Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», декабрь 1999
Другие материалы номера:
Рост РОСТАРа

На красках мы не экономим!

- Что такое павловопосадская шаль? - рассказывает директор по маркетингу и сбыту Павловопосадской платочной мануфактуры Александр Владимирович Карташов. - Это определенный набор устоявшихся декоративных элементов, из них составляется та или иная композиция. Среди элементов: роза - иногда красная, иногда зеленая, иногда желтая, причем роза у каждого художника своя, исполненная присущим только ему почерком. Среди других элементов рисунка платка - так называемые "огурчики", они тоже могут исполняться по-разному, в зависимости от руки художника. Присутствуют также различного рода восточные орнаментальные мотивы. К авангардным решениям в оформлении мы относимся очень аккуратно, чтобы они не уходили слишком далеко от традиции.

Характерная особенность рисунка классического павловопосадского платка заключается в том, что он имеет центральную симметрию - создается рисунок одной четверти платка, который повторяется относительно центра. Со временем этот принцип развивается. Традиционный набор элементов сохраняется - розы и "огурчики", складывающиеся в букеты и орнаменты, - но рисунок (уже половины платка) повторяется относительно срединной линии или диагонали. Такая шаль позволяет расширить диапазон ее использования, то есть, сгибая по одной диагонали, можно получить одну композиция, а по другой - совершенно иную. А некоторые разработанные павловопосадскими художниками новые рисунки имеют еще более сложную композицию, где и симметрия уже с трудом улавливается - настолько все фантазийно закручено, - хотя элементы узора по-прежнему используются исключительно традиционные.

- Мы считаем, что самое главное для производства - это донести до потребителя всю прелесть первоначального авторского рисунка, показать его так, как задумано художником. - продолжает Александр Владимирович. - И здесь невозможно добиться успеха без совершенной техники. Нет ничего хорошего в использовании инструментов и оборудования прошлого века - ведь никто не захочет сегодня смотреть цветное телевидение по старому линзовому аппарату. Оборудование мы обновляем постоянно, и сейчас тоже производим переоснащение с помощью швейцарских, итальянских и немецких фирм. На сырье, красках, технике не экономим. Мы все современные люди, нам важно качество. А для того, чтобы получить высокий результат, нужно обеспечить художника всем необходимым, и по возможности, ни в чем его не ограничивать.

- А что, какие-то ограничения существуют?

- Раньше, еще лет 5 назад, говорили художникам: работайте, но чтобы в рисунке было максимум 8 цветов, потому что оборудование больше исполнить не сможет, да и красок или ещё чего-то нет… Сейчас таких преград практически не осталось. Существуют, конечно, определенные рамки, но они чаще всего связаны не с техническими возможностями производства, а с художественными традициями и вкусом. Иногда платок в 20 цветов выглядит не лучше платка в 8. Чтобы было понятно, приведу такой пример: платок выполнен художником в нашей традиции с оригинальным рисунком в 15 цветов, но успехом пользуется вариант этого рисунка в 8 красок, потому что такое решение больше отвечает сегодняшнему дню - гамма сближена, что и требуется для современной городской женщины. Первоначальный же вариант, выполненный в оригинальной пёстрой гамме, имеет спрос в глубинке, где люди ярко одеваются к праздникам. И все же очень хорошо, что ограничение по количеству цветов сегодня идет от самого художника, от его вкуса и самобытности, а не от техники и технологии.

Второе, к чему мы стремимся - красиво обработанный край. И сегодня появился целый ряд платков, где на смену традиционной шерстяной бахроме, приходит более тонкая и эффектная шелковая.

- Кстати, расскажите нам, пожалуйста, подробнее о вашей новой продукции.

- В течение двух последних лет мы расширили свой ассортимент за счёт мужских шарфов, которые пользуются большим спросом. В конце прошлого года отработаны мужские кашне, изготовлены первые шелковые платки. Знаете, ведь предприятие когда-то производило изделия из шерсти и из шёлка в равной пропорции. И только в советское время нам волевым решением оставили шерсть, а шёлк ушёл на другие предприятия. Теперь мы возрождаем старую традицию - будем выпускать шёлковые платки. Шёлк натуральный и привезён из Китая. Так что скоро наша коллекция значительно расширится.

- Известно, что павловопосадские платки неоднократно получали престижные награды на различных, в том числе и всемирных, выставках и фестивалях: Париж, Брюссель, Дамаск, Лейпциг… Недавний приз "За лучшую торговую марку 1994"…

- Ну, все старые заслуги перечислять не будем, а из последних наших достижений можно отметить диплом, который мы получили как финалисты Всероссийской программы-конкурса "100 лучших товаров". Также наши работы были представлены в Москве на выставке в ЦДХ на Крымском валу и отмечены дипломом лауреата российского национального приза "Виктория" в области дизайна. Совсем недавно в одной из своих коллекций Вячеслав Зайцев использовал нашу платочную ткань для создания своих моделей. Могу сказать, что такой ход очень распространен у многих модельеров и дизайнеров.

