|
Другие материалы номера: |
|
|
|
|
Рост РОСТАРа
- На россиийском рынке нашим главным соперником является шведская компания PLM - один из общепризнанных лидеров по производству алюминиевых банок для напитков. Вообще в этой области в мире работают 4 основные компании: American National Can, Carnaut Metal Box, Continental Can Europe и PLM, которые владеют по всему земному шару более чем 200-ми заводами, выпускающими алюминиевые банки. Дело в том, что технологически это очень сложное производство, и, как правило, независимым компаниям слишком тяжело его освоить в одиночку, поэтому они заключают контракты по технической поддержке с одной из четырех ведущих компаний. Четверка лидеров, среди которых и наш конкурент PLM, имеют глобальные контракты с Pepsico, c Coca-Cola, с производителями известных марок пива, поэтому независимым компаниям очень трудно прорваться на рынок.
- Но РОСТАР устоял в конкурентной борьбе и в короткий срок завоевал на российском рынке сильные позиции. Каковы секреты успеха?
- Сейчас в стране действуют 20 основных предприятий-потребителей банок, и 16 из них - наши клиенты. И не только потому, что мы предлагаем более низкие цены, а еще и потому, что наша продукция производится по новейшим технологиям, у нас высокое качество и хороший сервис. Поставки клиентам осуществляются по дневному графику с разбивкой по полдня, что достаточно редко встречается в практике российских производств. Если клиент хочет сделать банку с новым дизайном, то его разработка и согласование занимает обычно всего две-три недели. У нас есть свои дизайнерские студии в Москве и Дмитрове, макеты пересылаются по электронной почте и сразу же делаются соответствующие клише. На следующий день уже можно выпускать банки в новом оформлении. Недавно мы заключили серию контрактов, в том числе с компанией Pepsico, с ними у нас даже планируется совместный маркетинговый проект по исследованию и развитию рынка баночных напитков.
- Насколько сложно банкам выдерживать конкуренцию на рынке упаковки напитков, с теми же пластиковыми бутылками, к примеру?
- Пищевой пластик, который существует на сегодняшний день, не держит газ. Это значит, что компании, разливающие напиток, должны перегазировывать его с учетом этой особенности пластиковой тары. Но в перспективе, думается, основным нашим сектором будет пиво. Вообще банка является наилучшим видом упаковки для пива и безалкогольных напитков, потому что она не пропускает свет. Пиво, например, на свету портится. Если вы сделаете "слепой" тест, сравнивая вкус пива из зеленой бутылки и из коричневой, то выберете пиво из коричневой, а если будете так же вслепую выбирать пиво из коричневой бутылки и из банки, то выберете из банки. А в том, что у нас распространилось пренебрежительное отношение к баночному пиву, - виноваты недобросовестные импортеры, которые ввозят товар с истекшим сроком годности, а везут пиво в банках потому, что в машину их можно запихнуть в 2,5 раза больше, чем бутылок. Хорошо, что сейчас ситуация с импортом более или менее нормализовалось.
- Павел Васильевич, как ваша компания решает вопрос о продвижении продукции на рынок, ведь для отечественного потребителя алюминиевая банка еще недавно была непривычна?
- Конечно, нашей задачей является не только производство качественной продукции и ее своевременная поставка, не только установление добрых отношений с нашими заказчиками, поставщиками и персоналом, но и, что не менее важно, формирование спроса на наш товар. Нужно, чтобы конечному потребителю понравилось пить из банки. Ведь, например, в США один человек потребляет 400 банок в год, а в России - пока лишь порядка 5 банок в год. В той же Польше 3 года назад пиво в банках потребляли всего 7% покупателей, а сейчас - 35%, при том, что в бутылках - 30%, остальная доля потребления - в кегах. Впрочем, кеги делаются примерно по той же технологии, что и банки. В следующем году, надеюсь, мы увидим, как отношение людей к банке изменится к лучшему. Для нас это очень интересная и серьезная маркетинговая задача. Потому что, как мне видится, основных целей, по налаживанию партнерских отношений, мы достигли. Дальше будем поднимать рынок. Посмотрим, что получится.
- И кого можно назвать среди основных партнеров компании?
- РОСТАР работает напрямую с пивоварнями, такими как Carlsberg (с ее дочерней фирмой "Вена"), с "Браво" (пиво "Бочкарев") и т.д., с компаниями Pepsico и Coca-Cola. Кроме того, "РОСТАР-Холдинг" входит в состав промышленной группы "Сибирский алюминий", занимающейся добычей и переработкой этого металла. Кстати, добавлю, что производство собственно алюминиевой ленты для банок и крышек - это очень сложный процесс, в Европе сейчас только 2 компании делают ленту. В результате совместной работы РОСТАРа с Самарским металлургическим заводом, который тоже входит в группу "Сибирский алюминий", нам удалось создать особую технологию по улучшению качества ленты, для этого проекта были привлечены инвестиции, и в итоге мы получили качественную ленту. Теперь наши банки делаются из отечественного сырья.
- Но уровень качества мировой?
- Естественно, ведь мы стремились к нему! Уже на втором году своего существования завод РОСТАР получил сертификацию ISO 9002 - о соответствии европейским стандартам качества. Также мы прошли квалификационные проверки, аудит производства и менеджмента представителями многих международных производителей пива и безалкогольных напитков. А вообще, по мнению западных компаний-производителей, в России требования к качеству алюминиевых банок намного выше, чем в Америке или в Европе. Кстати, мы взяли на себя обязательства по сбору и вторичной переработке пустых банок в баночную ленту и дальше снова в банку. В этом проявляется наше стремление соблюдать все нормы, принятые в цивилизованном обществе.
- Павел Васильевич, в перспективе планируется дальнейшее развитие рынка баночных напитков?
- Конечно же. Будущее - за реальным сектором экономики. Хорошо, что Сбербанк вовремя увидел это и повернулся лицом к таким компаниям, как наша. На сегодняшний день цель нашей работы со Сбербанком - развитие инвестиционных проектов, и здесь мы начали с пополнения оборотных средств, своего рода первый шаг навстречу друг другу, чтобы убедиться во взаимной заинтересованности и продемонстрировать, что мы нормальная серьезная компания с долгосрочными планами, готовая осуществлять перспективные проекты. И в этом свете мы видим в лице Сбербанка надежного и понимающего партнера. Я уверен, что наша совместная работа будет успешной.
|