы выиграли тендер на земельный участок в районе пересечения Москва-реки с МКАД, и теперь возводим там терминал по перевалке грузов с закладкой на зимнее хранение. Короче говоря, объёмы увеличиваются, и усиливается необходимость закрепляться в Москве. Поэтому кредиты очень нужны, и проблем по этому поводу у порта с банком не возникает: благо у нас практически безупречная кредитная история, и есть что закладывать - реальные активы, а не какой-то воздух. Так что, к нам, конечно, в некотором смысле особое отношение со стороны Коломенского отделения. К нам, к Мостотряду и может ещё к паре по-настоящему сильных предприятий. Однако, хочу сказать, бывает так, что кредит нужен очень быстро - в течение недели, даже трех дней. А оформление документов отнимает много время. Хорошо бы, конечно, упростить эту процедуру, не в ущерб, конечно, делу, потому что кредитная история должна быть чистой, и никаких субъективных или объективных причин для оправдания нарушений договора не может быть. Если есть срок возврата - ты должен возвращать, точка. И для этого надо все просчитывать, чтобы всё было чисто.
- А какими еще услугами Сбербанка сейчас пользуется "Порт Коломна"? Наших читателей, судя по письмам, интересует, как все работает на практике.
- Мы используем различные предложения банка. Само собой, во-первых, рассчётно-кассовое обслуживание - и с этим нет никаких проблем, все вовремя и точно. Кроме того, мы работаем с векселями - берём их у наших клиентов в качестве платежного средства. Конечно, когда мы гасим векселя, то что-то теряется от номинала, но, в целом, система достаточно безопасна - и для нас, и для банка. На пластиковые карты, правда, переходить пока не планируем, но такова специфика работы: зарплату у нас на весь экипаж получают капитаны и затем выдают по журналу. А вообще, я считаю, что Сбербанк должен сейчас как можно активнее укреплять завоеванные позиции и выходить на международный уровень, поскольку иностранные банки в Россию ведь когда-нибудь да и допустят. И Сбербанк обязан составить достойную конкуренцию мировым банкам.
|