Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», май 2000
Другие материалы номера:
Жостово: в одном ряду с Третьяковкой

Не уронить "Факел Бирмингема"

- В развитии Коломны реки всегда играли особую роль, - говорит В.Я.Алексеев. - Речные пути связывают Москву и Подмосковье с другими российскими областями. Собственно говоря, в древности люди и облюбовали это место из-за удобного положения с точки зрения торговли и сообщений. И возник город - на берегу сразу трех рек: Коломенки, Москвы-реки и Оки.

- При таком значении рек, видимо, велика и роль речного флота?

- Да, это естественно. Как вы понимаете, грузы по реке - естественному транспортному пути - перевозились всегда. В принципе, с течением времени потребность в услугах речников ни только не ослабевает, а скорее даже растет. Доказательством тому служит постоянное увеличение количества единиц нашего флота. Даже изменения нашего официального названия говорят о многом. Судите сами: до 1975 года здесь была пристань "Коломна", затем специальным указом правительства, мы были переименованы в порт. В этом одновременно было и признание заслуг тех, кто здесь работал, и оказание доверия тем, кто продолжает дело. Ну, а потом, в 1994-м, мы решили полностью положиться на свои силы, провели приватизацию и образовали акционерное общество открытого типа "Порт Коломна". А вообще, датой основания Московского речного пароходства и "Порта Коломна" принято считать 17 мая 1858 года, когда пароход "Москва" совершил первый рейс от Москвы до Коломны. Сейчас под моим руководством находятся более семисот человек, а вместе с Рязанской судоходной компанией, с которой мы объединились - и все девятьсот!

- Объединение такого рода говорит о далеко идущих планах вашего порта?

- Планы у нас есть. Есть и реальные дела: в прошлом году, например, "Порт Коломна" прибрел Озёрский горнопромышленный комбинат, а также еще несколько промышленных структур. Словом, мы исходим из того, что нельзя терять рынок, упускать из-под контроля свой сектор услуг. Ведь в условиях жёсткой конкуренции сохранение влияния позволяет держать необходимые объёмы, давать людям работу, получать прибыль.

- За счет чего удается выжить и обойти конкурентов?

- На сегодня "Порт Коломна" наиболее крупное речное транспортное предприятие в Юго-восточном регионе Московского края. Так как объёмы перевозок у нас очень большие, то себестоимость, естественно, ниже. За счёт этого нам удается выживать в конкурентной борьбе. Кроме того, ремонтных доков в Москве нет, а флота много - и на Москве-реке, и на Оке. Так что мы со своими доками занимаем определенную нишу, оказывая необходимые услуги по ремонту флота. К нам в порт приходят суда и с Вятки, и с Дона, и с Печоры Законы рынка везде одинаковы и просты - качество должно быть выше, а цены - ниже: И мы рады, что наш деловой подход к работе был отмечен в 1995 году специальной международной наградой "Факел Бирмингема", учрежденной фондом "People to people", во главе которого стоит действующий президент США Билл Клинтон. Этот фонд награждает предприятия, добившиеся значительных успехов в условиях экономики переходного периода.

- А на каком этапе реформ руководство порта осознало, что пора искать новые способы ведения дел и что, действительно, необходимо не упустить свой сектор услуг из-под контроля?

- Да в принципе, это ощущение было с самого начала реформ. Просто того, что маркетинг или, как мы говорим, искусство продажи определяет половину успеха, и нужно видеть, предугадывать требования рынка, не расходилось у нас с делом.

- Каким образом появилась идея приобретения горно-обогатительного комбината?

- Для нас это естественное расширение грузовой базы. Раньше мы перевозили чужой щебень - сейчас свой. На комбинате есть карьер, есть камнерезное производство. Сейчас туда из Москвы приехали инвесторы: необходимо поднимать производство на новый уровень, а для этого надо сменить изношенное оборудование. Ведь сегодня стандартов мы должны придерживаться европейских, международных. И если нарезанный нами камень не попадает под эти стандарты, то его и покупать никто не будет. Если только не захочет потом напильником самостоятельно доводить до нужных размеров.

- А, кстати, Владимир Яковлевич, касательно европейских стандартов, насколько удается соответствовать?

- Как судоходное предприятие, я полагаю, мы на вполне достойном уровне относительно тех государств, где есть судоходство: Китай, Франция, Германия. Я был в этих странах с деловыми поездками, смотрел, сравнивал, и теперь с уверенностью могу сказать, что наш порт находится в неплохом положении: производительность высокая, хорошая выработка на одного работника. Порт работает круглосуточно, без выходных - люди на самом деле готовы трудиться и зарабатывать. Правда, в отличие от упомянутых стран, навигация у нас длится не круглогодично, а в зависимости от погодных условий.

- Интересно узнать, а как удается получать прибыль в период между навигациями?

- Зимой мы занимаемся реализацией тех грузов, которые мы перевозили и заготавливали в период навигации, песок, щебень, в основном. У нас получается круглогодичный цикл работ. Это во-первых. А во-вторых, люди за время навигации нарабатывают кроме отпуска ещё и отгулы - порядка 40-70 дней - и отдыхают. Затем ремонт - около месяца, - и опять началась навигация. Возвращаясь к финансовой стороне вопроса, скажу, что периодически для поддержания темпов развития мы прибегаем к кредитам: берем их у нашего родного Коломенского отделения Сбербанка. Эти средства особенно пригодятся нам сейчас, когда мы озабочены тем, чтобы удержать и расширить свой сектор. Дело в том, что мы выиграли тендер на земельный участок в районе пересечения Москва-реки с МКАД, и теперь возводим там терминал по перевалке грузов с закладкой на зимнее хранение. Короче говоря, объёмы увеличиваются, и усиливается необходимость закрепляться в Москве. Поэтому кредиты очень нужны, и проблем по этому поводу у порта с банком не возникает: благо у нас практически безупречная кредитная история, и есть что закладывать - реальные активы, а не какой-то воздух. Так что, к нам, конечно, в некотором смысле особое отношение со стороны Коломенского отделения. К нам, к Мостотряду и может ещё к паре по-настоящему сильных предприятий. Однако, хочу сказать, бывает так, что кредит нужен очень быстро - в течение недели, даже трех дней. А оформление документов отнимает много время. Хорошо бы, конечно, упростить эту процедуру, не в ущерб, конечно, делу, потому что кредитная история должна быть чистой, и никаких субъективных или объективных причин для оправдания нарушений договора не может быть. Если есть срок возврата - ты должен возвращать, точка. И для этого надо все просчитывать, чтобы всё было чисто.

- А какими еще услугами Сбербанка сейчас пользуется "Порт Коломна"? Наших читателей, судя по письмам, интересует, как все работает на практике.

- Мы используем различные предложения банка. Само собой, во-первых, рассчётно-кассовое обслуживание - и с этим нет никаких проблем, все вовремя и точно. Кроме того, мы работаем с векселями - берём их у наших клиентов в качестве платежного средства. Конечно, когда мы гасим векселя, то что-то теряется от номинала, но, в целом, система достаточно безопасна - и для нас, и для банка. На пластиковые карты, правда, переходить пока не планируем, но такова специфика работы: зарплату у нас на весь экипаж получают капитаны и затем выдают по журналу. А вообще, я считаю, что Сбербанк должен сейчас как можно активнее укреплять завоеванные позиции и выходить на международный уровень, поскольку иностранные банки в Россию ведь когда-нибудь да и допустят. И Сбербанк обязан составить достойную конкуренцию мировым банкам.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100