Главная Поиск по сайту Карта сайта Обратная связь
 
«Время сбережений», апрель 2001
Другие материалы номера:
Наш хлеб - наш бизнес

Успехи тверских пивоваров

Четвертьвековой юбилей ОАО "Афанасий-пиво" - дата в какой-то мере условная. Пиво в Твери варили еще при князьях. В 1887 году австрийский подданный Эмиль Слатинский основал на тверской земле первый пивоваренный завод "Тверская Бавария". Пиво из Твери (Калинина) высоко ценилось знатоками и в XX веке. В 1976 г. в Калинине был построен новый пивоваренный завод, который в 1992 г. одним из первых в области был акционирован ( ЗАО "Тверь-пиво"). А в 1998 г. после коренной реконструкции производства было создано ОАО "Афанасий-пиво".

Максим Владиславович, откуда появилось название - "Афанасий"?

Появление этой марки окружено довольно любопытными обстоятельствами. Если вкратце, то в 1992 году в Жуковском должен был состояться авиапраздник. И специально к нему было решено выпустить особое тверское пиво. И после раздумий о том, с чем ассоциируется Тверь, пришли к мысли о легендарном русском путешественнике Афанасии Никитине, авторе знаменитого "Хождения за три моря". Так соединились море и воздух, стихии странствий.

Как выглядит среднестатистический потребитель пива "Афанасий"?

Мы проводили такие исследования. Это зрелый человек, семьянин, имеет детей, неплохую работу и зарплату. Само собой, это обобщенный портрет, поскольку "Афанасий" пьют, конечно, и молодые люди, и женщины, и холостяки… Но все же представление составить можно. Наше пиво не из дешевых, и мы ценим людей, которые делают выбор в пользу "Афанасия". За эти деньги мы гарантируем качество продукции. И покупатель это понимает. Думаю, пиво "Афанасий" занимает собственную нишу…

В какие емкости сейчас разливают "Афанасий"? Если не ошибаюсь, у вас есть своя фирменная бутылка?

Разливаем и в так называемую "народную тару" - 0,5 л, и в специальные сувенирные бутылки по 0,33л, граненые, со свинчивающейся крышкой. Фирменные бутылки, конечно, использовать накладно, но мы идем на это, чтобы поддерживать имидж компании. Такие бутылки выглядят красиво и необычно и хорошо запоминаются. Еще мы осуществляем разлив в кеги и в пластик по 1,5 л.

В жестяные банки не разливаете?

Пока нет. В будущем - посмотрим…

Сколько сейчас сортов пива "Афанасий" представлено на рынке?

Под торговой маркой "Афанасий" выпускаются: "Афанасий-Доброе"- светлое и темное, собственно "Афанасий"- тоже светлое и темное, "Афанасий-Тверское", и для ценителей крепкого пива - "Афанасий-Портер". Также наш завод выпускает пиво "Золотистое" и "Жигулевское", на этикетках которых тоже есть значок "Афанасий" - своего рода знак качества. А вообще, лучше делать меньше сортов.

Меньше?! Почему?

Конечно, на первый взгляд, парадоксально. Но на самом деле это хороший подход. Когда все усилия предприятия, в том числе и рекламные, направлены на один сорт, тогда они более эффективны. И возможность потеснить конкурентов увеличивается. Тому есть примеры. Хотя, думаю, на сегодняшнем российском рынке такой поступок вряд ли будет правильно оценен. Даже самими покупателями.

В какие регионы идет на продажу тверское пиво?

В Москву. Само собой, в Тверь. Затем Санкт-Петербург - но, конечно, в значительно меньшей степени. Кроме того, "Афанасий-Пиво" поставляет свою продукцию на региональные рынки в Сибирь, в Краснодарский край, в Сочи. На местах у нас есть свои отделы продаж, которые занимаются работой с розничной сетью. Кстати, мы единственные из всех пивных заводов, кто имеет филиал в Сочи. Там мы работаем в большей степени не ради прибыли, а опять-таки, как в случае с фирменной бутылкой, ради узнаваемости марки.

Судя по всему, в последнее время процент рынка, занимаемого пивом "Афанасий", растет. Этот рост не оказался для вас неожиданным?

Никакого удивления нет. Есть, скорее всего, радость, что наши прогнозы оказались верными. Нашим сотрудникам мы предлагаем руководствоваться пессимистическим прогнозом. Тогда оптимистическое развитие ситуации приносит больше уверенности в завтрашнем дне. Все зависит от людей и от удачи. По моим расчетам, в этом году мы даже превзойдем установленные планы. Мы долго к этому готовились, как говорится, "сани запрягали"… Теперь подходит время "быстро ехать".