Значительная часть продукции Павловопосадской мануфактуры поставляется на экспорт, ведется поиск новых рынков сбыта - в 1999 году много было отправлено в Испанию, сейчас продолжаются переговоры с Норвегией и Англией. Павловопосадские платки уходят за границу разными путями: наши туристы везут их как замечательный подарок, в качестве элемента национального костюма много их покупают туркмены - как для своей республики, так и для Ирана…

- К нам часто приезжают дипломаты, их жены, приобретают для подарков… - делится своими наблюдениями директор по маркетингу и сбыту. - Им очень нравится, бывает, приглашают к себе в резиденцию, и мы везем целую коллекцию.

Сегодня Павловопосадская мануфактура производит широкий ассортимент чистошерстяной продукции - от роскошных огромных шалей с палитрой рисунка в 24 цвета до изделий более распространенных, таких, скажем, как небольшие платки или мужские шарфы… Все это разнообразие представлено в фирменном каталоге, который обновляется каждый год к началу сезона, по нему предприятие работает уже 5 лет. Его наличие свидетельствует о стабильности и перспективности павловопосадского производства - немногие фирмы на российском рынке могут сейчас работать по собственному каталогу.

- В месяц мы выпускаем порядка 70 тысяч платков, - вступает в разговор начальник отдела маркетинга Сергей Алексеевич Чукашов, - такой объем в основном обеспечивается за счет массового производства, коллекционные платки выпускаются в количестве не более 300-400 штук. Мы сейчас столкнулись с тем, что спрос на наши изделия целиком не удовлетворяется, поэтому срочно предпринимаем шаги по дополнительному набору людей. Правда, как оказалось, найти рабочих нужной квалификации весьма трудно. Поэтому мы активно ведем обучение кадров. И если раньше предприятие работало в одну смену, то теперь уже в две, а на некоторых участках - в три. В отличие от других предприятий, созданных на базе народных художественных промыслов, где многое можно сделать на дому, наша конечная продукция - плод работы всего коллектива: художник рисует на бумаге, колорист подбирает краски, соткать дома ткань практически невозможно, и так же невозможно в домашних условиях точно воспроизвести на ткани авторский рисунок во всех его деталях, которые существуют на бумаге, а потом провести длительный процесс отделки для того, чтобы изделие не линяло и не выгорало. Все это очень сложно, технологический цикл очень долгий. Художник делает рисунок 2 месяца, около месяца занимает производственный цикл. Таким образом, от замысла художника до прилавка проходит 3-4 месяца. Поэтому коллектив должен быть сплоченным, работать слаженно для достижения поставленной цели.

Художник рисует, затем его рисунок обсуждается на художественном совете, иногда делаются какие-то замечания - художнику необходимо прислушиваться к мнению своих коллег. Затем над рисунком работают колористы: сегодня есть возможность проиграть все возможные варианты на компьютере. Но компьютер для мастера - не более чем инструмент. Колористы подбирают примерно 10 вариантов, предлагают их на рассмотрение рабочей комиссии, которая выбирает наиболее удачные и направляет 4 варианта в производство. Затем готовые изделия внимательно изучаются, и решается, каким способом обрабатывать край и какому колориту отдать предпочтение. Как правило, проходит авторская гамма.

- Ну а помимо длительного процесса производства с какими еще проблемами приходится сталкиваться?

- Сейчас в России очень сложно стало с сырьем. Пока удается получать отечественную шерсть. Но нам еще требуется высококачественная хлопчатобумажная ткань платочной выработки, очень тонкая: ведь наше изделие должно быть одновременно плотным, чтобы на него можно было нанести рисунок без искажений, и легким, чтобы без труда драпировать платье или прическу. Что касается сбыта, торговые предприятия после августовского кризиса потянулись к российскому товару. Практически во всех областных центрах страны имеются магазины, куда мы осуществляем прямые поставки продукции, а также фирмы, с которыми мы заключили договор на поставку по каталогу. Со многими нашими клиентами мы осуществляем расчеты через Сбербанк России. Когда оба партнера держат счета в одном банке - это очень удобно. 3-4 года назад, когда Сбербанк активно стал работать с юридическими лицами, честно говоря, были сомнения в успехе замысла - ведь это не одно и то же: обслуживать большое количество физических лиц или корпоративных клиентов. Мы некоторое время выжидали, смотрели, работали с другими банками, но затем решили попробовать. Поскольку мы и сами экспортируем, и работаем с фирмами, которые занимаются экспортом, то у нас получается неплохое сотрудничество со Сбербанком в части экспортно-импортных сделок, и предоставляемые условия нас, в целом, устраивают.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100