Возможно, успех "Афанасия" объясняется еще и тем, что в течение всего прошлого года вами проводилась широкая рекламная кампания?

Да, мы формировали рынок для нашего пива. Как показывают исследования, известность нашей марки очень высокая - около 50% потребителей знают и узнают пиво "Афанасий". Главное, теперь к фактору известности приложить фактор запоминающегося вкуса. Мы улучшили технологию производства, специально подобрали сырье, тестировали вкусовые качества… Задача в том, чтобы покупатель попробовал один раз и остался доволен вкусом. И мы надеемся, что так и будет.

Обратимся к истории развития вашего предприятия. Какую роль в ней сыграл Сбербанк?

История наша непростая. Много разного случалось. Конкуренция на рынке пива сильна и не способствует спокойному планомерному экономическому росту. Приходится бороться, как боксер на ринге: падать и подниматься. Конечно, такая атмосфера - не лучшая для работы с кредитными учреждениями, потому что далеко не каждый банк был готов поверить в наши силы.

В свое время мы с большой радостью отметили, что Сбербанк повернулся от рынка ценных бумаг к реальному сектору экономики. И это был удачный момент для того, чтобы начать работать вместе. В то время и государством были созданы неплохие условия для использования кредитов. Начиная с 1995 года, мы работали с "короткими" кредитами: брали на небольшой срок, чтобы подпитывать производство. По сравнению с нашими оборотами, это были небольшие суммы. Но свою функцию эти кредиты выполняли.

И когда пришло время развиваться, появилась необходимость в инвестиционных кредитах?

Это иные суммы, иные условия, иная отдача. Не могу сказать, что работа по кредитам сразу пошла легко. Нам пришлось разбираться с механизмом работы Сбербанка в этом направлении, с особенностями их документооборота. Мы обратились в посредническую фирму, что несколько упростило ситуацию для нас. Наконец проблемы были решены, и кредит пошел. Причем было видно, что Сбербанк заинтересован в совместном с нами проекте, и на уровни Москвы, и в Тверском отделении.

Условия подошли?

Условия кредитования нас весьма устраивают. Именно поэтому ни с одним другим банком мы сейчас практически и не работаем. 90% наших оборотов идет через Сбербанк. Очень успешно идет работа по овердрафтным кредитам. Действует рассчетно-кассовое обслуживание.

И какие бы трудности "бумажного" характера не возникали, удобство и надежность остаются все равно. Так что мы, можно сказать, "довольные клиенты Сбербанка".

Как вы, Максим Владиславович, можете охарактеризовать работу Сбербанка в целом?

Положительно. Есть определенные замечания по поводу самостоятельности местных отделений, возможно, объединение отделений в составе Среднерусского банка окажет позитивное влияние. Мы сейчас - в числе самых крупных заемщиков Сбербанка. И этот факт во многих случаях упрощает решение различных проблем. А вот, думаю, небольшой компании в этом отношении не так легко. Хотелось бы, чтоб Сберегательный банк оказывал им больше поддержки. Хотя понятно, конечно, что коммерческий риск банка в работе с малым бизнесом у нас в стране очень велик. А вообще, еще раз хочу подчеркнуть мысль о необходимости делегировать еще больше полномочий руководству регионального отделения Сбербанка. Тем самым, у его работников появится дополнительная возможность к самореализации. Думаю, от этого будет только польза, в том числе и для развития местной экономики.

Сейчас в ближайших планах руководства "Афанасий-Пиво" - перевести предприятие в ранг крупнейших производителей, довести объем производства до 10 млн. дал в год. Для этого предпринята крупномасштабная реконструкция. Она завершится в 2001 г. Для ее проведения Сбербанком РФ выделен кредит в размере $ 7 млн., который на сегодня практически полностью освоен.

К началу лета мы запустим мощности, которые создаются и восстанавливаются на деньги Сбербанка, - делится планами М.В.Ларин. - Таким образом, будет в полной мере обеспечен сезонный спрос. Надеемся, что это даст нам вполне реальную возможность на равных конкурировать с крупнейшими российскими компаниями-производителями пива. Очень серьезное испытание для "Афанасия".

А те, кто работает сейчас на предприятии, готовы к прорыву? Есть видение общей цели?

Несомненно, создать корпоративный дух в коллективе из тысячи человек очень сложно. Но мы очень стремимся к тому, чтобы у наших сотрудников была и материальная, и моральная мотивация. Если хотите, вот моя философия производства: каждый работающий на предприятии "Афанасий-Пиво" должен знать, зачем он выполняет свою работу. Нельзя принуждать, надо убеждать: у человека должен быть смысл и стимул работать на своем месте.


   
Архив «Времени сбережений»
  1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год


дизайн и разработка © «Web-Мастерская»
  Rambler's Top100